Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 октября 2021 года г. Черемхово
Черемховский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Шуняевой Н.А., при секретаре Петешевой К.Е., с участием помощника прокурора Невидимовой Ю.В., представителя административного истца Смирнова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1224/2021 по административному исковому заявлению МО МВД России «Черемховский» об установлении административного надзора в отношении Титова С.А.,
установил:
Межмуниципальный отдел МВД России «Черемховский» обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Титова С.А., указав, что ДД.ММ.ГГГГ из ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Иркутской области по отбытию срока наказания был освобожден Титов С.А. Титов С.А. был осуждён ДД.ММ.ГГГГ Тулунским городским судок Иркутской области по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Преступление, за которое был осуждён Титов С.А., совершено при особо опасном рецидиве преступления, что установлено приговором Тулунского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве обстоятельства, отягчающего наказание. Титов С.А. был освобожден из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, за совершение тяжкого преступления, в связи с чем, в силу ст. 86 УК РФ в настоящее время судимость у него не погашена, в установленном законом порядке не снята.
В связи с чем, административный истец просил установить административный надзор в отношении Титова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на 8 лет до погашения судимости в установленном законом порядке за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Установить в отношении Титова С.А. следующие административные ограничения: обязательная явка 2 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период времени с 22.00 до 06.00 часов ежедневно, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время; запретить выезд за пределы территории муниципального образования по месту жительства либо по месту пребывания, без разрешения орган внутренних дел.
Представитель административного истца МО МВД России «Черемховский» Смирнов С.В., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержал административный иск, настаивал на его удовлетворении.
Административный ответчик Титов С.А., будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, копию административного искового заявления получил. На основании ст. 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца МО МВД России «Черемховский» Смирнова С.В., исследовав материалы административного дела, учитывая заключение помощника прокурора Невидимовой Ю.В., полагавшей, что имеются основания для установления административного надзора и административных ограничений, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» целью административного надзора является установление системы правовых и организационных мер, направленных на предупреждение совершения преступлений вновь лицами, освобожденными из мест лишения свободы (ст.1).
Статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч.1 ст.3 ФЗ РФ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч.2 ст.3 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Титов С.А. осуждён Тулунским городским судом Иркутской области по ст. 158 ч. 3 п. «а» УК РФ к 2 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Преступление, за которое был осуждён Титов С.А., совершено при особо опасном рецидиве преступлений, что установлено приговором Тулунского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве обстоятельства, отягчающего наказание.
Титов С.А. ДД.ММ.ГГГГ освобожден из ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Иркутской области, что подтверждается справкой ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.86 УК РФ в настоящее время судимость Титова С.А. не погашена. В установленном законом порядке судимость не снята.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Титова С.А. был установлен административный надзор на 2 года и установлены административные ограничения: обязательная явка в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации два раза в месяц в установленные этим органом дни и время; запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; запрет выезда за пределы территории муниципального образования по месту жительства ил пребывания; запрет посещения мест общественного питания, а именно баров, ресторанов и других питейных заведений, в которых продается спиртное на розлив.
Апелляционным определением судебной коллегии Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Тулунского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено в связи с отказом ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН РФ по Иркутской области от заявленных требований к Титову С.А. об установлении административного надзора. Производство по административному делу по административному исковому заявлению ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН РФ по Иркутской области к Титову С.А. об установлении административного надзора прекращено.
По месту жительства Титов С.А. характеризуется удовлетворительно. Состоит на учете в ОВД по категории «формально подпадающий под административный надзор», неоднократно привлекался к уголовной ответственности, что подтверждается бытовой характеристикой начальника ОУУП и ПДН МО МВД России «Черемховский».
Поскольку преступление, за которое осужден Титов С.А., совершено им при особо опасном рецидиве, что установлено приговором Тулунского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в отношении Титова С.А. имеются основания для установления административного надзора и административных ограничений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор может быть установлен для лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Пунктом «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления) установлено, что судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В соответствии п. 1 ч.3 ст. 5 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. В связи с чем, срок административного надзора Титову С.А. подлежит исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Из п. 23 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» следует, что в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
Если лицо, в отношении которого установлен административный надзор в период его нахождения в исправительном учреждении, освобождено условно-досрочно либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания.
Согласно части 8 статьи 272 КАС РФ при установлении срока административного надзора за лицами, указанными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре, суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел, и вправе определить срок в пределах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона.
При обсуждении вопроса о продолжительности срока административного надзора за названными выше лицами суду надлежит учитывать сведения, характеризующие поведение административного ответчика в период и после отбывания наказания, его отношение к учебе и труду, характер совершенных им деяний и иные значимые для дела обстоятельства, что должно быть отражено в мотивировочной части решения.
Исходя из положений статьи 15 УК РФ, совершенное Титовым С.А. преступление, относится к категории тяжких.
Пунктом «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления) установлено, что судимость погашается в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Суд полагает необходимым установить Титову С.А. административный надзор сроком восемь лет, до окончания срока погашения судимости.
В соответствии ч.3 п. 1 ст. 5 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора Титову С.А. подлежит исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно положениям статьи 4 Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным (ч. 2).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
При этом, в силу пункта 4 части 1 статьи 4 Закона об административном надзоре одним из административных ограничений является запрет на выезд за установленные судом пределы территории.
Исходя из буквального толкования указанной нормы, суд должен установить территорию, за пределы которой запрещен выезд лицу, в отношении которого устанавливается административный надзор.
Указание в административном иске на установление административному ответчику ограничения в виде запрета на выезд за пределы муниципального образования по месту жительства либо пребывания без разрешения органа внутренних дел не соответствует положениям пункта 4 части 1 статьи 4 Закона об административном надзоре и является излишним, поскольку орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории, в связи с исключительными личными обстоятельствами в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 12 вышеназванного Федерального закона.
Принимая во внимание данные о личности суд, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» считает необходимым установить Титову С.А. следующие административные ограничения: обязательная явка 2 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения регистрации; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период времени с 22.00 до 06.00 часов, ежедневно, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время; запретить выезд за пределы территории муниципального образования «город Черемхово».
В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Тем самым ограничения, установленные Законом об административном надзоре, согласуются с положениями Конституции РФ, и подлежат применению в отношении определенной категории граждан, обладающими признаками повышенной опасности для общества.
Устанавливаемый судом перечень административных ограничений, установленных в отношении Титова С.А., чрезмерным не является и соответствует положениям ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.
В судебном заседании установлено, что Титов С.А. проживает по адресу: <адрес>.
Таким образом, осуществление административного надзора суд считает необходимым поручить органу внутренних дел по месту жительства Титова С.А., то есть МО МВД России «Черемховский».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 178-180, 272-273 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление МО МВД России «Черемховский» об установлении административного надзора в отношении Титова С.А. удовлетворить.
Установить в отношении Титова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, административный надзор на срок 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении Титова С.А. следующие административные ограничения: обязательная явка 2 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период времени с 22.00 до 06.00 часов, ежедневно, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время; запретить выезд за пределы муниципального образования «<адрес>».
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Титова С.А. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Административный надзор осуществлять межмуниципальному отделу МВД России «Черемховский».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом.
Судья: Н.А. Шуняева