Решение по делу № 2-1879/2012 от 04.04.2012

Дело № 2-1879/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2012 года

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Гуляевой О.Е.,

при секретаре Кожевниковой Л.Р.,

с участием заявителя Цыплякова В.В., его представителя адвоката Былева А.П., действующего на основании ордера от 23.05.2012 г., представителя заинтересованного лица Корзняковой О.О., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цыплякова В.В. о признании незаконным решение ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости,

у с т а н о в и л:

Цыпляков В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от Дата № в отношении земельного участка с кадастровым №, расположенного Адрес

В обоснование заявленных требований указал, что 26.12.2011 г. им подано заявление в орган кадастрового учета о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с приложением межевого плана от 23.12.2011 г. на земельный участок с кадастровым №, расположенный Адрес Дата решением ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» № отказано в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости по причине того, что уточнение площади не может превышать 10 % от декларативной площади участка, указанной в государственном кадастре недвижимости. Решение в указанной части считает незаконным, обосновывая требования п. 1 ч. 5 ст. 27 закона «О государственном кадастре недвижимости», ст. 33 ЗК РФ, решением Земского собрания Пермского района от 27.09.2006 г. № 395, просит требования удовлетворить.

Заявитель Цыпляков В.В. и его представитель адвокат Былев А.П., действующий на основании ордера от 23.05.2012 г. в судебном заседании требования поддерживают, подтвердили доводы изложенные в заявлении.

Определением суда от 23.05.2012 г., в порядке ст. 44 ГПК РФ, суд допустил замену заинтересованного лица ФБУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» на его процессуального правопреемника – филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Корзнякова О.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признает, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

По правилам ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов, которые могут быть оспорены в указанном порядке, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из материалов дела следует, что Цыплякову В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью ... га, разрешенное использование: для садоводства, расположенный Адрес что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от Дата. (л.д.17).

Из справки председателя правления СНТ «...» У..... от 23.04.2012 г., следует, что Цыпляков В.В., имеет садовый участок с Дата в СНТ «...» ... района. Участок с момента выделения находится в общих границах товарищества и не менял своей конфигурации, и соседних владельцев. По результатам проведенного Дата межевания, площадь составляет ... кв.м., границы согласованы всеми владельцами смежных участков, земля используется для целей садоводства, претензий к Цыплякову В.В. ни от кого не поступало. Изначально свидетельство о праве собственности на землю № от Дата на ... кв.м. выдавалось без выполнения об мерочных работ в натуре.

24.12.2011 г. кадастровым инженером по заданию заявителя подготовлен межевой план земельного участка с кадастровым № (л.д.6-15). В результате кадастровых работ площадь данного участка составила ... кв.м.

26.12.2011 г. заявителем в орган кадастрового учета подано заявление с просьбой осуществить государственный кадастровый учет изменений в отношении земельного участка с кадастровым № в связи с уточнением местоположения границ и площади участка, предоставлен в качестве документов оснований межевой план от 24.12.2011 г.

Дата решением отдела кадастрового учета ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» № (л.д.27-28) отказано заявителю в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости. Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что в результате кадастрового учета площадь уточняемого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре недвижимости требований (... кв.м.), больше площади, сведения о котором относительно этого участка содержаться в государственном кадастре недвижимости (... кв.м.), на величину более, чем 10 % площади (... кв.м.). Отказ мотивирован тем, что статьей 33 ЗК РФ и принятых в ее развитие нормативных правовых актов органов местного самоуправления установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель. На иные правоотношения, связанные с реализацией собственником своих прав по распоряжению, владению или пользованию земельными участками, включая и уточнение площади земельных участков, действие норм ст. 33 ЗК РФ не распространяются. Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1).

Земля и другие природные ресурсы являются особым объектом гражданского оборота. Гражданское законодательство распространяется на эти объекты в той мере, в какой вопросы их оборота не урегулированы законодательством о земле и других природных ресурсах.

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Таким законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, является Земельный кодекс Российской Федерации.

Пунктом 5 статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которого, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, которое осуществляется на условиях, установленными настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с п. 9 ст. 38 Закона о кадастре недвижимости, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

При этом фактическое пользование земельным участком означает отсутствие претензий по границе земельного участка со стороны собственников сопредельных территорий.

В силу п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости, при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если: в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Согласно ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Законом Пермской области от 02.09.2003 г. № 965-193 «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для садоводства, огородничества и дачного строительства: максимальный размер – 0,5 га.; минимальный размер – 0,06 га.

Решением Земского собрания Пермского района от 27.09.2006 г. № 395 минимальный размер земельного участка для предоставления гражданам в собственность для целей ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктах установлен в пределах 0,06 га (600 кв.м.).

Поскольку размер земельного участка истца после уточнения границ превышает размер земельного участка, отраженный в правоустанавливающем документе, на величину, не превышающую минимальный размер земельного участка, установленного законом Пермской области от 02.09.2003 г. № 965-193, следовательно, законные основания для отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости у ответчика отсутствовали.

Поскольку размер земельного участка истца после уточнения границ превышает размер земельного участка, отраженный в правоустанавливающем документе, на величину, не превышающую минимальный размер земельного участка, установленного решением Земского собрания Пермского района от 27.09.2006 года № 395, следовательно, законные основания для отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости у ответчика отсутствовали.

Суд не может согласиться с доводами ответчика, указанными в оспариваемом отказе, о том, что в данном случае не подлежат применению нормативные акты, принятые в пределах предоставленной компетенции уполномоченными органами субъекта РФ и местного самоуправления в части установления минимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, по мотиву того, что в сферу их правового регулирования не входят вопросы возможного увеличения границ земельного участка при осуществлении ГКУ его изменений, по следующим основаниям.

С учетом характера правовой нормы ст. 27 Закона о кадастре недвижимости, ее отсылки к иным нормативным актам исключительно в части определения допустимого размера земельного участка, ответчик при проведении государственного кадастрового учета изменений земельного участка не должен оценивать предмет регулирования нормативных актов публичных собственников, допустимость их применения в данной части определена ст. 27 Закона о кадастре недвижимости. Более того, каких-либо исключений из общего правила Закон Пермской области от 02.09.2003 г. № 965-193 в части установления допустимых предельных размеров земельных участков для определенного вида разрешенного использования не содержит.

При таких обстоятельствах, решение органа кадастрового учета об отказе во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка не может быть признано законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение отдела кадастрового учета ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» от Дата № об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым №, расположенного Адрес

Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» произвести кадастровый учет изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым №, расположенного Адрес

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: О.Е.Гуляева

2-1879/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Цыпляков В.В.
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
04.04.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2012Передача материалов судье
05.04.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2012Судебное заседание
30.05.2012Дело оформлено
30.05.2012Дело передано в архив
30.05.2012Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее