Решение по делу № 2а-252/2016 (2а-3052/2015;) ~ М-3019/2015 от 08.12.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 января 2016 года г. Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Клиновой Е.А., при секретаре Михайловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по <адрес> к Александрову С. С. о взыскании задолженности по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с иском, указывая в обоснование своих требований, что Александров С.С.является собственником имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Александров С.С. имеет задолженность по транспортному налогу за 2013 гг. в сумме 27 511 руб. 50 коп., пени в сумме 625,12 руб., а также пени, начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 1 358,79 руб..

В административном исковом заявлении Межрайонная ИФНС России по <адрес> просит восстановить пропущенный процессуальный срок для взыскания задолженности с Александрова С.С., взыскать с Александрова С.С. задолженность по транспортному налогу за 2013 гг. в сумме 27 511 руб. 50 коп., пени в сумме 625,12 руб. и пени, начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг., за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 1 358,79 руб..

В судебное заседание представитель Межрайонной ИФНС России по <адрес> не явился, о дне слушание извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик Александров С.С. в судебное заседание не явился, о дате времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, причины неявки в судебное заседание не сообщил, с ходатайством об отложении рассмотрения дела к суду не обращался.

В соответствии с п. 2 ст. 150, п. 2 ст. 289 КАС, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и представителя истца, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив административное исковое заявление и приложенные к нему документы, суд приходит к следующему:

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.

Пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В налоговой системе Российской Федерации транспортный налог отнесен к категории региональных. Порядок исчисления и уплаты транспортного налога на территории Иркутской области регламентируется главой 28 НК РФ и Законом Иркутской области от 04.07.2007 № 53-оз "О транспортном налоге" (далее - Закон № 53-оз).

В соответствии со ст.ст. 357-361 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок определения налоговой базы установлен ст. 359 НК РФ, в частности, налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Статьей 1 Закона № 53-оз установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Статья 363 НК РФ регламентирует порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по налогу. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей регулируется статьей 3 Закона № 53-оз (в редакции Закона Иркутской области от 08.11.2010 № 111-оз). Так, начиная с налогового периода 2011 года, налог уплачивается физическими лицами на основании платежного извещения - до 5 ноября (по налогу за 2010 год, который предъявлен в 2011 году, - не позднее 1 апреля).

Транспортный налог исчисляется непосредственно налоговыми органами на основании сведений, поступающих от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. Данная информация содержит сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых они зарегистрированы.

Налоги уплачиваются гражданами на основании налогового уведомления, которое направляется налоговыми органами в их адрес в соответствии со ст. 52 НК РФ не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении указывается размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно пунктам 1, 2 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования, налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.

Требование об уплате налога согласно ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Материалами дела подтверждается, что Александров С.С. является собственником транспортных средств: легкового автомобиля УАЗ 31514, государственный регистрационный номер , дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, дата отчуждения - ДД.ММ.ГГГГ; легкового автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный номер , дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.

Налогоплательщику было направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты транспортного налога за 2013 год в размере 27 658 руб. 00 коп.. Налоговое уведомление направлено в установленные законом сроки заказным письмом, не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Данное обстоятельство подтверждается реестром заказной корреспонденции, однако до настоящего времени задолженность по налогам не уплачена.

Согласно отчету по отслеживанию почтового идентификатора, взятого с официального сайта «Почта России», ДД.ММ.ГГГГ Александрову С.С. налоговым органом было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по пени, начисленной за несвоевременную уплату транспортного налога за 2012 год в размере 1 358 руб. 79 коп.

ДД.ММ.ГГГГ Александрову С.С. было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по транспортному налогу за 2013 год в размере 27 658 руб. и пени в размере 625,33 руб., которую ИФНС России по <адрес> предлагала погасить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Требования не исполнены.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

По материалам дела установлено, что налоговый орган при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица учитывает суммы, указанные в требованиях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Трехлетний срок со дня истечения срока исполнения самого раннего требования в данном случае исчисляется периодом с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год. В указанный период, а именно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты налога, указанный в требовании от ДД.ММ.ГГГГ, общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица превысила 3 000 рублей, из расчета: 1 358,79 руб. (пени по транспортному налогу, указанные в требовании ) + 27 658 руб. (транспортный налог за 2013 год) = 29016,79 руб..

Исходя из сроков уплаты налога, предусмотренных налоговым законодательством и требованиями, направленных налогоплательщику, день превышения суммы в 3 000 рублей следует считать день, когда налоговый орган может выявить факт недоимки, в данном случае это ДД.ММ.ГГГГ год, т.е. следующий день после ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая вышеизложенное, шестимесячный срок на обращение в суд начал исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, с заявлением о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, в указанной в исковом заявлении сумме, с физического лица налоговый орган вправе был обратиться в суд не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Административным истцом настоящее административное исковое заявление о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени было направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ за исх. , поступило в суд с ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами указанных выше сроков для принудительного взыскания задолженности по налогам и пени, в пределах сумм, указанных в требованиях и .

Административный истец, обращаясь в суд с иском о взыскании задолженности по налогам, заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи искового заявления.

В соответствии с п. 1 ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин пропуска установленного срока, административным истцом суду не представлено.

Суд считает, что несоблюдение налоговым органом, при совершении определенных действий, сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи, с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий должны учитываться в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления срока для обращения в суд.

Оценивая представленные сторонами доказательства, приведенные нормы налогового законодательства, суд приходит к выводу том, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России по <адрес> к Александрову С.С. о взыскании задолженности по налогам, пени удовлетворению не подлежат, ввиду пропуска срока для обращения с указанными требованиями в суд.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России по <адрес> к Александрову С. С. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2013 гг. в сумме 27 511 руб. 50 коп., пени в сумме 625,12 руб. и пени, начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг., за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 1 358,79 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Тайшетский городской суд в течение месяца с момента изготовления полного текста решения.

Судья: Е.А. Клинова

2а-252/2016 (2а-3052/2015;) ~ М-3019/2015

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 6 по Иркутской области
Ответчики
Александров Сергей Спартакович
Суд
Тайшетский городской суд
Судья
Клинова Елена Анатольевна
08.12.2015[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.12.2015[Адм.] Передача материалов судье
10.12.2015[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
10.12.2015[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2015[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2016[Адм.] Судебное заседание
15.01.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2016[Адм.] Дело оформлено
26.02.2016[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее