Решение по делу № 2-32/2017 (2-4069/2016;) от 08.08.2016

Дело № 2-32/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,

при секретаре Юдине Д.И.,

с участием прокурора Павлова Д.П.,

истца А..,

представителя ответчика ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми и третьего лица ФСИН России – Ч..,

представителя третьего лица ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми – Ф..,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте

17 апреля 2017 года гражданское дело по исковому заявлению А. к федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Больница № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

А. обратился в суд с иском к ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей. В обоснование требований указывает, что с 2010 года по 2013 год отбывал наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, где в связи с ненадлежащей медицинской помощью приобрел заболевание «туберкулез». Факт некачественного оказания медицинской помощи в период его отбывания наказания подтвержден судебной медицинской экспертизой, проведенной в рамках гражданского дела № .... по иску А. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда. В связи с получением вышеперечисленного заболевания он несет моральные и физические страдания, ограничен в трудовой деятельности. Полагал, что поскольку лечение выявленного заболевания проходило в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, то из-за халатности и бездействия врачей данного учреждения ему также был причинен вред здоровью.

Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 28.02.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России.

Истец А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, подтвердив доводы, изложенные в иске. Считал, что вред его здоровью причинен не только в результате бездействия со стороны администрации ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, в виду несвоевременного выявления заболевания, но и со стороны медицинского персонала ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, где он проходил лечение.

Представитель ответчика ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми и третьего лица ФСИН России – Ч.., выступая в суде, исковые требования не признала, полагала, что вины медицинского учреждения в причинении истцу вреда здоровью не имеется. Кроме того, считала, что решением суда 19.01.2017 с ФСИН России уже взыскана компенсация морального вреда за причинение истцу вреда здоровья при указанных обстоятельствах, а потому основания для повторного взыскания компенсации отсутствуют.

Представитель третьего лица ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми Ф. в судебном заседании также полагала, что оснований для удовлетворений требований А. не имеется.

Ответчик Министерство финансов Российской Федерации, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило. В ранее представленном отзыве представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми Попова О.А. исковые требования не признала, подробно изложив свои возражения в письменном виде, просила рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.

По правилам статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, обозрев материалы гражданского дела № ...., заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УИК РФ) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

На основании ст. 1064 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ в случае, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» объектом неправомерных посягательств являются по общему правилу любые нематериальные блага (права на них) вне зависимости от того, поименованы ли они в законе и упоминается ли соответствующий способ их защиты.

Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. (пункт 2 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Судом установлено, что А. в период с 15.03.2010 по 10.11.2013 отбывал наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми.

Согласно заключению комиссионной судебной медицинской экспертизы № ...., проведенной ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в рамках гражданского дела № .... по иску А.. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда, следует, что у А. в период его нахождения в ФКУ ИК – 8 УФСИН России по Республике Коми с 2010 года по 2013 год диагностированы следующие заболевания: 16.03.2010 при прибытии в ФКУ ИК-8 УФСИН России: «ушиб мягких тканей лица, остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника, хронический бронхит»; «остеохондроз шейного отдела позвоночника, цервикалгия, умеренные мышечно-тонические проявления, умеренно выраженный болевой синдром» – при стационарном лечении в ОСУ ФКЛПУ-18 с 18.01.11 по 08.02.11; «закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, перелом левой скуловой кости с оперативным лечением, инфильтративный туберкулез S1 правового легкого, ГДУ 1А» – при стационарном лечении с 13.01.12 по 27.01.12 в ФКЛПУБ-18; «инфильтративный туберкулез правого легкого в фазе уплотнения, ГДУ 1А, МБТ (-)» – при стационарном лечении с 27.01.12 по 26.04.12 в туберкулезном отделении № 2 ФКЛПУ Б-18; «клиническое излечение инфильтративного туберкулеза легких с наличием больших остаточных изменений в виде интенсивных очагов в S1 правового легкого, ГДУ III - при стационарном лечении в туберкулезном отделении № 2 ФКЛПУ Б -18 с 28.05.14 по 18.06.14.

Причиной развития туберкулеза явился контакт с больным туберкулезом, нахождение в закрытом, плохо проветриваемом помещении, большая скученность людей, снижение иммунитета у истца в связи с длительным хроническим злоупотреблением алкоголем. Согласно Постановлению Правительства от 25.12.2001 № 892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» подследственные, содержащиеся в ИК в групповом порядке по эпидемиологическим показаниям подлежат профилактическим медицинским осмотрам 2 раза в год.

На основании представленной медицинской документации выявлено, что впервые изменения в легких у истца были выявлены при флюорографическом обследовании в конце 2010 года, а так же в 2011 году, при этом, истец фтизиатром осмотрен не был. Таким образом, временем возникновения туберкулезного процесса у А. возможно считать октябрь 2010 года. Лечение туберкулеза у истца начато в 2012 году, что говорит о несвоевременном оказании медицинской помощи в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (противотуберкулезная терапия назначена спустя год обнаружения изменений легких), что привело к развитию у истца инфильтративной формы туберкулеза.

Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 16 июня 2016 года, вынесенным по гражданскому делу № ...., с ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми в пользу А. взыскана компенсация морального вреда в размере 30000 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 19 января 2017 года вышеуказанное решение суда отменено, вынесено новое решение, которым взыскана в пользу А. с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны РФ компенсация морального вреда в размере 30000 рублей. В удовлетворении требований А. о взыскании компенсации морального вреда к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, Минфину РФ отказано.

Удовлетворяя исковые требования А.., судебная коллегия пришла к выводу о том, что ему была несвоевременно оказана медицинская помощь в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, что привело к развитию у истца инфильтративной формы туберкулеза. Из чего следует, что заявитель не получал своевременную всеобъемлющую, и эффективную медицинскую помощь в связи с его заболеванием в течение содержания в исправительном учреждении. Вследствие отсутствия своевременного адекватного лечения заявитель претерпевал нравственные и физические страдания.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно ч. 2 ст. 209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

На основании п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, согласно которой к федеральным органам исполнительной власти отнесена Федеральная служба исполнения наказаний.

В силу ч. 1 ст. 6 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами.

ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним учреждением на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах ( п. 1.7, п. 1.9 Устава ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми).

Согласно п. 4 ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.

В соответствии со ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005 утвержден Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу (далее по тексту - Порядок).

Согласно п. 8 Порядка организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья.

Пунктом 58 Порядка организации медицинской помощи также предусмотрено, что в сложных случаях установления и дифференциации диагноза заболевания и выработки тактики лечения больные осматриваются комиссионно или направляются на консультацию к врачам-специалистам. Для консультации привлекаются врачи-специалисты лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений УИС, а также врачи - специалисты ЛПУ муниципальной и государственной систем здравоохранения. Консультация врачами-специалистами может осуществляться в медицинской части Учреждения или в другом лечебном учреждении.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Абзацем 6 п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, определено, что функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренные на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенные на нее функций, осуществляет ФСИН России.

По смыслу приведенных норм, законодательства, по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) должностных лиц органов ФСИН России, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде, выступает ФСИН России, как главный распорядитель бюджетных средств.

Таким образом, с учетом положений ст. 1069 ГК РФ компенсация морального вреда за несвоевременную и ненадлежащую оказанную медицинскую помощь осужденным подлежит взысканию с ФСИН РФ.

Учитывая, что апелляционным определением Верховного суда Республики Коми от 19.01.2017 с ФСИН России в пользу истца А. уже была взыскана компенсация морального вреда за причинение вреда здоровью при указанных обстоятельствах, то оснований для повторного удовлетворения настоящих исковых требований А. у суда не имеется.

Отказывая в удовлетворении исковых требований А.., суд также исходит из того, что доказательств, свидетельствующих об оказании несвоевременной или некачественной медицинской помощи со стороны сотрудников ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, приведших к нарушению личных неимущественных прав истца, либо причинивших ему физические и нравственные страдания (вред), истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.

Напротив, как следует из заключения комиссионной судебной медицинской экспертизы № ...., проведенной ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в рамках гражданского дела № ...., противотуберкулезная терапия и обследование А. проведено на основании Приказа МЗ РФ от 21.03.2003 № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в РФ» и Приказа МЗ РФ от 29.12.2014 № 951н «Об утверждении методических рекомендации по совершенствованию диагностики и лечения туберкулеза органов дыхания». Проведенная терапия противотуберкулезными препаратами была эффективна, обследование пациента было проведено в полном объеме.

В связи с указанными обстоятельствами, суд полагает, что в удовлетворении исковых требований А. к ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований А. к федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Больница № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 24.04.2017.

Судья С. С. Логинов

2-32/2017 (2-4069/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ФКУ ИК-1 УФСИН РФ по РК (для вручения Арбузову Сергею Дмитриевичу)
Ответчики
ФКЛПУ Б-18 УФСИН ПО РК
Министерство финансов РФ
Другие
Федеральная служба исполнения наказаний России
ФКУ ИК-8 УФСИН по Республике Коми
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
08.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2016Передача материалов судье
12.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2016Предварительное судебное заседание
28.02.2017Производство по делу возобновлено
28.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2017Судебное заседание
17.04.2017Судебное заседание
24.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее