Решение по делу № 2-593/2022 от 16.05.2022

Дело № 2-593/2022

УИД 80RS0001-01-2022-001071-70

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Агинское                                     09 июня 2022 года

Агинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Дашиевой Ц.Ц.,

при секретаре Норбоевой Д.Ц.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ларионовой Татьяны Даниловны к МАОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №2», комитету образования ГО «Поселок Агинское», Министерству образования и науки Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании недоначисленной, невыплаченной заработной платы, обязании производить начисления за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы,

установил:

Истец Ларионова Т.Д. обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее:

Она, истец, работает учителем русского языка и литературы в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Агинская средняя общеобразовательная школа » (далее МАОУ «АСОШ » с 1980 года, стаж педагогической работы составляет более 48 лет. На 2021-2022 учебный год ей была установлена нагрузка 30,5 часов в неделю, что превышает норму часов учебной работы на 12,5 часов. За весь период работы надбавки за звание 5%, за квалификационную категорию 15% начисляются из расчета 18 часов в неделю, а не за фактическую нагрузку, установленную в 2021-2022 учебном году. Считает, что этим нарушаются ее законные трудовые права. Стаж работы по прежнему остается более 48 лет, звание «Отличник народного просвещения» никто не отменял, а квалификационная категория устанавливается по должности учитель по итогам аттестации на 5 лет. Согласно условиям дополнительного соглашения к трудовому договору от 10.09.2021г. ей установлена нагрузка на 2021-2022 учебный го<адрес>,5 часа, установлен базовый оклад за ставку в размере 9496,25 руб., с учетом компенсации на книгоиздательскую деятельность, оклад за фактическую нагрузку составил 16090 руб. 58 коп., всего заработная плата 43484 руб. 49 коп. Считает, что работодатель при начислении стимулирующих выплат, таких как за квалификационную категорию 15 % и звание 5% нарушил ее законные трудовые права.

Просит суд обязать МАОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа » произвести перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате по надбавке за квалификационную категорию 15% за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; произвести перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате по надбавке за звание 5% за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с МАОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа » недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15435,70 руб. Обязать ответчика впредь производить начисления за квалификационную категорию 15% и за звание 5% из расчета за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.

В судебном заседании истец Ларионова Т.Д. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила аналогичное вышеизложенному.

Представители ответчиков МАОУ «АСОШ », комитета образования ГО «<адрес>», Министерства финансов <адрес> надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств о рассмотрении дела без их участия, об отложении о рассмотрения дела не заявили, мнение по существу иска не представили.

Представитель Министерства образования и науки <адрес> Немова Е.А., надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, ходатайствовала о рассмотрении дела без их участия, в письменных возражениях просила отказать в удовлетворении иска.

В силу ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Согласно статье 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В силу статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 135 ТК РФ установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

В силу части 1 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно подпунктам 1, 5 пункта 3 статьи 28 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, к компетенции образовательной организации относятся: разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. <адрес> -ЗЗК от ДД.ММ.ГГГГ "Об оплате труда работников государственных учреждений <адрес>" оплата труда работников государственных учреждений <адрес> включает в себя оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, законами <адрес> и настоящим <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Закона -ЗЗК в перечень стимулирующих выплат работникам краевых учреждений включается: выплата за специфику работы, выплата за интенсивность, выплата за высокие результаты работы, выплата за качество выполняемых работ, надбавка за особые условия работы, надбавка за стаж непрерывной работы, надбавка за выслугу лет, надбавка водителям за классность, надбавка молодым специалистам, надбавка за почетное звание, ведомственный знак отличия, ученую степень, ученое звание, за высокие спортивные достижения, система премирования.

Те же выплаты стимулирующего характера предусмотрены пунктом 2.3.3 Положения об оплате труда работников МАОУ «АСОШ » городского округа «<адрес>», утвержденного приказом от 14.06.2019г..

Согласно п. "е, ж" ст. 5 Закона -ЗЗК выплата за специфику работы в краевых образовательных учреждениях устанавливается педагогическим работникам за наличие установленной первой квалификационной категории - в размере 10 процентов к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы, за наличие установленной высшей квалификационной категории - в размере 15 процентов к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы.

Пунктом 2.3.4.3 Положения об оплате труда работников МАОУ «АСОШ » городского округа «<адрес>» установлено, что педагогическим работникам за наличие установленной первой квалификационной категории осуществлялась выплата к окладу (должностному окладу) в размере 10 %, высшей квалификационной категории в размере 15 % к окладу (должностному окладу).

Согласно представленному Положению об оплате труда работников МАОУ «АСОШ », а именно п. 2.3.8.1., надбавка за почетное звание работникам учреждений рекомендовано определять в соответствии со статьей 13 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗЗК, устанавливается в процентах к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы, независимо от фактически отработанного времени работником.

Таким образом, положением об оплате труда работников МАОУ «АСОШ » установлена стимулирующая выплата как надбавка за наличие квалификационной категории, а также надбавка за почетное звание, однако только на оклад (должностной оклад), ставку заработной платы.

Пунктом 1.1 Положения об оплате труда работников МАОУ «АСОШ » предусмотрено, что данное положение разработано в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, которые утверждаются на каждый год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Как установлено судом и следует из материалов дела истец Ларионова Т.Д. работает в МАОУ «АСОШ » в должности учителя русского языка и литературы с 1980 года.

Согласно тарификационным спискам Ларионовой Т.Д. установлена нагрузка 30,5 часов.

Согласно условиям дополнительного соглашения к трудовому договору от 10.09.2021г. Ларионовой Т.Д. установлена нагрузка на 2021-2022г. учебный го<адрес>,5 часов, установлен базовый оклад за ставку в размере 7590 руб., с учетом доплаты за работу в сельской местности, обеспечением методической литературой компенсации за книгоиздательскую деятельность, оклад за фактическую нагрузку составил - 16090 руб. 58 коп. Всего заработная плата составила 43484,49 руб., состоит из: надбавки за проверку тетрадей – 1609,06 руб.; надбавки за звание 5% от базового оклада -474,81 руб.; надбавки за квалификационную категорию 15% от базового оклада – 1424,44 руб.; надбавка за выслугу лет 25% - 2374,06 руб.; надбавка районного коэффициента 40% - 10231,64 руб., процентной надбавки за работу в <адрес> 30% - 7673,74 руб.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что Положения об оплате труда работников МАОУ АСОШ противоречит разделу IX «Особенности формирования системы оплаты труда работников сферы образования» Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

В соответствии с Порядком определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляет 18 часов в неделю.

Согласно п. 2.8.1 приложения 1 к Приказу Минобрнауки РФ от ДД.ММ.ГГГГ учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, которая признана нормируемой частью их педагогической работы и расчетной величиной для исчисления заработной платы за месяц.

На основании п.36 раздела IX "Особенности формирования системы оплаты труда работников сферы образования" Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год предусмотрено, что определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также выплат компенсационного характера, иных выплат, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.

При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленной за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.

В соответствии в вышеуказанными действующими нормами трудового права, условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ, установление стимулирующей выплаты за специфику работы( наличие квалификационной категории), за почетное звание является правом работодателя.

Однако, работодатель в данном случае, самостоятельно установив такие надбавки, в нарушение действующих Единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, не вправе был ограничивать указанные выплаты в пределах нормы часов.

Данное усмотрение работодателя не может быть произвольным, установленным в нарушение действующих Единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений относительно установления, начисления и выплаты данной надбавки без учета фактической нагрузки педагогов Учреждения.

В соответствии с п. 36 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год» (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ, при заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктом 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу , необходимо обеспечивать включение в них условий, связанных с фактическим объемом учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года в порядке, предусмотренном разделами II - V приложения 2 к приказу , а именно размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы, с уточнением правил применения повышающих коэффициентов за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы ;

В случаях, когда размер оплаты труда работника зависит от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград и (или) ведомственных знаков отличия (наград), ученой степени, право на его изменение возникает в следующие сроки: при увеличении стажа непрерывной работы, педагогической работы, выслуги лет - со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на соответствующие выплаты; при получении образования или восстановлении документов об образовании - со дня представления соответствующего документа; при установлении или присвоении квалификационной категории - со дня вынесения решения аттестационной комиссией; при присвоении почетного звания, награждении ведомственными знаками отличия (наград) - со дня присвоения, награждения; при присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук - со дня принятия Минобрнауки решения о выдаче соответствующего диплома.

Так, абзац 6 части 2 статьи 22 ТК РФ, обязывающий работодателя устанавливать одинаковый размер оплаты труда работникам, выполняющим одинаковые трудовые обязанности в одних и тех же условиях, а также статья 132 названного Кодекса, устанавливающая зависимость заработной платы работника от количества и качества затраченного труда, направлены на реализацию основных принципов правового регулирования трудовых отношений - равенства прав и возможностей работников, обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, запрещения дискриминации в сфере труда, учитывают баланс интересов сторон трудового договора, являющийся условием гармонизации трудовых отношений, а также гарантируют надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении.

По существу порядок начисления надбавки за квалификационную категорию, за почетное звание на ставку заработной платы лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени и внесших свой вклад в результаты деятельности учреждения в повышенном размере, права на получение выплат стимулирующего характера за профессиональную квалификационную категорию, за почетное звание с учетом их фактической нагрузки. Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.

Каких-либо особенностей по оплате труда лиц, работающих свыше нормы часов рабочего времени, позволяющих исключить выплаты стимулирующего характера при оплате труда таких работников, ни в действующей трудовом законодательстве, ни в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном, местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022г., утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, не содержится.

При этом, доводы представителя Министерства образования <адрес> о начислении указанных выплат на норму часов со ссылкой на Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений городского округа «<адрес>», утвержденному постановлением администрации от 27.12.2019г. , на <адрес> -ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений <адрес>», Положение об оплате труда работников МАОУ «АСОШ », суд находит несостоятельными, поскольку указанные нормативные акты не могут быть применены в предлагаемой редакции, а также в связи с тем, что указанные представителем ответчика положения являются ухудшающими условия работников по сравнению с принятыми на 2022 <адрес> рекомендациями.

С учетом изложенного, требования истца о взыскании с ответчика задолженности по заработной плате с учетом надбавки за квалификационную категорию, за почетное звание, начисленной на фактический объем учебной нагрузки, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В данном случае МАОУ «Агинская СОШ » в нарушение вышеуказанных норм надбавка за квалификационную категорию 15%, за звание 5% начислялась от оклада за ставку 18 часов, а не от фактического объема учебной нагрузки.

На основании изложенного, требования истца о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом надбавки за квалификационную категорию, за звание, за почетное звание начисленной на фактический объем учебной нагрузки, обязании в дальнейшем производить начисления за квалификационную категорию 15% и за звание 5% из расчета за фактический объеме учебной нагрузки и (или) педагогической работы являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Истцом представлен расчет взыскиваемых сумм, в соответствии с которым размер недоначисленной заработной платы за период за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит в размере 15435,70 руб.

Расчет, представленный истцом судом проверен, являются арифметически верным.

Ответчиками иной расчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы не представлен.

Требования истца об обязании произвести перерасчет задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за квалификационную категорию 15%, за звание 5% за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд считает излишне заявленными и не подлежащими удовлетворению, с учетом того, что судом удовлетворены требования истца о взыскании недоначисленной, невыплаченной заработной платы.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд


р е ш и л :

Исковые требования Ларионовой Татьяны Даниловны удовлетворить.

Взыскать с Муниципального автономного общеобразовательного учреждении «Агинская средняя общеобразовательная школа №2» в пользу Ларионовой Тамары Даниловны недоначисленную, невыплаченную заработную плату в размере 15435 руб. 70 копеек.

Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Агинская средняя общеобразовательная школа №2» производить начисления за квалификационную категорию 15% и за звание 5 % из расчета за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня вынесение решения через Агинский районный суд.

Судья Ц.Ц.Дашиева

2-593/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ларионова Тамара Даниловна
Ответчики
Министерство образования и науки Забайкальского края
Комитет образования ГО Поселок Агинское
МАОУ Агинская средняя школа №2
Суд
Агинский районный суд Забайкальский края
Судья
Дашиева Цыбегмит Цымжитовна
Дело на сайте суда
aginsky.abao.sudrf.ru
16.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2022Передача материалов судье
20.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2022Судебное заседание
09.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2022Дело оформлено
09.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее