Судья – Копылов-Прилипко Д.А.
Дело № 33 – 7317
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе :
Председательствующего Нечаевой Н.А.,
и судей Мехоношиной Д.В., Першиной Л.В.
при секретаре Анваровой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г.Перми 25 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе Департамента образования Администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 02 июня 2014 года, которым постановлено:
Возложить обязанность на Департамент образования администрации города Перми предоставить Ч., дата рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Перми.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., пояснения представителя Пермской краевой прокуратуры Третьяковой О.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района г. Перми, действующий в интересах несовершеннолетней Ч. обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить Ч. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории г. Перми.
Судом постановлено решение об удовлетворении требований, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ответчик, указывая, что комплектование муниципального дошкольного образовательного учреждения (далее - МДОУ) осуществляется в определенные периоды, решение суда нарушает право на равный доступ в МДОУ других детей, состоящих в регистре детей дошкольного возраста для предоставления мест в указанных учреждениях и имеющих дату рождения ранее Ч. либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места, нарушает установленный порядок определения детей в МДОУ, закрепленный в Постановлении администрации г. Перми от 01.03.2013 г. № 112. Решение суда нарушает требования "Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", что учитывается судами других регионом Российской Федерации. До суда первой инстанции ответчиком доведена информация о действиях органов местного самоуправления г. Перми по расширению муниципальной сети МДОУ. Суд не учел, что предложение места в любом МДОУ на территории г.Перми является исполнением обязанности по организации предоставления места в отношении Ч. матери ребенка были предложены варианты устройства ребенка в детские дошкольные образовательные учреждения, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось. Кроме того, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение дошкольного образования относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по указанным доводам.
Как установлено судом первой инстанции, законный представитель несовершеннолетней Ч. – ее мать Болотова О.П., /дата рождения/ обращалась в уполномоченные органы с целью направления ее дочери в дошкольное образовательное учреждение, однако, ей было сообщено, что свободные места в дошкольных образовательных учреждениях отсутствуют, в связи с чем место будет предоставлено в порядке очередности. До настоящего времени несовершеннолетней Ч. оно не предоставлено.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, обоснованно руководствуясь положениями статей 2, 3, 4, 5, 9, 10, 12, 23 44, 63, 64, 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что орган местного самоуправления обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения им муниципального дошкольного учреждения. Указанная обязанность, на момент рассмотрения дела не исполнена, поскольку родители несовершеннолетнего ребенка не получили путевку в детское дошкольное учреждение. Суд обоснованно указал на то, что ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие принятие исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетней Ч. возможностью получения дошкольного образования в МДОУ.
Доводы жалобы о наличии очередности на предоставление мест в ДОУ, превышении предельных норм комплектования, нарушении прав других детей не могут быть приняты во внимание. Указанные обстоятельства не исключают возможности удовлетворения заявленных прокурором требований, поскольку установлено нарушение права несовершеннолетней Ч. на получение общедоступного дошкольного образования. При решении вопросов организации предоставления дошкольного образования органы местного самоуправления должны учитывать соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к обеспечению равного права на получение дошкольного образования.
Доводы жалобы ответчика о том, что он не допустил нарушения прав истца, поскольку предложил Болотовой О.П. место для его дочери в нескольких дошкольных образовательных учреждениях, судебная коллегия не может расценить состоятельными: соответствующее письмо направлено ответчиком истице уже после обращения в суд (л.д. 15). Кроме того, вышеназванное письмо не свидетельствует о принятии Департаментом образования исчерпывающих мер по обеспечению малолетней Ч. возможностью получения дошкольного образования в МДОУ, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства выдачи ответчиком путевки на посещение ребенком какого-либо муниципального дошкольного образовательного учреждения.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии полномочий по финансовому обеспечению права на дошкольное образование не опровергает правильных выводов суда о том, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент образования администрации города Перми, на который законом возложена обязанность создать все необходимые условия для реализации прав несовершеннолетних на бесплатное дошкольное образование.
Фактически доводы жалобы касаются вопросов исполнения решения суда и не влияют на законность судебного акта по существу.
Совокупности собранных по данному делу доказательств: объяснениям сторон, письменным доказательствам, судом дана надлежащая оценка, выводы суда должным образом мотивированы.
Жалоба не содержит указания на факты, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли бы на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены либо изменения решения.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Департамента образования г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 02 июня 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: