Дело № 2- 984/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,
при секретаре Григорьевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева Н.А. к УПФР (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР о признании незаконным и отмене его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
установил:
Решением УПФР в г. К. и К. районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ Васильеву Н.А. отказано во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периода прохождения военной службы в рядах Вооруженных сил СССР по призыву на территории ДРА с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за пенсией в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Не согласившись с данным решением, Васильев Н.А. обратился в суд с иском к УПФР в г. К. и К. районе ЧР о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ, обязании ответчика включить в специальный стаж вышеназванные периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке, период прохождения военной службы в рядах Вооруженных сил СССР по призывуи участия в боевых действиях ДРА с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца, и назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Требования обосновывает тем, что в период нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке ему выплачивалась заработная плата и за него работодателем уплачивались обязательные страховые взносы. В период прохождения им военной службы по призыву действовало постановление Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», согласно которому учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывалась и служба в составе Вооруженных сил СССР. Кроме того в спорный период, военнослужащим, проходящим службу в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, в выслугу лет для назначения пенсии один месяц службы засчитывался за три месяца службы (постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 17 января 1983 года № 59 «О льготах военнослужащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям»).
В судебном заседании истец Васильев Н.А. поддержалисковые требования по изложенным в заявлении основаниям, за исключением требования о включении в специальный стаж периода нахождения в командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которое просил не рассматривать.
Представитель ответчика - УПФР в г. К. и К. районе ЧР Т., действующая на основании доверенности, исковые требования Васильева Н.А. не признала по основаниям, отраженным в обжалуемом решении от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подп. 20 п. 1 ст. 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения досрочной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В настоящее время действуют Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (далее - Список 2002 года и Правила 2002 года).
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года № 8-П и определение от 05 ноября 2002 года № 320-О в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Так до 1 ноября 1999 года для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года; к периодам работы после 1 ноября 1999 года применялись Список, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые по желанию гражданина могли также применяться при исчислении выслуги за периоды до 1 ноября 1999 года.
Отказывая во включении в специальный стаж работы периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву в календарном исчислении, ответчик в своем решении сослался на то, что на момент отмены (1 октября 1993 года) Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, право на получение пенсии у Васильева Н.А. не возникало и необходимого для назначения пенсии специального стажа у него не имелось.
Действительно вышеназванными нормативными актами возможность включения в стаж для назначения пенсии периодов службы в составе Вооруженных сил не предусмотрена.
Между тем право медицинских работников на пенсию за выслугу лет было предусмотрено и действовавшим до 1991 года законодательством, в частности, постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшим в спорный период службы истца.
Названным постановлением Совета Министров СССР утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 которого в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР. В силу п. 4 Положения периоды работы, указанные в пунктах 1, 2, 3 подлежали включению при наличии не менее 2/3 специального стажа работы, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет, что в соответствии с п. 1.2. Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» составляло 20 лет для работников здравоохранения в городах.
Специальный стаж истца ответчиком по состоянию на дату обращения за пенсией - ДД.ММ.ГГГГ установлен в 27 лет № месяц № дней. То есть на момент обращения за пенсией у Васильева Н.А. имелся стаж работы, превышающий 20 лет.
То обстоятельство, что истец проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается его военным билетом (л.д. №).
Таким образом, исходя из того, что действовавшее в период прохождения истца службы в Вооруженных Силах СССР законодательство гарантировало включение указанного периода в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет (ныне - досрочная трудовая пенсия по старости), то истец Васильев Н.А. имеет право на зачет спорного периода в специальный стаж. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, проходившими службу в армии по призыву, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
При указанных обстоятельствах требование истца о включении периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж является обоснованным и подлежит удовлетворению.
При разрешении вопроса о возложении на пенсионный орган обязанности включить в специальный стаж периода прохождения военной службы в <адрес> в льготном порядке, суд руководствуется действующим в указанный период Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 17 января 1983 года №59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории ДРА, и их семьям», подпункт «а» пункта 1 которого устанавливает льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в ДРА из расчета один месяц службы за три месяца службы в этой стране.
В соответствии с данным нормативным актом указанная льгота не предоставлялась лишь военнослужащим, уволенным с действительной военной службы либо откомандированным из ДРА за совершение проступков, дискредитирующих звание военнослужащего.
Доказательств, свидетельствующих о наличии таких обстоятельств, ответчиком не представлены.
Сведения о прохождении истцом службы на территории РА и участии в боевых действиях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются записями в его военном билете (л.д. №).
Учитывая вышеизложенное, требование истца о включении в специальный стаж периода участия истца в боевых действиях на территории ДРА с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке, из расчета один месяц службы за три месяца службы в этой стране, подлежит удовлетворению.
Исковые требования Васильева Н.А. о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации суд разрешает исходя из нижеследующего.
Факт нахождения истца Васильева Н.А. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> (л.д. №), а также справкой, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, выданной <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ в периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата и из заработка работодатель производит соответствующие отчисления в страховые фонды, в том числе в пенсионный.
За время нахождения истца на курсах повышения квалификации и в командировке в связи с занимаемой должностью трудовые отношения с ним не прерывались, ему начислялась заработная плата, в этот период он оставался пребывать в должности, указанной в трудовой книжке, обучение на курсах повышения квалификации и нахождение в командировке было непосредственно связано с его работой.
В спорные периоды повышение квалификации являлось обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности в силу ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан (утратил силу).
Согласно ныне действующему Федеральному закону от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 79) медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны расцениваться как продолжение медицинской деятельности и приравниваться к основной работе, следовательно, подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Соответственно, в указанной части решение ответчика также подлежит отмене как незаконное.
В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Истцом заявлено требование о назначении ему досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения со дня подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ - с ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком при вынесении оспариваемого решения учитывались периоды работы истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно.
С учетом разрешенным судом исковых требований, стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у истца составил 34 года № месяца № дней исходя из следующего расчета:
№ лет № месяц № дней (признанный ответчиком и подтвержденный документально) + № лет (периодпрохождения военной службы в А. в льготном исчислении как 1 месяц службы за 3 месяца службы) + № месяца № день (суммарно периоды нахождения на курсах повышения квалификации).
Следовательно, досрочная трудовая пенсия истцу подлежит назначению со дня обращения в УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР с соответствующим заявлением и всеми необходимыми документами, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом наличия у него на эту дату необходимого 30- летнего специального стажа.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд
решил:
Решение УПФР (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части не включения Васильеву Н.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву на территории Демократической Республики Афганистан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один месяц службы за три месяца службы, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР включить Васильеву Н.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву на территории ДРА с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГв льготном исчислении стажа из расчета один месяц службы за три месяца службы (всего № лет), периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Васильевым Н.А. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Обязать УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР назначить Васильеву Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.М. Ефимова