Решение по делу № 33-2232/2019 от 16.05.2019

Дело № 33-2232 Судья Куликова Н.Ю. 2019 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,

судей Гудковой М.В., Беляк А.С.,

при секретаре Джамалове Б.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

28 мая 2019 года

по докладу судьи Гудковой М.В.

дело по апелляционным жалобам Администрации города Кимры Тверской области, ООО «Экоспецстрой», ООО «Жилищное благоустройство»

на решение Кимрского городского суда Тверской области

от 13 февраля 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации города Кимры Тверской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой», Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищное благоустройство» удовлетворить.

Обязать Администрацию города Кимры Тверской области организовать разработку проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, занятого свалкой твердых бытовых отходов, направление данного проекта на проведение государственной экологической экспертизы и проведение рекультивации данного земельного участка с соответствии с проектом рекультивации, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, в течение одного года с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой» и Общество с ограниченной ответственностью «Жилищное благоустройство» разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, занятого свалкой твердых бытовых отходов, направить данный проект на проведение государственной экологической экспертизы и провести рекультивации данного земельного участка с соответствии с проектом рекультивации, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, в течение одного года с момента вступления настоящего решения в законную силу».

Судебная коллегия

установила:

Тверской межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного крута лиц, в порядке административного производства обратился в суд к Администрации города Кимры Тверской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой», Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищное благоустройство» с иском о возложении обязанности рекультивировать земельный участок, занимаемый свалкой твердых бытовых отходов.

В обоснование заявленных требований указано, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, расположенной в районе <адрес>
<адрес>, на земельном участке с кадастровым номером площадью ., в ходе которой установлено, что данный участок находится в государственной собственности, относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - для складирования и захоронения бытовых отходов, участок полностью расположен в границах <адрес>. Постановлением Главы города Кимры от ДД.ММ.ГГГГ данный участок предоставлен в аренду
ООО «Жилищное благоустройство» для складирования и захоронения отходов. На основании указанного постановления между Комитетом по управлению имуществом г. Кимры и ООО «Жилищное благоустройство» заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ сроком
до ДД.ММ.ГГГГ, который в соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ продлен до ДД.ММ.ГГГГ. В свою очередь, ООО «Жилищное благоустройство» передало указанный земельный участок для складирования и захоронения бытовых отходов в субаренду ООО «Экоспецстрой» на основании договора субаренды
от ДД.ММ.ГГГГ -ЖБ, на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время свалка ТБО, расположенная на данном земельном участке, эксплуатируется ООО «Экоспецстрой» в целях размещения твердых коммунальных отходов. Решением Кимрского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на ООО «Экоспецстрой» возложена обязанность прекратить эксплуатацию указанной свалки, а на Администрацию г. Кимры - запретить организацию захоронения ТКО на свалке ТБО, не включенной в государственный реестр объектов размещения отходов. Установлен срок добровольного исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ
от 10 июля 2018 года № 800 (далее - Правила), разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе (п. 23 Правил).

Полагает, что земельный участок, занимаемый свалкой, подлежит рекультивации с выполнением комплекса мероприятий по восстановлению нарушенного состояния земель, в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского округа. Аналогичное положение закреплено в Законе Тверской области от 26 апреля 2017 года № 20-ЗО. При таких обстоятельствах обязанность по рекультивации земельного участка лежит на Администрации г. Кимры как органе местного самоуправления, реализующего вопросы местного значения в области организации деятельности по обращению с отходами на территории муниципального образования, а также на ООО «Экоспецстрой» и ООО «Жилищное благоустройство» как арендаторах земельного участка, занимаемого свалкой.

Вместе с тем, до настоящего времени мер по рекультивации земельного участка, занимаемого свалкой, не принимается, проект рекультивации отсутствует. Непринятие ответчиками мер по рекультивации занятого отходами земельного участка, может явиться причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки на территории муниципального образования, что, в свою очередь, негативно влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью населения, тем самым нарушается гарантированное Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц, постоянно или временно находящихся на указанной территории.

Прокурор просил возложить на администрацию г. Кимры Тверской области, ООО «Экоспецстрой», ООО «Жилищное благоустройство» обязанность рекультивировать земельный участок с кадастровым номером , занимаемый свалкой твердых бытовых отходов по адресу: <адрес>, на основании разработанного, согласованного и утвержденного проекта рекультивации, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы в следующем порядке и сроки: технический этап рекультивации завершить в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу; биологический этап рекультивации завершить в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела Тверской межрайонный природоохранный прокурор уточнил заявленные требования, просил обязать администрацию
г. Кимры Тверской области организовать разработку проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, занятого свалкой твердых бытовых отходов, направление его на проведение государственной экологической экспертизы, организовать в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, проведение рекультивации данного земельного участка; обязать ООО «Экоспецстрой», ООО «Жилищное благоустройство» разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, занятого свалкой твердых бытовых отходов, направить его на проведение государственной экологической экспертизы, в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, провести рекультивацию данного земельного участка. Просил указать, что обязанности, возложенные решением суда, подлежат исполнению в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Определениями Кимрского городского суда Тверской области, зафиксированными в протоколах судебного заседания от 21 ноября 2018 года и 23 января 2019 года, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.

Определением Кимрского городского суда Тверской области от 09 января 2019 года постановлено перейти к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.

В судебном заседании представители истца - Тверского межрайонного природоохранного прокурора - прокуроры Вершинский П.В., Дымов А.А. заявленные требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить. Дополнительно пояснили суду, что на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении эксплуатации спорной свалки ТБО ответчики должны были начать предпринимать действия, направленные на последующую рекультивацию земельного участка до установленного судом срока прекращения эксплуатации - ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - Администрации города Кимры Тверской области и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета по управлению имуществом города Кимры Тверской области - Гогян М.В. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Представитель ответчика - Общества с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой» - Можайкин С.В. исковые требования также не признал, просил в их удовлетворении отказать. Ппояснил, что спорная свалка функционирует с ДД.ММ.ГГГГ, а Общество арендовало данный земельный участок лишь с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не может нести ответственность за рекультивацию земельного участка в полном объеме. С ДД.ММ.ГГГГ прекращены договорные отношения по аренде спорного земельного участка, в связи с чем ни ООО «Жилищное Благоустройство», ни ООО «Экоспецстрой» никаких прав на данный земельный участок не имеют, в связи с чем у них отсутствует обязанность по рекультавации земель.

Представитель ответчика - ООО «Жилищное благоустройство», представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. При этом от представителей Управления Роспотребнадзора по Тверской области и Управления Росприроднадзора по Тверской области в материалы дела представлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии, представитель Управления Росприроднадзора по Тверской области также указал, что полагает исковые требования обоснованными.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрации города Кимры Тверской области содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции, оставлении без удовлетворения исковых требований. Решение суда от ДД.ММ.ГГГГ исполнено, эксплуатация земельного участка прекращена, меры к организации рекультивации земельного участка принимаются, в связи с чем доводы истца о бездействии Администрации г. Кимры по непринятию мер, направленных на рекультивацию земельного участка, несостоятельны. На основании Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 спорная свалка ТБО включена в федеральный проект «Чистая страна». На 2019 год запланирована разработка проектной документации, на 2021 год - проведение работ по рекультивации земель. Доказательства передачи всех необходимых документов для включения и участия спорного земельного участка в программе по рекультивации представлены. В настоящее время указанный земельный участок по договору безвозмездного пользования передан Государственному казенному учреждению «Государственная инспекция по охране объектов животного мира и окружающей среды Тверской области», что подтверждается актом приема-передачи от
ДД.ММ.ГГГГ. Данные договор, акт не мог быть предоставлены в качестве доказательства в суд первой инстанции, так как договор заключен после вынесения судом решения. На сайте <данные изъяты> размещено извещение о проведении ДД.ММ.ГГГГ электронного аукциона на выполнение инженерных изысканий и разработка проектной документации «Рекультивация свалки твердых коммунальных отходов г. Кимры Тверской области». Вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления недопустимо.

В апелляционной жалобе ООО «Жилищное благоустройство» содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции. В обоснование требований жалобы указано, что ООО «Жилищное Благоустройство» неправомерно привлечено к участию в деле в качестве ответчика, так как не является арендатором земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ общество передало права и обязанности арендатора по договору аренды указанного земельного участка ООО «Экоспецстрой». Фактически ООО «Жилищное Благоустройство» не осуществляет деятельность с ДД.ММ.ГГГГ.

В апелляционной жалобе ООО «Экоспецстрой» содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции. В обоснование требований жалобы указано, что решение суда является незаконным, принято с нарушением норм материального и процессуального права. Возложение на ООО «Экоспецстрой» обязанностей по рекультивации земельного участка, как на арендатора, является незаконным, поскольку ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения с прекращении договорных отношений по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером принят Комитетом по управлению имуществом города Кимры от ООО «Экоспецстрой», что подтверждается актом приема-передачи. В настоящее время указанный участок не находиться во владении ООО «Экоспецстрой». Свалка, расположенная на указанном земельном участке существует с ДД.ММ.ГГГГ, за это время на ней осуществляли деятельность по складированию ТБО различные организации, однако эти организации не были привлечены к участию в деле. Договор аренды обязанностей арендатора по рекультивации земельного участка не содержал. Отсутствуют правовые основания для возложения на ООО «Экоспецстрой» обязанностей по разработке проекта рекультивации, также у ООО «Экоспецстрой» отсутствуют материальные возможности для исполнения этих обязанностей. Администрация города Кимры и Комитет по управлению имуществом города Кимры не оспаривали то, что обязанности по разработке проекта рекультивации, его согласованию и выполнению работ по рекультивации санкционированной свалки лежат на них. В целях участия в федеральном проекте «Чистая страна» Админимстрацией города Кимры был принят указанный выше земельный участок от ООО «Экоспецстрой» и передан в безвозмездное пользование ГКУ Тверской области «Государственная инспекция по охране окружающей среды Тверской области». На сайте госзакупок объявлен электронный аукцион на выполнение и разработку проектной документации «Рекультивация свалки ТКО», при этом работы должны быть выполнены до ДД.ММ.ГГГГ. Изложенное свидетельствует об отсутствии бездействия Администрации города Кимры и Комитета по управлению имуществом города Кимры в вопросе рекультивации свалки.

От Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры представлены возражения на апелляционные жалобы, в которых прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации города Кимры Тверской области Гогян М.В., представитель ООО «Жилищное благоустройство» и ООО «Экоспецстрой» Можайкин С.В. просили удовлетворить апелляционные жалобы.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Дымов А.А. просил оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения, поддержал доводы возражений на апелляционные жалобы.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Комитета по управлению имуществом города Кимры Тверской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении рассмотрения дела не просили.

С учетом статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.

Изучив дело, заслушав объяснения прокурора Дымова А.А., представителя Администрации города Кимры Тверской области Гогян М.В., представителя ООО «Жилищное благоустройство» и ООО «Экоспецстрой» Можайкина С.В., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб не находит.

В статье 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Земельное законодательство основывается на принципах: учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритета охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (преамбула

Согласно пункту 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В соответствии пунктом 3 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1). Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

В силу пункта 2 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Из содержания указанных норм закона следует, что вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению не только в случае умышленного противоправного причинения, но и в случае причинения его правомерными действиями.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что по общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В названном постановлении указано, что одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права граждан на ее благоприятное состояние является возложение на лицо, причинившее вред, обязанности по его возмещению в полном объеме, а также обязанности приостановить, ограничить или прекратить деятельность, создающую опасность причинения вреда в будущем. Тем самым обеспечивается принятие мер по восстановлению состояния окружающей среды, подвергнутой негативному воздействию хозяйственной и (или) иной деятельности, и предупреждение нарушения природоохранных требований и причинения вреда окружающей среде в будущем.

Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

В силу статьи 4 указанного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В статье 1 указанного Федерального закона предусмотрено, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

Негативное воздействие на окружающую средуопределено в указанном законе как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В части 2 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в редакции, действовавшей на период спорных правоотношений, устанавливалось, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе размещение отходов производства и потребления; загрязнение почв, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.

Из содержания статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 404-ФЗ, следует, что одним из видов негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата, является хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Вред окружающей среде определяется как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, являетсяобъект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Одним из объектов накопленного вреда окружающей среде являются объекты размещения отходов производства и потребления.

Под накопленным вредом окружающей среде, понимается вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме.

В силу частей 1, 2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

В части 4 статьи 39 указанного закона установлено, что при выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В статье 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

В редакции статьи, действовавшей с 01 января 2016 года, было установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Статьей 7 указанного Федерального закона, в редакции действовавшей в период функционирования свалки, предусматривалось, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В статье 44 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем. Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований. При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, обеспечению, в том числе с использованием централизованных систем водоотведения, сбора и очистки дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных вод, сток которых осуществляется с территорий поселений, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В указанной статье, в редакции действовавшей до
01 января 2016 года, устанавливалось, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещалось размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 марта1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в ранее действовавшей редакции, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В статье 4 указанного закона в действующей редакции установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу статьи 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в редакции Федерального закона
от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ, определено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В пункте 6 указанной статьи установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», введенному Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно статье 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов была отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

В указанной статье в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

В силу статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Вместе с тем перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского округа от исполнения предусмотренных законом обязанностей в сфере деятельности, связанной с отходами производства и потребления, тем более накопленными в период, когда организация указанной деятельности осуществлялась именно органами местного самоуправления.

В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относилась организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в редакции Федерального закона от
29 декабря 2014 года № 458-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Согласно статье 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года
№ 131-ФЗ (редакции от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; 11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; 24) участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов).

Согласно статье 6 Устава города Кимры к вопросам местного значения города Кимры относятся: 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Кимры; 14) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Кимры; 26) участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Законом Тверской области от 31 марта 2016 года № 22-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов» органы местного самоуправления Тверской области были наделены отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьей 30, 32 Устава города Кимры администрация города Кимры является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Кимры, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области. В пределах своих полномочий администрация города Кимры организует мероприятия по охране окружающей природной среды в границах округа; участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации, в ранее в редакции действовавшей в период спорных правоотношений, устанавливалось, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Согласно части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В силу части 2 данной статьи собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по охране земель, в том числе защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Частями 5, 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ, в случае, если использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений на использование земель или земельных участков привело к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков, лица, которые пользовались такими землями или земельными участками, обязаны: 1) привести такие земли или земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием; 2) выполнить необходимые работы по рекультивации таких земель или земельных участков.

Из содержания указанных норм права следует обязанность лиц, в результате деятельности которых причинен вред окружающей среде, устранить последствия этого вреда путем мероприятий по восстановлению природной среды, в том числе рекультивации земель.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, чтоземельный участок, площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> находится в государственной собственности.

ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Администрации города Кимры от ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом города Кимры и ООО «Жилищное благоустройство» заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, по условиям которого ООО «Жилищное благоустройство» передан указанный земельный участок для складирования и захоронения бытовых отходов. Пунктом 2.1 договора установлен срок аренды участка - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в пункт 2.1 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, и срок действия договора аренды определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Жилищное благоустройство» и ООО «Экоспецстрой» заключен договор субаренды -ЖБ указанного земельного участка на срок с ДД.ММ.ГГГГ
по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Жилищное благоустройство» и ООО «Экоспецстрой» заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды указанного земельного участка.

Данный земельный участок использовался для размещения свалки твердых бытовых отходов.

Решением Кимрского городского суда от 15 декабря 2017 года удовлетворены исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Экоспецстрой», Администрации города Кимры Тверской области о возложении обязанности прекратить деятельность по размещению отходов. На ООО «Экоспецстрой» возложена обязанность прекратить эксплуатацию свалки ТБО, не внесенной в государственный реестр размещения отходов, расположенной на земельном участке из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, по истечении <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Администрации города Кимры Тверской области запрещена организация захоронения твердых бытовых отходов на свалке ТБО, не внесенной в государственный реестр размещения отходов, расположенной на земельном участке из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, по истечении <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда не обжаловано, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Указанным решением суда, вступившим в законную силу, установлено, что свалка ТБО на указанном земельном участке была организованна как временная, выполнение требований санитарных правил 2.1.7.1038-03 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» при эксплуатации свалки невозможно.

Решением установлено, что деятельность ООО «Экоспецстрой» по утилизации (захоронению) ТБО на земельном участке с кадастровым номером осуществляется с нарушением природоохранного законодательства, создает опасность причинения вреда в будущем. Спорный объект размещения ТБО является санкционированной свалкой, разрешенной органами исполнительной власти, но не обустроенной в соответствии с СНиП, а потому является временным и подлежит прекращению его эксплуатация в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигона, отвечающего требованиям СНиП.

Решением суда установлено, что земельный участок под свалкой находится в черте населенного пункта, городская свалка не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, Администрация города Кимры организовала, заключив договор аренды земельного участка, а ООО «Экомпецстрой» осуществляло размещение отходов на земельном участке с кадастровым номером в нарушение прямого запрета, установленного пунктами 5 и 7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с частью 2 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

Согласно статье 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, в силу указанных положений закона ни Администрация города Кимры, ни ООО «Экоспецстрой», ни ООО «Жилищное благоустройство» не вправе оспаривать факты и правоотношения, установленные вступившим в законную силу решением Кимрского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в части участия каждого из указанных ответчиков в деятельности по эксплуатации указанной свалки твердых бытовых отходов, ее негативного воздействия на окружающую среду, в связи с чем, доводы указанных ответчиков об отсутствии обязанности по устранению негативного воздействия на окружающую среду последствий их деятельности по организации вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов на санкционированной свалке ТБО, расположенной на указанном земельном участке с кадастровым номером , по эксплуатации указанной свалки, не могут быть приняты во внимание.

Причем совершить действия, направленные на устранение негативного воздействия на окружающую среду в связи с эксплуатацией указанной свалки, ответчики обязаны были и при правомерном использовании указанного земельного участка для размещения отходов.

Разрешая заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 3, 4, 11, 39, 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьями 8, 12, 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом, что непринятие мер по рекультивации земельного участка, занятого свалкой твердых бытовых отходов, негативно влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью населения, чем нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, пришел к правильному выводу о возложении на Администрацию города Кимры Тверской области, ООО «Жилищное благоустройство», ООО «Экоспецстрой» обязанности соответственно по организации разработки и по разработке проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, занятого свалкой твердых бытовых отходов и о проведении рекультивации данного земельного участка.

Данные выводы суда основаны на материалах дела и сделаны в соответствии с нормами действующего законодательства.

Использование земельного участка под свалку ТБО привело к уничтожению плодородного слоя почвы в границах использованного земельного участка, в связи с чем лица, которые пользовались такими землями, земельными участками, обязаны привести такие земли, земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием; выполнить необходимые работы по рекультивации таких земель или земельных участков.

Порядок рекультивации земель закреплен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года №800 «О проведении рекультивации и консервации земель», во исполнение которого утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.

Согласно пункту 2 указанных Правил рекультивация земель - это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

В силу пункта 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно пункту 4 Правил в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков; арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством); исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

Исходя из пункта 6 Правил рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно пункту 8 Правил рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

В соответствии с пунктом 35 Правил прекращение прав лица, деятельность которого привела к необходимости рекультивации или консервации земель, на земельный участок, в том числе в связи с отказом такого лица от прав на земельный участок, не освобождает его от обязанности выполнить мероприятия по рекультивации или консервации земель.

Соответствующие меры по рекультивации занятого свалкой земельного участка на день судебного разбирательства не произведены, проект рекультивации не разработан, в связи с чем, суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчиков обязанности, соответственно, по организации разработки проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, занятого свалкой твердых бытовых отходов, направлению его на проведение государственной экологической экспертизы, организации в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, проведению рекультивации данного земельного участка.

Как указывалось в силу статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, установленные частью 3 статьи 39 названного Федерального закона, предусматривают разработку и реализацию мероприятий по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды, предусматривают осуществление таких действий в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией.

Из положений статей 10 и 12 Федерального закона
от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что строительство, реконструкция, консервация, ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, проектной документации указанных объектов. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Вопрос ликвидации свалки связан с негативным воздействием хозяйственной деятельности ответчиков на окружающую среду, данный вопрос затрагивает предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Как правильно указано судом первой инстанции, с учетом положений пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда окружающей среде и, как следствие, нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, являются достаточным поводом для обращения в суд с настоящим иском и для исключения вредоносности свалки путем вынесения судебного решения.

Установив, что непринятие ответчиками мер по рекультивации занятого твердыми бытовыми отходами земельного участка может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, что не отвечает установленным законом требованиям, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию города Кимры Тверской области и организации, привлеченные к участию в деле в качестве ответчиков, обязанность, соответственно, по организации разработки проекта рекультивации земельного участка, занятого свалкой твердых бытовых отходов, направления его на проведение государственной экологической экспертизы, организации в соответствии с разработанным проектом проведения рекультивации земельного участка.

Доводы ответчиков о том, что эксплуатация данной свалки начата еще в шестидесятых годах двадцатого века, не могут служить основанием к освобождению ответчиков об обязанности устранить вред, причиненный окружающей среде, поскольку, несмотря на законодательно установленные запреты, в том числе на размещение свалок твердых бытовых отходов в границах населенных пунктов, на введенный в 2008 году запрет на эксплуатацию свалок не внесенных в реестр, Администрация города Кимры продолжала эксплуатацию свалки на земельном участке с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, нарушая права граждан, не организовала устройство свалки для вывода твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства, не минимизировала вред, причиняемый окружающей природной среде, а соответственно, гражданам, имеющим право на благоприятную окружающую среду, при размещении твердых бытовых отходов, ООО «Жилищное благоустройство» и ООО «Экоспецстрой» продолжали вывоз отходов производства и потребления с территории <адрес> именно на данную свалку, увеличивая негативное воздействие на окружающую среду, нарушая права граждан на благоприятную окружающую среду.

Принимая в эксплуатацию спорный земельный участок, ООО «Жилищное благоустройство» и ООО «Экоспецстрой» должны были предвидеть, что в будущем у них возникнет обязанность по рекультивации данного земельного участка после завершения его эксплуатации. Обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному увлечению земель в оборот установлена статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации, обязанность по возмещения причиненного окружающей среде вреда статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Доводы о том, что эксплуатация данного земельного участка, используемого под свалку ТБО начата еще с ДД.ММ.ГГГГ, не могут служить основанием к освобождению ответчиков от возложенных обязанностей, а именно устранить негативное воздействие на окружающую среду указанного объекта, в том числе после прекращения его эксплуатации.

Сбор, захоронение твердых бытовых отходов Администрацией города Кимры были организованы таким образом, что ДД.ММ.ГГГГ года вывоз твердых бытовых отходов с территории городского округа осуществлялся именно на указанную свалку ТБО, деятельность по вывозу этих отходов последовательно осуществляли ООО «Жилищное благоустройство» и ООО «Экоспецстрой», осознавая, что предъявляемые законом требования к размещению отходов, к содержанию места их захоронения не соблюдаются.

Ответчики нарушали действовавшее в период эксплуатации свалки законодательство, осуществляли деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем обязаны возместить причиненный ими вред.

Тот факт, что решением суда срок для исполнения обязанности по прекращению деятельности по эксплуатации свалки, установлен до ДД.ММ.ГГГГ года, не свидетельствует о правомерности действий ответчиков по эксплуатации свалки в период после вступления решения суда в законную силу, и об отсутствии бездействия с их стороны по устранению вреда, причиняемого окружающей среде, а соответственно, гражданам, в защиту прав которых предъявлен настоящий иск.

Осознавая допускаемые нарушения при организации вывоза твердых бытовых отходов и при вывозе твердых бытовых отходов на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, при эксплуатации свалки, ответчики продолжали данную деятельность, в том числе Администрация города Твери и ООО «Экоспецстрой» после вынесения решения суда, и вопреки доводам апелляционных жалоб, действий направленных на предотвращение и устранение причиняемого окружающей среде вреда не предпринимали.

Только ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией города Кимры и ООО «Экоспецстрой» заключено соглашения о прекращении договорных отношений и по акту приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером передан Администрации города Кимры.

То, что данные действия осуществлены в пределах предоставленного решением суда срока, не дает оснований для вывода об ошибочности выводов суда о бездействии ответчиков.

Никакие из действия, которые прокурор просил обязать совершить ответчиков, ни на момент обращения прокурора с иском в суд, ни на момент вынесения судом решения, ответчиками совершены не были. Действия, на которые указывает Администрация города Кимры в апелляционной жалобе, предприняты после вынесения решения. ООО «Экоспецстрой» и ООО «Жилищное благоустройство» вообще никаких действий, направленных на устранение причиненного в результате их деятельности вреда, не только не предпринимали, но и утверждают, что не обязаны предпринимать, полагая, что вред, причиненный их деятельностью будет устранен допустившим такое размещение отходов производства и потребления государством, в рамках разработанного проекта «Чистый город».

Доводы апелляционных жалоб ООО «Экоспецстрой» и ООО «Жилищное благоустройство» о том, что возложение на них обязанности по рекультивации земельного участка незаконно, противоречат приведенным выше нормам права.

Ответчики осуществляли вывоз отходов на указанную свалку, эксплуатацию этой свалки, их деятельность повлекла негативное изменение окружающей среды. Осуществляя данную деятельность, ответчики должны были учитывать, что установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязаны были оценивать воздействие на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, учитывать допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению, уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Основанием для привлечения данных ответчиков к ответственности является причинение ими вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, иных неблагоприятных последствиях.

ООО «Экоспецстрой» и ООО «Жилищное благоустройство» совместно причинили вред окружающей среде, в связи с чем суд правомерно возложил обязанность по его возмещению путем выполнения работ по рекультивации на этих ответчиков.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ООО «Жилищное благоустройство» оснований для освобождения данного ответчика от обязанности по возмещению вреда не имелось. ООО «Жилищное благоустройство» фактически осуществляло эксплуатацию объекта - свалки, имея при этом договоры с юридическими и физическими лицами на вывоз отходов. Данное общество осуществляло деятельность по вывозу твердых бытовых отходов на данную свалку, в дальнейшем предоставило земельный участок для осуществления этой деятельности ООО «Экоспецстрой». В результате деятельности, в том числе ООО «Жилищное благоустройство», земельный участок, занимаемый свалкой ТБО, приведен в состояние, требующее восстановления нарушенных земель путем проведения рекультивации. Те обстоятельства, что вступившим в законную силу решением суда от ДД.ММ.ГГГГ на ООО «Жилищное благоустройство» никакие обязанности возложены не были, что в настоящее время данное общество практически никакую деятельность не осуществляет, не свидетельствуют об отсутствии оснований для возложения на данного ответчика обязанности по устранению вреда, причиненного окружающей среде в период, когда данное общество использовало земельный участок, предоставленный в аренду, выступало в качестве субарендатора земельного участка.

Заключение соглашения Администрации города Кимры с ООО «Экоспецстрой» о прекращении договорных отношений по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, занимаемого свалкой, вопреки доводам апелляционных жалоб не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны ответчиков, выразившегося в непринятии мер, направленных на рекультивацию земельного участка, занимаемого свалкой. Указанные действия Администрации города Кимры с ООО «Экоспецстрой» направлены лишь на прекращение эксплуатации салки ТБО и не направлены на проведение рекультивации земельного участка, занимаемого свалкой.

Приведенные обстоятельства, свидетельствуют о том, что вопреки доводам апелляционных жалобы деятельность по размещению отходов производства и потребления на указанном земельном участке была организована Администрацией города Кимры, осуществлялась ООО «Жилищное благоустройство» и ООО «Экоспецстрой», и именно эта деятельность органа местного самоуправления и деятельность указанных обществ повлекли за собой негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления.

Как установлено судом, ООО «Жилищное благоустройство» и ООО «Экоспецстрой» фактически осуществляли эксплуатацию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, имея при этом договоры с юридическими и физическими лицами на вывоз отходов. В результате деятельности ответчиков, земельный участок, занимаемый свалкой ТБО, приведен в состояние, требующее восстановления нарушенных земель путем проведения рекультивации.

Использование земельного участка под свалку ТБО привело к уничтожению плодородного слоя почвы в границах использованного земельного участка, в связи с чем лица, которые пользовались такими землями, земельными участками, обязаны привести такие земли, земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием; выполнить необходимые работы по рекультивации таких земель или земельных участков.

Ссылки ответчиков на преждевременность заявления прокурором требований ошибочны и не могут служить основанием к отмене решения суда. Устранение негативного воздействия на окружающую среду должно было осуществляться уже в ходе эксплуатации свалки.

Иск предъявлен прокурором в пределах, предоставленных ему
статьями 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полномочий в защиту неопределенного круга лиц, в защиту их права на благоприятную окружающую среду, нарушенного ответчиками.

Установив, что бездействие Администрации города Кимры по устранению негативного воздействия на окружающую среду не отвечает установленным законом требованиям, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию города Кимры обязанность по организации разработки проекта рекультивации земельного участка, занятого свалкой твердых бытовых отходов, направления его на проведение государственной экологической экспертизы, организации в соответствии с разработанным проектом проведения рекультивации земельного участка.

Обязанность непосредственно организовать устранение негативного воздействия на окружающую среду указанной свалки отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, при том, что выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности ответственность несет именно орган местного самоуправления, то есть Администрация города Кимры.

Вопреки доводам жалоб, ответчиками в суд первой инстанции не представлены доказательства того, что спорная свалка ТБО включена в федеральный проект «Чистая страна». Кроме того, доводы о включении спорной свалки ТБО в состав федерального проекта «Чистая страна» не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения, поскольку даже при подтверждение таких сведений, данное обстоятельство не освобождает ответчиков от обязанности, установленной статьей 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», согласно которой собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанностей, установленных статей 13 Земельного кодекса российской Федерации,
статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Передача ООО «Экоспецстрой» земельного участка Администрации города Кимры основанием к освобождению от данной обязанности не является, поскольку прекращение арендных отношений в отношении земельного участка, не является обстоятельством освобождающим от ответственности за вреда, причиненный окружающей среде, в период существования таких отношений.

Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционных жалоб по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены состоявшегося судебного решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционных жалобах, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кимрского городского суда Тверской области от 13 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Кимры Тверской области, ООО «Экоспецстрой», ООО «Жилищное благоустройство» - без удовлетворения.

Председательствующий: В.В. Цветков

Судьи: М.В. Гудкова

А.С. Беляк

33-2232/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тверской межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Жилищное благоустройство"
ООО "ЭкоСпецСтрой"
Администрация г. Кимры Тверской области
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области
Суд
Тверской областной суд
Судья
Гудкова Марина Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
28.05.2019Судебное заседание
03.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2019Передано в экспедицию
28.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее