Дело № 3а-12/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Калуга 08 мая 2020 года
Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Евсютиной Е.И.,
при секретаре Колесниченко А.Е.,
с участием прокурора прокуратуры Калужской области Бисиркиной И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Козыревой Натальи Константиновны к Малоярославецкому Районному Собранию депутатов муниципального района «Малоярославецкий район» о признании недействующим в части Положения о дополнительных социальных гарантиях лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Малоярославецкий район»,
УСТАНОВИЛ:
29 июля 2019 года Козырева Н.К. обратилась в Калужский областной суд с указанным административным исковым заявлением, в котором, уточнив требования административного иска, просила признать недействующим с момента вступления в силу абзац 5 пункта 2 статьи 2 Положения о дополнительных социальных гарантиях лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Малоярославецкий район» (в ред. от 24 апреля 2019 года № 51), утвержденного решением Малоярославецкого Районного Собрания депутатов муниципального образования «Малоярославецкий район» № 26 от 20 февраля 2019 года (в редакции решения от 24 апреля 2020 года № 8).
В обоснование заявленных требований Козырева Н.К. указала, что ей в соответствии с Положением о ежемесячной социальной выплате лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального района «Малоярославецкий район», утвержденным решением Малоярославецкого Районного Собрания депутатов муниципального образования «Малоярославецкий район» № 55 от 18 декабря 2013 года, с 31 декабря 2016 года назначена ежемесячная социальная выплата в размере 9 959 рублей, на основании перерасчета с 01 января 2018 года размер выплаты составил 11 951 рубль. С учетом принятия оспариваемого нормативного правового акта размер ежемесячной социальной выплаты определен в твердой денежной сумме с учетом стажа муниципальной службы и составил 10 000 рублей. Козырева Н.К. полагает, что оспариваемая норма Положения противоречит Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Закону Калужской области от 25 февраля 2011 года № 120-ОЗ «О дополнительных социальных гарантиях лицам, замещающим (замещавшим) государственные должности Калужской области, должности государственной гражданской службы Калужской области, семьям, а также детям, умерших лиц, замещавшим указанные должности», поскольку установление предельного размера выплаты в 10 000 рублей не учитывает того, что размер ежемесячной социальной выплаты должен исчисляться индивидуально, с учетом стажа и среднемесячного денежного содержания по занимаемой должности.
Административный истец Козырева Н.К., будучи уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Административный ответчик Малоярославецкое Районное Собрание депутатов муниципального района «Малоярославецкий район» о времени и месте слушания дела извещен, представителя в суд не направил, в телефонограмме заведующая правовым отделом Малорояславецкого района Филимонова Е.Г. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Участвующий в судебном заседании прокурор Бисиркина И.И. заявила ходатайство о прекращении производства по делу на основании статьи 194 части 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с утратой силы оспариваемого положения нормативного правового акта.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 20 февраля 2019 года Малоярославецким Районным Собранием депутатов муниципального образования «Малоярославецкий район» Калужской области принято решение № 26, которым утверждено Положение о дополнительных социальных гарантиях лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Малоярославецкий район» (далее - Положение).
Решением Малоярославецкого Районного Собрания депутатов муниципального образования «Малоярославецкий район» от 24 апреля 2019 года № 51 внесены изменения, Положение изложено в новой редакции. Текст муниципального нормативного правового акта опубликован в газете Малоярославецкого района «Маяк» от 30 апреля 2019 года № 31.
Абзацем 5 пункта 2 статьи 2 Положения предусматривалось, что лицам, замещавшим должности муниципальной службы, которым в соответствии с решением Малоярославецкого Районного Собрания депутатов от 16 декабря 2009 года № 58 «Об утверждении Положения «О порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии по старости лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы муниципального района «Малоярославецкий район», решением Малоярославецкого Районного Собрания депутатов от 18 декабря 2013 № 55 «Об утверждении Положения о ежемесячной социальной выплате лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального района «Малоярославецкий район» назначена ежемесячная социальная выплата, размер ежемесячной социальной выплаты при наличии стажа муниципальной службы от 20 лет и более устанавливается в размере 10 000 рублей.
Решением Калужского областного суда от 22 июля 2019 года, вынесенным по административному иску Мальковой Л.П., абзац 5 пункта 2 статьи 2 Положения признан недействующим со дня принятия в той мере, в которой ежемесячная социальная выплата установлена без учета среднемесячного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы. Решение вступило в законную силу 25 декабря 2019 года.
29 января 2020 года Малоярославецким Районным Собранием депутатов муниципального образования «Малоярославецкий район» принято решение № 8 о внесении изменений в решение Малоярославецкого Районного Собрания депутатов муниципального образования «Малоярославецкий район» от 20 февраля 2019 года № 26 «Об утверждении Положения о дополнительных социальных гарантиях лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Малоярославецкий район» (в редакции от 24 апреля 2019 года № 51), в соответствии с которым абзац 5 пункта 2 статьи 2 Положения признан утратившим силу. При этом в соответствии с пунктом 2 указанного решения, последнее вступает в силу с момента официального опубликования (обнародования) и распространяется на правоотношения, возникшие с 24 апреля 2019 года.
Указанное решение опубликовано в газете Малоярославецкого района «Маяк» от 06 февраля 2020 года № 5 (13502).
Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, или положения нормативного правового акта, которые на время их оспаривания являются действующими и влекущими нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, либо его оспариваемые положения, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.
Нормативный правовой акт, действие которого прекращено полностью или в оспариваемой части, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может, следовательно, такой акт, а также отдельные его положения не могут быть предметом судебной проверки.
В силу части 2 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемая Козыревой Н.К. норма являлась предметом проверки по административному иску Мальковой Л.П. к Малоярославецкому Районному Собранию депутатов муниципального района «Малоярославецкий район» о признании недействующим в части Положения о дополнительных социальных гарантиях лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Малоярославецкий район». Решением Калужского областного суда от 22 июля 2019 года абзац 5 пункта 2 статьи 2 Положения от 20 февраля 2019 года № 26 признан недействующим в той мере, в которой ежемесячная социальная выплата установлена без учета среднемесячного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы.
В связи с рассмотрением указанного выше дела по административному иску Мальковой Л.П. производство по настоящему административному делу на основании определения Калужского областного суда от 22 августа 2020 года было приостановлено до вступления в законную силу указанного решения суда по административному иску Мальковой Л.П.
Поскольку в настоящее время оспариваемая норма Положения, предусматривавшая установление фиксированного размера ежемесячной социальной выплаты в зависимости лишь от стажа муниципальной службы без учета среднемесячного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы, признана утратившей силу с момента принятия, исключена из системы правового регулирования и перестала затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, она, исходя из приведенных выше норм, не может являться предметом проверки в порядке абстрактного нормоконтроля.
Сведения о том, что оспариваемая норма, признанная утратившей силу, продолжает применяться, отсутствуют.
Из административного иска следует, что Козыревой Н.К. фактически оспариваются действия должностных лиц администрации муниципального района «Малоярославецкий район», связанные с назначением ежемесячной социальной выплаты с учетом среднемесячного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы.
Между тем указанные действия должностных лиц могут быть оспорены в суде в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах заявленное прокурором ходатайство о прекращении производства по настоящему делу подлежит удовлетворению.
Руководствуясь частью 2 статьи 194, частью 4 статьи 138, статьями 198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
производство по делу по административному исковому заявлению Козыревой Натальи Константиновны к Малоярославецкому Районному Собранию депутатов муниципального района «Малоярославецкий район» о признании недействующим в части Положения о дополнительных социальных гарантиях лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Малоярославецкий район» прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Калужский областной суд в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Председательствующий Е.И. Евсютина