Решение по делу № 2-74/2025 от 10.01.2025

Беломорский районный суд Республики Карелия10RS0001-01-2025-000019-77 " "httpshttps://://petrozavodskypetrozavodsky..karkar..sudrfsudrf..ruru" " https://belomorsky.kar.sudrf.ru "https://petrozavodsky.kar.sudrf.ru" https://belomorsky.kar.sudrf.ru HYPERLINK "https://petrozavodsky.kar.sudrf.ru"

    Дело № 2-74/2025

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

        30 января 2025 г.          г. Беломорск

    Беломорский районный суд Республики Карелия в составе

    председательствующего судьи     Захаровой М.В.,
    при секретаре судебного заседания     Сидоровой Н.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гуляшова А.В. к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о взыскании недоначисленной заработной платы, установлении должностного оклада, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Гуляшов А.В. обратился в суд с иском к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (далее – ГУП РК «КарелКоммунЭнерго») о взыскании недоначисленной заработной платы, установлении должностного оклада, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что с 5 сентября 2019 г. работает у ответчика в должности слесарь-ремонтник 5 разряда. Работодатель, на которого распространяет свое действие Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы (далее – ФОТС ЖКХ), неправомерно не применяет его в отношении истца при установлении должностного оклада. Дополнительным соглашением к трудовому договору истцу с 1 января 2024 г. установлен должностной оклад в размере 20 228 руб. Между тем, Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. № 548-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ по РФ с 1 января 2024 г. установлен в размере 19 242 руб. Поскольку размер должностного оклада истца поставлен в зависимость от величины МРОТ, должностной оклад истца с 1 января 2024 г. должен составлять 29 574,95 руб. (19 242 руб. *1,537). Кроме того, указывает, что работодатель в нарушение пп. «б» п. 2.8.2.1 ФОТС ЖКХ начисляет и выплачивает ему доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с 1 января 2024 г. в размере 4% вместо 5% ставки (оклада).

По указанным фактическим основаниям истец просит суд взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за январь 2024 г. в размере 24 092,79 руб., установить ему с 1 февраля 2024 г. должностной оклад в размере 29 574,95 руб. (19242 руб. * 1,537), взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: учредитель ГУП РК КарелКоммунЭнерго – Республика Карелия, полномочия которого реализуют Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Республики Карелия, а также иные лица – Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам, Карельская республиканская организация Общественной организации – Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения (далее – КРО профсоюз жизнеобеспечения), Первичная профсоюзная организация Общественной организации – Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения в «Беломорском районе теплоснабжения» ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».

Определением суда в порядке ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) к участию в деле для дачи заключения привлечена Государственная инспекция труда по Республике Карелия.

    В судебном заседании лица, участвующие в деле, не присутствовали, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела. Истец и ответчик просили рассмотреть дело без их участия.

    Ответчик ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» представил в суд письменные возражения относительно заявленных требований, в которых указано, что расходы на оплату труда сотрудников по правилам ФОТС ЖКХ не заложены в утвержденные тарифы. Приводят доводы о том, что ФОТС ЖКХ не распространяет свое действие на ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в силу того, что данная организация не является членом ОООР ЖКХ и РООР ЖКХ.

    Третьи лица КРОО профсоюза жизнеобеспечения, Первичная профсоюзная организация Общественной организации – Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения в «Беломорском районе теплоснабжения» ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» представили в суд отзыв, а Государственная инспекция труда по Республике Карелия в порядке ст. 47 ГПК РФ представила в суд письменное заключение, в которых сделан вывод об обоснованности исковых требований.

    Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    Как установлено судом, Гуляшов А.В. состоит в трудовых отношениях с ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» с 5 сентября 2019 г. (приказ о приеме на работу от 5 сентября 2019 г. № 55), с ним заключен трудовой договор на неопределенный срок, по условиям которого, а также приказа о приеме на работу, он был принят на должность слесаря по ремонту котельного оборудования 5 разряда на основное производство в Беломорский участок теплоснабжения, котельную № 5 по основному месту работы, с условием о полной занятости, с испытательным сроком 2 месяца. Ему установлен должностной (тарифный) оклад 12081,00 руб., районный коэффициент – 1,4, северная надбавка – 80 %. Работнику установлен режим работы: 40-часовая пятидневная рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье, нормированный рабочий день.

С учетом дополнительных соглашений к трудовому договору от 8 ноября 2022 г. и 1 апреля 2024 г. истцу в спорный период трудовых отношений (с января 2024 г.) установлена доплата за работу во вредных условиях труда в размере 4 % должностного оклада, должностной оклад 20 228 руб.

Как следует из положений ст.ст. 2, 5, 9, 11, 22, 45, 46, 48.49. 56, 129, 135 и 143 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в их системной взаимосвязи, регулирование трудовых отношений в части установления работнику конкретного размера заработной платы в его трудовом договоре осуществляется не только трудовым договором и трудовым законодательством, но и посредством заключения полномочными представителями работников и работодателей коллективных договоров, а также соглашений в рамках социального партнерства. В силу статьи 45 ТК РФ такие соглашения является правовым актом и, по смыслу указанных выше изложенных норм ТК РФ, регулирует трудовые отношения наравне с законом. При этом определённые трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер и не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнёрства.

Таким соглашением является Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы (ранее и далее по тексту – ФОТС ЖКХ), заключенное 12 мая 2022 г. между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, которое 7 июня 2022 г. прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (регистрационный № 12/23-25), 20 июня 2022 г. было размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

13 июля 2022 г. в Российской газете опубликовано предложение Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июля 2022 г. № 1-4/10/В-8784 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства РФ, не участвовавшим в заключении соглашения, о присоединении к ФОТС ЖКХ.

Данное соглашение распространяет свое действие на всех работодателей сферы жилищно-коммунального хозяйства (и состоящих с ними в трудовых отношениях работников), которые в порядке п. 1.7 ФОТС ЖКХ и ст. 48 ТК РФ не направили в 30-дневный срок с даты публикации предложения о присоединении к соглашению в адрес Министерства труда и социальной защиты РФ мотивированный письменный отказ от присоединения к нему, а также не реализовали в установленном законом порядке процедуру получения согласия стороны ФОТС ЖКХ на временное приостановление действия соглашения в отношении указанной организации (п. 1.21 ФОТС ЖКХ).

Исследовав выписку ЕГРЮЛ, учредительные документы ГУП РК «КарелКомунЭнерго» и соотнеся их с требованиями п.п. 1.5, Приложений №№ 4,5 к ФОТС ЖКХ, суд приходит к выводу о том, что указанная организация относится к числу работодателей, на которых распространяет свое действие ФОТС ЖКХ. ГУП РК «КарелКомунЭнерго» в установленном ст. 48 ТК РФ и п.п. 1.7. 1.21 ФОТС ЖКХ порядке не реализовало процедуру отказа от участия в соглашении либо временного приостановления его действия. В связи с не совершением ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» указанных действий, а также отсутствием на предприятии ответчика коллективного договора, ФОТС ЖКХ в силу пунктов 1.7, 1.12 с 1 января 2023 г. имеет прямое действие на данном предприятии, в связи с чем работодатель при установлении работникам заработной платы обязан применять положения ФОТС ЖКХ с 1 января 2023 г.

Из п. 2.3 ФОТС ЖКХ следует, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда (далее - ММТС), полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению. Заработная плата работника, рассчитанная на основании ММТС, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).

Пунктом 3 Приложения № 1 ФОТС ЖКХ определено, что в организациях коммунального теплоснабжения ММТС должна составлять МРОТ в РФ на соответствующий год.

Приложением № 3 к ФОТС ЖКХ предусмотрено, что часовые тарифные ставки рабочих для предприятий устанавливаются из тарифных ставок, приведенных в таблице для повременной и сдельной систем оплаты труда, определяем соотношение в размерах ставок (тарифные коэффициенты) путем деления ставки соответствующего разряда на ставку первого разряда.

Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. № 548-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен МРОТ по РФ с 1 января 2024 г. в размере 19 242 руб.

Таким образом, с 1 января 2024 г. оклад по 1 разряду составляет 19 242 руб. Тарифный коэффициент 2 разряда – 1,093, 3 разряда – 1,203, 4 разряда – 1,352, 5 разряда 1,537, 6 разряда – 1,796.

В силу пп. «б» п. 2.8.2.1 ФОТС ЖКХ выплаты компенсационного и стимулирующего характера включают в себя доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - по результатам специальной оценки условий труда, но не ниже 5% ставки (оклада) работника.

Между тем, при рассмотрении настоящего дела установлено, что ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» с 1 января 2024 г. неправомерно не применяло в отношении истца положения ФОТС ЖКХ в части установления размера должностного оклада и доплаты за работу во вредных условиях труда.

Так, должность, которую занимает истец, относится к категории «рабочие», трудовым договором ему установлен 5 разряд по оплате труда, в связи с чем по правилам ФОТС ЖКХ его должностной оклад должен определяться согласно расчету: ММТС (МРОТ на соответствующий год) * 1,537, в связи с чем истцу с 1 января 2024 г. должен быть установлен должностной оклад в размере 29 574,95 руб. (19242 * 1,537), а также доплата за работу во вредных условиях труда в размере 5 %.

Из представленного истцом расчетного листка усматривается, что в январе 2024 года им отработана норма рабочего времени (17 к.д.), ему начислена заработная плата в размере 50 731,83 руб., в том числе оплата по окладу 20 228 руб., районный коэффициент 9 223,97 руб., северная надбавка 18 447,94 руб., надбавка за вредные условия труда 809,12 руб. (4 % от оклада), премия 2022,8 руб.

Представленный истцом расчет задолженности по заработной плате является арифметически правильным, ответчиком контррасчет не представлен.

Таким образом, за январь 2024 года истцу надлежало начислить заработную плату в сумме 74 824,62 руб., в том числе должностной оклад – 29 574,95 руб. (19242 * 1,537), районный коэффициент 13 604,48 руб., северную надбавку 27 208,95руб., надбавку за вредные условия труда 1478,75 руб. (5% от оклада), премию 2957,50 руб.

По указанным основаниям суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований о взыскании с ответчика задолженности по заработной плате за январь 2024 г., в связи с чем взыскивает в пользу истца денежные средства в сумме 24 092,79 руб. (74824,62 руб. – 50731,83 руб.).

Ранее состоявшимся судебным решением от 2 мая 2024 г., вступившим в законную силу, уже было признанным начисление истцу заработной платы без учета положений ФОТС ЖКХ.

Поскольку ответчик, несмотря на вступившее в законную силу судебное постановление, установившее конкретный механизм расчета заработной платы истца, поставленный в зависимость от величины МРОТ, уклоняется от проведения индексации должностного оклада в связи с увеличением размера МРОТ и продолжает начислять заработную плату истцу в прежнем размере, суд возлагает на ответчика обязанность установить истцу должностной оклад в размере 29 574,95 руб. с 1 февраля 2024 г.

Принимая во внимание положения Федерального закона от 29 октября 2024 г. № 365-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», которым МРОТ с 1 января 2025 г. установлен в размере 22 440 руб., а также учитывая предшествующее поведение ответчика и его позицию по настоящему делу, основанную на отрицании применения положения ФОТС ЖКХ, суд полагает необходимым для целей исполнимости настоящего судебного решения и его законности указать в резолютивной части формулировку, согласно которой должностной оклад истцу установлен на период действия ФОТС ЖКХ на 2023 – 2025 гг. и период действия месячной тарифной ставки рабочего первого разряда равной 19 242 руб. с последующей индексацией пропорционально росту величины месячной тарифной ставки рабочего первого разряда (минимального размера оплаты труда).

Требований об установлении доплаты за работу во вредных и опасных условиях труда в размере 5 % от оклада суду не заявлено.

Разрешая требования о компенсации морального вреда, суд удовлетворяет их в заявленном размере в сумме 1 000 руб., руководствуясь при этом ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениям пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 г. «О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации», и принимает во внимание обстоятельства причинения морального вреда, степень и продолжительность нарушения трудовых прав истца, степень вины работодателя, до момента вынесения судебного решения так и не признавшего обоснованные требования своего сотрудника, учитывает критерии разумности и справедливости.

Учитывая, что истцом, освобожденным от уплаты государственной пошлины в силу ст. 393 ТК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, были заявлены требования как имущественного, так и неимущественного характера, принимая во внимание правомерность требований работника о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда и установлении должностного оклада, их удовлетворение судом, учитывая общую сумму взысканной заработной платы, суд полагает, что в соответствии со ст. ст. 98, 103 ГПК РФ, ст. 61.1 БК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика ГУП РК «КарелКомунЭнерго» в пользу бюджета Беломорского муниципального округа подлежит взысканию госпошлина в сумме 10 000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003) в пользу Гуляшова А.В., <данные изъяты>, задолженность по заработной плате за январь 2024 года в размере 24 092,79 руб., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., всего взыскать 25 092,79 руб.

Возложить на государственное унитарное предприятие Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003) обязанность установить Гуляшову А.В., <данные изъяты>, паспорт 8616 211286, с 1 февраля 2024 г. должностной оклад в размере 29 574,95 руб. на период действия Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 – 2025 годы и период действия месячной тарифной ставки рабочего первого разряда равной 19 242 руб. с последующей индексацией пропорционально росту величины месячной тарифной ставки рабочего первого разряда (минимального размера оплаты труда).

Взыскать с государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003) в доход бюджета Беломорского муниципального округа государственную пошлину в размере 10 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                             М.В.Захарова

Мотивированное решение изготовлено 30 января 2025 г.

2-74/2025

Категория:
Гражданские
Истцы
Гуляшов Алексей Васильевич
Ответчики
ГУП РК "КарелКоммунЭнерго"
Другие
Республика Карелия в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам
Республика Карелия в лице министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Первичная профсоюзная организация Общественная организация - Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения в "Беломорском районе теплоснабжения" ГУП РК "КарелКоммунЭнерго"
Карельская республиканская организация Общественная организации - Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Дело на сайте суда
belomorsky.kar.sudrf.ru
10.01.2025Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2025Передача материалов судье
13.01.2025Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2025Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2025Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2025Судебное заседание
30.01.2025Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее