Решение по делу № 33а-409/2021 от 15.12.2020

Судья Артемова О.А.

Дело № 2а-2497/2020

Дело № 33а-409/2021 (33а-12682/2020)

УИД 59RS0007-01-2019-006326-81

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего судьи Поповой Н.В.,

судей Шалагиновой Е.В., Овчинниковой Н.А.,

при секретаре Селезневой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2021 года апелляционные жалобы ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми, Можаева Владимира Владимировича на решение Свердловского районного суда г. Перми от 15 октября 2020 года, с учетом определения от 16 октября 2020 об устранении описки, которым постановлено:

«Административные исковые требования ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми к Можаеву Владимиру Владимировичу о взыскании недоимки и пени по земельному налогу, удовлетворить в части.

Взыскать с Можаева Владимира Владимировича, ** года рождения, ИНН **, проживающего по адресу: ****, в пользу ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми задолженность в сумме 1221878,2 руб., в том числе: по земельному налогу за 2015 год в размере 978567,8 руб., за 2017 год в размере 240162 руб., пени по земельному налогу за 2015 год в размере 2 528 руб., пени по земельному налогу за 2017 год в сумме 620,4 руб.

Взыскать с Можаева Владимира Владимировича ** года рождения, ИНН **, проживающего по адресу: ****, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 14309,39 рублей.

В удовлетворении оставшейся части требований отказать.»

Заслушав доклад судьи Шалагиновой Е.В., пояснения представитель административного истца Иванченко М.В., административного ответчика Можаев В.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми обратилась в суд с иском к Можаеву В.В. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу за 2015 и 2017 годы.

В обоснование требований указано, что Можаев В.В. является плательщиком земельного налога, в связи с чем налогоплательщику направлено уведомление №695617 от 29.12.2018 об уплате земельного налога за 2015, 2016, 2017 годы в размере 1980279 руб. в срок до 11.03.2019.

В установленный срок сумма налога не уплачена и на недоимку в размере 1980279 руб. в соответствии с п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации должнику начислены пени за период с 11.03.2019 по 25.03.2019 в сумме 6650, 44 руб. Налоговым органом направлено требование № 18292 об уплате земельного налога в сумме 1980279 руб., пени в размере 6650, 44 руб. со сроком уплаты до 15.05.2019.

26.07.2019 мировым судьей судебного участка № 6 Мотовилихинского судебного района г. Перми вынесен судебный приказ, который определением мирового судьи отменен 09.08.2019. Требование в добровольном порядке не исполнено, задолженность не уплачена.

Административный истец, уточнив требования в порядке ст. 46 КАС РФ (том 3 л.д. 105-107), просит взыскать с Можаева В.В. недоимку по земельному налогу за 2015 год в размере 1662569 руб., за 2017 год в размере 240162 руб., пени по земельному налогу за 2015 год в размере 5583, 46 руб., пени по земельному налогу за 2017 год в сумме 806,54 руб.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с учетом определения от 16.10.2020 об устранении описки, с которым не согласились как административный истец, так и административный ответчик.

В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене решения суда в части отказа во взыскании недоимки по земельному налогу за 2015 год в сумме 684001,20 руб. и соответствующих пеней, и принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. Приводит доводы о том, что судом неправомерно произведен расчет земельного налога за 2015 год на основании судебного решения по делу № **/2018 от 18.09.2019 об установлении кадастровой стоимости земельных участков, поскольку кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 01.01.2019 (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 01.01.2019) и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. При этом в силу п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, перерасчет сумм ранее начисленного земельного налога для физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Кроме того, при расчете земельного налога за 2015 год суд учел ранее оплаченные суммы налога, тогда как налоговым органом требования заявлены с учетом внесенных платежей.

Административный ответчик в своей апелляционной жалобе также ставит вопрос об отмене решения суда в полном объеме и отказе истцу в удовлетворении всех заявленных требований. Приводит доводы о том, что при расчете земельного налога за 2015 год судом сделан неверный и нелогичный вывод о размере кадастровой стоимости земельных участков для расчета земельного налога. При их фактическом виде разрешенного использования в этот период «Площадка для отдыха с элементами озеленения» судом необоснованно применена рыночная кадастровая стоимость, установленная решением от 18.09.2019, для совершенно иного вида разрешенного использования «Многоквартирные жилые дома». Также указывает, что при разных видах разрешенного использования одних и тех же земельных участков, как «Детские площадки для отдыха с элементами озеленения» (2015 год) и «Многоквартирные жилые дома» (2017 год) судом по ним применена одна и та же величина кадастровой стоимости. Суд в решении не обосновал применение при расчете земельного налога за 2017 год повышающего коэффициента «2», а также не принял во внимание заявление административного истца о пропуске срока для предъявления настоящего иска. Также приведены доводы о том, что административный истец ранее обращался в суд с аналогичным иском о взыскании недоимки по земельному налогу за тот же налоговый период (2015-2017 годы) в размере 616107 руб., но определением суда от 05.02.2020 был принят добровольный отказ истца от иска в связи с отсутствием у административного ответчика задолженности по земельному налогу за период с 2015-2017 годы, потому последующее обращение административного истца в суд с аналогичным требованием ответчиком расценивается как злоупотребление правом.

В представленных письменных возражениях обеих сторон на апелляционные жалобы, указано на несогласие с доводами жалоб.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца на доводах своей апелляционной жалобы настаивал, просил решение суда отменить в части отказа в удовлетворении иска и принять новое решение о полном удовлетворении заявленных требований. Полагает, что апелляционная жалоба Можаева В.В. является безосновательной, представлены письменные возражения на жалобу.

Административный ответчик Можаев В.В. доводы своей апелляционной жалобы также поддержал, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Возражал против удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель Управления Росреестра по Пермскому краю в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что в период с 2015 года по 2017 год Можаев В.В. являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

** (доля в праве 1/5), ** (доля в праве 1/5),

** (доля в праве 1/5), ** (доля в праве 1/5),

** (доля в праве 1/5), ** (доля в праве 1/5),

** (доля в праве 1/5), ** (доля в праве 1/5),

** (доля в праве 1/5), ** (доля в праве 1/5),

** (доля в праве 1/5), ** (доля в праве 1/5), соответственно, несет обязанность по уплате земельного налога.

Сторонами не оспаривается, что в силу ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации Можаев В.В. несет обязанность по уплате земельного налога.

Установлено, что ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми исчислила земельный налог за 2015 год и направила Можаеву В.В. уведомление № 70046090 от 06.08.2016 об уплате в срок до 01.12.2016 налога в сумме 375 277 руб.

Налогоплательщик сумму налога в установленный срок не уплатил и налоговый орган, с учетом наличия переплаты в сумме 186425 руб. (т. 2 л.д. 62-65), направил требование № 218 об уплате земельного налога в сумме 188 851 руб., в срок до 26.04.2016.

ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми произвела перерасчет налога за 2015 год и направила Можаеву В.В. уведомление № 158236514 от 20.04.2017 об уплате в срок до 15.06.2017 земельного налога в сумме 135 315 руб. (т. 2 л.д.67).

ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми произвела расчет земельного налога за 2016 год и направила Можаеву В.В. уведомление № 54973794 от 18.09.2017 об уплате в срок до 01.12.2017 земельного налога в сумме 36 034 руб. (т. 2 л.д.69).

ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми произвела расчет земельного налога за 2017 год и направила Можаеву В.В. уведомление № 5768606 от 26.06.2018 об уплате в срок до 03.12.2018 земельного налога в сумме 124 403 руб. (т. 2 л.д.71).

Далее ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми произвела перерасчет земельного налога за 2015, 2016 и 2017 годы и направила Можаеву В.В. уведомление № 51263958 от 16.08.2018 об уплате в срок до 03.12.2018 налога в сумме 962969 руб.

Письмом от 20.08.2018 ИФНС сообщила налогоплательщику Можаеву В.В., что за 2015-2017 годы проведены доначисления по земельным участкам с кадастровым номером **, ** с применением налоговой ставки 0,3% и коэффициента 2, по земельным участкам с кадастровым номером **, **, **, **, **, ** проведены доначисления с применением налоговой ставки 0,3%, к уплате подлежит сумма 740510 руб. по сроку уплаты 03.12.2018 с учетом ранее произведенной оплаты в размере 222459 руб. (т. 2 л.д. 75-76).

Налогоплательщик сумму налога в установленный срок не уплатил и налоговый орган направил требование № 38025 об уплате земельного налога в сумме 616107 руб., в срок до 18.01.2019.

22.02.2019 исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 6 Мотовилихинского судебного района г. Перми мировым судьей судебного участка № 3 Мотовилихинского судебного района г. Перми вынесен судебный приказ № 2а-405/2019 о взыскании с Можаева В.В. земельного налога в размере 616107 руб. и пени в размере 924,16 руб., но по заявлению ответчика судебный приказ отменен 25.03.2019.

Из материалов дела следует, что налоговый орган обратился в суд с исковым заявлением 24.04.2019 о взыскании с Можаева В.В. земельного налога в размере 616107 руб. и пени в размере 924,16 руб., иск принят к производству (№ **/2019), однако производство по делу прекращено 05.02.2020 в связи с отказом ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми от иска.

В последующем ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми исчислила земельный налог за 2015 и 2017 годы и направила Можаеву В.В. уведомление №695617 от 29.12.2018 об уплате в срок до 11.03.2019 налога в сумме 1980 279 руб.

Налогоплательщик сумму налога в установленный срок не уплатил и налоговый орган направил требование № 18292 от 25.03.2019 об уплате земельного налога в сумме 1980 279 руб., пени в размере 6650,44 руб. в срок до 15.05.2019.

26.07.2019 исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №6 Мотовилихинского судебного района г. Перми мировым судьей судебного участка № 3 Мотовилихинского судебного района г. Перми вынесен судебный приказ № 2а-3520/2019 о взыскании с Можаева В.В. земельного налога в размере 1980279 руб. и пени в размере 6650, 44 руб., но по заявлению ответчика судебный приказ отменен 09.08.2019.

В суд с настоящим иском налоговый орган обратился 16.09.2019, т.е. в пределах сроков установленных ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные требования налогового органа частично, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 3, 23, 45, 48, 65, 69, 75, 387, 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), Постановлением правительства Пермского края от 21.11.2013 № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края», Решением Пермской городской думы от 08.11.2005 № 187 «О земельном налоге на территории г. Перми» и произвел расчет земельного налога за 2015 и 2017 годы с учетом решения Пермского краевого суда по делу № 3а-621/2018 от 18.09.2019 об установлении кадастровой стоимости земельных участков и дополнительно учел в расчете ранее оплаченные ответчиком суммы налога.

Судебная коллегия находит неверными выводы суда в части произведенного расчета земельного налога за 2015 год, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют, обстоятельствам административного дела, изложенным в решении суда, в связи с чем решение суда подлежит отмене (ч. 2 и ч. 3 ст. 310 КАС РФ) с принятием нового решения об удовлетворении требований налогового органа в полном объеме.

При этом судебная коллегия исходит из следующего.

Решением Пермского краевого суда по делу № **/2019 по административному иску С., П., Можаева В.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости от 18.09.2019 требования истцов удовлетворены и установлена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2013 года равной рыночной стоимости в отношении объектов недвижимости:

Земельного участка с кадастровым номером ** общей площадью 15902 кв.м. адрес объекта **** в размере 68468000 руб.

Земельного участка с кадастровым номером ** общей площадью 15724 кв.м. адрес объекта **** в размере 51036 000 руб.

Земельного участка с кадастровым номером ** общей площадью 9 414 кв.м. адрес объекта **** в размере 31792 000 руб.

Земельного участка с кадастровым номером ** общей площадью 17 656 кв.м. адрес объекта **** в размере 57306 000 руб.

Земельного участка с кадастровым номером ** общей площадью 9 018 кв.м. адрес объекта **** в размере 30455 000 руб.

Земельного участка с кадастровым номером ** общей площадью 8 745 кв.м. адрес объекта **** в размере 29 536 000 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 июля 2019 года (том 2 л.д. 13-16).

На основании п. 1.1 ст. 391 НК РФ (в редакции Закона № 334-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2, пунктом 2 статьи 403 НК (в редакции Закона № 334-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Вышеуказанные положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 НК РФ (в редакции Закона № 334-ФЗ), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 статьи 3 Закона № 334-ФЗ). Одним из таких оснований может являться решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

При этом следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 НК РФ (в редакции Закона № 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 НК РФ, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.

В соответствии с пунктом 2.1. статьи 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, поскольку кадастровая стоимость земельных участков принадлежащих административному ответчику изменена на основании решения суда об установлении рыночной стоимости объектов налогообложения в 2019 году, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости является 12.07.2019, соответствующие сведения в ЕГРН внесены в 2019 году, то перерасчет сумм ранее исчисленных налогов должен осуществляться не белее чем за три налоговых периода, а именно 2016, 2017 и 2018 годы.

В связи с этим оснований для перерасчета земельного налога за 2015 год у налогового органа не имелось. Судом первой инстанции вышеуказанные нормы права применены неверно, потому решение суда в этой части является неправильным.

Расчет земельного налога за 2015 год.

Кадастровый номер участка

Кадастровая стоимость

Размер доли в праве

Ставка налога%, повышающий коэффициент

Сумма налога

**

111543 540

0,2

1,5

267 705

**

63717 851

0,2

1,5

152 923

**

4 290

0,2

1,5

10

**

66453 896

0,2

1,5

159 490

**

61650 204

0,2

1,5

147 961

**

114267 587

0,2

1,5

239 962

**

110208 133

0,2

1,5

231 437

**

87362 990

0,2

1,5

224 231

**

124759 414

0,2

1,5

299 422

итого

1723 141

Из материалов дела следует, что в счет оплаты земельного налога за 2015 год Можаевым В.В. оплачено 368655 руб. (28.11.2016 на сумму 186425 руб., 29.11.2017 на сумму 36 034 руб., 29.11.2019 на сумму 146196 руб.), при этом общая сумма начислений по налоговому уведомлению № 51263958 от 16.08.2018- (том 1 л.д. 114-115) за земельный участок с кадастровым номером 59:01:3919167:435 и налоговому уведомлению № 695617 от 29.12.2018 (графа сумма ранее исчисленного налога (общая сумма) (том 1 л.д. 10) составили 308083 руб. (1517 руб. и 306566 руб. соответственно).

Таким образом, с учетом частичной оплаты в размере 60572 руб. (368655 руб. - 308083 руб.) подлежащая уплате сумма земельного налога за 2015 год составляет 1662569 руб. (1723141 руб. - 60572 руб.). Поскольку данная сумма налогоплательщиком Можаевым В.В. не оплачена, то с ответчика подлежит взысканию сумма земельного налога за 2015 год в размере 1662569 руб.

Расчет земельного налога за 2017 год.

Кадастровый номер

Кадастровая стоимость в уведомлении № 695617 от 29.12.2018

Кадастровая стоимость по решению суда от 18.09.2019

Кадастровая стоимость

Размер доли в праве

Ставка налога %, повышающий коэффициент

Сумма налога в рублях

**

111543540

51036 000

51036 000

0,2

0,3+п.к.2

61 243

**

66453 896

31792 000

31792 000

0,2

0,3+п.к.2

38 150

**

124759414

57306 000

57306 000

0,2

0,3+п.к.2

68 767

**

63 717 851

30455 000

30455 000

0,2

0,3+п.к.2

36 546

**

4 290

-

4 290

0,2

1,5

13

**

62073 160

29536 000

29536 000

0,2

0,3+п.к.2

35 443

итого

240162

Из материалов дела следует, что налогоплательщиком Можаевым В.В. оплачены суммы земельного налога за 2017 год в размере 124 403 руб. 01.12.2018, при этом налоговым органом был начислен налог за 2017 год всего по 16 земельным участкам на сумму 552218 руб. Таким образом, сумма земельного налога за 2017 год по шести земельным участкам составляет - 240162 руб., которая ответчиком не уплачена, потому подлежит взысканию.

Принимая во внимание, что срок принудительного взыскания обязательных платежей и санкций налоговым органом не пропущен, административным ответчиком не представлено доказательств уплаты налога, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании пени на недоимку по земельному налогу за 2015 год (на сумму налога в размере 1662 569 руб.) в сумме 5583,46 руб., из расчета: 1662569 руб. (налог) х 1/300 х 7,75% (ставка ЦБ) х 23 дня (с 12.03.2019 по 24.03.2019); а также пени на недоимку по земельному налогу за 2017 год (на сумму налога в размере 240162 руб.) в сумме 806,54 руб., из расчета: 240162 руб. (налог) х 1/300 х 7,75% (ставка ЦБ) х 23 дня (с 12.03.2019 по 24.03.2019).

Приведенные в апелляционной жалобе Можаева В.В. доводы об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска налогового органа, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные и построенные на ошибочном толковании норм права.

В соответствии со ст. 388 НК РФ, плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 4 ст. 85, п. 4 ст. 391 и п. 3 ст. 396 НК РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений о земельных участках и их правообладателях, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговые органы являются пользователями информации, поступившей из регистрирующих органов, обмен сведениями осуществляются только в электронном виде, внесение изменений в учетные данные осуществляется в автоматическом режиме.

Согласно сведениям, представленным в налоговый орган Управлением Росреестра по Пермскому краю, в период 2015, 2017 годов за Можаевым В.В. на праве собственности зарегистрированы земельные участки с кадастровыми номерами **, **, **, **, **, **, **, **, **.

На основании п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, определенных статьей 394 Кодекса.

При этом представительным органам муниципальных образований представлено право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Согласно пункту 2 Решения Пермской городской Думы от 08.11.2005 № 187 «О земельном налоге на территории г. Перми» (далее - Решение ПГД № 187) налоговые ставки устанавливаются в размере:

- 0,1% в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);

- 0,3% в отношении земельных участков: предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, за исключением земельных участков, предоставленных физическим лицам или приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства;

- 1,5% в отношении прочих земельных участков.

На основании ст. 391 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2018) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Таким образом, изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу.

До 01.01.2017 года нормативными правовыми актами, на основании которых осуществлялся кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении объектов недвижимого имущества, являлись - Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которыми изменение сведений о разрешенном использовании производилось на основании заявления заинтересованного лица.

Внесение в государственный кадастр недвижимости изменений категории земли и (или) вида разрешенного использования земельного участка, не связанных со сменой правообладателя земельного участка, сопровождается выдачей правообладателю этого земельного участка нового свидетельства о государственной регистрации права, без повторной регистрации права на данный земельный участок.

Согласно ответа Управления Росреестра по Пермскому краю от 21.12.2018 № 671-3-29-31-13 по принадлежащим Можаеву В.В. земельным участкам, проводилось изменение вида разрешенного использования земельного участка, следовательно, исчисление земельного налога за 2015, 2017 годы (по сроку уплаты 11.03.2019) производилось с учетом измененного вида разрешенного использования.

На основании п. 2.1. ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и п. 1 и 2 ст. 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Налоговым органом произведен перерасчет земельного налога за 2015-2017 годы, сформировано налоговое уведомление от 29.12.2018 № 695618, которое направлено Можаеву В.В. почтовым отправлением 29.12.2018.

По земельным участкам с кадастровыми номерами **, **, **, **, **, налоговым органом за налоговый период 2015 года исчислен земельный налог с учетом вида разрешенного использования «Площадка для отдыха с элементами озеленения» правомерно применив налоговую ставку 1,5%.

За налоговый период 2017 год в связи с изменением вида разрешенного использования на - «Многоквартирные жилые дома» налоговой инспекцией правомерно применена налоговая ставка 0,3% с применением повышающего коэффициента 2, что отражено в налоговом уведомлении от 29.12.2018 № 695618.

По земельным участкам с кадастровыми номерами **, **, ** за налоговый период 2015 год, инспекцией исчислен земельный налог с учетом вида разрешенного использования - «Площадки для отдыха с элементами озеленения» и применена налоговая ставка 1,5%, поскольку с момента регистрации земельных участков видом разрешенного использования являлся «Площадки для отдыха с элементами озеленения», что отражено в налоговом уведомление от 29.12.2018 № 695618.

По земельному участку с кадастровым номером ** за налоговый период 2015-2017 годы налоговым органом исчислен земельный налог с учетом вида разрешенного использования - «Зеленые насаждения» и применена налоговая ставка 1,5%, поскольку с момента регистрации земельного участка видом разрешенного использования являлось - «Зеленые насаждения», что также отражено в налоговом уведомлении от 29.12.2018 №695618.

Таким образом, доначисление земельного налога за 2015, 2017 годы, с применением налоговых ставок 1,5%, 0,3% и повышающих коэффициентов 2 налоговым органом произведено в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков, информация по которым предоставлена Управлением Росреестра по Пермскому краю.

Потому доводы апелляционной жалобы о несогласии с размером кадастровой стоимости земельных участков, с учетом вида разрешенного использования, для расчета земельного налога, судебной коллегией отклоняются.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о пропуске срока для предъявления настоящего иска судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку как указано выше и следует из материалов дела, Можаеву В.В. с учетом доначисления направлено налоговое уведомление №695617 от 29.12.2018 об уплате земельного налога в срок до 11.03.2019, затем направлено налоговое требование № 18292 об уплате земельного налога и пени в срок до 15.05.2019, в связи с неисполнение требования налоговым органом получен судебный приказ от 26.07.2019, который был отменен 09.08.2019 по заявлению Можаева В.В. В суд с настоящим иском налоговый орган обратился 16.09.2019, т.е. в пределах сроков установленных ст. 48 НК РФ.

При этом ссылка в жалобе на направление ответчику требования № 541 по состоянию на 17.01.2019 не свидетельствует о нарушении процедуры взыскания спорной недоимки по земельному налогу и пени, поскольку ответчиком не представлено содержание указываемого налогового требования.

Доводы жалобы о том, что административный истец ранее обращался в суд с аналогичным иском о взыскании недоимки по земельному налогу за тот же налоговый период (2015-2017 годы), но определением суда от 05.02.2020 был принят добровольный отказ истца от иска в связи с отсутствием у административного ответчика задолженности по земельному налогу, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.

Установлено, что налоговый орган обращался в суд с исковым заявлением 24.04.2019 о взыскании с Можаева В.В. земельного налога в размере 616107 руб. и пени в размере 924,16 руб., иск принят к производству (№ **/2019), однако производство по делу прекращено 05.02.2020 в связи с отказом ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми от иска.

Вместе с тем, из материалов дела № **/2019 следует, что отказ налоговой инспекции от иска к Можаеву В.В. был основан на том, что в результате перерасчета сумм земельного налога, в том числе за 2016 год, 2017 год сторнирована сумма земельного налога за 2016, 2017 годы. Задолженность по земельному налогу за 2015 год (по сроку уплаты 03.12.2018) сторнирована, ввиду образовавшейся переплаты в карточке расчетов с бюджетом в результате произведенного перерасчета. Таким образом, задолженность по земельному налогу за 2015-2017 годы по сроку уплаты 03.12.2018 (налоговое уведомление № ** от 16.08.2018) отсутствовала ввиду произведенной оплаты земельного налога за 2015 год в сумме 368655 руб., а также с учетом решений судов о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.

Пункт 4 ч. 1 статьи 128 КАС РФ устанавливает правило о недопустимости рассмотрения тождественных исков.

Тождественность исков, в частности, предполагает, что судебные акты приняты по спору между теми же сторонами, о том же предмете административного иска и тому же основанию.

При установлении тождества оснований административных исков сравниваться должны конкретные юридические факты, изложенные в административном исковом заявлении, с фактами, которые составляли основание ранее предъявленного административного иска. Тождество оснований будет иметь место, когда все фактические обстоятельства, на которые административный истец ссылается в административном исковом заявлении, входили ранее в основание административного иска, по которому уже был принят судебный акт.

Основанием для обращения налоговой инспекции в суд с настоящим иском, явилось неисполнение Можаевым В.В. налогового требования №18292 от 25.03.2019 об уплате земельного налога и пени в срок до 15.05.2019, с учетом произведенного перерасчета налога, в том числе на основании судебных актов 2019 года о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, потому настоящий административный иск не тождественен ранее заявленному.

Таким образом, апелляционная жалоба Можаева В.В. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные налоговым органом требования подлежат удовлетворению в полном объеме, а именно с Можаева В.В. в пользу ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми подлежит взысканию задолженность в сумме 1909121 руб., в том числе: по земельному налогу за 2015 год в размере 1662569 руб., за 2017 год в размере 240162 руб., пени по земельному налогу за 2015 год в размере 5583,46 руб., пени по земельному налогу за 2017 год в сумме 806, 54 руб. Процедура взыскания указанных платежей, в том числе по срокам, налоговым органом соблюдена.

Статья 333.19 НК Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Учитывая, что истец при подаче административного иска в суд был освобожден от уплаты госпошлины, в соответствии со ст.114 КАС РФ, п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 17745,60 руб.

Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Свердловского районного суда г. Перми от 15 октября 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

Административный иск ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми к Можаеву Владимиру Владимировичу удовлетворить.

Взыскать с Можаева Владимира Владимировича в пользу ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми задолженность в сумме 1909121 руб., в том числе: по земельному налогу за 2015 год в размере 1662569 руб., за 2017 год в размере 240162 руб., пени по земельному налогу за 2015 год в размере 5583,46 руб., пени по земельному налогу за 2017 год в сумме 806, 54 руб.

Взыскать с Можаева Владимира Владимировича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 17 745,60 рублей.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)

33а-409/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми
Ответчики
Можаев Владимир Владимирович
Другие
Иванченко Максим Валерьевич
Тихонова Татьяна Евгеньевна
Управление Росреестра по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Шалагинова Евгения Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
16.12.2020Передача дела судье
18.01.2021Судебное заседание
01.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2021Передано в экспедицию
18.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее