72RS0019-01-2024-002106-26
№ 2-1600/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тобольск 17 июня 2024 года
Тобольский городской суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Гавриковой М.А.,
при ведении протокола секретарем Сергеевой Н.В.,
с участием представителя истца Рыбьяковой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильева Анатолия Николаевича к Отделению фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению периодов работы в стаж и перерасчету пенсии,
установил:
Васильев Анатолий Николаевич обратился в суд с иском к Отделению фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области и просит признать решение пенсионного органа незаконным и возложить обязанность произвести перерасчет пенсии с даты первичного назначения пенсии, с учетом повышенного отношения заработной платы 1,7%.
На иск поступили возражения.
В судебном заседании представитель истца Рыбьякова Н.Е. просила об удовлетворении иска.
Заслушав объяснения представителя истца, оценив обстоятельства дела, представленные истцом и истребованные судом доказательства, письменные возражения ответчика, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Положения, аналогичные части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях", ранее содержались и в пункте 2 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из приведенных нормативных положений следует, что:
1. При приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам;
разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно;
выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
2. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
4. В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 данного Закона, в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 данного Закона Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает липу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Согласно части 5 статьи 14 ФЗ "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, принимает меры по обеспечению полноты и достоверности сведений о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, а также иных периодах, засчитываемых в страховой стаж, величине индивидуального пенсионного коэффициента, учтенных в Пенсионном фонде Российской Федерации, в целях информирования застрахованного лица о предполагаемом размере страховой пенсии по старости, а также назначения страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что истец обратился с заявлением о перерасчете пенсии с даты первичного назначения пенсии (05.04.2005) с применением коэффициента 1,7 и дополнительного стажа.
Решением от 30.08.2021 и 20.05.2024 в перерасчете отказано.
Согласно ответу на запрос пенсионного органа страховой стаж Васильева А.Н. на 31.12.2001 составляет 27 лет 10 месяцев 08 дней, специальный суммарный стаж (МКС + Список №2) составляет 17 лет 04 месяца 08 дней (в том числе стаж работы в МКС - 03 года 00 месяцев 08 дней, Список №2 - 14 лет 04 месяца 00 дней, стаж работы в РКС отсутствует).
В силу пункта 6 части 1 статьи 32 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи настоящего Федерального закона.
По мнению пенсионного органа, поскольку стаж 17 лет 04 месяца 08 дней (МКС-Список 2), следовательно, не необходимых 20 лет (РКС) нет.
Вместе с тем, пенсионный орган не учел, что лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (часть 6).
Следовательно, если перевести стаж истца МКС - 03 года 00 месяцев 08 дней, в РКС то получится 2 года (РКС).
С учетом стажа по Списку № 2 (14 лет 04 месяца 00 дней) + стаж истца в районах Крайнего Севера (2 года) на 01.01.2002 составит более 16 лет (14+2 + месяцы и дни).
Согласно ч. 8 ст. 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в РКС и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в РКС и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных данным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Так, в силу Комментария к Федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (постатейного) (под ред. Л.И. Чижик) право на применение повышенного отношение заработков независимо от места жительства имеют лица, указанные в пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, а именно: мужчины, достигшие возраста 55 лет, и женщины по достижении возраста 50 лет, если они по состоянию на 31.12.2001: проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо 20 календарных лет в приравненных к ним местностях; имеют страховой стаж 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. При этом наличие двух названных условий по состоянию именно на 01.01.2002 является для установления права на применение повышенного отношения заработков обязательным. Требуемые 15 (20) лет могут состоять не только из периодов работы в северных районах, в них также могут включаться периоды работы, перечисленные в ст.12 Закона от 20.11.1990 № 340-1. При этом производится суммирование периодов работ по правилам ст.14 Закона от 20.11.90: «к работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона от 20.11.90», то есть те периоды работы в особых условиях труда (по Спискам № 1 и № 2), которые до 01.01.2002 предоставляли гражданину право на установление пенсии в связи с особыми условиями труда. Также сохраняется порядок преобразования каждого проработанного календарного года работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера (1 год МКС = 9 мес. КС).
Ни Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не содержат положения, что стаж в районах Крайнего Севера рассчитывается только для определения права, что нельзя при суммировании периодов работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с другими льготными периодами переводить этот стаж в стаж в районах Крайнего Севера.
Согласно пункту 7.2 статьи 22 Закона N 400-ФЗ, в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона. Указанный перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления соответствующего документа в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Закона N 400-ФЗ, страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Учитывая, что при назначении пенсии в 2005 году пенсионным органом неверно установлен стаж истца, пенсия назначена без учета повышенного отношения заработной платы 1,7, т.е. вина пенсионного органа в ненадлежащем назначении пенсии установлена, перерасчет подлежит с момента назначения пенсии.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление – удовлетворить.
Признать решения Отделения фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области от 30.08.2021 и 20.05.2024 - незаконным.
Возложить обязанность на Отделение фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области (ИНН №) произвести перерасчет страховой пенсии по старости Васильеву Анатолию Николаевичу (СНИЛС №) с даты первичного назначения пенсии - с 05.04.2005, с учетом применения в расчете размера пенсии максимально возможного повышенного отношения заработной платы 1,7.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд Тюменской области.
Судья М.А. Гаврикова
Мотивированное решение суда составлено 17.06.2024 года.