Решение по делу № 2-3564/2023 от 08.08.2023

УИД 63RS0025-01-2023-003131-43

Дело №2-3564/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

01 ноября 2023 года      город Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

Председательствующего судьи Фоминой А.В.,

с участием помощника прокурора г.Сызрани Шонина И.Г., представителя ответчика Администрации г.о.Сызрань Андреевой Н.П., представителя ответчика МКУ г.о.Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» Максимовой Ю.Э., представителя третьего лица ГУ МЧС России по Самарской обалсти Трунягиной И.Н., представителя КЖКХ Администрации г.о. Сызрань – Пигалкиной В.Я.,

при секретаре Любимовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3564/2023 по иску прокурора города Сызрани Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о.Сызрань, МКУ г.о.Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» о сносе аварийного многоквартирного дома,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Сызрани обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к ответчикам и с учетом уточнения просит обязать Администрацию г.о.Сызрань выделить денежные средства для сноса авариного многоквартирного дома по <адрес> г.Сызрани в течение 6-ти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, обязать МКУ г.о.Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» осуществить снос авариного многоквартирного дома по <адрес>, г.Сызрань в течение 6-ти месяцев с даты выделения денежных средств, ссылаясь на то, что Прокуратурой города Сызрань в ходе исполнения заданий прокуратуры Самарской области за № *** от <дата> и за № *** от <дата>, а также по результатам рассмотрения обращения депутата Думы г.о. Сызрань Мулюкина М.В. проведена проверка исполнения жилищного законодательства в ходе которой выявлены нарушения закона органами местного самоуправления, выраженные в непринятии мер по ограничению доступа третьих лиц в расселенные аварийные жилые дома до их ликвидации, а также волоките при осуществлении сноса расселенных аварийных жилых домов.

Осмотром расселённых аварийных жилых домов установлено, что Администрацией г.о. Сызрань не принимаются меры по организации системной работы по сносу расселенных аварийных домов по следующим адресам:

- <адрес>.

Указанный аварийный многоквартирный дом расселен <дата> в соответствии с адресной программой г.о. Сызрань «Переселение граждан из аварийного жилого фонда, признанного таковым до 01.01.2017», утвержденной постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата>.

По информации Администрации г.о. Сызрань от <дата> за № ***, от <дата> за № ***/окс и от <дата> за № ***/окс, от <дата> за № ***/окс до настоящего времени денежные средства на снос указанного аварийного жилого дома не предусмотрены по причине приоритетности сноса иных 53 аварийных домов, определенных постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> за № ***, в срок до 2028.

Непринятие своевременных мер по сносу аварийных расселенных домов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Так, по информации ОНДиПР по г. Сызрани ГУ МЧС России по Самарской области от <дата> за № *** в аварийном доме по <адрес>, г. Сызрань за 2022 - 2023 годы произошло 5 возгораний, причины возгораний - неосторожное обращение с огнем неустановленных лиц.

Ранее прокуратурой города <дата> за № *** в адрес Главы г.о. Сызрань внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с непринятием мер по сносу расселенных многоквартирных аварийных домов.

По результатам рассмотрения представления в прокуратуру города поступил ответ Администрации г.о. Сызрань от <дата> за № *** об отсутствии денежных средств на проведение мероприятий по сносу аварийных домов.

В связи с тем, что длительное бездействие должностных лиц органов местного самоуправления городского округа Сызрань по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, и является недопустимым, прокурор г.Сызрани обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

    В судебном заседании представитель прокуратуры г.о. Сызрань Шонин И.Г. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.о.Сызрань по доверенности Андреева Н.П. против удовлетворения исковых требований возражала, указав, что действующим законодательством не определено в какой срок многоквартирный дом должен быть снесен. На 2023 год было выделено 2 000 000 руб. на снос аварийных домов. Снос домов производится в порядке очередности, в связи с большим количеством данных домов. Многоквартирный дом по адресу г.Сызрань, <адрес> список на данный момент не включен.

    Представитель ответчика МКУ г.о. СызраньСтройЗаказчик» по доверенности Максимова Ю.Э. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные представителем Администрации г.о.Сызрань. Дополнительно пояснила, что в соответствии с Уставом МКУ г.о.Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» осуществляет снос аварийного жилья. Денежные средства выделяются из бюджета Администрации г.о.Сызрань. Изначально составляется смета на разработку проектной документации, затем обсуждаются работы по сносу, после чего запрашиваются средства из бюджета на снос. Данный дом в приоритете не числится. Имеются другие дома, которые стоят в очереди на снос в первоочередном порядке.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Самарской области по доверенности Трунягина И.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора г.Сызрани поддержала в полном объеме, также пояснила, что по данному адресу были неоднократные пожары, а именно 4 пожара, последний из которых был самый крупный. В связи с произошедшими пожарами были проведены проверки, в результате которых было установлено, что пожары происходят по причине неосторожного обращения с огнем неустановленными лицами. В связи с данными обстоятельствами были неоднократные обращения в Администрацию г.о.Сызрань и на имя депутата Думы г.о.Сызрань о рассмотрении вопроса о сносе данного дома. Многоквартирный дом по указанному адресу представляет собой двухэтажное кирпичное строение, которое не электрифицировано и не газифицировано. Оконные остекления отсутствуют, двери также отсутствуют. Доступ осуществляется в свободном виде, территория не ограждена забором. Внутри обгоревшее потолочное перекрытие, большая часть помещений также выгорела. Для устранения последствий последнего пожара было задействовано 6 единиц техники, 29 человек личного состава. Пожар тушили в течение 4-х часов, жертв нет, материальный ущерб Администрации не причинен.

Представитель третьего лица КЖКХ Администрации г.о.Сызрань по доверенности Пигалкина В.Я. в судебном заседании в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные представителем Администрации г.о.Сызрань, пояснив, что объем аварийных и подлежащих сносу домов на территории г.Сызрани не соответствует выделяемому финансированию на данные цели.

В судебное заседание третье лицо депутат Думы г.о.Сызрань Мулюкин М.В., а также представители третьих лиц МКУ г.о.Сызрань «Служба городского хозяйства», Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о.Сызрань, Финансового управления Администрации г.о.Сызрань не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, об отложении дела не просили.

Проверив дело, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Постановлением Администрации г.о.Сызрань № *** от <дата> многоквартирный жилой дом по адресу: Самарская область, г.Сызрань, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Прокуратурой города Сызрань в ходе исполнения заданий прокуратуры Самарской области за № *** от <дата> и за № *** от <дата>, а также по результатам рассмотрения обращения депутата Думы г.о. Сызрань Мулюкина М.В. проведена проверка исполнения жилищного законодательства в ходе которой выявлены нарушения закона органами местного самоуправления, выраженные в непринятии мер по ограничению доступа третьих лиц в расселенные аварийные жилые дома до их ликвидации, а также волоките при осуществлении сноса расселенных аварийных жилых домов.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и осуществление муниципального жилищного контроля (ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса России).

Положениями п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса России установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам <дата> утвержден Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда».

В состав национального проекта «Жилье и городская среда» входит Федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», целью которого является создание механизмов по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

Ключевые цели нацпроекта «Жилье и городская среда» — обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения или строительства ими жилья с использованием ипотечного кредита, увеличение объема жилищного строительства, повышение комфортности городской среды, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

Осмотром расселённых аварийных жилых домов установлено, что Администрацией г.о. Сызрань не принимаются меры по организации системной работы по сносу расселенных аварийных домов по следующим адресам:

- <адрес>.

Указанный аварийный многоквартирный дом расселен <дата> в соответствии с адресной программой г.о. Сызрань «Переселение граждан из аварийного жилого фонда, признанного таковым до 01.01.2017», утвержденной постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата>.

По информации Администрации г.о. Сызрань от <дата> за № ***, от <дата> за № ***/окс и от <дата> за № ***/окс, от <дата> за № ***/окс до настоящего времени денежные средства на снос указанного аварийного жилого дома не предусмотрены по причине приоритетности сноса иных 53 аварийных домов, определенных постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> за № ***, в срок до 2028.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством России порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указа требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3,5-9 названной статьи.

В силу приведенных норм права на органы местного самоуправления муниципального образования возложены обязанности по реализации мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер по сносу аварийных расселенных домов.

По информации ОНДиПР по г. Сызрани ГУ МЧС России по Самарской области от <дата> за № *** в аварийном доме по <адрес>, г. Сызрань за 2022 - 2023 годы произошло 5 возгораний, причины возгораний - неосторожное обращение с огнем неустановленных лиц, что также подтверждается рапортами дознавателей ОД ОНД и ПР по г.о.Сызрань, Октябрьск и м.<адрес>, Шигонский от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, а также фотоматериалами к протоколам осмотра места происшествия по фактам пожара в неэксплуатируемом строении, расположенном по адресу Самарская область, г.Сызрань, <адрес>.

Также установлено, что неоднократно, а именно <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> ГУ МЧС России по Самарской области в лице ОД ОНД и ПР по г.о.Сызрань, Октябрьск и м.<адрес>, Шигонский направляло в адрес Главы г.о.Сызрань информацию по неэксплуатируемым объектам и об оперативной обстановке с пожарами на территории г.о.Сызрань, в которой указано, что неоднократно происходили возгорания по указанному адресу Самарская область, г.Сызрань, <адрес>, в связи с чем в целях недопущения ухудшения обстановки с пожарами, гибели и травмирования людей в неэксплуатирующихся, пустующих (брошенных) строениях просит принять данную информацию к сведению и меры в пределах компетенции.

В ответе КЖКХ Администрации г.о.Сызрань № ***/ПТО от <дата> указано, что многоквартирный дом по указанному адресу расселен. В целях обеспечения ограничения не допуска третьих лиц составлена сметная документация на устройство ограждений. Работы по ограничению доступа расселенного <адрес> будут выполнены по мере выделения бюджетных средств.

<дата> прокуратурой города в адрес Главы г.о. Сызрань внесено представление за № *** об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с непринятием мер по сносу расселенных многоквартирных аварийных домов.

По результатам рассмотрения представления в прокуратуру города поступил ответ Администрации г.о. Сызрань от <дата> за № *** об отсутствии денежных средств на проведение мероприятий по сносу аварийных домов.

На территории Самарской области реализуется государственная программа «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2025 года», утвержденная постановлением Правительства Самарской области от <дата> № *** (далее - Программа № ***). Постановлением Правительства Самарской области от <дата> за № *** срок реализации Программы № *** продлены до 2025 года. Задачами Программы № *** является, в том числе, снос или реконструкция расселенных аварийных домов.

Таким образом, учитывая, что объектом региональной адресной программы является жилищный фонд как совокупность жилых помещений многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными, подлежащих сносу и расселению, ответчик не вправе произвольно выводить за рамки действия указанной Программы № *** вопросы сноса аварийных домов.

Таким образом, судом установлено, что длительное бездействие должностных лиц органов местного самоуправления городского округа Сызрань по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, и является недопустимым.

Принимая во внимание, что сам по себе авариный дом является объектом опасности, нахождение на территории которого, в частности лиц без определенного места жительства, а также несовершеннолетних детей, может привести к наступлению негативных последствий, в том числе к причинению вреда здоровья данным лицам, например, в случае возникновения пожара или обрушения элементов дома, суд полагает, что исковые требования прокурора г. Сызрани подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика Администрации г.о.Сызрань о том, что в настоящее время отсутствует финансирование для реализации работ по сносу указанного многоквартирного дома по адресу Самарская область, г.Сызрань, <адрес>, не является основанием для отказа в иске.

Каких-либо других объективных, допустимых и достаточных доказательств в подтверждение своих возражений ответчиками не предоставлено.

Постановлением Администрации г.г. Сызрань от <дата> № *** создано МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик», основными целями деятельности которого является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов муниципальной собственности (за исключением муниципального жилищного фонда и инженерных сетей), капитальному ремонту и ремонту дорог.

Согласно п. 2.2 Устава МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик», предметом деятельности учреждения является система мероприятий, направленных на обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления г.о. Сызрань в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов муниципальной собственности (за исключением муниципального жилищного фонда и инженерных сетей), капитальному ремонту и ремонту дорог.

Согласно п.п. 2.3.2 п.2.3 Устава, учреждение выступает заказчиком по согласованию и разработке проектной документации, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов муниципальной собственности, капитальному ремонту и ремонту дорог, производимых за счет средств, выделенных из федерального, областного бюджетов, бюджета г.о. Сызрань в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных из соответствующих бюджетов.

Исходя из этого, МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» непосредственно обязано осуществлять снос аварийного жилья.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, с учетом возражений стороны ответчика, а также представленных доказательств, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В силу ч. 2 ст. 314 Гражданского кодекса России в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления требования о его исполнении.

С учетом изложенного, а также с учетом необходимости проведения закупочных процедур, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ от <дата> «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» целесообразно определить срок для исполнения решения суда о сносе многоквартирного дома в течение 12 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора г. Сызрань в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию г.о.Сызрань (ИНН/ОГРН № ***) выделить денежные средства для сноса авариного многоквартирного дома по <адрес> г.Сызрани в течение 6-ти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

    Обязать МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» (ИНН/КПП № ***) осуществить снос авариного многоквартирного дома по <адрес>, г.Сызрань в течение 6-ти месяцев с даты выделения денежных средств.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                              Фомина А.В.

Мотивированное решение суда изготовлено 08 ноября 2023 года

    Судья                              Фомина А.В.

2-3564/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура г.Сызрани
Ответчики
Администрация г.о.Сызрань
Другие
ГУ МЧС России по Самарской области
КЖКХ Администрации г.о.Сызрань
Депутат Думы г.о. Сызрань Мулюкин Михаил Владимирович
МКУ "СГХ"
Финансовое управление Администрации г.о.Сызрань
КСиА Администрации г.о.Сызрань
МКУ г.о.Сызрань "СызраньСтройЗаказчик"
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Фомина А.В.
Дело на странице суда
syzransky.sam.sudrf.ru
08.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2023Передача материалов судье
15.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2023Подготовка дела (собеседование)
06.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.09.2023Предварительное судебное заседание
19.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.09.2023Предварительное судебное заседание
25.10.2023Судебное заседание
01.11.2023Судебное заседание
08.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2024Дело оформлено
01.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее