Решение по делу № 2а-1831/2022 от 07.02.2022

14RS0035-01-2022-001736-57

Дело № 2а-1831/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск                             23 марта 2022 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ефимовой Л.А., при секретаре Пинигиной Ф.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) к Клыкову А.В. о взыскании задолженности по страховым взносам,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что у административного ответчика имеется задолженность: по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 8 426 рублей за 2020 год, пеня в размере 40,59 рублей, по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 32 448 рублей за 2020 налоговый период, пени в размере 156,29 рублей, всего 41 070,88 рублей. В обоснование иска указано на то, что административный ответчик требование об уплате недоимки по налогам и пени не выполнил, просил взыскать с административного ответчика указанную сумму.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Бурнашева В.П. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме, пояснила, что ссылка в письменном отзыве административного ответчика не состоятельна, поскольку после указанного им определения Конституционного суда, вышел Федеральный закон, согласно которому он обязан был произвести оплату страховых взносов.

Административный ответчик Клыков А.В. в суд не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, направил письменный отзыв на административное исковое заявление в котором просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что он не должен оплачивать страховые взносы на основании определения Конституционного суда от 24.05.2005 №223-О, которым признаны нормативные положения ст. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в части возложения на адвокатов – военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии несоответствующими Конституции РФ и не подлежащими применению.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанности по уплате налога.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Судом установлено, что Клыков А.В. за расчетный период 2020 год являлся адвокатом, что административным ответчиком не оспаривается.

В период осуществления адвокатской деятельности ответчик в соответствии с ч.2 п.1 ст.419 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов.

В соответствии со ст.430 НК РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

Согласно пункту 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если стелу смотрено статьей 432 НК РФ.

В соответствии с главой 34 НК РФ плательщики страховых взносов, не производящие физическим лицам, уплачивают страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в зависимости от величины полученного ими дохода.    .

Исходя из положений пп. 2 п. 1 ст. 419 и п. 1 ст. 430 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено ст. 430 Налогового кодекса РФ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 432 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, действующей в расчетном периоде) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - СВ на ОПС) в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено -настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее - СВ на ОМС) в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Таким образом, административный ответчик не позднее 31.12.2020 года обязан был уплатить: 32448 рублей - СВ на ОПС, и, 8426 рублей - СВ на ОМС.

Между тем, указанные суммы до настоящего времени ответчиком не уплачены.

Также в соответствии со статьей 75 НК РФ в отношении ответчика в связи с -неуплатой в установленный законодательством срок начислены пени за период с ____.2021 года по ____.2021 года в размере по СВ ОПС - 156,29 рублей, по СВ ОМС – 40,59 рублей (расчет пени прилагается).

В связи с отсутствием оплаты в установленный пунктом 5 статьи 432 НК РФ срок инспекция в порядке статей 69,70 НК РФ направила заказным письмом в адрес административного ответчика требование от ____.2021 года с требованием уплатить страховые взносы в размере 40874 рублей и пени 196,88 рублей до ____.2021 года.

Между тем, в настоящее время административным ответчиком данная задолженность не погашена.

Таким образом, административным ответчиком обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ не была исполнена в установленный срок и на момент подачи настоящего административного искового заявления в суд за ответчиком числится задолженность по указанным требованиям в размере:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 32 448 рублей и пени в размере 156,29 рублей;

- страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8426 рублей и пени в размере 40,59 рублей.

Расчет истцом обоснован, административный ответчик свой расчет не представил, как и доказательств внесения денежных средств в счет уплаты недоимки за заявленный период и пеней. Доказательств, позволяющих освободить административного ответчика от уплаты взносов и пени как полностью, так и частично, в суд не представлено.

____.2021 выдан судебный приказ по заявлению МРИ ФНС РФ по РС (Я), который в последующем определением мирового судьи от ____.2021 отменен в связи с поступившим от должника заявлением.

С административным иском истец обратился в суд ____.2022, то есть в пределах установленного срока.

Не соглашаясь с указанным административным исковым заявлением административный ответчик ссылается на положения Определения Конституционного суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 223-О «По запросам мирового судьи судебного участка N 2 города Калуги и мирового судьи судебного участка N 4 Советского района города Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также жалобам граждан Стародубова И.А. и Шишова В.Н. на нарушение их конституционных прав положениями пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 названного Федерального закона». В Определении говорится о несоответствии конституционным нормам требований Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ об уплате военными пенсионерами страховых взносов, полагает, что он как адвокат – военный пенсионер не обязан уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Действительно, индивидуальные предприниматели и адвокаты, являющиеся получателями пенсий, установленных Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1, были освобождены от уплаты страховых пенсионных взносов в виде фиксированного платежа на основании п. 3 Правил уплаты страховых взносов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 N 582, появившегося после Определения КС РФ от 24.05.2005 N 223-О.

Однако в 2008 году вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 N 156-ФЗ, который внес изменения в ряд законов, касающихся пенсионного обеспечения.

С этого времени у военнослужащих (за исключением некоторых категорий) появилось право на одновременное получение ими трудовой пенсии, пенсии за выслугу лет или по инвалидности.

Таким образом, с 25 июля 2008 г. (дата официального опубликования Закона N 156-ФЗ) страховые взносы, уплаченные военными пенсионерами, уже могли повлиять на страховую часть трудовой пенсии.

Кроме того, с 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, и с этого года индивидуальные предприниматели (адвокаты) с личных доходов должны уплачивать страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ТФОМС уже на основании этого Закона.

Поэтому Правила уже не могут быть применимы в отношении страховых взносов во внебюджетные фонды. Это подтверждает и ФАС Центрального округа в Постановлении от 29.06.2010 по делу N 14-10676/2009/234/24.

Таким образом, доводы административного ответчика судом отклоняются как необоснованные.

При этом федеральным законом от 30.12.2020 N 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», вступившим в силу с 10.01.2021 (далее - Федеральный закон N 502-ФЗ), в статью 6 федерального закона N 167-ФЗ внесены изменения, исключившие из числа страхователей адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1 и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения.

Таким образом, учитывая, что адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом N4468-1, не являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, они не признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя с момента вступления в силу Федерального закона N 502-ФЗ - с 10.01.2021.

Изменения, внесенные в указанный закон, подлежат применению с 10 января 2021 года, при этом на предыдущие периоды действие данного закона не распространено, поскольку положения федерального закона не предусматривают его обратной силы на правоотношения, действовавшие до его введения в действие.

Такая правовая позиция изложена Верховным судом Республики Саха (Якутия) в апелляционном определении от 10.11.2021 года по делу № 2а-238/2021 (Дело № 33а-3689/2021), в кассационном определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22.11.2021 по делу N 88а-28294/2021.

Такой же позиции придерживается Министерство финансов Российской Федерации (письма от 9 августа 2021 г. N 03-15-05/63779, от 23.03.2021 N 03-15-05/20613).

Соответственно, поскольку административный ответчик не является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и не признается плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя с момента вступления в силу Федерального закона N 502-ФЗ - с 10.01.2021, соответственно, обязанность уплачивать страховые взносы за предыдущие годы (за периоды до 10.01.2021 года) у него остается.

Поскольку представленные доказательства в совокупности подтверждают наличие у административного ответчика задолженности, доказательств обратного при этом не представлено, административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 292 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) к Клыкову А.В. о взыскании задолженности по налогу удовлетворить.

Взыскать с Клыкова А.В., ____ года рождения, уроженца ___, в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) задолженность по уплате налога: по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 8 426 рублей за 2020 год, пени в размере 40,59 рублей, по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 32 448 рублей за 2020 налоговый период, пени в размере 156,29 рублей, всего – 41 070,88 рублей.

Взыскать с Клыкова А.В., ____ года рождения, уроженца ___, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1432,13 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                            Л.А. Ефимова

2а-1831/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление ФНС России по Республике Саха (Якутия)
Ответчики
Клыков Андрей Владимирович
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Ефимова Любовь Алексеевна
Дело на сайте суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
07.02.2022Регистрация административного искового заявления
08.02.2022Передача материалов судье
08.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
08.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2022Подготовка дела (собеседование)
25.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2022Судебное заседание
23.03.2022Судебное заседание
23.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее