Решение по делу № 2-1223/2022 от 12.05.2022

Дело 2-1223/2022

УИД 37RS0005-01-2022-001116-22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2022 года город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Зябликова А.Ю.,

при секретаре Коковой Е.А.,

с участием:

представителя истца - помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Лунёва С.А., представителя ответчика администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области Филиповских М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по принятию мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения,

У С Т А Н О В И Л:

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил возложить обязанность на администрацию Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение регулярного обследования гидротехнического сооружения - плотина на реке Вергуза д. Беляницы, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892. Заявленные требования обоснованы тем, что Ивановскоймежрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений в деятельности администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, в результате которой установлено, что в собственности ответчика находится гидротехнического сооружение – плотина на реке Вергуза в д. Беляницы (далее – гидротехническое сооружение), которое на основании решения Ивановского районного суда Ивановской области от 14.05.2019 включено в Единый реестр муниципальной собственности Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области. Указанный объект недвижимого имущества имеет кадастровый номер: , площадь – 2748,1 кв.м, расположен по адресу: <адрес>. Эксплуатирующей организации у данного гидротехнического сооружения не имеется. В нарушение норм действующего законодательства администрацией Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области в отношении гидротехнического сооружения не обеспечено проведение регулярных обследований. По результатам проведенной проверки в адрес главы Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области 21.03.2022 внесено представление, которое не исполнено. Выявленные нарушения требований федерального законодательства могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, что создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.

Представитель истца – помощник Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Лунёв С.А., действующий на основании служебного удостоверения, поддержал заявленные исковые требования, с учетом представленного заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ. Пояснил, что представленный ответчиком акт обследования от 26.05.2022 не свидетельствует о проведении регулярного обследования гидротехнического сооружения в соответствии с положениемпостановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892 «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений».

Представитель ответчика – администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области Филиповских М.О., действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности (л.д. 30), не возражал против удовлетворения заявленных требований с учетом их уточнений. Ранее представил отзыв на исковое заявление, согласно которому требования прокуратуры являются законными и обоснованными, однако предъявлены преждевременно, поскольку не утверждена декларация безопасности в отношении гидротехнического сооружения (л.д. 83-84).

Третье лицо Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления (л.д. 108), явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило. Ранее заместитель руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Учеваткин А.А. представил ходатайство о рассмотрении гражданского дела без участия представителя третьего лица (л.д. 23).

Изучив исковое заявление, заявление о его уточнении, отзыв на исковое заявление, выслушав представителей истца и ответчика, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

На основании ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов; декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.

На основании ст. 8 данного Федерального закона обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании в числе прочих, следующих общих требований представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.

В силу абз. 7 ст. 9 названного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения.

В п. 4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892, указано, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения. Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Приказом Ростехнадзора от 04.12.2020 № 497 «Об утверждении формы акта регулярного обследования гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)» утверждена форма акта регулярного обследования гидротехнических сооружений. Пунктом 15 данного акта предусмотрено обоснование необходимости (отсутствия необходимости) декларированиябезопасности гидротехнического сооружения в соответствии с требованиями законодательства РоссийскойФедерации о безопасности гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 7 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации.

Из п. 9 ст. 6 устава Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, принятого решением Совета Беляницкого сельского поселения № 129 от 03.08.2009, следует, что к вопросам местного значения в числе прочего, относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами (л.д. 32-82).

Установлено, что правообладателем гидротехнического сооружения – плотина на реке Вергуза с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, является Беляницкое сельское поселение Ивановского муниципального района Ивановской области, что подтверждается инвентарной карточкой учета объекта основных средств, выпиской из ЕГРН (л.д. 116-117, 118-120).

Представленная в адрес суда выписка из реестра имущества Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области от 27.05.2022 содержит информацию о том, что на основании решения Ивановского районного суда Ивановской области от 14.05.2019 и постановления администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области № 98 от 24.09.2020 «О включении имущества в казну Беляницкого сельского поселения» у администрации возникли права собственности на гидротехническое сооружение – плотину на реке Вергуза, площадью 2478,1 кв.м, с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 89).

Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 14.05.2019 удовлетворено заявление администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, признано право собственности Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области на объект недвижимого имущества – гидротехническое сооружение – плотину на реке Вергуза площадью 2748 кв.м, с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 102-103).

01.02.2022 Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес главы Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области направлен запрос о необходимости предоставления документов и сведений, в том числе о проведении регулярного обследования гидротехнического сооружения (преддекларационного обследования) с целью установления класса гидротехнического сооружения (л.д. 8).

В ответ на указанный запрос 07.02.2022 ответчиком в адрес прокуратуры направлены истребуемые документы, подтверждающие право собственности гидротехнического сооружения и сведения о проведении регулярного обследования гидротехнического сооружения с целью установления класса гидротехнического сооружения (л.д. 9).

21.03.2022Ивановским межрайонным природоохраннымпрокурором в адрес главы Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области внесено представление с требованием об устранении в месячный срок причин и условий допущенных нарушений законодательства, выразившихся в необеспечении проведения регулярных обследований гидротехнического сооружения – плотины на реке Вергуза в д. Беляницы (л.д. 10-11).

Из ответа главы Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области № 243 от 18.04.2022 следует, что названное представление является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. Причиной допущенных нарушений стало ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей заместителем главы администрации Беляницкого сельского поселения Глазуновой О.В., которая привлечена к дисциплинарной ответственности. Администрация находится в стадии заключения договора с ООО «Ивановская проектно-изыскательный цент Ивгипроводхоз» для исполнения предписания Ростехнадзора в части расчета размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, а также в части разработки и уточнения критериев безопасности гидротехнического сооружения (л.д. 12).

22.04.2022 заместителем Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Сутягиным А.А. в адрес главы Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области направлен запрос о предоставлении проектной документации гидротехнического сооружения, документов о вводе гидротехнического сооружения в эксплуатацию и прекращении ее эксплуатации (л.д. 13).

Согласно ответу № 428 от 27.04.2022 на указанный запрос запрашиваемая документация в администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области отсутствует. В настоящее время администрация находится в стадии заключения договора с ООО «Ивановский проектно-изыскательский центр «Ивгипроводхоз» для исполнения предписания Ростехнадзора в части в части расчета размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, что впоследствии обследование гидротехнического сооружения, предшествующее разработки декларации безопасности гидротехнического сооружения (л.д. 14).

30.03.2021 Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области составлено заключение по итогам обследования готовности наиболее ответственных гидротехнических сооружений, расположенных на территории Ивановской области, и организаций их эксплуатирующих, к безаварийному пропуску весеннего половодья в 2021 году. Согласно данному заключению администрации Беляницкого сельского поселения и администрации Ивановского муниципального района Ивановской области рекомендовано осуществлять постоянный контроль за безопасностью гидротехнического сооружения на реке Вергуза в д. Беляницы в период прохождения весеннего паводка; обеспечить готовность сил и средств на случай возникновения ЧС; разработать и осуществить комплекс мер по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с прохождением весеннего половодья; подготовить резерв финансовых и материальных средств для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с прохождением весеннего половодья; по окончанию паводка провести аварийно-восстановительные работы ограждения башенного оголовка; ограничить проезд тяжелой техники по телу плотины (л.д. 110-111).

15.06.2021 между САО «РЕСО-Гарантия» и администрацией Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном участке объекта в отношении плотины на реке Вергуза д. Беляницы Ивановского муниципального района Ивановской области. Период действия договора с 01.07.2021 по 30.06.2022. Страховая сумма по договору страхования составила 10000000 руб. (л.д. 121).

26.05.2022 администрацией Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области в результате проведенного обследования объекта «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения на реке Вергуза д. Беляницы Ивановского муниципального района Ивановской области» составлен соответствующий акт (л.д. 90-92).

В дефектной ведомости «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения на реке Вергуза д. Беляницы Ивановского муниципального района Ивановской области» отражена информация о повреждениях и техническом состоянии объекта, а также виды и объемы работ по восстановлению объекта (л.д. 93-95).

Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 16.05.2022 удовлетворено исковое заявление заместителя Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, на администрацию Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области возложена обязанность в срок до 01.08.2023 разработать и утвердить декларацию безопасности объекта гидротехнического сооружения на реке Вергуза в д. Беляницы с кадастровым номером (л.д. 104-105).

Поскольку невыполнение заявленныхпрокуратурой требований может повлечь причинение вреда здоровью и жизни неопределенного круга лиц,оценивая представленные суду доказательства, учитывая позицию ответчика, не возражавшего против удовлетворения заявленных требований, суд приходит к выводу, что исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации,к администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по принятию мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения подлежат удовлетворению.

Представленный ответчиком акт обследования объекта от 26.05.2022 суд признает ненадлежащим доказательством исполнения требований прокурора, поскольку он не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892 «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений» ввиду того, что обследование гидротехнического сооружения проводилось без участия представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Довод стороны ответчика относительно преждевременности заявленных истцом требований ввиду отсутствия декларации безопасности гидротехнического сооружения суд признает несостоятельным, поскольку отсутствие данной декларации не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Решая вопрос о сроке, в течение которого администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области надлежит исполнить решение суда, суд с учетом предусмотренных законодательством сроков и особенностей бюджетного процесса, считает возможным установить данный срок равным 12 месяцам со дня вступления в законную силу решения суда, поскольку он является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

Каких-либо доказательств невозможности исполнить решение суда в указанные сроки ответчиком суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199, 201 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры (ИНН 6905010905), действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области (ИНН 3711017688) о возложении обязанности по принятию мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения удовлетворить.

Обязать администрацию Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области(ИНН 3711017688)в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение регулярного обследования гидротехнического сооружения - плотина на реке Вергуза д. Беляницы, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Ю. Зябликов

Решение суда в окончательной форме составлено 22.06.2022.

Дело 2-1223/2022

УИД 37RS0005-01-2022-001116-22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2022 года город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Зябликова А.Ю.,

при секретаре Коковой Е.А.,

с участием:

представителя истца - помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Лунёва С.А., представителя ответчика администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области Филиповских М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по принятию мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения,

У С Т А Н О В И Л:

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил возложить обязанность на администрацию Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение регулярного обследования гидротехнического сооружения - плотина на реке Вергуза д. Беляницы, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892. Заявленные требования обоснованы тем, что Ивановскоймежрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений в деятельности администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, в результате которой установлено, что в собственности ответчика находится гидротехнического сооружение – плотина на реке Вергуза в д. Беляницы (далее – гидротехническое сооружение), которое на основании решения Ивановского районного суда Ивановской области от 14.05.2019 включено в Единый реестр муниципальной собственности Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области. Указанный объект недвижимого имущества имеет кадастровый номер: , площадь – 2748,1 кв.м, расположен по адресу: <адрес>. Эксплуатирующей организации у данного гидротехнического сооружения не имеется. В нарушение норм действующего законодательства администрацией Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области в отношении гидротехнического сооружения не обеспечено проведение регулярных обследований. По результатам проведенной проверки в адрес главы Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области 21.03.2022 внесено представление, которое не исполнено. Выявленные нарушения требований федерального законодательства могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, что создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.

Представитель истца – помощник Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Лунёв С.А., действующий на основании служебного удостоверения, поддержал заявленные исковые требования, с учетом представленного заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ. Пояснил, что представленный ответчиком акт обследования от 26.05.2022 не свидетельствует о проведении регулярного обследования гидротехнического сооружения в соответствии с положениемпостановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892 «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений».

Представитель ответчика – администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области Филиповских М.О., действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности (л.д. 30), не возражал против удовлетворения заявленных требований с учетом их уточнений. Ранее представил отзыв на исковое заявление, согласно которому требования прокуратуры являются законными и обоснованными, однако предъявлены преждевременно, поскольку не утверждена декларация безопасности в отношении гидротехнического сооружения (л.д. 83-84).

Третье лицо Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления (л.д. 108), явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило. Ранее заместитель руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Учеваткин А.А. представил ходатайство о рассмотрении гражданского дела без участия представителя третьего лица (л.д. 23).

Изучив исковое заявление, заявление о его уточнении, отзыв на исковое заявление, выслушав представителей истца и ответчика, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

На основании ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов; декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.

На основании ст. 8 данного Федерального закона обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании в числе прочих, следующих общих требований представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.

В силу абз. 7 ст. 9 названного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения.

В п. 4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892, указано, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения. Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Приказом Ростехнадзора от 04.12.2020 № 497 «Об утверждении формы акта регулярного обследования гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)» утверждена форма акта регулярного обследования гидротехнических сооружений. Пунктом 15 данного акта предусмотрено обоснование необходимости (отсутствия необходимости) декларированиябезопасности гидротехнического сооружения в соответствии с требованиями законодательства РоссийскойФедерации о безопасности гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 7 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации.

Из п. 9 ст. 6 устава Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, принятого решением Совета Беляницкого сельского поселения № 129 от 03.08.2009, следует, что к вопросам местного значения в числе прочего, относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами (л.д. 32-82).

Установлено, что правообладателем гидротехнического сооружения – плотина на реке Вергуза с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, является Беляницкое сельское поселение Ивановского муниципального района Ивановской области, что подтверждается инвентарной карточкой учета объекта основных средств, выпиской из ЕГРН (л.д. 116-117, 118-120).

Представленная в адрес суда выписка из реестра имущества Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области от 27.05.2022 содержит информацию о том, что на основании решения Ивановского районного суда Ивановской области от 14.05.2019 и постановления администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области № 98 от 24.09.2020 «О включении имущества в казну Беляницкого сельского поселения» у администрации возникли права собственности на гидротехническое сооружение – плотину на реке Вергуза, площадью 2478,1 кв.м, с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 89).

Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 14.05.2019 удовлетворено заявление администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, признано право собственности Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области на объект недвижимого имущества – гидротехническое сооружение – плотину на реке Вергуза площадью 2748 кв.м, с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 102-103).

01.02.2022 Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес главы Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области направлен запрос о необходимости предоставления документов и сведений, в том числе о проведении регулярного обследования гидротехнического сооружения (преддекларационного обследования) с целью установления класса гидротехнического сооружения (л.д. 8).

В ответ на указанный запрос 07.02.2022 ответчиком в адрес прокуратуры направлены истребуемые документы, подтверждающие право собственности гидротехнического сооружения и сведения о проведении регулярного обследования гидротехнического сооружения с целью установления класса гидротехнического сооружения (л.д. 9).

21.03.2022Ивановским межрайонным природоохраннымпрокурором в адрес главы Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области внесено представление с требованием об устранении в месячный срок причин и условий допущенных нарушений законодательства, выразившихся в необеспечении проведения регулярных обследований гидротехнического сооружения – плотины на реке Вергуза в д. Беляницы (л.д. 10-11).

Из ответа главы Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области № 243 от 18.04.2022 следует, что названное представление является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. Причиной допущенных нарушений стало ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей заместителем главы администрации Беляницкого сельского поселения Глазуновой О.В., которая привлечена к дисциплинарной ответственности. Администрация находится в стадии заключения договора с ООО «Ивановская проектно-изыскательный цент Ивгипроводхоз» для исполнения предписания Ростехнадзора в части расчета размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, а также в части разработки и уточнения критериев безопасности гидротехнического сооружения (л.д. 12).

22.04.2022 заместителем Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Сутягиным А.А. в адрес главы Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области направлен запрос о предоставлении проектной документации гидротехнического сооружения, документов о вводе гидротехнического сооружения в эксплуатацию и прекращении ее эксплуатации (л.д. 13).

Согласно ответу № 428 от 27.04.2022 на указанный запрос запрашиваемая документация в администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области отсутствует. В настоящее время администрация находится в стадии заключения договора с ООО «Ивановский проектно-изыскательский центр «Ивгипроводхоз» для исполнения предписания Ростехнадзора в части в части расчета размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, что впоследствии обследование гидротехнического сооружения, предшествующее разработки декларации безопасности гидротехнического сооружения (л.д. 14).

30.03.2021 Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области составлено заключение по итогам обследования готовности наиболее ответственных гидротехнических сооружений, расположенных на территории Ивановской области, и организаций их эксплуатирующих, к безаварийному пропуску весеннего половодья в 2021 году. Согласно данному заключению администрации Беляницкого сельского поселения и администрации Ивановского муниципального района Ивановской области рекомендовано осуществлять постоянный контроль за безопасностью гидротехнического сооружения на реке Вергуза в д. Беляницы в период прохождения весеннего паводка; обеспечить готовность сил и средств на случай возникновения ЧС; разработать и осуществить комплекс мер по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с прохождением весеннего половодья; подготовить резерв финансовых и материальных средств для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с прохождением весеннего половодья; по окончанию паводка провести аварийно-восстановительные работы ограждения башенного оголовка; ограничить проезд тяжелой техники по телу плотины (л.д. 110-111).

15.06.2021 между САО «РЕСО-Гарантия» и администрацией Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном участке объекта в отношении плотины на реке Вергуза д. Беляницы Ивановского муниципального района Ивановской области. Период действия договора с 01.07.2021 по 30.06.2022. Страховая сумма по договору страхования составила 10000000 руб. (л.д. 121).

26.05.2022 администрацией Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области в результате проведенного обследования объекта «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения на реке Вергуза д. Беляницы Ивановского муниципального района Ивановской области» составлен соответствующий акт (л.д. 90-92).

В дефектной ведомости «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения на реке Вергуза д. Беляницы Ивановского муниципального района Ивановской области» отражена информация о повреждениях и техническом состоянии объекта, а также виды и объемы работ по восстановлению объекта (л.д. 93-95).

Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 16.05.2022 удовлетворено исковое заявление заместителя Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, на администрацию Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области возложена обязанность в срок до 01.08.2023 разработать и утвердить декларацию безопасности объекта гидротехнического сооружения на реке Вергуза в д. Беляницы с кадастровым номером (л.д. 104-105).

Поскольку невыполнение заявленныхпрокуратурой требований может повлечь причинение вреда здоровью и жизни неопределенного круга лиц,оценивая представленные суду доказательства, учитывая позицию ответчика, не возражавшего против удовлетворения заявленных требований, суд приходит к выводу, что исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации,к администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по принятию мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения подлежат удовлетворению.

Представленный ответчиком акт обследования объекта от 26.05.2022 суд признает ненадлежащим доказательством исполнения требований прокурора, поскольку он не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892 «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений» ввиду того, что обследование гидротехнического сооружения проводилось без участия представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Довод стороны ответчика относительно преждевременности заявленных истцом требований ввиду отсутствия декларации безопасности гидротехнического сооружения суд признает несостоятельным, поскольку отсутствие данной декларации не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Решая вопрос о сроке, в течение которого администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области надлежит исполнить решение суда, суд с учетом предусмотренных законодательством сроков и особенностей бюджетного процесса, считает возможным установить данный срок равным 12 месяцам со дня вступления в законную силу решения суда, поскольку он является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

Каких-либо доказательств невозможности исполнить решение суда в указанные сроки ответчиком суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199, 201 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры (ИНН 6905010905), действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области (ИНН 3711017688) о возложении обязанности по принятию мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения удовлетворить.

Обязать администрацию Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области(ИНН 3711017688)в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение регулярного обследования гидротехнического сооружения - плотина на реке Вергуза д. Беляницы, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Ю. Зябликов

Решение суда в окончательной форме составлено 22.06.2022.

2-1223/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ивановский межрайоный природоохранный прокурор
Ответчики
администрация Беляницкого сельского поселения
Другие
Центравальное управление Федеральной службы по экологическому , технологическому и атомному надзору
Суд
Ивановский районный суд Ивановской области
Судья
Зябликов Андрей Юрьевич
Дело на странице суда
ivanovsky.iwn.sudrf.ru
12.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2022Передача материалов судье
18.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2022Судебное заседание
15.06.2022Судебное заседание
22.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2022Дело оформлено
15.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее