Решение по делу № 33-345/2025 от 14.01.2025

КОПИЯ

89RS0005-01-2024-004647-92

Дело № 2-2956/2024

Судья Габова Т.Н.

Апелляционное дело № 33-345/2025

           

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Салехард                                                                                  04 февраля 2025 г.

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Байкиной С.В.,

судей коллегии: Козловой М.В., Курманова Э.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Коневой Т.М.,

с участием прокурора Гонтарь А.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ноябрьска в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Администрации города Ноябрьска, Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска о признании незаконным постановления, восстановлении на учете граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно,

по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска на решение Ноябрьского городского суда от 21 октября 2024 г.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Байкиной С.В., объяснения прокурора Гонтарь А.О., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор города Ноябрьска обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что многодетная семья Ершовых была поставлена на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков для ведения садоводства. До настоящего времени земельный участок семье не предоставлен. Постановлением Администрации города Ноябрьска от 20 июня 2024 г. № 1125-П семья истцов снята с учета на основании части 3 статьи 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» в связи с достижением Ершовым Н.А. возраста 23 лет на момент проведения перерегистрации. Считал данное постановление незаконным, нарушающим права и интересы истца, просил признать незаконным постановление от 20 июня 2024 года № 1125-П «О несоответствии заявителей условиям предоставления земельного участка в собственность бесплатно и о снятии с учета», возложить на Администрацию г. Ноябрьска в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска обязанность восстановить многодетную семью Ершовых в составе Кононовой (до 17 марта 2023 г. Ершовой) Елены Николаевны, Ершова Никиты Александровича, Ершовой Анастасии Дмитриевны, ФИО1 на учете граждан, имеющих трех и более детей, имеющих право на предоставление в собственность земельного участка бесплатно для ведения садоводства на территории города Ноябрьска с даты подачи заявления - 8 февраля 2018 г.

Решением Ноябрьского городского суда от 21 октября 2024 г. исковые требования прокурора города Ноябрьска удовлетворены.

Признано незаконным постановление Администрации города Ноябрьска от 20 июня 2024 г. № 1125-П «О несоответствии заявителей условиям предоставления земельного участка в собственность бесплатно и о снятии с учета».

Возложена на Администрацию города Ноябрьска в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска обязанность восстановить многодетную семью Ершовых в составе Кононовой (до 17 марта 2023 года Ершовой) Елены Николаевны, Ершова Никиты Александровича, Ершовой Анастасии Дмитриевны, ФИО1 на учете граждан, имеющих трех и более детей, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для ведения садоводства на территории города Ноябрьска с даты подачи заявления - 8 февраля 2018 г.

С решением суда не согласился представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска Гайдар А.А. В апелляционной жалобе указал, что с учетом факта оспаривания прокурором, с доводами которого согласился суд первой инстанции, положений Закона № 39-ЗАО, к участию в деле должны были быть привлечены государственные органы, чьи права и обязанности затрагиваются судебным разбирательством: Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа. Суд указанные органы к участию в деле не привлек. Полагал, что прокурором не представлено доказательств того, что в распоряжении муниципального образования имелся пригодный для предоставления земельный участок и этот участок не был предоставлен. Считал решение о снятии семьи Ершовых с учета соответствующим закону, так как семья не соответствует требованиям Закона 39-ЗАО, право на получение земельного участка у этой семьи утрачено, и восстановление семьи на учет по дате подачи заявления не повлечет предоставление земельного участка либо социальной выплаты взамен него. Просил проверить решение суда в полном объеме, перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, решение суда отменить с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Никулина О.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законный представитель несовершеннолетнего истца и третье лицо Кононова (Ершова) Е.Н., представители ответчиков Администрации г. Ноябрьска, Департамента имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска, третьи лица, Ершов Н.А., Ершова А.Д. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены заблаговременно и надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о доставке электронного извещения ответчикам, телефонограммами законному представителю несовершеннолетнего истца и третьим лицам, сведений о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Информация о времени и месте судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Принимая во внимание, что неявка участвующих в деле лиц не препятствует апелляционному рассмотрению дела, судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 2); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п. 3); нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п. 4).

Таких нарушений не допущено судом первой инстанции при рассмотрении дела.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, что Кононова Е.Н. (до 17 марта 2023 г. Ершова) (л.д. 18) является матерью троих детей: Ершова Никиты Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ершовой Анастасии Дмитриевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

08 февраля 2018 г. Ершова Е.Н., действующая также в интересах троих несовершеннолетних детей Ершова Н.А., Ершовой А.Д., ФИО1, обратилась с заявлением в Департамент имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность для дачного хозяйства бесплатно как многодетной семье, имеющей трех и более детей, на территории города Ноябрьска (л.д. 20-22).

Распоряжением Администрации муниципального образования город Ноябрьск от 05 марта 2018 г. №Р-540 семья Ершовых поставлена на учет граждан, имеющих трех и более детей, с целью предоставления земельного участка в собственность бесплатно на территории муниципального образования город Ноябрьск (л.д. 48).

До настоящего времени ни земельный участок, ни социальная выплата взамен земельного участка семье Ершовых предоставлены не были.

Постановлением Администрации города Ноябрьска от 20 июня 2024 г. № 1125-П «О несоответствии заявителей условиям предоставления земельного участка в собственность бесплатно и о снятии с учёта» установлено несоответствие многодетной семьи Ершовых в составе Ершовой Елены Николаевны, Ершова Никиты Александровича, Ершовой Анастасии Дмитриевны, ФИО1 условию, установленному абзацем первым ч. 3 ст. 7 Закона ЯНАО от 19 июня 2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе», ввиду достижения Ершовым Никитой Александровичем возраста 23 лет на момент проведения перерегистрации; семья снята с учета граждан, имеющих трех и более детей, постановленных на учет с целью бесплатного предоставления земельного участка в собственность для ведения садоводства на территории муниципального образования город Ноябрьск (л.д. 19).

11 сентября 2024 г. Кононова (Ершова) Е.Н. обратилась к прокурору города Ноябрьска с заявлением, в котором просила обратиться в суд в интересах ее семьи и обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьска восстановить ее семью в списке лиц, имеющих право на предоставление земельного участка с даты первоначальной постановки на учет (л.д. 17).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», ст. ст. 7, 7-2, 7-3 Закона ЯНАО от 19 июня 2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе», ст. ст. 2, 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом (Основной закон) ЯНАО от 28 декабря 1998 г., исходил из того, что достижение Ершовым Н.А. в многодетной семье 23-летнего возраста ко дню предоставления участка многодетным семьям, поставленным на учет в соответствии с положениями Закона ЯНАО от 19 июня 2009 г. № 39-ЗАО, но по не зависящим от них причинам не реализовавшим право на его получение, не может служить основанием для отказа в предоставлении вышеуказанной меры поддержки.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В силу абзаца 2 части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать названному Кодексу.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Субъект Российской Федерации, предусматривая право граждан, имеющих трех и более детей, и нуждающихся в жилых помещениях, на получение в собственность бесплатно земельного участка или иных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями и принимая их на учет в целях получения в собственность бесплатно земельного участка, берет на себя определенное публично-правовое обязательство по их социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него.

На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 01 декабря 1997 года № 18-П, от 19 июня 2002 г. № 11-П, от 29 января 2004 г. № 2-П, Определения от 4 декабря 2003 г. № 415-О, от 15 февраля 2005 г. № 17-О, от 27 декабря 2005 г. № 502-О и др.).

В Ямало-Ненецком автономном округе принят Закон ЯНАО от 19 июня 2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее Закон № 39-ЗАО).

Как указано в п. 3 ч. 1 ст. 7 закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» от 19.06.2009 № 39-ЗАО (в редакции, действовавшей до 01 января 2025 г.), предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно осуществляется в случаях: предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства или садоводства, или огородничества по месту постоянного проживания на территории автономного округа гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка, и не реализовавшим право на получение социальной выплаты, указанное в ч. 2 ст. 7-1 названного Закона.

В соответствии с пп. 1, 3 ч. 1 ст. 7, земельный участок предоставляется в собственность граждан, имеющих трех и более детей, и их детей (ч. 2 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО).

Абзацем 3 части 3 статьи 7 Закона № 39-ЗАО предусмотрено, что право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи возникает у граждан, имеющих трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 18 лет, детей, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 23 лет, осваивающих образовательные программы основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, и не вступивших в брак.

В соответствии с абзацем 3 части 5 статьи 7 Закона № 39-ЗАО (в редакции, действовавшей до 01 января 2025 г.) порядок постановки граждан в случаях, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, и отдельных категорий граждан на учет граждан, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении устанавливаются статьями 7-1, 7-2 и 7-3 настоящего Закона.

Согласно части 13 статьи 7-2 Закона № 39-ЗАО органы муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) ежегодно, в период с 01 января по 01 апреля, проводят перерегистрацию заявителей, состоящих на учете граждан.

Пункт 6 части 1 статьи 7-3 Закона № 39-ЗАО предусматривает, что основанием для принятия решения о снятии с учета граждан является поступление в орган муниципального района (городского округа) письменного отказа заявителя от предложенного земельного участка в течение 30 дней со дня получения заявителем решения комиссии о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно части 9 статьи 7-2 Закона № 39-ЗАО (в редакции, действовавшей до 01 января 2025 г.) орган муниципального округа, городского округа принимает решение об отказе в постановке на учет граждан либо об отказе во включении заявителей, указанных в абзаце первом части 2 статьи 7-7 настоящего Закона, в списки, указанные в части 3 настоящей статьи, при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) несоответствие граждан условиям, установленным пунктами 1 и 3 части 1, абзацем первым части 3 статьи 7 настоящего Закона, - для граждан в случаях, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 7 настоящего Закона.

В соответствии с пунктами 9, 10 части 1 статьи 7-3 Закона № 39-ЗАО (в редакции, действовавшей до 01 января 2025 г.) основанием для принятия решения о снятии с учета граждан является:

- несоответствие граждан в случаях, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 7 настоящего Закона, условиям, установленным пунктами 1 и 3 части 1, абзацем первым части 3 статьи 7 настоящего Закона, выявленное по результатам проведения проверки, указанной в части 10 статьи 7-1 настоящего Закона;

- несоответствие граждан в случаях, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 7 настоящего Закона, условиям, установленным пунктами 1 и 3 части 1, абзацем первым части 3 статьи 7 настоящего Закона, выявленное по результатам проведения проверки в соответствии с порядком предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, указанным в абзаце втором части 2 статьи 7-1 настоящего Закона.

Из приведенных положений закона следует, что право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, возникает у граждан, имеющих трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 18 лет, детей, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 23 лет, осваивающих образовательные программы основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, и не вступивших в брак.

Дав верное толкование вышеназванным положениям Земельного кодекса Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу и подлежащим применению в рассматриваемом споре, исходя из того, что положения нормативного акта субъекта Российской Федерации предусматривающие возможность снятия гражданина с учёта и отказа в предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка, несмотря на то, что при постановке граждан на такой учёт они соответствовали всем требованиям, предъявляемым к ним указанным законом, противоречат федеральному законодательству, учитывая, что право на получение земельного участка связано с наличием трёх или более несовершеннолетних детей на момент постановки на учёт, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика оснований для вынесения оспариваемого постановления, поскольку достижение 23 лет Ершовым Н.А. на момент снятия с учета истца не устраняет того факта, что семья на день подачи заявления о предоставлении земельных участков, являлась многодетной, воспитывающей троих несовершеннолетних детей и обратившейся за предоставлением земельного участка.

Иное толкование закона, в том числе приведенное ответчиком в жалобе, приводит к лишению граждан, имеющих трех и более детей, длительное время стоявших на соответствующем учете, права получить бесплатно в собственность земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности по достижению ребенком возраста совершеннолетия или 23 лет (при освоении образовательной программы определенного уровня образования).

Доводы апелляционной жалобы о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях, выразившихся в непривлечении к участию в деле Законодательного Собрания ЯНАО, Правительства ЯНАО, Департамента имущественных отношений ЯНАО подлежат отклонению.

В данном случае прокурором оспаривается постановление и действия органа местного самоуправления, а не положения нормативно-правового акта Ямало-Ненецкого автономного округа, в связи с чем оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции не имеется.

В целом доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и сводятся к переоценке исследованных и получивших оценку в решении суда доказательств.

Поскольку решение суда обжаловано ответчиком полностью, а не в части, оснований для выхода за пределы изложенных в апелляционной жалобе доводов в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Принятое по делу решение суда первой инстанции вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены или изменения отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

определила:

В удовлетворении ходатайства представителя ответчика Департамента имущественных отношений Администрации Ноябрьска Гайдара Анатолия Александровича о переходе к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции отказать.

Решение Ноябрьского городского суда от 21 октября 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 февраля 2025 г.

Председательствующий     /подпись/

Судьи                                  /подписи/

Судья                                                                                                    С.В. Байкина

КОПИЯ

89RS0005-01-2024-004647-92

Дело № 2-2956/2024

Судья Габова Т.Н.

Апелляционное дело № 33-345/2025

           

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Салехард                                                                                  04 февраля 2025 г.

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Байкиной С.В.,

судей коллегии: Козловой М.В., Курманова Э.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Коневой Т.М.,

с участием прокурора Гонтарь А.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ноябрьска в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Администрации города Ноябрьска, Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска о признании незаконным постановления, восстановлении на учете граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно,

по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска на решение Ноябрьского городского суда от 21 октября 2024 г.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Байкиной С.В., объяснения прокурора Гонтарь А.О., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор города Ноябрьска обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что многодетная семья Ершовых была поставлена на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков для ведения садоводства. До настоящего времени земельный участок семье не предоставлен. Постановлением Администрации города Ноябрьска от 20 июня 2024 г. № 1125-П семья истцов снята с учета на основании части 3 статьи 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» в связи с достижением Ершовым Н.А. возраста 23 лет на момент проведения перерегистрации. Считал данное постановление незаконным, нарушающим права и интересы истца, просил признать незаконным постановление от 20 июня 2024 года № 1125-П «О несоответствии заявителей условиям предоставления земельного участка в собственность бесплатно и о снятии с учета», возложить на Администрацию г. Ноябрьска в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска обязанность восстановить многодетную семью Ершовых в составе Кононовой (до 17 марта 2023 г. Ершовой) Елены Николаевны, Ершова Никиты Александровича, Ершовой Анастасии Дмитриевны, ФИО1 на учете граждан, имеющих трех и более детей, имеющих право на предоставление в собственность земельного участка бесплатно для ведения садоводства на территории города Ноябрьска с даты подачи заявления - 8 февраля 2018 г.

Решением Ноябрьского городского суда от 21 октября 2024 г. исковые требования прокурора города Ноябрьска удовлетворены.

Признано незаконным постановление Администрации города Ноябрьска от 20 июня 2024 г. № 1125-П «О несоответствии заявителей условиям предоставления земельного участка в собственность бесплатно и о снятии с учета».

Возложена на Администрацию города Ноябрьска в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска обязанность восстановить многодетную семью Ершовых в составе Кононовой (до 17 марта 2023 года Ершовой) Елены Николаевны, Ершова Никиты Александровича, Ершовой Анастасии Дмитриевны, ФИО1 на учете граждан, имеющих трех и более детей, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для ведения садоводства на территории города Ноябрьска с даты подачи заявления - 8 февраля 2018 г.

С решением суда не согласился представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска Гайдар А.А. В апелляционной жалобе указал, что с учетом факта оспаривания прокурором, с доводами которого согласился суд первой инстанции, положений Закона № 39-ЗАО, к участию в деле должны были быть привлечены государственные органы, чьи права и обязанности затрагиваются судебным разбирательством: Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа. Суд указанные органы к участию в деле не привлек. Полагал, что прокурором не представлено доказательств того, что в распоряжении муниципального образования имелся пригодный для предоставления земельный участок и этот участок не был предоставлен. Считал решение о снятии семьи Ершовых с учета соответствующим закону, так как семья не соответствует требованиям Закона 39-ЗАО, право на получение земельного участка у этой семьи утрачено, и восстановление семьи на учет по дате подачи заявления не повлечет предоставление земельного участка либо социальной выплаты взамен него. Просил проверить решение суда в полном объеме, перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, решение суда отменить с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Никулина О.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законный представитель несовершеннолетнего истца и третье лицо Кононова (Ершова) Е.Н., представители ответчиков Администрации г. Ноябрьска, Департамента имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска, третьи лица, Ершов Н.А., Ершова А.Д. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены заблаговременно и надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о доставке электронного извещения ответчикам, телефонограммами законному представителю несовершеннолетнего истца и третьим лицам, сведений о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Информация о времени и месте судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Принимая во внимание, что неявка участвующих в деле лиц не препятствует апелляционному рассмотрению дела, судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 2); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п. 3); нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п. 4).

Таких нарушений не допущено судом первой инстанции при рассмотрении дела.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, что Кононова Е.Н. (до 17 марта 2023 г. Ершова) (л.д. 18) является матерью троих детей: Ершова Никиты Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ершовой Анастасии Дмитриевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

08 февраля 2018 г. Ершова Е.Н., действующая также в интересах троих несовершеннолетних детей Ершова Н.А., Ершовой А.Д., ФИО1, обратилась с заявлением в Департамент имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность для дачного хозяйства бесплатно как многодетной семье, имеющей трех и более детей, на территории города Ноябрьска (л.д. 20-22).

Распоряжением Администрации муниципального образования город Ноябрьск от 05 марта 2018 г. №Р-540 семья Ершовых поставлена на учет граждан, имеющих трех и более детей, с целью предоставления земельного участка в собственность бесплатно на территории муниципального образования город Ноябрьск (л.д. 48).

До настоящего времени ни земельный участок, ни социальная выплата взамен земельного участка семье Ершовых предоставлены не были.

Постановлением Администрации города Ноябрьска от 20 июня 2024 г. № 1125-П «О несоответствии заявителей условиям предоставления земельного участка в собственность бесплатно и о снятии с учёта» установлено несоответствие многодетной семьи Ершовых в составе Ершовой Елены Николаевны, Ершова Никиты Александровича, Ершовой Анастасии Дмитриевны, ФИО1 условию, установленному абзацем первым ч. 3 ст. 7 Закона ЯНАО от 19 июня 2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе», ввиду достижения Ершовым Никитой Александровичем возраста 23 лет на момент проведения перерегистрации; семья снята с учета граждан, имеющих трех и более детей, постановленных на учет с целью бесплатного предоставления земельного участка в собственность для ведения садоводства на территории муниципального образования город Ноябрьск (л.д. 19).

11 сентября 2024 г. Кононова (Ершова) Е.Н. обратилась к прокурору города Ноябрьска с заявлением, в котором просила обратиться в суд в интересах ее семьи и обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьска восстановить ее семью в списке лиц, имеющих право на предоставление земельного участка с даты первоначальной постановки на учет (л.д. 17).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», ст. ст. 7, 7-2, 7-3 Закона ЯНАО от 19 июня 2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе», ст. ст. 2, 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом (Основной закон) ЯНАО от 28 декабря 1998 г., исходил из того, что достижение Ершовым Н.А. в многодетной семье 23-летнего возраста ко дню предоставления участка многодетным семьям, поставленным на учет в соответствии с положениями Закона ЯНАО от 19 июня 2009 г. № 39-ЗАО, но по не зависящим от них причинам не реализовавшим право на его получение, не может служить основанием для отказа в предоставлении вышеуказанной меры поддержки.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В силу абзаца 2 части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать названному Кодексу.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Субъект Российской Федерации, предусматривая право граждан, имеющих трех и более детей, и нуждающихся в жилых помещениях, на получение в собственность бесплатно земельного участка или иных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями и принимая их на учет в целях получения в собственность бесплатно земельного участка, берет на себя определенное публично-правовое обязательство по их социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него.

На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 01 декабря 1997 года № 18-П, от 19 июня 2002 г. № 11-П, от 29 января 2004 г. № 2-П, Определения от 4 декабря 2003 г. № 415-О, от 15 февраля 2005 г. № 17-О, от 27 декабря 2005 г. № 502-О и др.).

В Ямало-Ненецком автономном округе принят Закон ЯНАО от 19 июня 2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее Закон № 39-ЗАО).

Как указано в п. 3 ч. 1 ст. 7 закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» от 19.06.2009 № 39-ЗАО (в редакции, действовавшей до 01 января 2025 г.), предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно осуществляется в случаях: предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства или садоводства, или огородничества по месту постоянного проживания на территории автономного округа гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка, и не реализовавшим право на получение социальной выплаты, указанное в ч. 2 ст. 7-1 названного Закона.

В соответствии с пп. 1, 3 ч. 1 ст. 7, земельный участок предоставляется в собственность граждан, имеющих трех и более детей, и их детей (ч. 2 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО).

Абзацем 3 части 3 статьи 7 Закона № 39-ЗАО предусмотрено, что право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи возникает у граждан, имеющих трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 18 лет, детей, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 23 лет, осваивающих образовательные программы основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, и не вступивших в брак.

В соответствии с абзацем 3 части 5 статьи 7 Закона № 39-ЗАО (в редакции, действовавшей до 01 января 2025 г.) порядок постановки граждан в случаях, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, и отдельных категорий граждан на учет граждан, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении устанавливаются статьями 7-1, 7-2 и 7-3 настоящего Закона.

Согласно части 13 статьи 7-2 Закона № 39-ЗАО органы муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) ежегодно, в период с 01 января по 01 апреля, проводят перерегистрацию заявителей, состоящих на учете граждан.

Пункт 6 части 1 статьи 7-3 Закона № 39-ЗАО предусматривает, что основанием для принятия решения о снятии с учета граждан является поступление в орган муниципального района (городского округа) письменного отказа заявителя от предложенного земельного участка в течение 30 дней со дня получения заявителем решения комиссии о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно части 9 статьи 7-2 Закона № 39-ЗАО (в редакции, действовавшей до 01 января 2025 г.) орган муниципального округа, городского округа принимает решение об отказе в постановке на учет граждан либо об отказе во включении заявителей, указанных в абзаце первом части 2 статьи 7-7 настоящего Закона, в списки, указанные в части 3 настоящей статьи, при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) несоответствие граждан условиям, установленным пунктами 1 и 3 части 1, абзацем первым части 3 статьи 7 настоящего Закона, - для граждан в случаях, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 7 настоящего Закона.

В соответствии с пунктами 9, 10 части 1 статьи 7-3 Закона № 39-ЗАО (в редакции, действовавшей до 01 января 2025 г.) основанием для принятия решения о снятии с учета граждан является:

- несоответствие граждан в случаях, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 7 настоящего Закона, условиям, установленным пунктами 1 и 3 части 1, абзацем первым части 3 статьи 7 настоящего Закона, выявленное по результатам проведения проверки, указанной в части 10 статьи 7-1 настоящего Закона;

- несоответствие граждан в случаях, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 7 настоящего Закона, условиям, установленным пунктами 1 и 3 части 1, абзацем первым части 3 статьи 7 настоящего Закона, выявленное по результатам проведения проверки в соответствии с порядком предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, указанным в абзаце втором части 2 статьи 7-1 настоящего Закона.

Из приведенных положений закона следует, что право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, возникает у граждан, имеющих трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 18 лет, детей, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 23 лет, осваивающих образовательные программы основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, и не вступивших в брак.

Дав верное толкование вышеназванным положениям Земельного кодекса Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу и подлежащим применению в рассматриваемом споре, исходя из того, что положения нормативного акта субъекта Российской Федерации предусматривающие возможность снятия гражданина с учёта и отказа в предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка, несмотря на то, что при постановке граждан на такой учёт они соответствовали всем требованиям, предъявляемым к ним указанным законом, противоречат федеральному законодательству, учитывая, что право на получение земельного участка связано с наличием трёх или более несовершеннолетних детей на момент постановки на учёт, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика оснований для вынесения оспариваемого постановления, поскольку достижение 23 лет Ершовым Н.А. на момент снятия с учета истца не устраняет того факта, что семья на день подачи заявления о предоставлении земельных участков, являлась многодетной, воспитывающей троих несовершеннолетних детей и обратившейся за предоставлением земельного участка.

Иное толкование закона, в том числе приведенное ответчиком в жалобе, приводит к лишению граждан, имеющих трех и более детей, длительное время стоявших на соответствующем учете, права получить бесплатно в собственность земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности по достижению ребенком возраста совершеннолетия или 23 лет (при освоении образовательной программы определенного уровня образования).

Доводы апелляционной жалобы о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях, выразившихся в непривлечении к участию в деле Законодательного Собрания ЯНАО, Правительства ЯНАО, Департамента имущественных отношений ЯНАО подлежат отклонению.

В данном случае прокурором оспаривается постановление и действия органа местного самоуправления, а не положения нормативно-правового акта Ямало-Ненецкого автономного округа, в связи с чем оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции не имеется.

В целом доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и сводятся к переоценке исследованных и получивших оценку в решении суда доказательств.

Поскольку решение суда обжаловано ответчиком полностью, а не в части, оснований для выхода за пределы изложенных в апелляционной жалобе доводов в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Принятое по делу решение суда первой инстанции вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены или изменения отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

определила:

В удовлетворении ходатайства представителя ответчика Департамента имущественных отношений Администрации Ноябрьска Гайдара Анатолия Александровича о переходе к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции отказать.

Решение Ноябрьского городского суда от 21 октября 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 февраля 2025 г.

Председательствующий     /подпись/

Судьи                                  /подписи/

Судья                                                                                                    С.В. Байкина

33-345/2025

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Ноябрьска
Ответчики
администрация г. Ноябрьска
Департамент имущественных отношений Администрации г. Ноябрьск
Другие
Кононова (Ершова) Елена Николаевна
Ершов Никита Александрович
Ершова Анастасия Дмитриевна
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Дело на странице суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
15.01.2025Передача дела судье
04.02.2025Судебное заседание
17.02.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2025Передано в экспедицию
04.02.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее