ЛЕНИНСКИЙ РАЙОНЫЙ СУД ГОРОДА КИРОВА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 11-255/2022
43МS0064-01-2022-000013-31
г. Киров, ул. Спасская, д. 20 15 июля 2022 года
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
председательствующего судьи Клабуковой Н.Н.,
при секретаре Шакая Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Норкиной О. М. на решение мирового судьи судебного участка № 53 Ленинского судебного района г. Кирова № 58/2-44/2022 от 06 апреля 2022 года по иску АО «Куприт» к Норкиной О. М. о взыскании задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами,
которым иск АО «Куприт» к Норкиной О. М. о взыскании задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными услугами удовлетворен. Взыскано с Норкиной О. М. в пользу АО «Куприт» сумма задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с {Дата изъята} по {Дата изъята} в размере 1705,84 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.,
У С Т А Н О В И Л:
АО «Куприт» обратился к мировому судье с иском к Норкиной О.М. о взыскании задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными услугами. В обоснование требований указав, что ответчик является собственником 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: {Адрес изъят}. Истец является региональным оператором Кировской области по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчик ненадлежащим образом исполняет обязанность по уплате коммунальной услуги (вывоз ТБО и ТКО) в связи с чем имеет задолженность, которая за период с {Дата изъята} по {Дата изъята} составляет 1 705,84 руб. (3 411,69 руб./2), которую истец просил взыскать с Норкиной О.М., а также расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб.
Решением мирового судьи судебного участка № 53 Ленинского судебного района г. Кирова от 06.04.2022 г. исковые требования АО «Куприт» удовлетворены в полном объеме, с Норкиной О.М. в пользу АО «Куприт» взыскана сумма задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с {Дата изъята} по {Дата изъята} в размере 1 705,84 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб.
Не согласившись с принятым решением, Норкина О.М. обратилась в Ленинский районный суд г. Кирова с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы указав, что ближайшая к дому мусорная площадка расположена на другой улице на расстоянии примерно 400 м. Идти до мусорного бака приходится по проезжей части около 10 мин. Помешочный сбор мусора на {Адрес изъят} не организован. Поэтому мусор она вынуждена возить с собой в общественном транспорте и выбрасывать в контейнер рядом с домом, где она постоянно зарегистрирована и проживает на {Адрес изъят}. Поскольку мусорные контейнеры в соответствии с нормами СанПин рядом с её домом не установлены, то услуга по обращению с ТКО ей фактически не оказывается уже длительное время и платить за эту услугу она не должна. В судебном заседании судом недостоверно установлено расстояние 220-260 метров от {Адрес изъят} до мусорной площадки у {Адрес изъят} расстояние по дороге составляет от 370 до 420 метров. Мировой судья рассчитал этот путь напрямую через чужие участки (через кусты, грядки, заборы, строения) в интересах истца. Она же является пенсионером, имеет хронические заболевания, и преодолевать этот путь, как предлагает мировой судья с истцом, не в состоянии. Таким образом, АО «Куприт» недобросовестно исполняет свои обязанности по обращению с ТКО, и оплачивать услуги, которые фактически не предоставляются, она не должна. Просит решение мирового судьи судебного участка {Номер изъят} Ленинского судебного района {Адрес изъят} от {Дата изъята} отменить и принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании ответчик Норкина О.М. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивала.
Представитель истца АО «Куприт» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть жалобу в свое отсутствие, оставить решение мирового судьи без изменения.
Другие участники процесса (представители третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Кировской области, администрации г.Кирова, ТУ администрации г.Кирова по Первомайскому району) в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам абз. 1 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд не находит оснований для изменения обжалуемого решения.
Конституция РФ каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 46).
Право на судебную защиту подразумевает создание условий для эффективного и справедливого разбирательства дела, реализуемых в процессуальных формах, регламентированных федеральным законом, а также возможность пересмотреть ошибочный судебный акт в целях восстановления в правах посредством правосудия.
Как указано в ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;
4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.
Согласно ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ.
На основании ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 г.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 1 Закона об отходах региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со ст. 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 Закона об отходах определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Закон об отходах в ст. 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Закона об отходах установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Норкина О.М. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: {Адрес изъят}, что подтверждено выпиской из ЕГРН от {Дата изъята} {Номер изъят}.
АО «Куприт» в соответствии с соглашением от {Дата изъята}, заключенным с министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и обеспечивает транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Кировской области с {Дата изъята}.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В п. 8 (4) Правил обращения с ТКО указано, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО размещено АО «Куприт» на свое официальном сайте в сети «Интернет» и опубликовано в газете «Комсомольская правда» {Дата изъята}.
В п. 8 (17) Правил обращения с ТКО закреплено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Соответственно, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным с ответчиком с {Дата изъята}.
В соответствии с п. 8 (18) Правил обращения с ТКО до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Начисление ответчику платы за коммунальную услугу «обращение с ТКО» по адресу: {Адрес изъят} подтверждается представленной в материалы дела выпиской из лицевого счета {Номер изъят}.
Согласно данной выписке и содержанию иска общая сумма задолженности по оплате коммунальной услуги обращение с ТКО за период с {Дата изъята} по {Дата изъята} составляет 3 411,69 руб. Поскольку ответчику принадлежит 1/2 доля в праве собственности на дом, задолженность по ТКО, подлежащая уплате Норкиной О.М. составляет 1 705,84 руб.
Сам порядок начисления, верность произведенного расчета задолженности по коммунальной услуге, Норкиной О.М. ни при рассмотрении дела мировым судьей, ни при рассмотрении жалобы в суде апелляционной инстанции, не оспаривались.
Между тем, Норкина О.М. указывала, что не должна нести расходы по оплате данной коммунальной услуги, поскольку она фактически в принадлежащем ей на праве собственности доме не проживает, а кроме того, мусорные контейнеры в соответствии с нормами СанПин рядом с её домом не установлены, в связи с чем она вынуждена отвозить мусор на общественном транспорте по адресу проживания ({Адрес изъят}).
При разрешении доводов апеллянта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания их правомерными и обоснованными, следовательно, оснований для удовлетворения жалобы не установлено в силу следующего.
Правила № 354 в п. 2 закрепляют понятие потребителя как собственника жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении на основании нормативов накопления ТКО, согласно п. 148(30) Правил № 354.
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 148(36) Правил № 354).
Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ч. 11 ст. 155 ЖК РФ предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 148(36) Правил № 354 установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.
Вопреки доводам стороны ответчика, регистрация и проживание в жилом помещении по другому адресу ({Адрес изъят}) не является безусловным основанием для освобождения её от уплаты за обращение ТКО в отношении жилого дома, расположенного по адресу: {Адрес изъят}.
При этом ответчик является одним из собственников данного дома и несет бремя содержания имущества в силу ст. 210 ГК РФ.
Исходя из анализа норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о правомерном начислении ответчику истцом платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно Реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории МО «Город Киров», размещенного в открытом доступе в сети «Интернет» на официальном портале МО «Город Киров» www.mo-kirov.ru место накопления ТКО находится по ближайшему адресу: {Адрес изъят} которое оборудовано одним контейнером объемом 1,1 куб.м.
При этом отсутствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на расстоянии, предусмотренном СанПиН 2.1.3684-21, не является причиной считать услугу по вывозу ТКО не оказанной и основанием для освобождения ответчика от оплаты этой коммунальной услуги. Создание мест (площадок) накопления ТКО не относится к сфере обязательств исполнителя услуги - истца по делу. Сама же по себе отдаленность имеющейся площадки (контейнера) для сбора твердых бытовых отходов не является основанием считать, что региональным оператором услуга по обращению с ТКО не оказывается, поскольку ответчик не лишена права самостоятельно организовать площадку для сбора ТКО либо обратиться с соответствующим требованием к органу местного самоуправления.
Произведенные при рассмотрении дела расчеты расстояния от дома ответчика до ближайшей площадки сбора ТКО не могут повлиять иным образом на выводы суда апелляционной инстанции.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что мировой судья правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и, правильно применив нормы материального права, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права мировым судьей не допущено.
В соответствии с изложенным, решение мирового судьи подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Норкиной О.М. - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка № 53 Ленинского судебного района г. Кирова по делу № 58/2-44/2022 от 06 апреля 2022 года по иску АО «Куприт» к Норкиной О. М. о взыскании задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Норкиной О. М. – без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в силу со дня его принятия.
Судья Н.Н. Клабукова