№ 16-2431/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 2 октября 2020 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника Окружной администрации «город Якутска» Владимировой А.В. на вступившие в законную силу постановление врио мирового судьи судебного участка № 42 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2020 года и решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2020 года в отношении Окружной администрации «город Якутск» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением врио мирового судьи судебного участка № 42 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 октября 2019 года, юридическое лицо - Окружная администрация «город Якутск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, защитник Окружной администрации «город Якутск» Владимирова А.В. просит судебные акты отменить, как незаконные.
Изучение материалов истребованного дела, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние автомобильных дорог и элементов их обустройства, к которым в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) отнесены и светофоры.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
При этом под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 части 1 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
Следовательно, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по содержанию автомобильных дорог местного значения.
Обеспечение безопасности дорожного движения на дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в соответствии со статьей 16 Федерального закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Согласно положениям статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения» утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения).
Согласно пункту 13 Основных положений, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны в том числе содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Правила применения технических средств организации дорожного движения в том числе дорожных светофоров на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела, были установлены ГОСТ Р 52289-2004.
Пунктом 7.1.2 указанного стандарта предусмотрено, что светофоры применяют для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог.Не допускается пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования.
Материалами дела установлено, что 22 января 2020 года в ходе обследования места дорожно-транспортного происшествия, произошедшего в 17 часов 50 минут на регулируемом пешеходном переходе на перекрестке улицы Лермонтова – улицы Петра Алексеева в городе Якутске Республики Саха (Якутия) выявлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния дороги (улицы) в виде несоответствия режима работы светофорных объектов типа Т.1 (транспортный светофор) и П.1 (П.2) (пешеходные светофоры), что не позволяло исключить пересечение транспортного и пешеходного потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 5 февраля 2020 года № 14 ПА 124503, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 22 января 2020 года № 127, фототаблицей к акту, объяснениями ФИО1., ФИО2., ФИО3 ФИО4 и другими материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Поскольку по делу установлено, что на перекрестке улицы <адрес> регулировка транспортного и пешеходных светофоров не обеспечивает разделение транспортных и пешеходных потоков в целях недопущения их пересечения на проезжей части дороги, что противоречит положениям пункта 7.1.2 ГОСТа Р 52289-2004 и свидетельствует о несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги городского округа, то орган местного самоуправления в лице Окружной администрации «город Якутск» обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Действия Окружной администрации «город Якутск» квалифицированы по указанной норме в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подтверждены достаточной совокупностью представленных в дело доказательств, соответствующих требованиям относимости, допустимости, достоверности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Окружная администрация «город Якутск» имела возможность для своевременного разрешения вопроса местного значения городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения, но не предприняла ту степень заботливости и осмотрительности, которая должна быть проявлена органом местного самоуправления для указанных целей.
Недостаточное финансирование, на которые в жалобе ссылается администрация, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенных на него законом обязанностей и не позволяет устраниться от осуществления функции контроля за безопасностью дорожного движения в городском округе.
Кроме того, данных о том, что должностным лицом органа местного самоуправления вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление работ по регулированию режима работы светофоров в городе Якутске, и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, в материалы дела не представлено. Между тем обязанность установить режим работы светофоров в соответствии с положениями вышеуказанного ГОСТ была возложена на Окружную администрацию городского округа «город Якутск» решением Якутского городского суда еще 4 мая 2015 года.
Принятие виновным лицом комплекса исчерпывающих мер, направленных на исполнение обязанностей по делу не установлено.
Административное наказание Окружной администрации «город Якутск» назначено ниже низшего предела в соответствии с правилами части 3.2. статьи 4.1. КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся актов, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
постановление врио мирового судьи судебного участка № 42 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2020 года и решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 октября 2019 года в отношении Окружной администрации «город Якутск» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Окружной администрации «город Якутска» Владимировой А.В. – без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева