Материал № М-4770/2024
Гражданское дело №
УИД 05RS0№-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе
председательствующего судьи Газаралиева Ф.Э.,
при помощнике ФИО2,
с участием представителя истца прокуратуры Республики Дагестан в лице помощника прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО3,
представителя ответчика МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации ГОсВД «<адрес>» по доверенности ФИО6,
представителя ответчика ФИО1 по доверенности ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Республики Дагестан к администрации ГОсВД «<адрес>», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации ГОсВД «<адрес>», ФИО1,ООО «Негосударственная экспертиза проектов» о признании не соответствующими закону и недействительными градостроительного плана земельного участка, положительного заключения экспертизы проектной документации и разрешения на строительство,
установил:
первый заместитель прокурора Республики Дагестан ФИО4 обратился в суд с исковым заявлением к администрации ГОсВД «<адрес>», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации ГОсВД «<адрес>», ФИО1, ООО «Негосударственная экспертиза проектов» о:
признании не соответствующим закону и недействительным градостроительного плана земельного участка № РФ№-3949 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации ГОсВД «<адрес>»;
признании не соответствующим закону и недействительным положительного заключения экспертизы проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома по <адрес> Султана <адрес> и результатов инженерных изысканий №, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО «Негосударственная экспертиза проектов» ФИО5;
признании не соответствующим закону и недействительным разрешение от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000091:78 по <адрес> Султана <адрес>, выданное МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации ГОсВД «<адрес>» ФИО1;
приведении в первоначальное состояние земельного участка с кадастровым номером 05:40:000091:78 по <адрес> Султана <адрес>, в том числе путем сноса возведенного строения и засыпки вырытого котлована.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Республики Дагестан проведена проверка законности строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000091:78, расположенном по <адрес> Султана <адрес>.
Установлено, что собственником земельного участка площадью 15 700 кв. м. согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости являетсяФИО1, вид разрешенного использования земельного участка - многоэтажная жилая застройка 9 - 16 этажей.
МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации ГОсВД «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдан градостроительный план земельного участка № РФ - №3949 (далее - ГПЗУ).
Генеральным директором ООО «Негосударственная экспертиза проектов» ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ утверждено положительное заключение экспертизы проектной документации на строительство многоэтажного жилого домапо <адрес> Султана <адрес> и результаты инженерных изысканий №.
МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации ГОсВД «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано разрешение № на строительство рассматриваемого объекта.
Указанные разрешительные документы и положительное заключение экспертизы выданы с нарушениями законодательства и подлежат отмене по следующим основаниям.
В ПЗУ отсутствует информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) к сетям электро- и газоснабжения. В частности, приведены сведения главного инженера филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» и начальника ПТО АО «Газпром газораспределение Махачкала» о наличии технической возможности присоединения к сетям электро- и газоснабжения (данные документы не являются техническими условиями).
В ГПЗУ отсутствуют сведения о красных линиях. Проектирование предполагаемого здания осуществлено на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий.
На чертеже ГПЗУ не отображены точки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа.
Не отражены сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером 05:40:000091:78 приаэродромной территории аэродрома г, Махачкалы.
В возводимом жилом комплексе на 320 квартир предусмотрено всего 131 машино-место, в то время как согласно таблице 11.8 свода правил рекомендуется не менее 224 машино-мест, в том числе за пределами земельного участка жилой застройки в радиусе пешеходной доступности при условии организации подходов и размещения площадок отдыха в соответствии с требованиями СП 59.13330.
В проектной документации возводимого жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000091:78 по <адрес> Султана <адрес> не предусмотрены места для хранения и паркования электромобилей (подзаряжаемых гибридных автомобилей) с возможностью их зарядки.
Несмотря на имеющиеся вышеуказанные нарушения, являющиеся основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации ГОсВД «<адрес>» принято решение о выдаче ФИО1 разрешительной документации на строительство многоквартирного жилого дома.
Генеральным директором ООО «Негосударственная экспертиза проектов» ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ утверждено положительное заключение экспертизы проектной документации на строительство многоэтажного жилого дома по <адрес> Султана <адрес> в отсутствие разделов 6. 7. 8, 9 и 10 (стр. 8 - 10 положительного заключения экспертизы).
В нарушение СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» в проектной документации отсутствует информация о категорировании помещений по пожарной и взрывопожарной опасности.
В нарушение СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» отсутствует информация о наличии противопожарных дверей на этажах здания:
В нарушение СП 486.1311500 «Системы противопожарной зашиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите АУПТ и АПС. Требования пожарной безопасности» в заключении экспертизы ООО «Негосударственная экспертиза проектов» Гетр, 30) указано, что система автоматического пожаротушения не предусматривается, однако согласно проектной документации на цокольном этаже объекта предполагаются торговые точки и место для насосной подстанции для автоматической установки пожаротушения.
В судебном заседании представитель истца прокуратуры Республики Дагестан в лице помощника прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО3 исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации ГОсВД «<адрес>» по доверенности ФИО6 в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, представив письменные возражения на исковое заявление.
Представитель ответчика ФИО1 по доверенности ФИО7 в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, представив письменные возражения на исковое заявление.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Негосударственная экспертиза проектов», извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, представив в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по <адрес>, филиала ППК «Роскадастр» в <адрес>, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие их представителей.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, проверив доводы искового заявления, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:
1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;
3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;
4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);
5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории;
6) планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда;
7) планируется осуществление комплексного развития территории.
В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Законодательством не предусмотрены случаи обязательности установления красных линий, что в свою очередь не позволяет применять данную норму к любому виду предполагаемой застройки и более того не может являться основанием для не предоставления ГПЗУ.
Статьей 41 ГрК РФ установлены случаи необходимости подготовки документации по планировке территории в целях строительства объектов капитального строительства, которые не содержат положения об обязательности подготовки документации по планировке территории для строительства любых объектов капитального строительства.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного ч. 11.1 настоящей статьи проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, a также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Из содержания вышеизложенного следует, что орган, выдающий разрешение на строительство имеет основание для отказа в выдаче разрешения на строительства ввиду отсутствия документации по планировке территории только в случаях, когда для строительства объекта необходима подготовка документации по планировке территории (в случаях, предусмотренных в ч. 3 ст. 41 ГрК РФ).
Отсутствие утвержденной документации по планировке территории равно красных линий не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство любых объектов капитального строительства, за исключением объектов, указанных в ч. 3 ст. 41 ГрК РФ.
Аналогичная позиция приведена в разъяснительном письме Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №-ХМ/08 «Разъяснения по вопросам планировки территории» (вместе с «Разъяснениями об основаниях отказа в предоставлении градостроительного плана земельного участка», «Разъяснениями об отсутствии возможности продления срока выдачи градостроительного плана земельного участка»).
Согласно п. п. 18 - 19 Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденного приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения» (далее - Порядок), если земельный участок расположен в границах территории в отношении которой проект планировки территории не утвержден, в строке пишется «Проект планировки территории не утвержден». В графах таблицы ставятся прочерки. В строке «Реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории» указывается:
а) дата и номер документа, утвердившего проект планировки территории и (или) проект межевания территории;
б) наименование органа, утвердившего проект планировки территории и (или) проект межевания территории.
Если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой проект планировки территории и (или) проект межевания территории не утверждены, в строке пишется «Документация по планировке территории не утверждена», или «Проект планировки территории не утвержден», или «Проект межевания территории не утвержден».
Согласно п. п. 85 - 86 Порядка при отсутствии информации о наличии в границах земельного участка (по его границам) красных линий, в строке пишется «Информация отсутствует», а в графах таблицы ставятся прочерки.
При отсутствии сведений о координатах характерных точек красных линий в источниках информации, используемых для подготовки градостроительного плана земельного участка, в соответствующих графах ставятся прочерки.
Из анализа вышеизложенного следует, что законодательством предусмотрена выдача ГПЗУ в отсутствие установленных красных линий.
В силу ч. 2 ст. 57.3 ГрК РФ источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженернотехнического обеспечения в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка содержится информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), определяемая с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа (при их наличии), в состав которой входят сведения о максимальной нагрузке в возможных точках подключения (технологического присоединения) к таким сетям, a также сведения об организации, представившей данную информацию.
Таким образом, градостроительным законодательством не предусмотрено указание в ГПЗУ информации о технических условиях, в ГПЗУ указывается информация о возможности подключения, что не является техническими условиями.
Кроме того, из материалов дела следует, что распоряжением МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № - ГПЗУ внесены изменения в ГПЗУ от ДД.ММ.ГГГГ № РФ№-3949, изложив раздел 1. «Чертеж градостроительного плана земельного участка» и раздел 9. «Информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), определяемая с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа (при их наличии), в состав которой входят сведения о максимальной нагрузке в возможных точках подключения (технологического присоединения) к таким сетям, а также сведения об организации, представившей данную информацию» от ДД.ММ.ГГГГ № РФ№-3949 изложены в новой редакции, а именно изложена полная информация о возможности подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, со сведениями о максимальной нагрузке в возможных точках подключения.
Указанное распоряжение является приложением к ГПЗУ, т. е. его неотъемлемой частью.
Таким образом, подача искового заявления об отмене выданных документов прокуратурой является злоупотреблением правом и не может повлечь за собой признание документов незаконными, так как они выданы в полном соответствие с градостроительным законодательством, даже с проведением дополнительных процедур в виде согласования с прокуратурой до выдачи.
Технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения не являются одним из документов, которые являются основанием для выдачи разрешения на строительство, согласно положениям ч. 7 ст. 51 ГрК РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагается, в том числе, положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в п. 1 ч. 5 ст. 49 ГрК РФ), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном ч. 12.1 ст. 48 ГрК РФ), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 ГрК РФ.
B соответствии с ч. 5.2 ст. 49 ГрК РФ при проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в ч. 5 настоящей статьи и действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет. При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта (за исключением случаев, если для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату утверждения проекта планировки территории, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет. В случае, если с даты выдачи градостроительного плана земельного участка или даты утверждения проекта планировки территории прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу. При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка документации по планировке территории, осуществляется оценка соответствия данной проектной документации требованиям, указанным в ч. 5 настоящей статьи и действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу. В случае внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, при проведении экспертизы в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которые были внесены указанные изменения, или при подтверждении соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, требованиям, предусмотренным ч. ч. 3.8 и 3.9 настоящей статьи, проводится оценка соответствия проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или подтверждение соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и примененным в соответствии с настоящей частью при первоначальном проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, по результатам которых было получено положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.
Частью 5 ст. 49 ГрК РФ установлено, что предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом экспертизы проектной документации являются:
1) оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в ч. 2 настоящей статьи, и проектной документации, указанной в ч. 3 настоящей статьи, в соответствии с п. 1 ч. 3.3 настоящей статьи. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется;
2) проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ.
При этом такая проверка может осуществляться отдельно от оценки соответствия проектной документации указанным в п. 1 ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ требованиям.
В соответствии с ч. 9 ст. 49 ГрК РФ результатом экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Результатом экспертизы проектной документации является заключение:
1) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование, требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 5 ст. 49 ГрК РФ (за исключением случаев проведения экспертизы проектной документации в соответствии с п. 1 ч. 3.3 ст. 49 ГрК РФ);
2) о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости строительства в случаях, установленных ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ объектов капитального строительства
Таким образом, положительное заключение экспертизы проектной документации подтверждает соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе подтверждает соответствие проектной документации требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Порядок проведения экспертизы проектной документации регламентируется ст. 49 ГрК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий».
При этом ч. 11 ст. 51 ГрК РФ установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного ч. 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, органом местного самоуправления при выдаче разрешения на строительство не проводится проверка соответствия представленной проектной документации на соответствие требованиям строительных норм и правил.
В ходе судебного заседания установлено, что материал до выдачи разрешения на строительство направлялся на согласование в прокуратуру.
B заключении прокуратуры <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют указанные в исковом заявлении основания.
По сути одно из требований истца является требованием о сносе объекта незавершенного строительства. При этом снос объекта является крайней мерой, устранение последствий нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков.
Возможность сноса самовольной постройки гражданское законодательство связывает не с формальным соблюдением требований о получении разрешения на ее строительство, а с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.
Исходя из разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке», по общему правилу, наличие допущенного при возведении (создании) постройки нарушения градостроительных и строительных норм и правил является основанием для признания постройки самовольной.
Определяя последствия такого нарушения, суду следует оценить его существенность. В частности, возведение объекта с нарушением нормативно установленного предельного количества этажей или предельной высоты (например, возведение объекта индивидуального жилищного строительства, превышающего по числу этажей допустимые параметры, установленные п. 39 ст. 1 ГрК РФ), с нарушением строительных норм и правил, повлиявшим или способным повлиять на безопасность объекта и его конструкций, является существенным.
С учетом конкретных обстоятельств дела допущенное при возведении (создании) постройки незначительное нарушение градостроительных и строительных норм и правил (например, в части минимальных отступов от границ земельных участков или максимального процента застройки в границах земельного участка), не создающее угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушающее права и интересы третьих лиц, может быть признано судом несущественным и не препятствующим возможности сохранения постройки (п. 29).
Независимо от того, заявлено ли истцом требование о сносе самовольной постройки либо о сносе или приведении ее в соответствие с установленными требованиями, суд с учетом положений п. 3.1 ст. 222 ГК РФ выносит на обсуждение вопрос об устранимости допущенных при ее возведении нарушений градостроительных и строительных норм и правил, а в отношении самовольной постройки, возведенной с нарушением разрешенного использования земельного участка, в том числе ограничений, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством, - о возможности приведения ее в соответствие с таким разрешенным использованием (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ, ч. 2 ст. 65 АПК РФ) (п. 30).
Поскольку судом установлено и подтверждается материалами дела, что документы на строительство выданы в соответствии с градостроительным законодательством, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании не соответствующими закону и недействительными градостроительного плана земельного участка, положительного заключения экспертизы проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома и результатов инженерных изысканий, разрешения на строительство.
Подобный способ защиты не соответствует нарушениям, которые устранены ответчиками полностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований прокуратуры Республики Дагестан (ИНН 0562040805, ОГРН 1020502631490) к администрации ГОсВД «<адрес>» (ИНН 0562042520, ОГРН 1020502625219), МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации ГОсВД «<адрес>» (ИНН 0541000093, ОГРН 1020502626760), ФИО1 (паспорт гражданина Российской Федерации серии 82 06 №), ООО «Негосударственная экспертиза проектов» (ИНН 0544013012, ОГРН 1200500000733) о:
признании не соответствующим закону и недействительным градостроительного плана земельного участка № РФ№-3949 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации ГОсВД «<адрес>»;
признании не соответствующим закону и недействительным положительного заключения экспертизы проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома по <адрес> Султана <адрес> и результатов инженерных изысканий №, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО «Негосударственная экспертиза проектов» ФИО5;
признании не соответствующим закону и недействительным разрешение от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000091:78 по <адрес> Султана <адрес>, выданное МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации ГОсВД «<адрес>» ФИО1;
приведении в первоначальное состояние земельного участка с кадастровым номером 05:40:000091:78 по <адрес> Султана <адрес>, в том числе путем сноса возведенного строения и засыпки вырытого котлована, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.
Председательствующий Ф.Э. Газаралиев
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ