ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Гурман З.В.
поступило 13.08.2024 г. дело № 33-2994
04RS0007-01-2024-002577-76
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 сентября 2024 г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Гончиковой И.Ч.,
судей коллегии Холонгуевой О.Р., Кушнаревой И.К.,
при секретаре Мункуевой Т.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Талановой Галины Леонидовны к МУ Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ об установлении факта пользования земельным участком,
по апелляционной жалобе МУ Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 27 июня 2024 года, которым исковые требования удовлетворены постановлено:
- Установить факт использования Талановой Галиной Леонидовной земельного участка по адресу: <...>, с координатами, указанными в схеме его расположения, с расположенным на нем жилым домом (литер Г4), созданным до 31 декабря 2010 г.
Заслушав доклад судьи Гончиковой И.Ч., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Таланова Г.Л., обращаясь в суд с иском к МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ» (далее Комитет), просила установить факт пользования до 31.12.2010 г. земельным участком, расположенного по адресу: <...>.
Требования мотивированы тем, что истец является фактическим пользователем вышеуказанного земельного участка с расположенным на нем домом. Основной родительский дом ввиду ветхости был снесен в 2014 году, на земельном участке осталось капитальное строение 1973 года постройки, используемое истцом в качестве жилого дома. Установление факта пользования земельным участком с расположенным на нем жилым домом до 31.12.2010 г. необходимо для обращения истца в МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ" с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 г. № 115-III (ред. от 07.03.2018г.) «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности».
В судебное заседание суда первой инстанции истец Таланова Г.Л. требования поддержала, суд пояснила, что расположенное на спорном земельном участке капитальное строение предназначено для круглогодичного проживания, имеет фундамент, окна, двери, электричество, летний водопровод и печное отопление, в котором проживает ее сын Андрей.
Представитель истца Лыжина Н.М. просила исковые требования удовлетворить, ссылаясь на то, что строение под литером Г4 является жилым.
Представитель МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил исковые требования оставить без удовлетворения.
Судом постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении иска, с которым не согласился представитель Комитета по доверенности Забанова С.Б., подала апелляционную жалобу, в которой просит решение районного суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что на земельном участке расположен объект вспомогательного использования, что не влечет возникновения права у истца на приобретение земельного участка в собственность. Судом не дана надлежащая оценка отсутствию доказательств непрерывного пользования земельным участком и наличию у истца зарегистрированного права на иное жилое помещение.
В суде апелляционной инстанции представители Комитета Хандажапов Б.А. и Буш М.П. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Истец Таланова Г.Л. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене.
В соответствии с ч. 2 ст. 39.19 ЗК РФ порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, устанавливаются законами субъектов РФ.
Частью 19 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ
"О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что предоставление земельных участков гражданам, указанным в ч. 6 и 7 ст. 39.5 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) осуществляется в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), если субъектом РФ в соответствии с ч. 2 ст. 39.19 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) не установлен порядок предоставления гражданам, указанным в ч. 6 и 7 ст. 39.5 ЗК РФ
Согласно п. "д" ч. 1 ст. 1 Закона Республики Бурятия N 115-III бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до 31 декабря 2010 года, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, свободные от прав третьих лиц и находящиеся в населенных пунктах вне зон с особыми условиями использования территорий, а также находящиеся в зонах с особыми условиями использования территорий, если такие зоны установлены и (или) сведения о таких зонах внесены в Единый государственный реестр недвижимости после 31 декабря 2010 года, при наличии документов, установленных ст. 1.2.1 настоящего Закона.
При этом если жилые дома созданы после вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-I "О собственности в СССР" и до 31 декабря 2010 года, земельные участки бесплатно предоставляются в случае отсутствия у гражданина зарегистрированных прав на жилые помещения и доли в них.
Частью 3 ст. 1.2.1 Закона N 115-III предусмотрено, что в случае обращения гражданина о предоставлении земельного участка в соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 1 настоящего Закона дополнительно к документам, указанным в ч. 2 настоящей статьи, прилагается один из перечисленных видов документов, подтверждающих фактическое пользование земельным участком и создание на нем жилого дома до 31 декабря 2010 года, в том числе решения судов, подтверждающие факт пользования земельным участком до 31 декабря 2010 года.
Таким образом, поскольку предоставление участка обусловлено нахождением на нем жилого строения, то значимым является наличие на участке построенного до 31 декабря 2010 г. дома.
Оценив представленные доказательства, районный суд посчитал, что данный факт Талановой Г.Л. подтвержден, и в этой связи судом было постановлено решение об удовлетворении иска.
Между тем судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеющиеся в деле доказательства не позволяют установить факт пользования истцом земельным участком с расположенным на нем жилым домом по состоянию на 31.12.2010 г.
По смыслу п. «д» ст. 1 Закона РБ «О земле» № 115-III земельные участки, которые бесплатно и однократно предоставляются гражданам, должны находиться в фактическом пользовании гражданина, а именно использоваться путем размещения на земельном участке жилого дома, как по состоянию на 31 декабря 2010 г., так и на момент подачи заявления о внеочередном предоставлении земельного участка. При этом, в случае, когда жилые дома созданы в период с 6 марта 1990 г. по 31 декабря 2010 г. земельные участки бесплатно предоставляются в случае отсутствия у гражданина зарегистрированных прав на жилые помещения и доли в них.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на испрашиваемом земельном участке расположено строение, отвечающее признакам жилого дома – строение, площадью <...> кв.м., возведенное на фундаменте, имеющее каркасно-обшивные стены, крышу, окна, печное отопление, подключение к энергоснабжению и водопроводу.
Как указал суд, указанное жилое помещение пригодно к проживанию и используется истцом и членами его семьи в этих целях в течение длительного времени.
Между тем, из имеющихся в материалах дела документов, из пояснений самой истицы следует, что на земельном участке отсутствует основное строение – жилой дом, в связи с его сносом из-за непригодности проживания. На участке имеется летняя кухня, которая отражена в техническом паспорте на жилой дом как строение под литером Г4, площадью <...> кв.м.
Вспомогательное назначение указанного строения площадью <...> кв.м. подтверждено указанием об этом в технических документах на дом, представленных суду.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что основное строение, расположенное на участке, было снесено в 2014 г.
Таким образом, объективно, из дела следует, что на испрашиваемом земельном участке находился жилой дом, который был снесен в 2014 г., в настоящее время на участке расположено строение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее признакам жилого дома, которое ранее, при наличии жилого дома, имело назначение – летняя кухня.
Между тем, доказательства того, что имеющееся в настоящее время строение было пригодно к проживанию в качестве самостоятельного жилья до сноса основного строения, то есть до 2014 г., материалы дела не содержат.
То обстоятельство, что указанное строение (летняя кухня) было возведено до 2010 г. не имеет правового значения, поскольку до сноса основного строения (жилого дома) строение, именованное «летняя кухня» имело вспомогательное назначение и было предназначено для обслуживания главного строения, каковым являлся жилой дом.
Использование летней кухни в качестве жилого строения после сноса основного строения в 2014 г., наличие в настоящее время электричества, водопровода, отопительной печи, для разрешения заявленных в настоящем требований юридического значения не имеет, поскольку для установления факта владения земельным участком с расположенным на нем жилым домом необходимо подтверждение того, что как по состоянию на 31 декабря 2010 г., так и на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка, строение должно использоваться в качестве жилого дома.
Объективных доказательств, которые неопровержимо свидетельствовали бы об использовании спорного строения площадью <...> кв.м. в качестве жилого дома до 2014 г. и использовании истицей земельного участка в связи с проживанием в данном жилом доме, суду представлено не было.
Таким образом, у суда первой инстанции, не имелось оснований для удовлетворения исковых требований Талановой Г.Л.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, ввиду отсутствия доказательств в подтверждение заявленных требований в удовлетворении иска должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 27 июня 2024 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Талановой Галины Леонидовны к МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ" об установлении факта владения и пользования земельным участком оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Апелляционное определение изготовлено
в окончательной форме 17.10.2024 г.