Судья Терентьева Л.В. |
№ 33-12136/2024 |
24RS0017-01-2023-003835-09 2.219г. |
|
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красноярск 30 октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Тарараевой Т.С.
судей Ашихминой Е.Ю., Гладких Д.А.
при ведении протокола помощником судьи Шамбер Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарараевой Т.С.
гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13) о возложении обязанности,
по апелляционному представлению заместителя Красноярского природоохранного прокурора Че М.А.
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 20 июня 2024 года, которым постановлено:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (ОГРН 1051901068020) о возложении обязанности по приведению проектной документации «Продление срока эксплуатации существующего залоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного», 2014 года в части гребней дамб, которые должны превышать максимальную отметку намытых золошлаков на 2,5 - 3 м - оставить без удовлетворения.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Красноярский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «Красноярская ТЭЦ-1» о возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Красноярского края поступило обращение жителей п. Березовка о том, что в ветреную погоду пыль с золоотвала АО «Красноярская ТЭЦ-1» попадает в квартиры, в органы дыхания и зрения, мелкие частицы золы образуют пыльное облако, накрывающее расположенные вблизи золоотвала микрорайоны: <данные изъяты>. В ходе проверки установлено, что АО «Красноярская ТЭЦ-1» имеет самостоятельно эксплуатируемый, ведомственный объект размещения отходов–золошлакоотвал. Золошлаковые отходы являются основным видом отходов, образующихся в результате деятельности АО «Красноярская ТЭЦ-1». В рамках проектной документации «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала АО «Красноярской ТЭЦ-1» и перевода его в статус оперативного» 2014 г. разработаны мероприятия по пылеподавлению на золоотвале. В результате обследования выявлено: периметр золоотвала частично оборудован лесозащитными полосами, но с западной и северной части секции 3, с северной и частично с южной частей секции 1А, с северо-западной и восточной частей секции 1Б лесопосадки разрежены или отсутствуют. На низовых откосах дамб на участках (секции 3- с западной и северной частей, секции 1А с северной части, секции 1Б – с северо-западной, северной и восточной частей) отсутствует древесно-кустарниковая растительность, предусмотренная проектной документацией. Максимальная отметка намытых золошлаков менее 2,5-3 м от гребней дамб секции 3 (с северной, с западной, с южной частей), секции 1А (с западной и южной частей), секции 1Б (с восточной и южной частей). По результатам экспертного сопровождения определены максимальные отметки намытых золошлаков и максимальные отметки гребней дамб: величины от максимальной отметки намытых золошлаков до максимальной отметки гребней дамб участка 1 (секция 1Б), на участке 2 (секция 1А), на участке 3 (секции 3) составляет менее 2,5 м. Согласно приведенной проектной документации, гребни дамб должны превышать максимальную отметку намытых золошлаков на 2,5-3 м, что фактически не соответствует проектным решениям и свидетельствует об эксплуатации золоотвала с отступлением от проектной документации. 09.02.2023 природоохранной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений закона, до настоящего времени не исполненное. Н
Просили возложить на АО «Красноярская ТЭЦ-1» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести гребни дамб золоотвала АО «Красноярская ТЭЦ-1» в соответствие с проектной документацией «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного» 2014 г. - гребни дамб должны превышать максимальную отметку намытых золошлаков на 2,5-3 м.
Определением суда произведена замена ответчика АО «Красноярская ТЭЦ-1» на его правопреемника – АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)».
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционном представлении прокурор, ссылаясь на доводы искового заявления, просит отменить решение, указывая, что факт исключения из проектной документации мероприятий по пылеподавлению, изложенных в разделе №3 п.31 проектной документации 2014 года не свидетельствует о соблюдении ответчиком проектных величин гребней дамбы.
Представитель ответчика АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» в возражениях на представление просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление- без удовлетворения.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционного представления по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Дозорцеву М.В., старшего помощника Красноярского природоохранного прокурора Ленева В.А., представителей 3-го лица Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности Левшинскую О.Р., Тюрина В.А., поддержавших доводы апелляционного представления, возражения представителей ответчика по доверенности Гущину Н.Р., Гаврилова И.В., Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
На основании п. 1 ст. 39 указанного Федерального закона, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения; охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
В силу требований п. 3 ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в проектной документации объектов капитального строительства, которые могут оказать негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию.
Как правильно установлено судом, на основании договора аренды №24 от 27.05.2009, с учетом дополнительного соглашения №100 от 28.11.2013, заключенного между Отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Березовского района и ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» последнему предоставлен земельный участок с <адрес>, для использования в целях эксплуатации золоотвала. Срок аренды установлен по 31.12.2030.
Согласно п. 6.2.2. проекта реконструкции золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 2000 года (шифр 529-3т), проектная отметка гребня ограждающих дамб операционных секций равна 148,5 м. Отметка конечного заполнения секций 148,0 м назначена с учетом нормативного возвышения гребня дамб над золошлаковыми отложениями, равного 0,5 м.
В соответствии с п. 7.1. данного проекта в целях снижения выноса зольных частиц с отвала предусмотрены планировочные и конструктивные решения, к которым, в том числе, отнесены: верховые откосы дамб операционных секций закрепляются слоем гравийного песчаного грунта толщиной 0,5 м.
Приказом государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края от 14.07.2000 №375э-пр утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по рабочему проекту «Реконструкция действующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1», сроком действия до 2005 года.
Приказом Енисейского управления Ростехнадзора от 26.12.2009 №954 утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Закрытие существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 с целью обеспечения его работы до 2015 года», со сроком действия данного заключения до 2015 года.
Как следует из подготовленной в 2014 году Институтом Красноярскгидропроект Красноярского филиала ЗАО «Сибирский энергетический научно-технический центр» проектной документацией «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного», целью работы (проекта) является продление срока службы золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 с переводом его в статус оперативного. В качестве мероприятий по снижению отрицательного воздействия золоотвала на окружающую среду данным проектом предусмотрена частичная консервация операционной секции №1Б и оперативное закрепление грунтом части секций №1А и №3 с сохранением первоначального объема каждой секции, рассчитанного на годовой выход золошлаковых отходов с ТЭЦ.
В 2012 году Сибирским научно-исследовательским институтом гидротехники Красноярского филиала ЗАО «Сибирский ЭНТЦ» составлен годовой отчет о состоянии гидротехнических сооружений системы внешнего гидрозолоудаления Красноярской ТЭЦ-1. По результатам обследований эксплуатационное состояние гидротехнических сооружений оценено как нормальное, опасных отклонений в работе и состоянии сооружений в течение 2012 года не установлено, в связи с чем строительство новых и реконструкция существующих гидротехнических сооружений системы внешнего гидрозолоудаления Красноярской ТЭЦ-1 не требуется и настоящим проектом не предусматривается.
Согласно п. 3.1. тома 2 проекта «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного» от 2014 года на золоотвале Красноярской ТЭЦ-1 в целях снижения выноса зольных частиц с отвала предусмотрены планировочные и конструктивные решения, в том числе: гребни дамб превышают максимальную отметку намытых золошлаков на 2,5-3 м и защищены слоем песчано-гравийного грунта толщиной 0,2 м и дорожной одеждой.
Согласно раздела 1 т.2 (872-ИОС7) указанного Проекта, в 2000 году институтом «Красноярскгидропроект» выполнен рабочий проект «Реконструкция золоотвала Красноярской ТЭЦ-1» в местной системе координат и городской системе высот. Работа золоотвала в соответствии с проектом 2000 года осуществляется цикличным способом, длина цикла составляет 3 года для каждой секции и состоит из трех технологических операций: 1 операция – намыв (продолжительность 1 год), 2 операция – обезвоживание золошлаков (продолжительность 1 год), 3 операция – разработка и вывоз золошлаков автотранспортом (продолжительность 1 год). Намыв золошлаков в отвал производится в свободные секции, после заполнения и обезвоживания секция освобождается от золошлакового материала.
В разделе 2 Проекта 2014 года установлено, что проектная отметка заполнения золошлаками операционных секций №1А, №1Б и №3 остается прежней – 149,19 м (148,00 м ГС).
В соответствии с утвержденной Енисейским управлением Ростехнадзора 07.11.2019 декларацией безопасности комплекса гидротехнических сооружений АО «Красноярская ТЭЦ-1» от 20.06.2019, проект 2013 года предусматривает технологическую схему работы золоотвала согласно проектным решениям 2000 г. и 2008 г., получившим ранее положительные заключения государственной экологической экспертизы в 2000, 2006 и 2008 годах, изменяя лишь сроки эксплуатации золоотвала, предусмотренные проектом 2008 г., Проект 2013 года не подлежит государственной экологической экспертизе.
По обращению депутата Законодательного собрания Красноярского края Бойкова А.П. в интересах жителей пос. Березовка, указывавших на попадание в ветреную погоду пыли с золоотвала АО «Красноярская ТЭЦ-1» в расположенные вблизи жилые дома проведена проверка.
Согласно справке Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора по итогам участия в проверке соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами в отношении АО «Красноярская ТЭЦ-1», установлено, что АО «Красноярская ТЭЦ-1» имеет самостоятельно эксплуатируемый, ведомственный объект размещения отходов – золошлакоотвал. Золошлаковые отходы (золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная) является основным видом отходов, образующихся в результате деятельности АО «Красноярская ТЭЦ-1». Ближайшая жилая застройка относительно золоотвала находится на расстоянии 70 м. В рамках проектной документации «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного» 2014 года разработаны мероприятия по пылеподавлению на золоотвале. В результате обследования территории золоотвала и прилегающей к ней территории установлено, что максимальная отметка намытых золошлаков составляет менее 2,5-3 м от гребней дамб секции 3 (с северной, западной, южной частей), секции 1А (с западной и южной частей), секции 1Б (с восточной и южной частей). В соответствии с таблицей величин от максимальной отметки намытых золошлаков до гребней дамб, в секции 1Б минимальная разница составляет 0,633 м, в секции 1А минимальная разница составляет 1 м, в секции 3 минимальная разница составляет 0,214 м.
В ответе на представление Красноярского природоохранного прокурора от 09.02.2023 об устранении нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды,, АО «Красноярская ТЭЦ-1», указало, что в соответствии с разъяснениями разработчика Проекта 2014 года «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного» – ООО «Институт Красноярскгидропроект», последним не предусматривалось строительство новых, реконструкция или капитальный ремонт существующих сооружений золоотвала, конструктивные параметры сооружений золоотвала не изменялись, в связи с чем, для оценки фактических параметров заполнения золошлакоотвала золошлаками необходимо использовать данные, указанные в Проекте реконструкции золошлакоотвала, разработанном ОАО «Красноярскгидропроект» в 2000 году (шифр 529), прошедшего государственную экспертизу. В соответствии с Проектом 2000 года отметка максимального заполнения секций золошлакоотвала золошлаками составляла 149,19 м., отметка гребня ограждающей дамбы секции 1Б – 149,69 м; секции 1А – 149,69 – 150,19 м; секции №3 – 149,69 – 150,19 м. Проектное возвышение гребня дамб над поверхностью золошлаков в секции 1Б составляет 0,5 м, в секции 1А – от 0,5 до 1 м, секции №3 – от 0,5 до 1 м. Данные о возвышении гребней дамб над золошлаками на 2,5-3 м, указанные в Проекте 2014 года, являются фактическими данными о возвышении гребней дамб над золошлаками на 2,5-3 м при эксплуатации золошлакоотвала по состоянию на указанный период - 2014 года, а не проектными значениями.
Проанализировав представленные по делу доказательства, доводы и возражения сторон суд не нашел правовых оснований к удовлетворению заявленных прокурором требований, суть которых сводилась к нарушению ответчиком при эксплуатации золоотвала положений проектной документации «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного» 2014 года в части высоты гребней дамб, высота которых должна превышать максимальную отметку от намытых золошлаков на 2,5-3 метра, что не соответствует фактическим показателям.
Отказывая в иске суд обоснованно исходил из того, что проект 2014 года «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного» не предусматривал строительство новых, реконструкцию или капитальный ремонт существующих сооружений золоотвала, проектных решений относительно приведенных величин не содержал, проектная отметка заполнения золошлаками операционных секций оставалась прежней – 149,19 м (148,00 м ГС) и соответствовала нормативному возвышению гребня дамб над золошлаковыми отложениями, равному 0,5 м (Проект 2000 года). При этом приведенная в Проекте 2014 года «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного» разница между высотой гребней дамб и намывами золошлаков является фактической по состоянию на 2014 года.
Тот факт, что с 2000 года проектные решения относительно высоты дамб и намывов не изменялись, подтвержден показаниями допрошенного судебной коллегией в качестве свидетеля сотрудника Красноярскгидропроект ФИО1 который в составе ЗАО Сибирский энергетический научно-технический центр непосредственно участвовал в разработке указанного проекта и пояснил суду, что разработанная в 2014 году проектная документация была заказана с целью принятия решений по продлению срока истекающего эксплуатации золоотвала. По заданию они не имели права изменить конструктивные параметры объекта. Указанные в проектной документации величины возвышении гребней дамб над золошлаками на 2,5-3 м, являются фактическими данными о состоянии объекта, зафиксированными ими при осмотре объекта на момент проектирования. Рассматривать данные величины как требования проектной документации в части подлежащих выполнению мероприятий ошибочно. Разработанная в 2014 году проектная документация была предназначена не для строительство нового объекта, или реконструкции каких то текущих сооружений, а имела цель продлить работу золооотвала исходя из той потребности станции, которая была на тот момент, в качестве чего ими было предложено сократить площади секций.
Доводы прокурора о том, что указание по высоте гребней дамб на 2,5-3 м содержится в проектной документации «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного» 2014 года в разделе 3 «мероприятия по пылеподавлению на золоотвале» как одно из обязательных конструктивных решений выводы суда первой инстанции не опровергают, достаточным основанием для возложения на ответчика требуемой прокурором в иске обязанности не являются.
Согласно представленным листам регистрации изменений в Проект «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного» (872-ИОС7, 872-ООС, 872-ОВОС, 872-СЗЗ), проектировщиком Проекта 2014 года «Продление срока эксплуатации существующего золоотвала Красноярской ТЭЦ-1 и перевода его в статус оперативного» ООО «Институт Красноярскгидропроект» внесены изменения в положения тома 2 проектной документации 872-ИОС7 «Технологические решения», информации о превышении гребней дамб отметки намытых золошлаков на 2,5-3 м исключена из проекта с включением требований о величине минимального возвышения гребня дамб над поверхностью намытых золошлаков равной 0,5 м. В свою очередь Проект 2000 года соответствует действующим в настоящее время Рекомендациям по проектированию золошлакоотвалов тепловых электрических станций (ВНИИГ, 1986), в соответствии с п. 3.30 которых превышение гребня дамбы над поверхностью отложений золошлакового материала должно быть не менее 0,5 м.
Соответствие проектного значения возвышения гребня дамб над поверхностью намытых золошлаков, подтверждается проведенным КТЭЦ-1-23/6517-ИГДИ ООО «ПК «СИМП» инструментальным геодезическим обследованием территории золоотвала филиала «Красноярская ТЭЦ-1» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13) с применением многочастотных спутниковых геодезических приемников Trimble R8 и Trimble R4, использующих навигационные системы ГЛОНАСС и GPS. По итогам данного обследования установлено что в секции №1А разница намывной линии золоотвала до гребня дамбы по шести точкам составляет не менее 1,24 м., ввиду заполнения секции, определить корректные отметки намыва золошлаков по всему периметру секции не представляется возможным. В секции №1Б по тринадцати точкам разница от намывной линии золоотвала до гребня дамб составляет не менее 2,47 м; в секции №3 по пятнадцати точкам указанная разница составляет не менее 0,87 м.
Доказательств не соблюдения ответчиком проектной величины разницы между высотой гребней дамб и отметкой заполнения секций золошлаками – 0,5 м, предусмотренной прошедшей государственную экологическую экспертизу, повлекших превышение установленных гигиенических нормативов уровня загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны золоотвала и в расположенной в непосредственной близости жилой зоне, с нарушением прав неопределенного круга лиц стороной истца не представлено. Оснований для применения указываемых прокурором в иске величин возвышения гребня дамб над поверхностью намытых золошлаков не установлено.
Таким образом судебная коллегия приходит к выводу о том,что действующим природоохранным законодательством, обязательными нормативами установленными для эксплуатации золошлакоотвала не предусмотрен заявленный в иске норматив максимальной отметки гребня дамб намытых золошлаков на высоту 2,5-3м.
С учетом изложенного в удовлетворении заявленных Красноярским природоохранным прокурором требований отказано правомерно.
Судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд дал надлежащую правовую оценку всем представленным по делу доказательствам, подробно мотивировав свои выводы в решении.
Апелляционное представление сводится к переоценке выводов суда, фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, не содержит, не может служить основанием к отмене решения.
Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 20 июня 2024 года, оставить без изменения, апелляционное представление заместителя Красноярского природоохранного прокурора Че М.А. –без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Председательствующий: Т.С. Тарараева.
Судьи: Е.Ю. Ашихмина.
Д.А.Гладких.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 31.10.2024.