Дело № 2а-8131/2020 19 октября 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,
при секретаре Федосеевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Козак Сергея Владимировича к призывной комиссии МО МО № 65 Приморского района Санкт-Петербурга, ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Козак С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными решение призывной комиссии МО МО № 65 от 23.06.2020 г. о признании годным к военной службе и призыве на военную службу.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права административный истец просил обязать административного ответчика направить административного истца на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
В обоснование заявленных требований указано, что с оспариваемым решением административный истец не согласен, считает его незаконным, оспариваемое решение нарушает право административного истца на освобождение от призыва на военную службу.
При прохождении медицинского освидетельствования административный истец сообщал, что имеет документально подтвержденное заболевание <данные изъяты>
Данное заболевание является основанием для определения в отношении административного истца категории годности «В» - ограниченно годен к прохождению военной службы на основании п. «в» ст. 65 Расписания болезней.
Кроме того, у административного истца имеется квота от 15.07.2019 г., на проведение операции - <данные изъяты> в ФГБУ «РНИИТО им. Р.Р. Вредена». Данная квота относится к высокотехнологичной медицинской помощи, условием получения которой является наличие соответствующих медицинских показаний, означает, что указанное заболевание нуждается в обязательном лечении.
Вместе с тем данное заболевание, жалобы административного истца, представленные им медицинские документы были полностью проигнорированы административным ответчиком.
В отношении административного истца было принято решение об определении ему категории годности «Б» и призыве на военную службу.
При прохождении медицинского освидетельствования административный истец указывал на необходимость направления его на обследование в медицинское учреждение, предусмотренное пунктом 20 Положения о военно-врачебной экспертизе Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 г. № 565, для уточнения имеющегося у него диагноза, в чем административному истцу было отказано.
Административный истец Козак С.В., его представитель Прахов А.А., действующий на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали.
Определениями суда, занесенными в протокол предварительного судебного заседания 09.09.2020 г., к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга», в качестве заинтересованного лица привлечен врач-терапевт Военного комиссариата Приморского района г. Санкт-Петербурга Центра военно-врачебной экспертизы ФКУ «Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга» Бесеганич Александр Юрьевич (л.д. 92).
Административные ответчики призывная комиссия МО МО № 65 Приморского района Санкт-Петербурга, ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" в лице представителя Вознесенской О.Р., действующей на основании соответствующих доверенностей, диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явились, представитель административных ответчиков против удовлетворения иска возражала.
Заинтересованное лицо врач-терапевт Военного комиссариата Приморского района г. Санкт-Петербурга Центра военно-врачебной экспертизы ФКУ «Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга» Бесеганич А. Ю. в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал по доводам, указанным в письменном отзыве на административное исковое заявление, согласно которому административный истец был направлен в СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 114» ПО № 121 на обследование врачом-ортопедом, согласно заключению которого от 17.06.2020 г. установлен диагноз: <данные изъяты>, что соответствует п. «г» ст. 65 графы 1 Расписания болезней – Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 г. № 565, категории годности «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Согласно спискам диспансерного учета, предоставленным СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 114» ПО № 121 перед весенним призывом 2020 года указанного призывником в исковом заявлении заболевания тоже нет, имеется <данные изъяты>
В представленной призывником справке из ФГБУ «РНИИТО им. Р.Р. Вредена» от 09.04.2019 г. <данные изъяты> (л.д. 97-99).
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Основания и порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих урегулированы главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
- воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу ст. 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования, гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию. Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
На основании пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. 6 Положения).
В соответствии с пунктами 7 и 8 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 240 и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 года, не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); электрокардиографическое исследование.
В день обследования проводится измерение роста и массы тела. Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе II учетной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
В соответствии с пунктом 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Как следует из материалов дела, Козак С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., первоначально был принят на воинский учет 12.01.2012 г. военным комиссариатом города Волжский Волгоградской области, с 30.10.2017 г. состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата города Санкт-Петербурга по Приморскому району (л.д. 86).
В ходе медицинского освидетельствования в весенний призыв 2020 года Козак С.В. был осмотрен врачами-специалистами, были измерены рост, вес призывника (л.д. 87).
Административным истцом было представлено заключение ФГБУ «РНИИТО им. Р.Р. Вредена» по результатам МРТ от 01.04.2019 г., согласно которому имеются <данные изъяты> (л.д. 74-75).
Согласно консультативному заключению СПб ГБУЗ «Елизаветинская больница» от 09.04.2019 г. указан диагноз: <данные изъяты> <данные изъяты> (со слов) (л.д. 70).
Согласно консультативному заключению ФГБУ «РНИИТО им. Р.Р. Вредена» от 17.06.2019 г. указан диагноз: <данные изъяты> (л.д. 69).
Кроме того, в материалах дела имеется копия талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи ФГБУ «РНИИТО им. Р.Р. Вредена» от 15.07.2019 г., из которого усматривается, что Козак С.В. показана <данные изъяты> (л.д. 71-72).
Согласно заключению СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 114» от 16.10.2019 г. Козак С.В. в указанном учреждении наблюдается в связи со следующими заболеваниями: <данные изъяты><данные изъяты> (л.д. 61-62).
Указанные диагнозы подтверждаются выпиской из амбулаторной карты Козака С.В. из СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 114» за период с октября 2018 года по июнь 2020 года (л.д. 51).
31.10.2019 г. Козак С.В. был направлен на обследование в СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 114» в травмпункт, а также к ортопеду в связи с диагнозом – <данные изъяты> (л.д. 46).
Согласно медицинскому заключению СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 114» от 17.06.2020 г. установлен диагноз: <данные изъяты> (л.д. 46-47).
Согласно листу медицинского освидетельствования от 19.06.2020 г. административному истцу установлен диагноз: левосторонний сколиоз, повреждение вращательной манжеты левого плечевого сустава, функциональная недостаточность суставов первой степени без нарушения функции, продольное плоскостопие первой степени. В соответствии с п. «г» ст. 65, п. «д» ст. 66 графы 1 Расписания болезней - Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, административному истцу установлена категория годности - Б-3" - годен к военной службе с незначительными ограничениями (л.д. 44-45).
Согласно статье 65 графы 1 Расписания болезней - Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, к пункту "г" относятся хирургические болезни и поражения костей, крупных суставов, хрящей при наличии объективных данных без нарушения функций.
Согласно статье 66 графы 1 Расписания болезней - Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, к пункту "д" относятся болезни позвоночника и их последствия при наличии объективных данных без нарушения функций.
К пункту "д" относятся:
искривления позвоночника, в том числе остеохондропатический кифоз (конечная стадия заболевания), без нарушения функций;
изолированные явления деформирующего спондилеза и межпозвонкового остеохондроза без нарушения функций.
Указанным заболеваниям, предусмотренным п. «г» ст. 65, п. «д» ст. 66 графы 1 Расписания болезней, соответствует категория годности «Б-3».
По результатам медицинского освидетельствования административному истцу установлена категория годности "Б-3", основанием к чему явились данные осмотра заявителя при проведении мероприятий в весенний призыв 2020 года (л.д. 87).
По результатам медицинского освидетельствования врачами-специалистами не выявлено у административного истца каких-либо заболеваний, предусмотренных Расписанием болезней, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, позволяющих признать административного истца временно не годным, ограниченного годным к военной службе либо не годным к военной службе.
Решением призывной комиссии от 23 июня 2020 года, оформленным протоколом № 10, административный истец призван на военную службу (л.д. 88).
Возражая против законности решения о призыве на военную службу, административный истец указывал на то, что он имеет заболевание – нестабильность левого плечевого сустава, в силу чего подлежит применению п. «в» ст. 65 графы 1 Расписания болезней.
Согласно статье 65 графы 1 Расписания болезней - Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, к пункту «в» относятся хирургические болезни и поражения костей, крупных суставов, хрящей с незначительным нарушением функций, которым соответствует категория годности «В».
В данной статье указано, что пункту "в" относятся:
нестабильность крупного сустава, ключицы или надколенника с редкими (менее 3 раз в год) вывихами или неустойчивостью, определяемой клинически и с помощью методов лучевой диагностики;
остеомиелит с редкими (раз в 2 - 3 года) обострениями при отсутствии секвестральных полостей и секвестров;
стойкая контрактура одного из крупных суставов с незначительным ограничением амплитуды движений;
последствия повреждений (приобретенное удлинение) ахиллова сухожилия, связки надколенника и сухожилия двуглавой мышцы плеча с ослаблением активных движений в суставе.
Нестабильность крупного сустава, ключицы или надколенника должна быть подтверждена частыми (3 и более раза в год) вывихами, удостоверенными рентгенограммами до и после вправления и другими медицинскими документами или с помощью методов лучевой диагностики по одному из характерных признаков (костный дефект суставной поверхности лопатки или головки плечевой кости, отрыв суставной губы, дисплазия суставных концов костей и патологическая смещаемость суставных поверхностей).
После хирургического лечения нестабильности крупного сустава или надколенника освидетельствование проводится по пунктам "а", "б" или "в".
Как следует из содержания пункта «в» статьи 65 графы 1 Расписания болезней, обязательным условием для его применения является наличие незначительного нарушения функций.
Вместе с тем согласно медицинскому заключению СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 114» от 17.06.2020 г. имеющиеся у административного истца <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Кроме того, по данным СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 114», представленным в период весеннего призыва 2020 года, в списках диспансерного наблюдения Козак С.В. значится в связи со следующими заболеваниями - <данные изъяты> (л.д. 52).
Судом отклонятся довод административного истца о том, что он не был направлен на обследование в связи с указанным в административном исковом заявлении заболеванием, поскольку это опровергается материалами дела, из которых следует, что административный истец направлялся на дополнительное обследование в СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 114», которое им было завершено 17.06.2020 года.
Судом также отклоняется довод административного истца о том, что квалификация специалистов в поликлинике не достаточна по сравнению с ФГБУ «РНИИТО им. Р.Р. Вредена», административного истца следовало направить в другое учреждение, где врачи имеют более высокую квалификацию (л.д. 102-103).
Из материалов дела следует, что направление на обследование в СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 114» было выдано административному истцу 31.10.2019 г. (л.д. 46).
Согласно п. 2 распоряжения Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 01.10.2019 г. № 526-р "О государственных учреждениях здравоохранения, осуществляющих медицинское обследование и лечение призывников Санкт-Петербурга в октябре-декабре 2019 года" амбулаторное медицинское обследование (лечение) призывников Санкт-Петербурга проводится в государственных учреждениях здравоохранения по месту постоянного медицинского наблюдения, а также в городских диагностических консультативных центрах.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2020 г. № 168 "О призыве граждан Российской Федерации на территории Санкт-Петербурга на военную службу в апреле-июле 2020 года" Комитету по здравоохранению необходимо организовать проведение амбулаторного и (или) стационарного обследования (лечения) призывников в государственных учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга по направлениям призывных комиссий или военных комиссаров районов города Санкт-Петербурга военного комиссариата города Санкт-Петербурга.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что направление административного истца на амбулаторное обследование в связи с указанным в административном исковом заявлении заболеванием в СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 114» соответствует порядку медицинского освидетельствования.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Достоверных доказательств того, что у административного истца в период весеннего призыва 2020 года имелись заболевания, препятствующие призыву на военную службу, в материалы дела не представлено.
Для оценки указанных обстоятельств требуются специальные познания, которыми суд не обладает.
Административный истец заявил об отсутствии намерения заявлять ходатайство о проведении судебно-медицинской или военно-врачебной экспертизы (л.д. 103).
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что в порядке ст. 62 КАС РФ административный истец не доказал факт нарушения его прав оспариваемым решением призывной комиссии.
Суд приходит к выводу о том, что категория годности к военной службе в отношении Козак С.В. определена правильно, решение о призыве на военную службу, оформленное протоколом № 10 от 23.06.2020 года, является законным и обоснованным.
Таким образом, заявленные требования административного иска подлежат отклонению в полном объеме по причине отсутствия совокупности условий для их удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 62, 84, 177-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Козак Сергея Владимировича отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
Мотивированное решение суда изготовлено 23 октября 2020 года.
Судья Н.Ю. Петрова