2-569/15 19 мая 2015 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фроловский городской суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Т.В.Киреевой
с участием истца Е.В. Кононенко
представителя истца П.А. Хазова
представителя ответчика - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Фролово и Фроловском районе Волгоградской области Н.Ю. Страховой
при секретаре О.А. Пустоваловой,
рассмотрев 19 мая 2015 года в открытом судебном заседании в городе Фролово гражданское дело по иску Кононенко Евгения Викторовича к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Фролово и Фроловском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии,
установил:
Кононенко Е.В. обратился с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Фролово и Фроловском районе Волгоградской области о признании незаконным решения № 50.3 от 14 мая 2014 года, которым ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей по мотивам отсутствия достаточного льготного стажа.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости как лицо, не менее 25 лет осуществлявшее педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Однако, ответчиком в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» засчитано 11 лет 11 месяцев 06 дней и не включены периоды
службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР с 08 декабря 1985 года по 18 ноября 1987 года - 1 год 11 месяцев 10 дней;
учебных отпусков с 15 сентября 1990 года по 30 сентября 1990 года - 16 дней; с 14 июня 1991 года по 24 июня 1991 года - 11 дней, а всего 27 дней;
работы руководителем допризывной подготовки юношей в СПТУ № 55 с 26 августа 1991 года по 31 января 1997 года - 05 лет 05 месяцев 05 дней /включая периоды нахождения в учебных отпусках с 10 октября 1992 года по 24 октября 1992 года -15 дней; с 16 января 1993 года по 09 февраля 1993 года - 24 дня; с 03 июня 1993 года по 13 июня 1993 года - 11 дней; с 08 октября 1993 года по 26 октября 1993 года - 19 дней; с 22 января 1994 года по 07 февраля 1994 года - 16 дней; с 03 июня 1994 года по 13 июня 1994 года - 11 дней; с 07 октября 1994 года по 24 октября 1994 года - 18 дней; с 14 января 1995 года по 07 февраля 1995 года - 24 дня; с 03 июня 1995 года по 11 июня 1995 года - 09 дней; с 16 сентября 1995 года по 01 октября 1995 года -16 дней; с 10 февраля 1996 года по 21 июня 1996 года - 04 месяца 12 дней; и периоды нахождения в служебных командировках с 13 декабря 1991 года по 15 декабря 1991 года - 3 дня; со 2 июля 1992 года по 28 июля 1992 года - 02 дня; с 15 сентября 1992 года по 16 сентября 1992 года - 02 дня/;
работы преподавателем ОБЖ в СПТУ № 55 с 26 августа 1997 года по 28 февраля 2006 года /включая периоды нахождения в служебных командировках с 24 апреля 2000 года по 25 апреля 2000 года - 02 дня; с 09 сентября 2000 года по 10 сентября 2000 года - 02 дня; с 27 декабря 2001 года по 28 декабря 2001 года - 02 дня; с 23 декабря 2003 года по 23 декабря 2003 года - 01 день; с 01 марта 2005 года по 02 марта 2005 года - 02 дня; с 26 августа 2005 года по 27 августа 2005 года - 02 дня; с 07 сентября 2005 года по 08 сентября 2005 года - 02 дня; с 19 сентября 2005 года по 20 сентября 2005 года - 02 дня; с 17 октября 2005 года по 18 октября 2005 года - 02 дня; с 23 ноября 2005 года по 24 ноября 2005 года - 02 дня; с 29 ноября 2005 года по 30 ноября 2005 года - 02 дня; с 19 декабря 2005 года по 20 декабря 2005 года - 02 дня;
Указанные периоды исключены из его стажа педагогической деятельности, как полагает истец, незаконно, по причине указания в трудовой книжке неправильного наименования должности руководитель допризывной подготовки юношей, вместо руководитель допризывной подготовки молодежи и неполного наименования должности преподаватель основ безопасности жизнедеятельности вместо преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.
Учебные отпуска и командировки исключены из стажа по специальности незаконно, поскольку в эти периоды сохранялся средний заработок и отчислялись пенсионные взносы.
Срочная служба в рядах Советской Армии с 08 декабря 1985 года по 18 ноября 1987 года подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывалась служба в составе Вооруженных сил СССР.
В судебном заседании Кононенко Е.В. и его представитель Хазов П.А. полностью поддержали исковые требования по указанным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Фролово и Фроловскому району Волгоградской области Страхова Н.Ю. исковые требования не признала, указав, что отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью обусловлен отсутствием у Кононенко Е.В. 25-летнего стажа педагогической деятельности, поскольку занимаемые им должности не поименованы в Списках соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений /организаций/, с учетом которых назначается пенсия в соответствии с п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Периоды учебных отпусков, командировок и службы в армии не зачтены в льготный стаж ввиду того, что в эти периоды истец не занимался педагогической деятельностью.
По указанным основаниям просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшего в период спорных отношений, право на трудовую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 названного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника в силу ст. 66 ТК РФ является трудовая книжка установленного образца.
Из трудовой книжки Кононенко Е.В. /л.д.22-30/ усматривается, что с 15 января 1985 года и по настоящее время он осуществляет преподавательскую деятельность в различных учебных заведениях. Помимо засчитанных пенсионным фондом периодов его педагогической деятельности трудовая книжка содержит сведения о том, что 26 августа 1991 года /запись №7 от 26 августа 1991 года/ он принят руководителем допризывной подготовки юношей в СПТУ- 55; 26 августа 1997 года переведен преподавателем ОБЖ /запись №13 от 26 августа 1997 года/; 01 марта 2006 года преподавателем-организатором ОБЖ /запись №15 от 01 марта 2006 года/.
14 февраля 2014 года Кононенко Е.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность /л.д.12/.
Решением Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Фролово и Фроловском районе № 50.3 от 14 мая 2014 года /л.д.13-14/ ему отказано в назначении пенсии по причине отсутствия 25 лет педагогического стажа, в который засчитано 11 лет 11 месяцев 06 дней, и не включены периоды службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР с 08 декабря 1985 года по 18 ноября 1987 года - 1 год 11 месяцев 10 дней; учебных отпусков с 15 сентября 1990 года по 30 сентября 1990 года - 16 дней; с 14 июня 1991 года по 24 июня 1991 года - 11 дней, а всего 27 дней; работы руководителем допризывной подготовки юношей в СПТУ № 55 с 26 августа 1991 года по 31 января 1997 года - 05 лет 05 месяцев 05 дней /включая периоды нахождения в учебных отпусках с 10 октября 1992 года по 24 октября 1992 года -15 дней; с 16 января 1993 года по 09 февраля 1993 года - 24 дня; с 03 июня 1993 года по 13 июня 1993 года - 11 дней; с 08 октября 1993 года по 26 октября 1993 года - 19 дней; с 22 января 1994 года по 07 февраля 1994 года - 16 дней; с 03 июня 1994 года по 13 июня 1994 года - 11 дней; с 07 октября 1994 года по 24 октября 1994 года - 18 дней; с 14 января 1995 года по 07 февраля 1995 года - 24 дня; с 03 июня 1995 года по 11 июня 1995 года - 09 дней; с 16 сентября 1995 года по 01 октября 1995 года -16 дней; с 10 февраля 1996 года по 21 июня 1996 года - 04 месяца 12 дней; и периоды нахождения в служебных командировках с 13 декабря 1991 года по 15 декабря 1991 года - 3 дня; со 2 июля 1992 года по 28 июля 1992 года - 02 дня; с 15 сентября 1992 года по 16 сентября 1992 года - 02 дня/; работы преподавателем ОБЖ в СПТУ № 55 с 26 августа 1997 года по 28 февраля 2006 года /включая периоды нахождения в служебных командировках с 24 апреля 2000 года по 25 апреля 2000 года - 02 дня; с 09 сентября 2000 года по 10 сентября 2000 года - 02 дня; с 27 декабря 2001 года по 28 декабря 2001 года - 02 дня; с 23 декабря 2003 года по 23 декабря 2003 года - 01 день; с 01 марта 2005 года по 02 марта 2005 года - 02 дня; с 26 августа 2005 года по 27 августа 2005 года - 02 дня; с 07 сентября 2005 года по 08 сентября 2005 года - 02 дня; с 19 сентября 2005 года по 20 сентября 2005 года - 02 дня; с 17 октября 2005 года по 18 октября 2005 года - 02 дня; с 23 ноября 2005 года по 24 ноября 2005 года - 02 дня; с 29 ноября 2005 года по 30 ноября 2005 года - 02 дня; с 19 декабря 2005 года по 20 декабря 2005 года - 02 дня/.
Отказ обусловлен несоответствием наименования занимаемых Кононенко Е.В. должностей поименованным в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
С таким выводом пенсионного органа суд согласиться не может по следующим основаниям.
При исчислении стажа, дающего право на назначение пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе 1 «Наименование должностей» поименованы должности: преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности /допризывной подготовки/, руководитель допризывной подготовки молодежи, военный руководитель; и указаны учреждения: общеобразовательные учреждения среднего профессионального образования /средние специальные учебные заведения, в том числе училища всех наименований/, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавший до 01 октября 1993 года, также содержал должности учителей и преподавателей школ.
При этом согласно п. 2.3 Инструктивного письма от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» пенсия за выслугу лет назначается военным руководителям школ как учителям и преподавателям школ.
В Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 /действовал до 01 ноября 1999 года/ в разделе «Наименования должностей» были предусмотрены должности военного руководителя /руководителя допризывной подготовки молодежи/.
Согласно Приказа Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 года № 169 с 01 сентября 1991 года в образовательных учреждениях вместо курса «Начальная военная /допризывная/ подготовка» был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» /ОБЖ/.
В связи с этим Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 года № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных образовательных учебных заведениях в РСФСР» вместо должности «военный руководитель» была введена должность «преподаватель курса «основы безопасности жизнедеятельности».
Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 03 октября 2002 года № 68 установлено тождество наименования должности «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» наименованию должности «военный руководитель».
Кононенко Е.В. в период с 26 августа 1991 года по 31 января 1997 года 05 лет 05 месяцев 05 дней работал руководителем допризывной подготовки юношей СПТУ № 55, а с 26 августа 1997 года по 28 февраля 2006 года - 08 лет 06 месяцев 05 дней работал преподавателем ОБЖ в СПТУ № 55, что сторонами не оспаривается.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости /пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ/, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании /характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п./.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, поименована должность преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности /допризывной подготовки/.
Эта же должность указана и в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, действовавшем до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
В Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», предусмотрена должность - военный руководитель /руководитель допризывной подготовки молодежи/.
Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 03 октября 2002 года № 68 установлено тождество наименования должности «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» наименованию должности «военный руководитель».
В силу Постановления Совета Министров СССР от 29 апреля 1968 года № 289 «О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи», в штаты средних образовательных школ, средних специальных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования вводилась должность военного руководителя /п. 6/, определялся порядок исчисления размера их должностного оклада /п. 7 Постановления/.
Указанное Постановление являлось специальным нормативным актом, которым регламентировались не только вопросы порядка введения начальной военной подготовки молодежи в общеобразовательных учреждениях, но также гарантировались льготы военным руководителям, в том числе в области пенсионного обеспечения.
Так, пунктом 8 Постановления предусматривалось, что на военных руководителей школ, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования распространяется порядок пенсионного обеспечения, а также льготы, преимущества и продолжительность очередных отпусков, установленные соответственно для учителей и преподавателей школ, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования.
Согласно пункту 2.5 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» военным руководителям средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования пенсии за выслугу лет назначаются как преподавателям.
Пунктом 9 Постановления Совета Министров СССР от 29 апреля 1968 года № 289 установлено, что в педагогический стаж военных руководителей, учителей /преподавателей/ начальной военной подготовки школ, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования и инспекторов начальной военной подготовки засчитывается время службы в Вооруженных Силах СССР на должностях офицерского, сержантского и старшинского состава.
Следовательно, специальным нормативным актом военным руководителям, учителям /преподавателям/ начальной военной подготовки гарантировался зачет в педагогический стаж в полном объеме период службы в Вооруженных Силах СССР путем его суммирования, а также сохранение льгот и преимуществ, установленных для преподавательского состава школ и иных учебных заведений.
Проверяя доводы истца о неправомерности отказа пенсионного органа включить в стаж для назначения льготной пенсии периоды его работы в должности руководителя допризывной подготовки юношей и преподавателя ОБЖ в СПТУ № 55, суд установил, что деятельность истца в указанные периоды была непосредственно связана с осуществлением педагогической деятельности.
В приказе №116 от 26 августа 1991 года о приеме Кононенко Е.В. на работу /л.д.71-л.д.71-оборот/ указано наименование должности «руководитель допризывной подготовки юношества» вместо правильного «руководитель допризывной подготовки молодежи»
Между тем, в приказе №119 от 31 августа 1991 года /л.д.72-73/ наименование занимаемой Кононенко Е.В. должности указано «допризывная подготовка молодежи».
Из штатных расписаний СПТУ № 55 за 1999 - 2006 годы /л.д.31-39/ усматривается, что в штате учебного заведения имеется одна единица преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, которую и занимал все эти годы Кононенко Е.В.
В трудовой книжке истца /л.д.22-30/ неправильно поименована должность «преподаватель основ безопасности жизнедеятельности» вместо правильного «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности».
В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н, среди должностей педагогических работников указан преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, приведен перечень основных трудовых функций, которые выполняет работник, занимающий данную должность /л.д.69-70/.
Должностная инструкция преподавателя ОБЖ в СПТУ № 55/л.д.66/ содержит те же трудовые функции, которые указаны в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.
В учебном заведении за период с 1999 года по 2006 год количество учащихся в возрасте 18 лет ежегодно составляло от 51% до 71% от общего числа обучающихся.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что работа истца в должности руководителя допризывной подготовки юношей с 26 августа 1991 года по 31 января 1997 года и работа с 26 августа 1997 года по 28 февраля 2006 года - 08 лет 06 месяцев 05 дней преподавателем ОБЖ в СПТУ № 55 тождественна работе в должности «руководителя допризывной подготовки молодежи» и «преподавателя организатора ОБЖ», которая дает право на назначение трудовой пенсии на льготных условиях.
Ошибочное наименование должности истца в трудовой книжке и приказах не может служить основанием для отказа в зачете оспариваемого периода работы в льготный стаж, так как в период работы в СПТУ № 55, Кононенко Е.В. выполнял должностные обязанности, соответствующие должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности и руководителя допризывной подготовки молодежи.
Кроме того, истец находился в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации в периоды: с 10 октября 1992 года по 24 октября 1992 года - 15 дней; с 16 января 1993 года по 09 февраля 1993 года - 24 дня; с 03 июня 1993 года по 13 июня 1993 года - 11 дней; с 08 октября 1993 года по 26 октября 1993 года - 19 дней; с 22 января 1994 года по 07 февраля 1994 года - 16 дней; с 03 июня 1994 года по 13 июня 1994 года - 11 дней; с 07 октября 1994 года по 24 октября 1994 года - 18 дней; с 14 января 1995 года по 07 февраля 1995 года - 24 дня; с 03 июня 1995 года по 11 июня 1995 года - 09 дней; с 16 сентября 1995 года по 01 октября 1995 года - 16 дней; с 10 февраля 1996 года по 21 июня 1996 года - 04 месяца 12 дней; и в служебных командировках с 13 декабря 1991 года по 15 декабря 1991 года - 3 дня; с 2 июля 1992 года по 28 июля 1992 года - 02 дня; с 15 сентября 1992 года по 16 сентября 1992 года - 02 дня; с 24 апреля 2000 года по 25 апреля 2000 года - 02 дня; с 09 сентября 2000 года по 10 сентября 2000 года - 02 дня; с 27 декабря 2001 года по 28 декабря 2001 года - 02 дня; с 23 декабря 2003 года по 23 декабря 2003 года - 01 день; с 01 марта 2005 года по 02 марта 2005 года - 02 дня; с 26 августа 2005 года по 27 августа 2005 года - 02 дня; с 07 сентября 2005 года по 08 сентября 2005 года - 02 дня; с 19 сентября 2005 года по 20 сентября 2005 года - 02 дня; с 17 октября 2005 года по 18 октября 2005 года - 02 дня; с 23 ноября 2005 года по 24 ноября 2005 года - 02 дня; с 29 ноября 2005 года по 30 ноября 2005 года - 02 дня; с 19 декабря 2005 года по 20 декабря 2005 года - 02 дня; в учебных отпусках: с 15 сентября 1990 года по 30 сентября 1990 года - 16 дней; с 14 июня 1991 года по 24 июня 1991 года - 11 дней.
Пунктом 2 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года, определено, что при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила, утверждённые постановлением Правительства РФ №516 от 11 июля 2002 года.
В силу п.4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.198 КЗоТ РСФСР, действовавшего во время предоставления Кононенко Е.В. учебных отпусков, за время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за работником сохранялась средняя заработная плата.
В соответствии со ст.ст.236, 237 КЗоТ РСФСР, все работники подлежали обязательному государственному социальному страхованию; работодатели уплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд со всех видов оплаты труда, согласно установленным законом тарифам; согласно ст.238 КЗоТ РСФСР работники за счет средств государственного социального страхования обеспечиваются пенсиями за выслугу лет.
В силу ч. 1 ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. На среднюю заработную плату, сохраняемую за работниками на период профессионального обучения, работодатель производит отчисления в фонды социального страхования, в том числе Пенсионный фонд РФ.
По смыслу Рекомендаций Международной организации труда № 418 от 24 июня 1974 года «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.
Как предусматривают указанные Рекомендации, термин «оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.
При учёте указанной правовой позиции действующего законодательства исключение из специального стажа периодов нахождения работников в учебных отпусках влечёт необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Статья 167 ТК РФ предусматривает, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы /должности/ и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Из материалов дела видно, что во время работы в должностях, работа в которых определяет право на льготную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, истец находился в служебных командировках.
В связи с изложенным суд считает, что периоды нахождения Кононенко Е.В. в учебных отпусках и служебных командировках являются периодами работы, поскольку в эти периоды за ним сохранялось место работы и средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и указанные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность.
Суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что перечни периодов работы, установленные п.3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года и п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №516 от 11 июля 2002 года, являются исчерпывающими, поскольку данные нормы такого указания не содержат.
С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Фролово и Фроловском районе засчитать в стаж педагогической деятельности периоды нахождения Кононенко Е.В. в учебных отпусках и периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Рассматривая требования о зачете в специальный стаж периода службы по призыву в армии с 08 декабря 1985 года по 18 ноября 1987 года, суд приходит к следующему.
Из военного билета Кононенко Е.В. /л.д.16-21/ следует, что он проходил службу в рядах Советской Армии с 08 декабря 1985 года по 16 ноября 1987 года - 1 год 11 месяцев 10 дней.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также ряде его определений изложил правовую позицию, согласно которой ст. 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения Кононенко Е.В. военной службы, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, /утратившее силу на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года/, позволявшее включать спорный период в специальный стаж при условии выработки 2/3 педагогического стажа.
Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
В силу пункта 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения Кононенко Е.В. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
При таких обстоятельствах следует обязать ответчика засчитать истцу период службы в составе Вооруженных Сил СССР в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Доводы возражений ответчика не могут служить основанием для признания решения управления пенсионного фонда об отказе Кононенко Е.В. в назначении пенсии по старости постановленным в соответствии с требованиями закона.
В силу ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом периодов, засчитанных пенсионным органом /11 лет 11 месяцев 06 дней/, и периодов, подлежащих зачету ввиду их необоснованного исключения из льготного стажа, у истца имелся необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости 25-летний стаж, предусмотренный п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на момент обращения за назначением пенсии.
Как установлено судом, с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии истец в пенсионный орган обратился 14 февраля 2014 года.
Согласно решения № 50.3 от 14 мая 2014 года Управлением пенсионного фонда период с 08 декабря 1985 года по 18 ноября 1987 года не засчитан в льготный стаж, в связи с чем требования о признании незаконным решения Управления пенсионного фонда в этой части подлежат удовлетворению.
Помимо этого, подлежат удовлетворению требования обязать ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с момента его обращения в Управление пенсионного фонда, то есть с 14 февраля 2014 года.
Решением Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Фролово и Фроловском районе №50.3 от 14 мая 2014 года в педагогический стаж засчитано 11 лет 11 месяцев 06 дней, тогда как зачету подлежат необоснованно исключенные периоды, с учетом которых стаж педагогической деятельности истца на момент обращения за пенсией превышает 25 лет.
При таких обстоятельствах суд признает решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Фролово и Фроловском районе №50.3 от 14 мая 2014 года незаконным и считает необходимым обязать ответчика включить Кононенко Е.В. в педагогический стаж периоды
службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР с 08 декабря 1985 года по18 ноября 1987 года - 1 год 11 месяцев 10 дней, а кроме того
с 26 августа 1991 года по 31 января 1997 года - 05 лет 05 месяцев 05 дней, период работы руководителем допризывной подготовки юношей в СПТУ № 55, включая периоды нахождения в учебных отпусках и служебных командировках;
Из оспариваемого периода работы с 26 августа 1997 года по 28 февраля 2006 года преподавателем ОБЖ в СПТУ № 55 - 08 лет 06 месяцев 05 дней, следовало засчитать в льготный стаж периоды работы Кононенко Е.В. в указанной должности с 26 августа 1997 года по 01 апреля 2004 года, в том числе периоды нахождения в служебных командировках, поскольку период со 02 апреля 2004 года по 31 августа 2006 года - 2 года 5 месяцев зачтен решением пенсионного органа в стаж педагогической деятельности как период работы истца учителем истории и обществознания в муниципальном казенном образовательном учреждении «Вечерняя /сменная/ общеобразовательная школа» /л.д.13/ и повторному зачету не подлежат.
Периоды нахождения в учебных отпусках с 15 сентября 1990 года по 30 сентября 1990 года - 16 дней; с 14 июня 1991 года по 24 июня 1991 года - 11 дней, а всего 27 дней.
Таким образом, Кононенко Е.В. необоснованно не засчитано в педагогический стаж 14 лет 17 дней, в связи с чем его требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кононенко Евгения Викторовича к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Фролово и Фроловском районе Волгоградской области о признании незаконным решения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Фролово и Фроловском районе № 50.3 от 14 мая 2014 года удовлетворить частично.
Решение Управления Пенсионного фонда РФ в городе Фролово и Фроловском районе Волгоградской области № 50.3 от 14 мая 2014 года об отказе Кононенко Евгению Викторовичу в установлении досрочной трудовой пенсии по старости признать незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городе Фролово и Фроловском районе Волгоградской области засчитать в педагогический стаж Кононенко Евгению Викторовичу периоды:
службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР с 08 декабря 1985 года по18 ноября 1987 года - 1 год 11 месяцев 10 дней;
учебных отпусков с 15 сентября 1990 года по 30 сентября 1990 года - 16 дней; с 14 июня 1991 года по 24 июня 1991 года - 11 дней, а всего 27 дней;
работы руководителем допризывной подготовки юношей в СПТУ № 55 с 26 августа 1991 года по 31 января 1997 года - 05 лет 05 месяцев 05 дней /включая периоды нахождения в учебных отпусках и служебных командировках/;
с 26 августа 1997 года по 01 апреля 2004 года - работы преподавателем ОБЖ в СПТУ №55 - 06 лет 07 месяцев 05 дней /включая периоды нахождения в служебных командировках/, а всего 14 лет 17 дней.
В остальной части требований о зачете периодов работы в стаж педагогической деятельности Кононенко Евгению Викторовичу отказать.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городе Фролово и Фроловском районе Волгоградской области установить Кононенко Евгению Викторовичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 14 февраля 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: Т.В. Киреева