Решение по делу № 2-635/2018 от 02.03.2018

Гр. дело № 2-635/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мичуринск        13 июня 2018 года

Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Ильина Н.Л., с участием

представителя ответчика администрации г. Мичуринска Мантыковой А.А.,

при секретаре Рыжих Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моисеева С. В., Моисеевой Н. В., действующей в своих интересах и в интересах опекаемого Невзорова А. В.,к администрации г. Мичуринска об оспаривании действий (бездействий) администрации г. Мичуринска Тамбовской области по непредоставлению жилого помещения во внеочередном порядке и возложении обязанности на администрацию г. Мичуринска незамедлительно предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Моисеев С.В. и Моисеева Н.В., действующая в своих интересах и в интересах опекаемого Невзорова А.В., обратились в суд с иском к администрации г. Мичуринска об оспаривании действий (бездействий) администрации г. Мичуринска Тамбовской области по непредоставлению жилого помещения во внеочередном порядке и возложении обязанности на администрацию г. Мичуринска незамедлительно предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма.

В ходе рассмотрения к участию в деле привлечены: в качестве соистца - Невзоров А.В., в качестве соответчика - Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Петрищева Н.А., Петрищева К.А., Моисеев С.А.

Свои исковые требования истцы мотивируют тем, что Моисеев С.В. является собственником 3/4 долей жилого помещения ... ... общей площадью 29,3 кв.м. По указанному адресу зарегистрированы и проживают Моисеев С.В., Моисеева Н.В. и Невзоров А.В.

Истцы в январе 2017 года обратились в администрацию г. Мичуринска по вопросу улучшения своих жилищных условий. Письмом администрации г. Мичуринска от 03 февраля 2017 года Моисеевым повторно было предложено предоставить документы, подтверждающие право на льготы для уточнения персональных данных. Считает данный отказ незаконным. В письме от 03 февраля 2017 года указано, что Моисеева Н.В. состоит на учете в администрации г. Мичуринска в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 24 мая 1988 года составом семьи из 4 человек, а с 30 октября 1990 года включена в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, подходящих под действие постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, в котором состоит под № 11.

Считают действия (бездействие) администрации города и принятое ею решение по вопросу улучшения жилищных условий незаконными, поскольку их обращение осталось неразрешенным. Указывает, что Моисеева Н.В. и Моисеев С.В., ..., а также Невзоров А.В., ..., страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, нуждаются в предоставлении им дополнительного благоустроенного жилого помещения, однако данный вопрос не решается администрацией города на протяжении длительного периода времени, тогда как на территории города Мичуринска регулярно осуществляется строительство многоэтажных жилых домов. Указывают, что проживают в неблагоустроенном жилом помещении с печным отоплением, в котором отсутствует водоснабжение, канализация, жилая площадь помещения согласно данным технического и кадастрового паспорта составляет 19 кв.м. При этом заявляет, что в настоящее время у администрации нет необходимости исследовать их жилое помещение, поскольку все необходимые сведения о нем имеются в техническом паспорте жилого помещения № 2 от 2017 года.

С учетом того, что Моисеева Н.В. и члены ее семьи разного пола, а также, в связи с наличием у нее тяжелой формы хронического заболевания, их совместное проживание в одной комнате невозможно. Считают, что администрация города должна рассматривать вопрос об улучшении жилищных условий, исходя из необходимости предоставления им благоустроенного жилого помещения, состоящего не менее, чем из двух комнат.

В судебное заседание истцы не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, заявили ходатайство о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие.

Представитель ответчика администрации г. Мичуринска Мантыкова А.А. возражала против удовлетворения заявленного иска и показала, что Моисеева Н.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации г. Мичуринска с .... С ... она была включена в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, которые имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений. В настоящее время их семья состоит из 3 человек (т.е. истцов). В данном списке она значится под № 11. Управлением городского хозяйства администрации г. Мичуринска истцам неоднократно направлялись запросы о предоставлении документов, подтверждающих персональные данные в целях включения семьи Моисеевой Н.В. в Единый список граждан по Тамбовской области, которым предоставляется денежная выплата на приобретение жилья. На данный момент такие документы истцами не представлены. Также специалисты администрации г. Мичуринска неоднократно выезжали по адресу проживания Моисеевых с целью обследования их жилищных условий, о чем истцы уведомлялись заблаговременно. Дверь специалистам никто не открыл. При этом, документы, являющиеся основанием для предоставления жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, должны обновляться ежегодно. Моисеевыми таких документов не представлено, равно как не было представлено документов, подтверждающих, что они попадают в список граждан, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ. Однако, несмотря на это, администрация г. Мичуринска до сегодняшнего дня отказала истцам во внеочередном предоставлении жилого помещения. Их семья в списке внеочередников стоит под № 11. Учетная норма площади жилого помещения на 1 человека в пределах г. Мичуринска составляет 14 кв.м., а норма предоставления площади жилого помещения на 1 человека в пределах г. Мичуринска составляет 16 кв.м. В данный момент семья истцов проживает в жилом помещении ... по ..., в котором 3/4 часть помещения принадлежит одному из истцов Моисееву С.В. В настоящее время у администрации г. Мичуринска отсутствуют жилые помещения, которые могут быть предоставлены гражданам на условиях социального найма. Имеется только маневренный фонд (помещения в общежитиях), который может быть предоставлен только для временного проживания. В домах, являющихся объектами долевого строительства, фото которых представлены истцами, администрация г. Мичуринска участником долевого строительства не является. В удовлетворении иска Моисеевых просила отказать.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста Чувилкина Ю.А. показала, что Моисеева Н.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации г. Мичуринска с 24 мая 1988 года. Кроме того, с 30 октября 1990 года включена в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, в котором в настоящее время находится под № 11. Состав ее семьи в настоящее время 3 человека: Моисеева Н.В., ее сын Моисеев С.В. и сын Невзоров А.В. Управление городского хозяйства администрации города для подачи ходатайства перед Управлением соцзащиты области о включении ее семьи в Единый список по Тамбовской области, периодически делались запросы истцам, неоднократно направлялись вызовы в их адрес для обновления, подтверждения и уточнения персональных данных. Однако персональные данные до настоящего времени ими не обновлены и не подтверждены. Специалисты управления городского хозяйства администрации также неоднократно сами выезжали по адресу проживания истцов, однако данные выезды результатов не дали в связи отказом в доступе в жилое помещение, либо никого не оказывалось на месте. О времени проведения обследования истцам сообщалось заблаговременно. Поскольку нуждающимся гражданам, вставшим на учет до 2005 года, из федерального бюджета может быть предоставлена денежная компенсация (субвенция) на приобретение жилья, они должны представить документы, подтверждающие право на его получение. Об этом истцам и было разъяснено в письме от 03 февраля 2017 года. Документы до настоящего времени последними не представлены.

Представитель ответчика Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, заявил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.

В судебное заседание третьи лица Петрищева Н.А., Петрищева К.А., Моисеев С.А. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, причина неявки суду не известна.

Изучив позицию истца, выслушав представителя ответчика, пояснения специалиста, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Моисеева Н.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации г. Мичуринска с .... С ... она была включена в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, которые имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений. Различное время состав ее семьи менялся. В настоящее время ее семья состоит из 3 человек: она и двое сыновей: Моисеев С.В. и Невзоров А.В. (т. 2 л.д. 127).

Истцы Моисеев С.В., Моисеева Н.В. и Невзоров А.В. зарегистрированы и проживают по адресу: ..., жилое помещение ....

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 17 Федерального, закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 51 ЖК РФ выделила четыре категории граждан, которые признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Первая категория таких граждан - это граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Как следует из материалов дела, истцы Моисеев С.В., Моисеева Н.В. и Невзоров А.В. являются членами одной семьи. При этом Моисеев С.В. является именно собственником жилого помещения ... ... (т. 2 л.д. 103-110), а Моисеева Н.В. и Невзоров А.В., соответственно, - членами семьи собственника жилого помещения.

Данные обстоятельства исключают признание семьи истцов нуждающейся в жилых помещениях по такому основанию.

Вторая категория таких граждан - это граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4).

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5).

Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (часть 1).

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (часть 2).

Решением Мичуринского городского Совета депутатов Тамбовской области от 28 июля 2006 года № 145 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» (далее - Решение Мичуринского городского Совета депутатов) установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 14 кв.м. общей площади на одного человека.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, учетная норма осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Этим же Решением также установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 16 кв.м. общей площади на одного человека. (т. 3 л.д. 65).

В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно п. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

В соответствии с ч.ч. 7-8 ст. 14 Закона Тамбовской области от 28 декабря 2015 года № 613-З "О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Тамбовской области" (принят Тамбовской областной Думой 25 декабря 2015 года) (далее - Закон Тамбовской области № 613-З) при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за период, равный пяти годам, предшествующим предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма.

Как установлено в судебном заседании, что в ... помимо жилого помещения ... истец Моисеев С.В. с ... также являлся собственником другого жилого помещения - ..., которое было им отчуждено ... гр. Кузнецовой И.В. (т. 3 л.д. 34-34, 74-75). Именно после отчуждения данного жилого помещения ... семья истцов и обратилась в суд с настоящим иском о внеочередном предоставлении жилого помещения (т. 1 л.д. 2). Данное жилое помещение Моисеев С.В. приобрел по договору дарения, при этом предыдущим собственником жилого помещения ... (даритель) являлась его мать - истец Моисеева Н.В. с 15 апреля 2011 года (т. 3 л.д. 74-75).

Данные обстоятельства указывают, что истцами (в последнем случае Моисеевым С.В.) были совершены намеренные действия по уменьшению размера ранее занимаемых ими жилых помещений. В этой связи для определения нуждаемости семьи истцов в улучшении своих жилищных условий следует учитывать как жилое помещение ..., занимаемое ими в настоящее время, так и жилое помещение ..., отчужденное истцом Моисеевым С.В. в 2017 году.

Площадь жилого помещения ... составляет 29,3 кв.м., что подтверждается сведениями из ЕГРН (т. 2 л.д. 103-110), а также не оспаривается сторонами. Площадь жилого помещения ... на протяжении последних пяти лет по сведениям ЕГРН составляет 34,2 кв.м. При этом какие-либо изменения данной площади, а также реконструкция или перепланировка данного жилого помещения в органах Росреестра не регистрировались (т. 3 л.д. 34-35).

Исходя из суммарного размера общей площади жилых помещений истца Моисеева С.В. (жилое помещение ... - в собственности в настоящее время и жилое помещение ... - отчуждённое в 2017 году) на каждого члена их семьи приходится по 18,73 кв.м. общей площади.

Данная площадь подлежит расчету следующим образом: 21,98 кв.м. (3/4 доли от помещения ...) + 34,2 кв.м. (помещение ...) / 3 (чел.) = 18,73 кв.м.

Таким образом, такая площадь жилого помещения на каждого члена семьи истцов в размере 18,73 кв.м. больше как учетной нормы (14 кв.м.), так и нормы предоставления (16 кв.м.), установленные Решением Мичуринского городского Совета депутатов.

Кроме того в данных жилых помещениях имеются 2 жилые комнаты площадью 19,6 кв.м. (т. 1 л.д. 144-148) и 25 кв.м. (т. 3 л.д. 94-95, 98-обр.), что позволяло проживать разнополым совершеннолетним членам одной семьи в разных комнатах.

Вышеуказанные обстоятельства также исключают признание семьи истцов нуждающейся в жилых помещениях по такому основанию, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи истцов более учетной нормы (с учетом намеренно отчужденного истцом Моисеевым С.В. жилого помещения ...).

Третья категория таких граждан - это граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В целях определения нуждаемости в улучшении жилищных условий семьи истцов по данному основанию суд направлял запросы и возлагал обязанность провести обследования жилого помещения истцов.

В ходе рассмотрения дела комиссия администрации г. Мичуринска неоднократно выезжала к месту проживания истцов с целью обследования данного жилого помещения (в последний раз - 03 апреля 2018 года) на предмет пригодности проживания в нем. (т. 1 л.д. 169, т. 2 л.д. 210). Однако провести данное обследование не представилось возможным ввиду отсутствия жильцов дома. Визуальным осмотром установлено: дом многоквартирный, 2-х этажный, внешний вид дома в хорошем состоянии: окна на 1 этаже из материала ПВХ, окна на 2 этаже деревянные, входная дверь в подъезд деревянная, кровля из асбестоцементных листов, повреждений не имеет.

Также в ходе рассмотрения дела на основании определения суда осуществлялся выезд к данному жилому помещению в составе межведомственной комиссии. Однако истцами в назначенное время допуск в жилое помещение комиссии предоставлен не был, в связи с чем провести обследование состояния жилого помещения не представилось возможным. При этом истцы были извещены почтовым уведомлением надлежащим образом и заблаговременно до осмотра (т. 3 л.д. 137-141).

Доводы истцов, изложенные в неоднократных заявлениях, об отсутствии у суда необходимости исследования их жилого помещения, ввиду того, что ранее ими был предоставлен в адрес суда технический паспорт жилого помещения с информацией о площади помещения, суд признает не состоятельными. Именно суд определяет, какие обстоятельства имеют значения для дела и какие доказательства надлежит предоставить каждой из сторон.

В соответствии со ст. 57 ГПК РФ суд вправе истребовать доказательства, необходимые для рассмотрения гражданского дела.

Однако в нарушение ст. 56, 57 ГПК РФ сторона истца не предоставила доказательств о проживании в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Вместе с тем, несмотря на попытки суда самостоятельно истребовать данные сведения, сторона истцов неоднократно воспрепятствовала этому, не предоставляя для осмотра жилое помещение комиссиям администрации г. Мичуринска, что суд расценивает как злоупотребление правом со стороны истцов.

Кроме того, согласно справке администрации г. Мичуринска от ... ... по состоянию на 22 мая 2018 года не числится в реестре аварийных домов. (л.д. 117).

Таким образом, в материалах дела отсутствуют объективные доказательства, подтверждающие о том, что семья истцов проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В свою очередь такие обстоятельства исключают признание семьи истцов нуждающейся в жилом помещении по указанному основанию.

Четвертая категория таких граждан - это граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (с 1 января 2018 года действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года N 987н, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 февраля 2013 года N 27154).

Согласно статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного Кодекса перечне.

То есть положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав перечисленных в ней категорий граждан.

Вместе с тем, системное толкование вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма по данному основанию возникает при наличии одновременно трех условий: в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно; указанные лица не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности; проживают в квартире, занятой несколькими семьями.

Сам по себе факт наличия в семье инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, не свидетельствует о возникновении самостоятельного права на получение жилого помещения в порядке, установленном частью 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Фактические обстоятельства дела, установленные судом, свидетельствуют о том, что в квартире по адресу: ..., жилое помещение 2, общей площадью 29,3 кв.м. фактически проживают истцы Моисеев С.В., Моисеева Н.В. и Невозовров А.В. (т. 1 л.д. 149-152, т. 3 л.д. 71), являющиеся членами одной семьи. Третьи лица Моисеев С.А., Петрищева Н.А., Петрищева К.А. (остальные сособственники в праве общей долевой собственности) в данном жилом помещении не проживают, что подтверждается материалами дела (т. 2 л.д. 224-226), а также не оспаривалось стороной истцов.

Таким образом, несмотря на наличие двух условий: в семье истцов имеются инвалиды, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, подпадающих под вышеуказанный Перечень (Моисеев С.В. и Невзоров А.В.), и отсутствие у них в настоящий момент иного жилого помещения, вместе с тем, третье условие не соблюдено, а именно: занимаемое истцами жилое помещение ... занято только одной семьей (их семьей).

Такие обстоятельства также исключают признание семьи истцов нуждающейся в жилом помещении по указанному основанию.

При вышеизложенных обстоятельствах семью истцов нельзя признать нуждающейся в жилом помещении. В этой связи право на получение отдельного благоустроенного жилого помещения, в том числе по части 2 статьи 57 ЖК РФ, у них отсутствует.

Истцы приводят доводы о сохранении права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и наличии права на незамедлительное внеочередное предоставление жилья, поскольку они страдают тяжелыми хроническими заболеваниями и их семья поставлена на учет до 01 января 2005 года.

С такими доводами суд не может согласиться исходя из следующего.

В соответствии со ст.ст. 55-56 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, в частности, утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Такие же основания для снятия с учета предусмотрены и статьей 13 Закона Тамбовской области № 613-З.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" (далее Вводный закон) к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 6 данного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу части 2 статьи 6 Вводного закона гражданам, принятым на учет до 01 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п. п. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст. 38 ЖК РСФСР, действовавшего до введения в действие ЖК РФ, норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.

Согласно ст. 32 ЖК РСФСР, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 01 декабря 2009 года N 1549-О-П по жалобе на нарушение прав частью 2 статьи 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", это положение закона не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан до 01 марта 2005 года, принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательстве оснований постановки на такой учет.

Принимая решение, суд исходит из вышеперечисленных норм права и установленного обстоятельства обеспеченности жилым помещением семьи истцов (с учетом намеренного отчуждения в 2017 году жилого помещения ...) площадью более учетной нормы предоставления, составляющей 14 кв.м. на одного члена семьи, согласно Решению Мичуринского городского Совета депутатов.

Так как семья истцов достигла уровня жилищной обеспеченности, как по учетной норме, так и по норме предоставления площади жилого помещения, а также по норме площади, действовавшей на момент постановки на учет, то основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали истцам право на получение жилых помещений по договорам социального найма, на данный момент утрачены.

Давая оценку действиям администрации, суд также обращает внимание на то, что статьей 4 Закона Тамбовской области № 613-З предусмотрено принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования на основании заявления гражданина.

При подаче заявления о принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования граждане предоставляют в орган местного самоуправления следующие документы:

1) паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

2) удостоверение либо иной документ, подтверждающий статус гражданина, относящегося к категории граждан, определённой федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации, законом Тамбовской области, имеющей право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) документы (справки), содержащие сведения о составе семьи гражданина и степени родства (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда о признании гражданина членом семьи заявителя);

4) справку (иной документ) медицинской организации о наличии у гражданина тяжелой формы хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно (в случае совместного проживания с таким членом семьи);

5) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

6) документы о заработке, сведения о доходах и подлежащем налогообложению имуществе гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи (кроме граждан, указанных в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В случае, если в составе сведений о гражданине, состоящем на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, произошли изменения, данный гражданин обязан в течение 30 дней сообщить о произошедших изменениях и представить соответствующие документы, если обязанность по их представлению возложена на гражданина. В этом случае орган местного самоуправления проверяет обоснованность отнесения гражданина к нуждающемуся в жилом помещении с учётом новых представленных гражданином документов и документов, получаемых по межведомственным запросам.

Аналогичный перечень документов предусмотрен и пунктом 2.9.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (малоимущих граждан, молодых семей, участников ВОВ и иных категорий) на территории муниципального образования "Город Мичуринск Тамбовской области - городской округ" (утв. постановлением администрации города Мичуринска Тамбовской области от 21 сентября 2015 года № 1981) (далее - Административный регламент).

В соответствии с ч. 11 ст. 14 Закона Тамбовкой области № 613-З орган местного самоуправления до вынесения решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма либо по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования проводит проверку документов (сведений), подтверждающих право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе сведений о доходах гражданина и постоянно проживающих с ним членов его семьи и стоимости подлежащего налогообложению их имущества.

При наличии оснований, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, гражданин снимается с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Таким образом, усматривается, что в составе сведений об истцах произошли изменения, о которых последние должны были сообщить в 30-дневный срок ответчику администрации г. Мичуринска и представить соответствующие документы.

Однако такую обязанность в нарушение п. 11 ст. 4 Закона Тамбовкой области № 613-З истцы не исполнили, вышеуказанные сведения об изменениях в администрацию г. Мичуринска не сообщили, необходимые документы не представили, что лишает ответчика возможности определить количество квадратных метров жилого помещения, подлежащего предоставлению истцам либо размера субвенции, подлежащей выделению на приобретение ими такого жилья.

Бездействие истцов в виде непредоставления испрашиваемых документов также лишает ответчика возможности до вынесения решения о предоставлении им жилого помещения по договору социального найма провести проверку документов (сведений), подтверждающих право истцов состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе сведений о доходах гражданина и постоянно проживающих с ним членов его семьи и стоимости подлежащего налогообложению их имущества, в соответствии с требованиями ч. 11 ст. 14 Закона Тамбовкой области № 613-З.

Данная обязанность истцами не была исполнена и при истребовании необходимых документов администрацией г. Мичуринска посредством направления письма от 03 февраля 2017 года № 661/01.01-19, которое истцами расценено как отказ в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке

Таким образом, действия администрации г. Мичуринска по направлению данного письма администрации г. Мичуринска от 03 февраля 2017 года № 661/01.01-19, содержащего разъяснения о необходимости предоставления необходимых документов, в полной мере соответствовали нормам, указанным выше ЖК РФ, Закона Тамбовской области № 613-З, Административного регламента.

В этой связи отсутствуют основания: для признания незаконными действия администрации г. Мичуринска по непредоставлению семье истцов в незамедлительном внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма и возложения обязанности по его предоставлению; для признания незаконным письма (по мнению истцов - отказа) администрации г. Мичуринска от 03 февраля 2017 года № 661/01.01-19, содержащего разъяснения о необходимости предоставления необходимых документов, равно как и действия специалиста его составившего.

Кроме того, как установлено в судебном заседании, несмотря на установленные судом обстоятельства о наличии оснований для снятия семьи истцов Моисеевых и Невзорова А.В. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрация г. Мичуринска до настоящего времени такое решение не приняла, ответчиком до настоящего времени не отказано истцам в предоставлении жилого помещения или выделении субвенции, из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий они не исключены. Указанные обстоятельства не могут свидетельствовать о нарушении права истцов со стороны данного ответчика.

В то же время суд соглашается с доводами истцов об отсутствии очередности при предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

Положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Однако истцы просят признать незаконным действие (бездействие) и решение администрации г. Мичуринска о том, что истец Моисеева Н.В. состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий под ..., основываясь тем самым на нарушении их права на получение жилого помещения, связывая данное требование с требованием о предоставлении им жилого помещение в незамедлительном порядке.

Поскольку в настоящее время, как установлено при рассмотрении дела, у истцов отсутствует право на получение жилого помещения и не имеется оснований для признания семьи истцов нуждающихся в жилом помещении, то вышеуказанное требование, в контексте с остальными заявленными требованиями, также удовлетворению не подлежит.

По тем же основаниям суд также не усматривает возможености для удовлетворения исковых требований в отношении ответчика Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Моисеева С. В., Моисеевой Н. В., действующей в своих интересах и в интересах опекаемого Невзорова А. В., к администрации г. Мичуринска об оспаривании действий (бездействий) администрации г. Мичуринска Тамбовской области по непредоставлению жилого помещения во внеочередном порядке и возложении обязанности на администрацию г. Мичуринска незамедлительно предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Мичуринский городской суд Тамбовской области.

Решение изготовлено в окончательной форме 15 июня 2018 года.

Председательствующий судья        Н.Л. Ильин

2-635/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Невзоров Александр Вячеславович
Моисеева Надежда Васильевна
Моисеев Сергей Владимирович
Ответчики
администрация г. Мичуринска
Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области
Другие
Петрищева Кристина Андреевна
Петрищева Наталья Андреевна
Моисеев Сергей Андреевич
Суд
Мичуринский городской суд Тамбовской области
Дело на странице суда
michurinskygs.tmb.sudrf.ru
14.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.04.2020Передача материалов судье
14.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2020Судебное заседание
14.04.2020Судебное заседание
14.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2020Подготовка дела (собеседование)
14.04.2020Подготовка дела (собеседование)
14.04.2020Подготовка дела (собеседование)
14.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2020Судебное заседание
14.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2020Дело оформлено
14.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее