Решение по делу № 33-10658/2024 от 27.08.2024

Судья Кайдалина Н.М.

№ 33-10658/2024

24RS0044-01-2024-000088-38

2.158г.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красноярск 16 сентября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Федоренко В.Б.

судей Тарараевой Т.С., Килиной Е.А.

при ведении протокола помощником судьи Шамбер Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарараевой Т.С.

гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования Рыбинский район в лице администрации Рыбинского района Красноярского края к ООО «Сибирский Уголь» о взыскании суммы ущерба, причиненного почвам в результате снятия, перекрытия и уничтожения плодородного слоя,

по апелляционным жалобам истца администрации Рыбинского района Красноярского края, представителя ответчика ООО «Сибирский Уголь» Лысенко Е.А.

на решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 6 июня 2024 года, которым с учетом определения от 18 августа 2024 года об исправлении описки, постановлено:

Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования Рыбинский район в лице администрации Рыбинского района Красноярского края к ООО «Сибирский Уголь» о взыскании суммы ущерба, причиненного почвам в результате снятия, перекрытия и уничтожения плодородного слоя – удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Сибирский Уголь» (ИНН 2421003191) в доход бюджета муниципального образования Рыбинский район Красноярского края ущерб, причиненный почвам в результате снятия, перекрытия и уничтожения плодородного слоя на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами в размере 516 913 842 рубля 45 копеек.

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Красноярский природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, муниципального образования Рыбинский район в лице администрации Рыбинского района Красноярского края обратился в суд с иском к ООО «Сибирский Уголь» о взыскании ущерба, причиненного почвам в результате снятия, перекрытия и уничтожения плодородного слоя.

Требования мотивированы тем, что в соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, положений ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, такое право обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства. Согласно ч.1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для работ, связанных с добычей полезных ископаемых, лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 ЗК РФ ограничен целевым назначением.

Согласно кадастровой выписки из ЕГРН на 23.06.2021 земельный участок кадастровым номером относился к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно кадастровой выписки из ЕГРН на 24.06.2021 земельный участок с кадастровым номером относился к категории земель сельскохозяйственного назначения.

В ходе проверки, проводимой Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю в рамках государственного земельного надзора в период с 27.07.2021 по 06.08.2021 выявлено, что ООО «СибУголь» ведет работы по добыче и погрузке угля. Рекультивация нарушенных частей земельных участков с кадастровыми номерами не проводилась, проект рекультивации по восстановлению земель, нарушенных в результате разработки карьера, не разработан. Установлено, что на земельном участке с к.н., ранее размещенные вдоль северной границы карьера бурты плодородного слоя почвы, вскрышных пород отсутствуют. Проведен сравнительный анализ агрохимических показателей почвенных проб, установлен факт порчи плодородного слоя. На момент проверки ООО «СибУголь» самовольно осуществляло деятельность по добыче угля и размещению отходов на данных земельных участках, поскольку наличие разрешительной документации на право пользования недрами не дает Обществу права на использование названных земельных участков для указанных целей до перевода их в иную категорию, так как нарушается принцип целевого использования земли, создается опасность причинения вреда окружающей среде. Деятельностью ООО «СибУголь» является исключительно добыча угля, результаты работ по рекультивации земель, нарушенных при добыче угля, рассчитаны на лесохозяйственное направление и самозарастание, что не соответствует требованиям, установленным земельным законодательством в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Перевод в 2022 земельных участков сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности с изменением вида разрешенного использования не свидетельствует об отсутствии оснований для возмещения ущерба.

Согласно заключения ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 26.01.2022 размер вреда, причиненного почвам в результате снятия, перекрытия и уничтожения плодородного слоя на земельных участках сельскохозяйственного назначения с к.н. составляет 827 062 148 руб.

Просили взыскать с ООО «СибУголь» в доход муниципального образования Рыбинский район Красноярского края ущерб 827 062 148 руб.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ООО «СибУголь» Лысенко Е.А. просит отменить решение, указывая, что наличие и размер вреда не подтверждены допустимыми доказательствами, вывод о противоправном поведении и виновности ответчика противоречит существу сложивших правоотношений. Проверка Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, по итогам которой составлен акт от 28.11.2019, проведена с грубыми нарушениями от Федерального закона № 294 от 26.12.2008. Действуя добросовестно и разумно ответчик с 2017 года предпринял все меры по переводу земель сельхозназначения в земли промышленности, который состоялся лишь 26.01.2022. Для осуществления перевода в земли промышленности в соответствии с выполнением требований градостроительного законодательства требовался генеральный план городского округа или поселения (схема территориального планирования муниципального района), такого плана у Бородинского сельсовета не было. В 2017 году ООО «СибУголь» обратилось к администрации с ходатайством о инициировании процедуры подготовки и согласования генерального плана Бородинского сельсовета. На период подготовки согласования и утверждения данных документов ответчик повлиять не мог. Проект рекультивации разработан, утвержден в установленном законом порядке, установлен срок проведения каждого этапа. ООО «СибУголь» имеет соответствующую лицензию. Судом не дана оценка доводам ответчика о том, что до 2019 года добыча полезных ископаемых не осуществлялась, проводились только геологоразведочные работы. Причинно- следственная связь между вменяемым нарушением земельного законодательства и причинением вреда не доказана. Взыскание вреда в денежной форме является двойной мерой ответственности, поскольку обжалуемым решением на общество фактически возложена обязанность возместить вред, как в натуральной, так и в денежной форме. Соответственно, суд необоснованно отклонил доводы ООО «СибУголь» о правомерной деятельности, наличии проекта рекультивации, указал на утрату возможности рекультивировать земельные участки ввиду их перевода в земли промышленности.

Глава администрации Рыбинского района Красноярского края Мишин А.Н. в апелляционной жалобе также просит отменить решение, указывая на то, что у суда имелись основания для прекращения производства по делу, поскольку администрация Рыбинского района заявленные требования не поддерживала. Суд процессуального решения по этому заявлению не принял. На дату подачи иска, расчета вреда, спорные земельные участки были переведены в земли промышленности распоряжением Правительства Красноярского края от 26.01.2022№ 49-р. Аналогичное мнение и у Министерства экологии края Красноярского края о законности деятельности ответчика. Сам факт причинения вреда и невозможность восстановления нарушенного плодородного слоя почвы обусловлен принятием уполномоченным лицом решения о переводе спорных участков в земли промышленности.

3-и лица в суд не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом заказной почтой. Судебная коллегия считает возможным в соответствие с п.3 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы, выслушав представителей ответчика по доверенности Юрченко Ю.В., Лысенко Е.А., генерального директора ООО «Сибирский уголь» Закриева И.Ю., представителя администрации Рыбинского района Красноярского края по доверенности Блинкова Д.В., поддержавших доводы поданных ими апелляционных жалоб, заместителя Красноярского природоохранного прокурора Че М.А., прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Андрееву Е.Н., настаивавших на разрешении спора путем утверждения мирового соглашения, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления (пп. 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ).

Согласно ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков, а также лица, не являющиеся таковыми, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

На основании ст. 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 осуществление геологических изысканий; добыча полезных ископаемых открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами; размещение объектов капитального строительства, в том числе подземных, в целях добычи полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки сырья к транспортировке и (или) промышленной переработке; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для проживания в них сотрудников, осуществляющих обслуживание зданий и сооружений, необходимых для целей недропользования, если добыча полезных ископаемых происходит на межселенной территории осуществляются на земельных участках с установленным видом разрешенного использования - «недропользование».

Содержание вида разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» включает в себя ведение сельского хозяйства.

В соответствии со ст. 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Законом о недрах на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией, а также своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами и прочих обязательных платежей.

В силу ст.14 Закона Красноярского края «О недропользовании в Красноярском крае» земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и законодательством о недрах

Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В силу п.1 ст. 78 указанного Закона определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Как разъяснено в п.6, п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона № 7-ФЗ).

Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Закона № 7-ФЗ).

Как следует из материалов дела, на основании решения Красноярского природоохранного прокурора в период с 16.09.2021 по 15.10.2021 совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю проведена проверка соблюдения и исполнения ООО «СибУголь» законодательства об охране окружающей среды и природопользования, законодательства о недропользовании.

В ходе проверки установлено, что в соответствии с постановлением главы Рыбинского района Красноярского края от 22.07.2005 №186-п, предварительно согласовано место расположения земельного участка, предлагаемого для проведения работ по геологическому изучению и дальнейшей добыче бурого угля. 28.06.2006 ООО «СибУголь», основным видом деятельности которого является добыча бурого угля открытым способом, предоставлена лицензия на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение на Орловском проявлении бурого угля путем проходки скважин колонкового бурения и отбора технологической пробы, участок недр расположен – <данные изъяты> участок недр имеет статус – геологического. Из свидетельства от 30.09.2008 следует, что открыто месторождение Орловского бурого угля.

В соответствии с распоряжением КУМИ администрации Рыбинского района Красноярского края от 09.06.2009 №901 ООО «СибУголь» предоставлены земельные участки в аренду на 49 лет для сельскохозяйственного использования в границах Бородинского сельсовета.

08.08.2009 ООО «СибУголь» выдана лицензия на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ – разведка и добыча бурого угля на месторождении Орловское, участок недр расположен в <данные изъяты> право на пользование земельным участком получено от главы Рыбинского района Красноярского края оформленного постановлением от 22.07.2005 года №186-п, участок недр имеет статус горного отвода. Срок окончания действия лицензии 31.12.2033.

По договору аренды земельного участка №38/1-7 от 11.06.2011 заключенному между КУМИ администрации Рыбинского района Красноярского края и ООО «СибУголь», последнему предоставлен в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес> в целях сельскохозяйственного использования, общей площадью 3 233 118 кв.м., на срок с 10.06.2009 по 09.06.2058.

Постановлением администрации Рыбинского района Красноярского края от 22.02.2012 №73-п предварительно согласовано место размещения объекта на земельном участке площадью 167,0 га для ведения горных работ по разведке и добыче бурого угля на месторождении Орловское по адресу: <адрес>

Распоряжением КУМИ администрации Рыбинского района Красноярского края от 03.10.2014 №1200 ООО «СибУголь» предоставлены в аренду сроком на 11 месяцев земельные участки, в том числе, с к.н. для проведения изыскательных работ, на ООО «СибУголь» возложена обязанность привести земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием, выполнить необходимые работы по рекультивации земельных участков.

По договору аренды №16/2 от 07.10.2014 между муниципальным образованием Рыбинский район в лице КУМИ администрации Рыбинского района Красноярского края и ООО «СибУголь», ответчику переданы в аренду земельные участки сельскохозяйственного назначения, в том числе с к.н. по адресу: <адрес> для использования в целях проведения изыскательных работ, срок аренды установлен с 03.10.2014 по 02.09.2015.

Пунктом 4.4.2 указанного договора на арендатора возложена обязанность использовать участки в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

Земельные участки с к.н. были отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования.

Согласно акта проверки Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 28.11.2019 на земельных участках с к.н. ООО «СибУголь» производятся земляные работы по снятию, перемещению плодородного слоя почвы и низлежащих горизонтов почвы (материнской породы) для добычи угля, размещение отходов производства при добыче угля (вскрышные породы). Основная территория карьера расположена на земельном участке с к.н. , территория карьера выходит за границы указанного земельного участка и частично располагается на участке с к.н. . В ходе полевых работ ООО «<данные изъяты> закоординированы условно выделенные 8 участков, где производились работы по снятию плодородного слоя и 11 буртов плодородного слоя почвы и вскрышного слоя, отобраны почвенные пробы. Выявленные нарушения плодородного слоя почвы сельскохозяйственных земель в границах земельного участка с к.н. , привели к снижению агрохимических характеристик, что подтверждается лабораторными исследованиями ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора». Также изменился рельеф поверхности земельных участков. На участках в границах земельного участка с к.н. , и с к.н. , в результате перекрытия плодородного слоя почвы вскрышными породами с более низкими показателями качества почвы установлен факт порчи почвы, выразившийся в замещении верхнего гумусового горизонта вскрышными породами, обедненными основными элементами питания, в потере плодородия, в изменении физических свойств за счет нарушения (деформации) сложения почв, приводящей к ухудшению водно-воздушного и других режимов и биологического состояния за счет снижения аэробных процессов, под воздействием которых происходит минерализация органических остатков и гумусообразование, что требует мероприятий по восстановлению плодородия почв. В ходе лабораторного исследования образцов почв из буртов ПСП, установлено, что почва, хранящаяся в буртах №1-3,5-11 является плодородным слоем почвы, не значительное содержание показателей плодородия в пробе, отобранной из бурта №10, свидетельствует о неселективном снятии плодородного слоя почвы и подстилающих материнских пород. Объем почвы, хранящийся в буртах №1-10 соответствует снятому объему плодородного слоя почвы на участке №1 и карьерной выемки. При сопоставлении данных о хранящемся в бурте №11 объеме ПСП площади занятой под отвалы на земельных участках сельскохозяйственного назначения с к.н. и при средней мощности плодородного слоя 0,3 м. недостающий объем плодородного слоя почвы составил 10 219 куб.м. Таким образом, ООО «СибУголь» уничтожен плодородный слой почвы на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с к.н. на площади 3,4 га, путем перекрытия отходами производства при размещении вскрышных пород на отвале.

По результатам проверки Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю 28.11.2019 ООО «СибУголь» выдано предписание.

В соответствии с актом документарной проверки ООО «СибУголь» от 19.03.2020, на предмет исполнения вышеуказанного предписания в части разработки проекта рекультивации по восстановлению нарушенных земель, установлено, что требования законодательства по рекультивации нарушенных частей земельных участков сельскохозяйственного назначения в состояние пригодное для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, не учитываются. Выдано предписание №03-418 от 19.03.2020 об устранении нарушений, срок исполнения которого на основании заявления представителя ООО «СибУголь» продлен до 26.01.2021.

В акте проверки от 09.03.2021 указано, что в установленный срок, проект рекультивации по восстановлению нарушенных земель на земельных участках сельскохозяйственного назначения, ООО «СибУголь» не разработан.

06.08.2021 Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю проведена внеплановая выездная проверка деятельности ООО «СибУголь», в ходе которой установлено, что в предоставленной ООО «СибУголь» проектной документации «Строительство разреза Орловский 1 этап» не учитываются требования законодательства по рекультивации нарушенных частей земельных участков сельскохозяйственного назначения с к.н. и в состояние пригодное для использования в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием, рекультивация по восстановлению нарушенных земель не проведена.

Согласно акта №87-081 от 15.10.2021, в рамках проверки проводимой Красноярской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, установлено, что ООО «СибУголь» проводятся земляные работы по снятию, перемещению плодородного слоя почвы и низлежащих горизонтов почвы при добыче угля и размещение отходов производства на земельных участках сельскохозяйственного назначения с к.н. и , отобраны почвенные образцы, по результатам испытаний которых установлено, что имеет место снижение плодородия на нарушенной части участка.

Также установлено, что проект рекультивации был разработан и утвержден, после чего распоряжением КУМИ администрации Рыбинского района Красноярского края №64, № 65 от 15.02.2022 изменен вид разрешённого использования земельного участка с к.н. площадью 3 233 118,0 кв.м. из земель промышленности, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир д.Лощинка, примерно в 2700 м. по направлению на северо-запад от ориентира, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Рыбинский район, в границах Бородинского сельсовета – недропользование.

Распоряжением КУМИ администрации Рыбинского района Красноярского края №65 от 15.02.2022 года изменен вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером площадью 85565,0 кв.м. из земель промышленности, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир <адрес>

На основании заявления ООО «СибУголь» о предоставлении земельного участка с к.н. в аренду для недропользования, соглашением, подписанным между Рыбинский район в лице КУМИ администрации Рыбинского района Красноярского края и ООО «СибУголь» 24.02.2022 вышеуказанный договор аренды от 07.10.2014 расторгнут.

24.02.2022 между МО Рыбинский район в лице КУМИ администрации Рыбинского района Красноярского края и ООО «СибУголь» заключен договор аренды №2/2 вышеуказанных земельных участков с категорией – земли промышленности, видом разрешенного использования – недропользование. Земельные участки переданы в аренду сроком до 31.12.2035, договор аренды от 11.06.2009 №38/1-7 признан прекращенным с 22.02.2022.

Актом проверки от 01.02.2022 проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой установлено, что целью деятельности ООО «СибУголь» является исключительно добыча угля, результаты работ по рекультивации нарушенных при добыче земель рассчитаны на лесохозяйственное направление и самозарастание, что не соответствует требованиям, установленным земельным законодательством в отношении земель сельскохозяйственного назначения. ООО «СибУголь» производятся земляные работы по снятию, перемещению плодородного слоя почвы и низлежащих горизонтов почвы при добыче угля на земельных участках сельскохозяйственного назначения. Генеральному директору ООО «СибУголь» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользования, законодательства о недропользовании.

В ответ на указанное представление ООО «СибУголь» сообщило об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку земельные участки переведены в земли промышленности с видом разрешенного использования – недропользование.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных прокурором требований.

При этом суд исходил из того, что ответчик допустил использование переданных ему в аренду земельных участков не в соответствии с их целевым назначением, в частности разрабатывал карьер на землях сельскохозяйственного назначения до осуществления им перевода указанных земель в категорию земель промышленности, в результате чего был причинен вред плодородным почвам в виде их порчи и уничтожения. Приняв за основу представленный истцом расчет размера вреда, причиненного землям сельскохозяйственного назначения, суд определил размер ущерба за период с момента предоставления лицензии для разведки и добычи угля от 08.08.2009 по дату перевода земель в земле промышленности 15.02.2022, взыскав данную сумму ущерба с ответчика.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Федеральным законом "Об охране окружающей среды", иными законами и нормативными правовыми актами об охране окружающей среды и о природопользовании (п.1).

Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (ст.ст.1, 77 Закона об охране окружающей среды).

По смыслу ст. 1064 ГК РФ, ст. 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (ст. 3, п.3 ст. 22, п.2 ст. 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика ( п.7).

По общему правилу в соответствии со ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п.8)

Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (п.13).

Утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (п.3 ст. 77, п.1 ст. 78 Закона об охране окружающей среды, ст. 51 Закона РФ "О недрах").

В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абз. 2 п. 1 ст. 78 Закона об охране окружающей среды).( п.17).

Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п.9 ст.1, п.п.2,6 ст. 30 ГрК РФ).

Статьей 7 Закона РФ «О недрах» предусмотрено, что пользователь недр, получивший участок недр для геологического изучения (геологический отвод), имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проекта проведения указанных работ (ст. 25.1 Закона РФ «О недрах»).

Таким образом, пользователь недр вместе с получением соответствующей лицензии приобретает с соблюдением установленных законодательством процедур право пользования земельным участком в границах геологического отвода и (или) горного отвода.

При этом в силу п.8 ч.2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» на пользователя недр возлагается обязанность приведения участков земли и других природных объектов нарушенных при использовании недрами в состояние пригодное для дальнейшего использования.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях,

К числу таких исключительных случаев, допускающих перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, отнесена добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель ( п.8).

Согласно ст. 2 указанного закона, для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В силу п.п. 2 и 4 п.1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель находящихся в частной собственности (земель сельскохозяйственного назначения) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 Закона РФ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при наличии которых перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается. К таким случаям отнесено, в том числе несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

В соответствии с п.2 ст. 1 ГрК РФ под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов; генеральные планы муниципальных округов (ч.1 ст. 18 ГрК РФ).

При таких обстоятельствах, добыча полезных ископаемых, при наличии утвержденного проекта рекультивации, является одним из исключительных оснований для перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Для данного перевода требуется наличие плана рекультивации и соответствие испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Анализ вышеприведенных положений закона, установленные по делу фактические обстоятельства не дают правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению заявленного истцом ущерба, связанного с использованием земельных участков, рассчитанного по Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказ Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (ред. от 18.11.2021) по соответствующей формуле, исходя из показателей площади участка, на котором обнаружено уничтожение, порча плодородного слоя почвы, категории земель и вида разрешенного использования исходя из категории земли сельскохозяйственного назначения. Взыскание ущерба, рассчитанного по указанной Методике в настоящем споре противоречит положениям ст. 78 ФЗ «Об окружающей среде», так как такая формула применяется только при отсутствии проекта рекультивации.

Из совокупности представленных по делу доказательств следует, что деятельность, связанная с использованием вышеуказанных земельных участков осуществлялась ООО «СибУголь» на дату подачи иска на законном основании.

Место расположения земельного участка, предлагаемого для проведения работ по геологическому изучению и дальнейшей добыче бурого угля согласовано Постановлением главы района, после получения 08.08.2009 ООО «СибУголь» лицензии на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ – разведка и добыча бурого угля, земельные участки переданы в аренду по договору.

Согласно заключенного с ответчиком на срок действия лицензии на право пользование недрами до 31.12.2033, лицензионного соглашения, ООО «СибУголь» как недропользователь осуществляет разведку и добычу бурого угля на лицензионном участке в соответствии с рядом основных условий пользования участками недр, которые в части обязательств ответчика по охране окружающей природной среды включают в себя, в том числе обязанность по соблюдению установленных требований по охране окружающей среды, осуществление при ликвидации горнодобывающего предприятия мероприятий по соблюдению требований по охране окружающей среды, промышленной безопасности, природоохранного законодательства, рекультивации нарушенных земель (п.4.4)

В соответствии с п.5 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 об утверждении Правил проведения рекультивации и консервации земель, содержит аналогичные требования к рекультивации земель, которая должна осуществляться на основе разработанного проекта, включающего в себя проведение технических и (или) биологических мероприятий.

Таким образом, проект рекультивации должен содержать конкретный земельный участок, подвергшийся техногенному воздействию с нарушением плодородного слоя почвы, и включать в обязательном порядке два этапа (технический и биологический), а также мероприятия по рекультивации конкретного земельного участка и приведение его в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

В материалы дела представлен выполненный ООО «<данные изъяты>» по заказу ООО «СибУголь» проект рекультивации. В разделе 11.2 Мероприятия по охране окружающей среды, данного проекта описана технология производства планируемых рекультивационных работ, включающих технический и биологический этапы. В рамках технического этапа рекультивации в теплое время года производится снятие, транспортировка, складирование и нанесение плодородного слоя почвы. По завершению технического этапа выполняется биологический этап рекультивации, имеющий лесохозяйственное и санитарно-гигиенические направление. Основной целью данного этапа является закрепление поверхностного слоя почвы корневой системой, формированию растительного покрова и плодородного слоя почвы с предотвращением развития водной и ветровой эрозии почв.

Срок окончания выполнения 1-го этапа работ, за который планируется рекультивировать 59,8 га земель из нарушенных 144,44 га - 2027 год. На дату обращения управления в суд срок для проведения рекультивации не истек.

Таким образом, получив предварительное согласование органа местного самоуправления места расположения земельного участка, предлагаемого для проведения работ по геологическому изучению и дальнейшей добыче бурого угля, в рамках выданной лицензии на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ – разведка и добыча, ответчик осуществлял свою хозяйственную деятельность в целях определенных законом и лицензией на пользование недрами. В соответствии с условиями лицензии на пользование недрами ООО «СибУголь» разработало, а комиссия Роснедр согласовала и утвердила проект рекультивации земель, наличие которого является обязательным условием перевода земель сельхозназначения в земли промышленности, если данный перевод связан с добычей полезных ископаемых. После подготовки органом местного самоуправления генерального плана Бородинского сельсовета и внесения изменений в документы территориального планирования, был осуществлен перевод земель из земель сельхозназначения в земли промышленности. В рамках разработанного и утвержденного проекта рекультивации, в соответствии с лицензионным соглашением при ликвидации горнодобывающего предприятия общество обязалось осуществить мероприятия по соблюдению требований по охране окружающей среды, промышленной безопасности, природоохранного законодательства, рекультивации нарушенных земель.

Доказательств того, что разработанный по заказу ответчика проект рекультивации земель, срок исполнения которого на дату вынесения решения не наступил и предусмотренные данным проектом, а также заключенным с ответчиком и действующим до настоящего времени лицензионным соглашением, мероприятия не приведут к восстановлению состояния окружающей среды, причиненные экологические потери являются невосполнимыми, не представлено.

Основания для вывода о причинении ущерба состоящего из расходов на восстановление земельного участка, при деятельности по лицензии на отведенных в установленном порядке для данных целей земельных участках, находящихся в промышленной зоне, при разработанном плане рекультивации, срок исполнения работ по которому не наступил, не имеется. Следует отметить, что эффективность и достаточность рекультивационных работ и соответственно наличие ущерба, причиненного почвам должны оцениваться по истечении такого срока уполномоченным органом в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции указал, что, владея лицензией на разработку месторождения с 08.08.2009, ответчик несет ответственность за весь период с момента осуществления деятельности, в пределах срока двадцати лет. Такие выводы суда судебная коллегия полагает необоснованными по следующим основаниям. Как следует из материалов дела 28.06.2006 ООО «СибУголь» выдана лицензия на пользование недрами для геологического изучения Орловского месторождения угля, далее 06.08.2009 обществу выдана лицензия на разведку и добычу бурого угля на месторождении Орловское, в 2017 году обществом подготовлен геологический отчет «разведка Орловского месторождения бурого угля» и только 26.11.2018 был разрешен ввод в эксплуатацию угольного разреза «Орловский».

Того ущерба, о котором заявляет прокурор за предшествующий период до изменения целевого назначения спорных земельных участков, в том смысле, в котором он заявлен в рамках настоящего спора по приведенному расчету, не имеется.

Обстоятельств указывающих на иной ущерб, причиненный использованием земельных участков сельскохозяйственного назначения, не установлено. Как пояснил представитель администрации Рыбинского района спорные земельные участки, имея статус земель сельскохозяйственного назначения для данных целей никогда фактически не использовались, в том числе ввиду затрудненности подхода к данным участкам.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что в рамках настоящего спора необходимой совокупности обстоятельств совершения ответчиком виновных действий состоящих в прямой причинно-следственной связи с причинением вреда, в том виде и размере в котором заявлено истцом, не установлено.

Разрешая исковые требования Красноярского природоохранного прокурора следует также учесть позицию материального истца в лице администрации Рыбинского района Красноярского края, заявлявшего в ходе судебного разбирательства, что иск прокурора они не поддерживают, в апелляционной жалобе настаивают на отмене решения суда по тем основаниям, что их права ответчиком не нарушены.

При таких обстоятельствах, разрешая исковые требования Красноярского природоохранного прокурора с учетом позицию материального истца в лице администрации Рыбинского района Красноярского края, заявлявшего в ходе судебного разбирательства, что иск прокурора они не поддерживают, в апелляционной жалобе настаивают на отмене решения суда по тем основаниям, что их права ответчиком не нарушены, судебная коллегия считает, что решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 6 июня 2024 года надлежит отменить, в иске Красноярскому природоохранному прокурору отказать.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 6 июня 2024 года, с учетом определения от 18 августа 2024 года отменить.

Требования рассмотреть по существу.

В удовлетворении иска Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования Рыбинский район Красноярского края в лице администрации Рыбинского района Красноярского края к ООО «Сибирский Уголь» о взыскании материального ущерба, отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.

Председательствующий:                         В.Б. Федоренко.

Судьи:                                 Т.С.Тарараева.                     

    

                             Е.А.Килина.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 18.09.2024.

33-10658/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Рыбинского района Красноярского края
Красноярский природоохранный прокурор
Ответчики
ООО Сибирский уголь
Другие
Чехвалов Сергей Юрьевич
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
КУМИ Рыбинского района Красноярского края
Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю
Администрация Бородинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Тарараева Татьяна Сергеевна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
09.09.2024Судебное заседание
16.09.2024Судебное заседание
20.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2024Передано в экспедицию
16.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее