дело № 2а-1065/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пгт. Каа-Хем 24 октября 2019 года
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Монгуша С-Ч.С., при секретаре Сат Ч.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску КАА. в интересах несовершеннолетнего КШВ. к Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» РТ в не предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, и об обязании предоставить место в дошкольном образовательном учреждении пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна РТ,
установил:
Административный истец КАА. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к администрации муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва», указав, что ее ребенок КШВ., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован в общегородской очереди за №, однако до настоящего времени ее сыну место в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено. Просит признать действие (бездействие) Администрации муниципального района «Кызылский кожуун РТ» в не предоставлении места в детском дошкольном образовательном учреждении незаконным. Обязать Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» предоставить КШВ., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в дошкольном образовательном учреждении на территории пгт. Каа-Хем Кызылского района республики Тыва.
Административный истец в судебное заседание не явилась, направив в суд письменное заявление, где указала, что просит рассмотреть дело без ее участия и просила удовлетворить административный иск.
Представитель административного ответчика администрации муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва», надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, не явился, в связи с чем, судом принято решение о рассмотрении дела в порядке ст. 150 КАС РФ.
Представитель заинтересованного лица - Управления образования администрации МР «Кызылский кожуун РТ», надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, в связи с чем, судом принято решение о рассмотрении дела в порядке ст. 150 КАС РФ.
Представитель заинтересованного лица Управления образования администрации МР «Кызылский кожуун» представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении требований административного истца отказать, так как административный истец при постановке в очередь не предоставила подтверждающие документы о том, что она является матерью одиночкой, в связи с чем, сотрудником многофункционального центра было принято решение о постановке ребенка в общегородскую очередь. 05.09.2019 года доукомплектование состоялось в заседании комиссии, где детям 2017 года было выделено 41 место, также указал на отсутствие мест в дошкольных образовательных учреждениях, в связи с чем, предоставить место не представляется возможным. Право ребенка подлежит реализации в порядке очередности с учетом прав и интересов других лиц данной категории.
Изучив материалы дела, изучив доводы административного искового заявления, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения дела об оспаривании решения, действия (бездействии) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из свидетельства о рождении серии I-ЛЖ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что КШВ. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва Российской Федерации, отцом указан КВИ., матерью – КАА., о чём Органом Управления ЗАГС РТ (Агентства) в <адрес> РФ составлена актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомлению о постановке ребенка на учет для зачисления в ДОУ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что КШВ. состоит на общегородской очереди под №.
В силу статьи 43 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (ст.2); В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. (п.З ст. 5); Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (п.1 ст. 64).
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение каждого на образование, в том числе и дошкольное.
Невыполнение обязанности государства влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке.
При этом выбор способа защиты гражданских прав в соответствии с требованиями ст.9 и 12 ГК Российской Федерации принадлежит непосредственно гражданам.
Положения ст.43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование.
В соответствии с п.п. 2 и 8 части 1 ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.п.2 и 4 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время; организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 №1014.
Согласно указанному нормативному акту образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
Пунктом 13 Порядка, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 №1014 (далее – Порядок), образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Следовательно, возрастом для посещения дошкольного учреждения для получения дошкольного образования необходимо признать возраст ребенка от 2-х месяцев до 7-ми лет.
Отсутствие мест в МДОУ в качестве оснований для отказа в предоставлении в муниципальном дошкольном образовательном учреждении вышеуказанным Типовым положением не предусмотрено. Иных ограничений, кроме возрастных, для поступления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение законодательством не предусмотрено.
Сторонами не оспаривалось, что ребенок истца обладает правом приема в Учреждение.
Вместе с тем, согласно п.2.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года №5-П положения ст.43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее ст.38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, то есть естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (ст.7 ч. 2 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, в результате бездействия ответчика по осуществлению полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении нарушаются права несовершеннолетнего КШВ. на получение данного образования в соответствующем учреждении.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П констатировал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3).
Поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения (п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ), факт не предоставления несовершеннолетней КШВ. места в дошкольном образовательном учреждении в связи с отсутствием достаточного количества мест в детских учреждениях, непринятии мер для организации достаточного количества данных мест, является бездействием ответчика в части надлежащей организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится, в том числе, неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что несовершеннолетний сын истца состоит на общегородской очереди, администрацией муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» не исполнена обязанность, возложенная на данный муниципальный орган вышеназванными нормами действующего законодательства по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что доводы административного искового заявления КАА. в суде полностью нашли свое обоснование, в связи с чем, административное исковое заявление подлежит удовлетворению, администрацию Муниципального района «Кызылский кожуун РТ» надлежит обязать предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении пгт.Каа-Хем Кызылского кожууна несовершеннолетнему КШВ.
С учетом возраста ребенка, а также обстоятельств дела, суд считает возможным установить срок исполнения судебного решения в отношении КШВ. в течение трех месяцев со дня его вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление КАА. в интересах несовершеннолетнего КШВ. к Администрации муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва», о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района «Кызылский кожуун РТ» в не предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, и об обязании предоставить место в дошкольном образовательном учреждении пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва, удовлетворить.
Признать незаконными бездействие Администрации муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» по не предоставлению несовершеннолетнему КШВ. места в дошкольном образовательном учреждении.
Обязать Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» предоставить несовершеннолетнему КШВ., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> Республики Тыва Российской Федерации, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» в течение месячного срока сообщить КАА. и Кызылскому районному суду РТ, об исполнении решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения, путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский районный суд Республики Тыва.
Судья С-Ч.С. Монгуш