Гр. дело № 2-648/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ11 июня 2020 года г. Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Быковой Н.Б.
при секретаре Воронковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Мурманской области» о признании движимой вещи бесхозяйной,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Мурманской области» (далее – ФКУ «СИЗО-2») обратилось в суд с заявлением о признании бесхозяйной движимой вещи: кольцо ж/м (проба не разборчива) 1 шт., которая была принята на хранение 21 февраля 2014 года от содержащегося под стражей в их учреждении Бабаева Г.Т.о. После освобождения Бабаева Г.Т.о. было направлено уведомление о необходимости получить личные вещи или представить заявление об отказе в их получении, которое оставлено без внимания. Полагая, что действия собственника свидетельствуют о его отказе от права собственности на указанные вещи, просит признать бесхозяйными принятую на хранение движимую вещь (ценность) Бабаева Г.Т.о. и передать их в собственность Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия для дальнейшего распоряжения им в соответствии с действующим законодательством.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении заявления без его участия.
Представитель заинтересованного лица - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о месте и времени рассмотрения заявления надлежащим образом извещен, не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Из представленных возражений следует, что с заявлением не согласен, полагая, что имущество в виде драгоценных металлов, в том числе сплавов, сырья, полуфабрикатов, изделий (продукции), химических соединений, лома и отходов производства и потребления, содержащих в своем составе не менее 10 процентов драгоценных металлов, и драгоценных камней, в том числе, в ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, подлежит передаче Министерству финансов Российской Федерации в лице Государственного учреждения по формированию государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камне Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Госхран России). Поскольку заявителем не представлено экспертное заключение о том, что заявленные изделия не относятся к драгоценным металлам, оно не подлежит передаче их учреждению. Кроме того, полагает, что заявление подано ненадлежащим лицом.
Представитель Госхран России о месте и времени рассмотрения заявления надлежащим образом извещен, не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Из представленных пояснений по заявлению следует, что в случае, если имущество, которое просит признать заявитель бесхозяйным, содержит в себе не менее 10 процентов драгоценных металлов, просит заявление удовлетворить и передать в Госхран России для учета, оценки и зачисления в Госфонд России.
Заинтересованное лицо Бабаев Г.Т.о. о месте и времени судебного заседания извещался, не явился, повестка возвращена с отметкой почтовой организации в связи с истечением срока хранения, возражений по заявлению не представил, ходатайства об отложении дела не заявил.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя, заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает, что в данном случае в соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеются основания для прекращения производства по делу по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314, Федеральная служба исполнения наказания является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Согласно пункту 5 указанного Положения ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Приказа Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" исправительное учреждение вправе изымать у осужденных, вещи и предметы, в том числе личные деньги и ценности, которые им запрещено иметь при себе.
Порядок учета и хранения изъятых личных вещей и ценностей установлен Инструкцией по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной Приказом Минюста РФ от 08 декабря 2006 года N 356.
Изложенное свидетельствует о том, что ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области наделено компетенцией службы исполнения наказания, исполняет функции государственного органа и вправе, в пределах своей компетенции, производить изъятие определенного имущества у осужденных и полномочиями по обращению в суд с заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным и передаче этого имущества в собственность Российской Федерации в порядке, предусмотренном абзацем 2 частью 1 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ненаделено.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В статье 226 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращениивещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признанысудомбесхозяйными.
Согласно части 1 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя.
Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи (ст. 291 ГК РФ).
По смыслу приведенной нормы сзаявлением о признании движимой вещи бесхозяйной ипризнаниина нее права собственности может обратиться либо лицо, вступившее во владение движимойвещью,либо финансовый орган в отношении вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года № 432 Федеральное агентство по управлению государственнымимуществом(Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по управлению федеральным имуществом, реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенногов собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6.10 данного Положения Федеральное агентство по управлению государственнымимуществом наделено правом наобращение в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314, ФКУ «СИЗО-2» входит в состав территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, и к числу финансовых органов не относятся.
Исходя из вышеизложенного, заявитель, не являясь финансовым органом, не наделен полномочиями по обращению в суд с заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным и передаче этого имущества в собственность Российской Федерации. В силу приведенных положений нормативных правовых актов, такими полномочиями обладает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом либо его территориальный орган.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134, пунктом 1 части 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд прекращает производство по делу в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
На основании изложенного, руководствуясь статьями п. 1 ч. 1 ст. 134, статьями 220, 221, 224-225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░