Материал № 12-117/2017
Решение
г. Усинск 19 мая 2017 года
Судья Усинского городского суда Республики Коми Попов Д.А.,
при секретаре Славенковой Е.С.,
с участием:
лица, привлекаемого к административной ответственности, – Чупрова В.А.,
рассмотрев жалобу Чупрова В. А. на постановление и.о. начальника ОГИБДД ОМВД РФ по г. Усинску Н. от 17.04.2017 № о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст.12.21.1 КоАП РФ,
Установил:
Постановлением и.о. начальника ОГИБДД ОМВД РФ по г. Усинску Н. от 17.04.2017 № Чупров В.А. привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 7 000 рублей, за то, что 07.04.2017 в 14:10 на 30 км автодороги Усть-Уса – Усинск он, управляя транспортным средством Камаз 44108-24 г.р.з. №, перевозил крупногабаритный груз (установка измерительная), ширина которого составила 3 метра 20 см, без специального разрешения на перевозку указанного груза, чем нарушил п. 23.5 ПДД РФ.
Не согласившись с постановлением, Чупров В.А. обжаловал его в городской суд.
В судебное заседание извещенный надлежащим образом представитель ОГИБДД ОМВД РФ по г. Усинску не явился, не просил об отложении дела. В связи с чем судья полагает возможным рассмотреть данную жалобу в отсутствие представителя ОГИБДД ОМВД РФ по г. Усинску.
В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал, просил отменить обжалуемое постановление.
Заслушав заявителя, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно п. 23.5 Правил дорожного движения РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 24.03.2017) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Также определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (ст. 1).
Во исполнение федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, которые устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки.
В пункте 5 данных Правил даны понятия тяжеловесного и крупногабаритного грузов. Под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2; под крупногабаритный груз - груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает предельно допустимые габариты транспортных средств согласно приложению N 3. Нормативы в приложениях 1-3 соотносятся с диспозицией ст. 23.5 Правил дорожного движения.
В соответствии со статьей 31 федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
Требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Для получения специального разрешения требуется:
согласование в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством, в порядке, установленном частью 12 настоящей статьи;
наличие уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также уведомления о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности.
Порядок выдачи специального разрешения, включая порядок согласования маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, порядок осуществления весового и габаритного контроля (в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля) и порядок установления постоянных маршрутов (в том числе маршрутов, движение по которым осуществляется в соответствии со специальным разрешением, выданным в упрощенном порядке в соответствии с частью 17 настоящей статьи) указанных в настоящей части транспортных средств, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258 утвержден Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов». Согласно п. 4 данного Приказа специальное разрешение выдается на одну поездку или на несколько поездок (не более десяти) транспортного средства по определенному маршруту с аналогичным грузом, имеющим одинаковую характеристику (наименование, габариты, масса). Специальное разрешение выдается на срок до трех месяцев.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, подлежащего в соответствии с Федеральным законом N 257-ФЗ и Приказом № 258 предварительному возмещению при получении специального разрешения, определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 (ред. от 27.12.2014) "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
В соответствии с нормами «Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств», утв. приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 № 125, при весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, осуществляемом Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляется с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов, предусмотренных Правилами дорожного движения РФ, в целях осуществления весового и габаритного контроля.
Передвижные контрольные пункты за осуществлением международных автомобильных перевозок и передвижные посты Госавтоинспекции в целях осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств размещаются на площадках, расположенных в полосе отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог и должны отвечать указанным в Порядке требованиям.
В том числе, передвижные посты Госавтоинспекции включают измерительные приборы для контроля габаритов транспортных средств.После остановки транспортного средства сотрудники Госавтоинспекции вправе произвести взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов; сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства; проверку выполнения особых условий движения, указанных в специальном разрешении, а также срока действия специального разрешения.
Таким образом, с точки зрения проведения государственного контроля, важны только весогабаритные параметры перевозимого груза, идентификация транспортного средства и маршрут движения.
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно п. 4 ст. 20 указанного Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны, в том числе, соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Требования обеспечения безопасности при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов закреплены в п.п. 30, 31 раздела IV и п.п. 51-60 раздела V Приказа Минтранса России от 15.01.2014 N 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».
За нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов, включая перевозку без специального разрешения или с превышением указанной в таком разрешении максимальной массы или нагрузки на ось, статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Как установлено в судебном заседании у Чупрова В.А. имелось специальное разрешение № на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов, выданное на десять поездок в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., согласно которому он был вправе на транспортном средстве Камаз 44108-24 г.р.з. № прицепом Hartung 943000 г.р.з. №ВН №, перевозить Печь ПТБ (печь трубчатая блочная) (13,0х3,49х2,99 м), массой 16,725 т, при этом габариты транспортного средства составили: длина – 20 м, ширина 3,49 м, высота 4,49 м.
Как следует из материалов дела, 07.04.2017 в 14:10 на 30 км автодороги Усть-Уса – Усинск водитель Чупров В.А., управляя транспортным средством Камаз 44108-24 г.р.з. № перевозил крупногабаритный груз (установка измерительная) ширина которого составила 3 метра 20 см, то есть в пределах габаритов транспортного средства, указанного в специальном разрешении №.
Указание в протоколе об административном правонарушении № и оспариваемом постановлении о том, что Чупровым В.А. перевозилась измерительная установка, а не ПТБ, материалами дела об административном правонарушении объективно не подтверждено, так как в ходе производства по делу должностным лицом не приобщены копии документов на перевозимый груз. Вместе с тем, к своей жалобе Чупров В.А., помимо разрешения № на перевозку ПТБ, приложил копию товаротранспортной накладной, подтверждающей факт перевозки им дд.мм.гггг. печи ПТБ10.
Кроме того, формальное несоответствие перевозимого груза его наименованию в выданном уполномоченным органом исполнительной власти специальном разрешении, при соблюдении указанных в разрешении маршрута движения и максимально допустимых показателей по габаритам и весу, а также при соблюдении требований Правил обеспечения безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом, не причиняет дополнительного (предварительно не возмещенного) вреда автомобильным дорогам и не оказывает негативного влияния на безопасность движения по ним. Поэтому данное несоответствие не должно и не может повлечь тех правовых последствий, которые связаны с нарушением правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства. Перевозка иного груза, чем указанный в специальном разрешении, не является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 6 ст.12.21.1 КоАП РФ, так как объективная сторона данного правонарушения заключается в перевозке крупногабаритного или тяжеловесного груза без специального разрешения.
С учетом изложенного, само по себе несоответствие груза его наименованию, указанному в имеющемся у перевозчика специальном разрешении, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ,
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из правил частей 2 и 3 статьи 1.5 КоАП РФ, бремя доказывания наличия безусловных оснований к принятию решения о применении мер административной ответственности возлагается на должностных лиц уполномоченных государственных органов.
По смыслу ст. 1.5 КоАП РФ во взаимосвязи с нормами ст. 26.1, 29.1, 29.9 КоАП РФ, совокупность ряда достаточных и неопровержимых доказательств виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть представлена и всесторонне исследована до принятия постановления в порядке, установленном Главой 29 КоАП РФ, в данном случае - до вынесения постановления должностным лицом.
При изложенных обстоятельствах и приведенных доказательствах в действиях Чупрова В.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения отнесено п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поэтому постановление и.о. начальника ОГИБДД ОМВД РФ по г. Усинску Н. от 17.04.2017 № подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Поскольку принятое должностным лицом решение подлежит отмене ввиду отсутствия состава административного правонарушения, иные доводы жалобы судьей не рассматриваются.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Решил:
Жалобу Чупрова В. А. на постановление и.о. начальника ОГИБДД ОМВД РФ по г. Усинску Н. от 17.04.2017 № о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст.12.21.1 КоАП РФ удовлетворить.
Постановление и.о. начальника ОГИБДД ОМВД РФ по г. Усинску Н. от 17.04.2017 № о привлечении Чупрова В. А. к административной ответственности по ч. 6 ст.12.21.1 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.9, 30.10 КоАП РФ.
Копию решения вручить Чупрову В.А., направить в ОГИБДД ОМВД России по г. Усинску.
Судья Д.А. Попов