Решение по делу № 33-747/2018 от 26.01.2018


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Мархаев П.С.

дело № 33-747 пост.....

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 февраля 2018 года г.Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Нимаевой О.З.,

судей коллегии Круглова В.Г., Гимадеевой О.Л.

при секретаре Баторовой Д.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пудник А.А. к Администрации Муниципального образования городское поселение «Поселок Онохой» об обязании ликвидировать свалку мусора,

по апелляционной жалобе истца Пудник А.А. на решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 18 декабря 2018 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

заслушав доклад судьи Гимадеевой О.Л., выслушав истца Пудник А.А., представителя ответчика Правительства РБ Борсоева С.Ц., ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу и материалами дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Пудник А.А. обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования городское поселение «Поселок Онохой» об обязании ликвидировать свалку мусора, расположенную по адресу СНТ «Озерный» относительно ориентира земельного участка №... Заиграевского района Республики Бурятия.

Иск мотивирован тем, что рядом с земельным участком, принадлежащем истцу, расположена свалка мусора. В связи с чем, нарушены права истца. На обращение истца к ответчику об осуществлении ликвидации данной свалки, ответчик отказал в удовлетворении заявления. Также в предписании ответчик указал на необходимость собственнику земельного участка (истцу) ликвидировать свалку мусора в срок до 20 октября 2017 года.

Судом по собственной инициативе в качестве ответчика привлечено Правительство Республики Бурятия.

В судебном заседании истец Пудник А.А. просил иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика МО ГП «Поселок Онохой» Сорокина Л.В. просила в удовлетворении иска отказать. Указала, что в силу положений Федерального закона РФ №131- ФЗ на ответчика возложена обязанность участия в ликвидации свалок, доказательств того, что данная свалка находится на территории ответчика, не представлено. Так возле СНТ «Озерный» находится полоса отвода железной дороги, собственником данной полосы является Российская Федерация. Кроме того, ответчиком в 2016-2017 годах свалки мусора, расположенные в СНТ «Озерный» регулярно убирались, данные свалки образуются в результате жизнедеятельности граждан проживающих в СНТ «Озерный».

В судебное заседание представитель ответчика Правительства Республики Бурятия Борсоев С.Ц. не явился, в своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Районный суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец Пудник А.А. ставит вопрос об отмене решения. Указывает на то, что данное решение принято с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

В суде апелляционной инстанции истец Пудник А.А. поддержал доводы жалобы.

Представитель Правительства РБ по доверенности Борсоев С.Ц. не возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая, что решение суда принято законно и обоснованно.

Представитель ответчика Администрации МО ГП «Поселок Онохой», представитель третьего лица Бурприроднадзор РБ в зал суда не явились, надлежащим образом извещены.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.13 ФЗ от 24.06.1998 г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ-89) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным выше Федеральным законом.

В соответствии со ст.6 ФЗ-89 к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относит организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Статья 8 ФЗ-89 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

В соответствии с ч.1 ст.24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно п.4 ст.24.6 вышеуказанного Федерального закона юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. № 881 утверждены Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Распоряжением Правительства РБ от 10 апреля 2015 г. №217-р ликвидация свалок с созданием на их территории мест накопления отходов для последующей утилизации, обезвреживании и захоронения в 2015 – 2016 г.г. была возложена на администрации муниципальных образований в РБ.

Согласно ст. 4.1 Закона Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия», органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия осуществляют полномочия в области обращения с отходами в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно п. 1 ст. 24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

До настоящего времени региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в республике не выбран.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Пуднику А.А. принадлежит земельный участок № ... расположенный по адресу <...> Заиграевского района РБ. На данном земельном участке, согласно акта от 17.11.2017 г., составленного инспектором Бурприроднадзора, у забора с южной стороны территории прилегающей к <...> вблизи участка №... с кадастровым номером ... размещены твердые бытовые отходы на площади примерно 0,2 га, примерным объемом 1,5 куб.м. Значительная часть захламления территории происходит за счет полиэтиленовых пакетов, которые разлетаются на большой площади. Согласно письма инспектора Бурприроднадзора в указанном акте имеется опечатка на данном участке находятся твердые коммунальные отходы (далее по тексту ТКО), а не твердые бытовые отходы.

Согласно актов выполненных работ от 27.05.2016 г., 05.06.2017 г. АМОГП «Поселок Онохой» осуществлялись сбор, вывоз, складирование ТКО.

Отказывая в удовлетворении исковых требований об обязании администрации муниципального образования «Поселок Онохой» ликвидировать свалку мусора, суд первой инстанции указал на то, что в судебном заседании не представилось возможным установить находится ли вышеуказанная свалка мусора на территории АМОГП «Поселок Онохой» либо на территории принадлежащей РФ (полоса отвода железной дороги). Кроме того, суд указал, что истцом не доказано бездействие ответчика в ликвидации свалки.

Однако данные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Сброс отходов на почву запрещается.

В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Изменение месторасположения контейнерной площадки осуществляется при условии согласования такого изменения с органами местного самоуправления, оформляемого в виде согласительного документа.

В соответствии со ст.4.1 Закона Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» от 09.03.2010 г. №1254-IV органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия осуществляют полномочия в области обращения с отходами в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 8 и ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ГОСТ 30772-2001 (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 г. N 67-ст, дата введения 01.07.2002 года): - Собственник отходов: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение (п. 7.8). Примечание - Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Таким образом, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в границах муниципального образования.

Указанный земельный участок не передан кому-либо во владение и пользование (аренду), собственник отходов не установлен.

Таким образом, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, подлежала возложению именно на администрацию муниципального образования «поселок Онохой» - на территории которого находится свалка мусора.

При этом администрация муниципального образования «поселок Онохой» не представила в суд доказательств, подтверждающих надлежащую организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования.

Представленный ответчиком акты выполненных работ от 27.05.2016 года, от 05.06.2017 г. по ликвидации свалок на территории КС « Озерный» в МО ГП « Поселок Онохой» не опровергает доводы истца о наличии несанкционированной свалки ТКО, и не опровергает акт результатов планового (рейдового) осмотра, обследования государственного инспектора Республики Бурятия по охране природы Дармаева Б.А. от 17 ноября 2017 года, которым установлено место расположения твердых коммунальных отходов, а также объем и площадь их расположения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия признает необходимым решение суда первой инстанции, как принятое при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, при несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также как принятое с нарушением норм материального права, отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления Пудник А.А. об обязании администрации муниципального образования «Поселок Онохой» ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов.

Ликвидация свалок ТКО регулируется нормами Федерального закона «Об отходах производства и потребления » и нормами Федерального Закона «Об охране окружающей среды», из содержания которых следует, что к полномочиям органов местного самоуправления отнесены полномочия по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, расположенных на земельных участках, принадлежащих органам местного самоуправления либо на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Доводы ответчика об отсутствии у истца доказательств расположения свалок ТКО в границах муниципального образования, об отсутствии доказательств бездействия администрации МО ГП «Поселок Онохой» по ликвидации свалок, подлежат отклонению.

Так, в соответствии с предписанием главы МО ГП « Поселок Онохой» Е.А. Сорокина от 1 октября 2017 года, которое никем не оспорено, не отменено, истцу Пудник А.А. в срок до 20.10.2017 года необходимо ликвидировать свалку мусора около земельного участка №<...> в <...> с кадастровым номером .... В случае невыполнения предписания Пудник А.А. может быть привлечен к административной ответственности.

Принятие вышеуказанного предписания о ликвидации свалок не опровергает доводы иска о необходимости возложить обязанность ликвидировать свалки на ответчика.

Поскольку истцом требования к привлеченному судом в качестве соответчика Правительству Республики Бурятия не заявлены, истцом исковые требования не уточнены в суде первой инстанции, то у судебной коллегии в данном случае отсутствуют основания для возложения на соответчика обязанности по ликвидации свалок.

В силу требований ст. 206 ГПК РФ судебная коллегия признает необходимым установить разумный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в течение одного месяца со дня принятия апелляционного определения.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 18 декабря 2017 г. отменить. Принять по делу новое решение.

Исковое заявление Пудник А.А. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования городское поселение «Поселок Онохой» ликвидировать свалки мусора твердых коммунальных отходов, расположенные у забора с южной стороны территории прилегающей к <...> вблизи участка №... кадастровый номер ... Заиграевского района Республики Бурятия на площади 0,2 га, объемом 1,5 м3 в течение одного месяца со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий О.З. Нимаева

судьи В.Г. Круглов

О.Л. Гимадеева

33-747/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Пудник А.А.
Ответчики
АМО ГП "п. Онохой"
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Гимадеева Ольга Леонардовна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
21.02.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее