11RS0005-01-2023-000616-54
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Ухта Республика Коми |
29 сентября 2023года |
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Хазиевой С.М.,
при секретаре Рузиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Ухты в интересах неопределенного круга лиц к Соболеву М.В., Абакумовой С.В. об обязании совершить действие,
установил:
Прокурор г. Ухты в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Ухтинский городской суд с иском к Соболеву М.В. об обязании на земельном участке с кадастровым номером .... по адресу: ....:
1) в срок до 01.05.2024 года ликвидировать места несанкционированного размещения отходов производства и потребления, в том числе, в водоохранной зоне ручья Турунвож;
2) с даты вступления решения суда в законную силу:
- обеспечить передачу твердых коммунальных отходов региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- обеспечить водоотведение хозяйственно-бытовых сточных вод в соответствии с объемами водоснабжения, в том числе при отсутствии локальных очистных сооружений для очистки сточных вод обеспечить своевременный вывоз (отведение) хозяйственно-бытовых сточных вод стоков в централизованную систему водоотведения для дальнейшей очистки сточных вод на очистных сооружениях;
- прекратить пользование недрами для добычи подземных вод, используемых не для собственных нужд, по адресу: .....
- обеспечить соблюдение запретов и ограничений, установленных ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации: в водоохранной зоне ручья Турунвож ликвидировать навал грунта (песка); прекратить стоянку и движение транспортных средств (кроме специальных транспортных средств) (требования приведены с учетом уточнений от 21.09.2023 года).
В обоснование требований указано, что при проверке 14.11.2022 на территории МОГО «Ухта» на указанном земельном участке выявлено размещение отходов производства и потребления. На территории земельного участка расположен автомоечный комплекс с вывеской «Мой сам 24 часа», при этом отсутствует подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения объектов, расположенных на земельном участке; на части земельного участка, расположенной в границах водоохранной зоны ручья Турунвож на правом берегу вдоль русла, расположен вагон пассажирский железнодорожный, автобус, автомобили, навал песка, фрагменты металлических конструкций, бункер для сбора крупногабаритных отходов, навалы несортированных отходов производства и потребления. На земельном участке оборудована скважина для добычи подземных вод. Разводка воды по внутренним сетям в боксы автомойки для автотранспорта и санузел выполнена от скважины, пробуренной в одном из помещений строения, в котором расположен автомоечный комплекс с вывеской «Мой сам 24 часа», сведения об обустройстве скважины по добыче подземных вод и объеме добытой воды не предоставлены. Добытая из скважины вода используется для осуществления предпринимательской деятельности.
В судебном заседании помощник прокурора г. Ухты Лошакова Ю.А. представила заявление об отказе от части исковых требований к Соболеву М.В., Абакумовой С.В. об обязании на земельном участке с кадастровым номером .... по адресу: ...., с даты вступления решения суда в законную силу: обеспечить передачу твердых коммунальных отходов региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами; обеспечить водоотведение хозяйственно-бытовых сточных вод в соответствии с объемами водоснабжения, в том числе при отсутствии локальных очистных сооружений для очистки сточных вод обеспечить своевременный вывоз (отведение) хозяйственно-бытовых сточных вод стоков в централизованную систему водоотведения для дальнейшей очистки сточных вод на очистных сооружениях. Отказ принят судом, вынесено определение от 29.09.2023 года.
Определением суда от 30.05.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечена Администрация МОГО «Ухта».
Определением суда от 30.05.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Абакумова С.В..
Стороны о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, ответчики в судебное заседание не явились. Ответчик Абакумова С.В. обеспечила участие в деле своего представителя. Администрация МОГО «Ухта» явку своего представителя в суд не обеспечила. В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
В настоящем судебном заседании помощник прокурора г. Ухты Лошакова Ю.А. на остальных заявленных требованиях настаивала, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Указала, что требования заявлены к обоим ответчикам, при этом Абакумова С.В. несмотря на то, что является собственником земельного участка и СТО деятельность как ИП не ведет. Соболев М.В. ведет на данных объектах предпринимательскую деятельность как ИП.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми по доверенности Толпекина Г.В. заявленные прокурором г. Ухты требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика Абакумовой С.В.по доверенности и ранее как представитель ответчика Соболева М.В. по доверенности Игушева А.С. исковые требования не признала и показала, что договор на вывоз ТКО заключен 24.01.23, есть два контейнера, стоящих с обоих сторон здания, в которые складируются ТКО. Договор на вывоз жидких отходов заключен 15.10.22. В договорах аренды и в разрешении на строительство не было указано водоохранной зоны именно по ручью Турунвож. Лицензии нет на добычу подземных вод, не требуется. Автомоечный комплекс не является объектом капитального строительства и не входит в площадь станции технического обслуживания. Вода используется для санитарно-бытовых нужд для работников СТО, имеется отдельно скважина, которая расположена между автомойкой и капитальным зданием. Вода уходит в два септика подземных по 25 кум.м., которые расположены между автомойкой и капитальным зданием, туда же уходит и вода с автомойки. Лицензия на добычу подземных вод не нужна, потому что они используют воду для собственных нужд, они не продают воду.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 11:20:0602001:766, расположенный по адресу: ...., находился в собственности МОГО «Ухта», на основании договора аренды земельного участка от 29.10.2021 .... предоставлен администрацией МОГО «Ухта» в пользование физическому лицу - Соболеву М.В., на срок с 18.01.2022 до 08.10.2028.
С 27.01.2023 Соболев М.В. являлся собственником данного земельного участка.
На указанном земельном участке расположен объект недвижимости - станция технического обслуживания с кадастровым номером ...., объект является объектом капитального строительства, принадлежал на праве собственности физическому лицу - Соболеву М.В..
18.05.2023 года Соболев М.В. продал вышеназванный земельный участок Абакумовой С.В. Право собственности Абакумовой С.В. зарегистрировано 30.05.2023 года.
18.05.2023 года Соболев М.В. продал станцию технического обслуживания с кадастровым номером .... Абакумовой С.В. Право собственности Абакумовой С.В. зарегистрировано 30.05.2023 года.
Также на указанной территории расположены следующие объекты вспомогательного использования, в соответствии с пунктами 2, 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), не требующие получения разрешения на строительство: эксплуатируемый автомоечный комплекс на 5 постов, строящееся здание склада, пристраиваемое к основному объекту капитального строительства, здание КПП и другие балки и вагончики.
Как следует из ответа администрации МОГО «Ухта» от 10.01.2023 ...., заявлений о выдаче разрешения на строительство автомойки самообслуживания, металлических балков, иных строений, расположенных на вышеуказанном земельном участке, а также заявлений о необходимости получения разрешительной документации в отношении перечисленных объектов в администрацию МОГО «Ухта» не поступало.
Из заключения специалиста отдела по охране окружающей среды по городу Ухта и городу Вуктыл Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми по требованию прокуратуры города Ухты от 23.11.2022 следует, что 14.11.2022 при проведении осмотра земельного участка с кадастровым номером .... в присутствии гражданин В.В., установлено, что на территории земельного участка по адресу: ...., расположены отдельно стоящие здания и сооружения, здание мойки автотранспорта, балки, вагон пассажирский железнодорожный, металлические транспортные контейнеры, автотранспорт и спецтехника, металлические бочки объемом по 200л, металлические цистерны, автопокрышки, металлические баллоны, пластиковые емкости (еврокубы) объемом по 1 м3, по всей территории имеются навалы отходов производства и потребления, в т.ч. металлолома, навалы деталей механизмов и т.п. На участке имеются множество следов движения автотранспорта и спецтехники.
Земельный участок расположен на правом берегу вдоль русла ручья Турунвож и на расстоянии около 110 м от правого берега реки Чибью.
В водоохранной зоне ручья Турунвож находятся вагон пассажирский железнодорожный, автобус, автомобили, спецтехника, навал песка, фрагменты металлических конструкций, бункер для сбора крупногабаритных отходов (далее - бункер КГО), навалы несортированных отходов производства и потребления: деревянных поддонов, деревянных досок и бруса, строительных отходов, фрагментов и обломков бетонных блоков, металлолома и т.д. Территория покрыта снегом, наличие твердого покрытия участка не установлено, сведения о наличии участков с твердым покрытием для движения и стоянки автотранспортных средств не представлены.
Согласно пояснениям В.В. частично данные отходы приняты от граждан, документы, подтверждающие происхождение данных отходов не представлены, сведения об оборудовании мест накопления отходов не представлены.
На территории для накопления твердых коммунальных отходов (далее – TKO) установлены три стандартных металлических контейнера без крышек, бункер КГО. На момент осмотра в контейнерах и бункере КГО находятся ТКО. В период осмотра на данной территории работы по выгрузке и транспортированию ТКО не проводились.
Согласно объяснению В.В. на земельном участке расположены станция технического обслуживания, автомойка самообслуживания, металлические балки, техника и строительный материал; автомойка эксплуатируется с мая 2022 года; на автомойку имеется проектная документация; канализационные стоки от автомойки сливаются в емкости (цистерны), установленные под землей; договор на вывоз стоков заключен с ООО «Авалон» и иным частным лицом; ввоз воды осуществляется частными лицами; имеется скважина.
В.В. не представлена информация об осуществляемых видах деятельности, кроме эксплуатации автомойки, и о лицах, фактически осуществляющих деятельность на земельном участке с кадастровым номером .... по адресу: ...., в том числе о лицах, арендующих здания, строения и помещения, не представлена проектная и эксплуатационная документация на здания и сооружения, скважину, системы водоснабжения и водоотведения.
В «Реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МОГО «Ухта» по состоянию на 21.11.2022, размещенном на сайте Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта» (https://gkh.mouhta.ru/docs/) отсутствует информация об оборудовании площадки для накопления ТКО по адресу 169300, .....
Лицензия на право пользования недрами для добычи подземных вод по адресу: ...., не представлена.
Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим право нарушением (ст. 42).
Согласно требованиям Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 3); объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст. 4); каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ч. 1 ст. 11); отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 51).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов. Соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности. Не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с требованиями ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, при этом проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии с требованиями ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, должны соблюдаться утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с требованиями ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии ст.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с требованиями ст. 65 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Протяженность ручья Турунвож составляет 5,1 км., водоохранная зона – 50 м.
В границах водоохранных зон установлены ограничения и запреты, в том числе запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; строительство станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; кроме того в границах прибрежных защитных полос запрещаются размещение отвалов размываемых грунтов.
Законом РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» регулируются отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Согласно ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии со ст. 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» к участкам недр местного значения относятся в том числе участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые; участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Согласно ст. 19 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельногоучастка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях ст. 19 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Физическим лицам лицензия на право пользования недрами не предоставляется, поскольку, не оформляя лицензии, физические лица могут добывать воду из расположенных в пределах принадлежащего им участка водозаборных сооружений при условии, что подземные воды извлекаются исключительно для собственных нужд в объеме не более 100 м3 в сутки.
Согласно ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» пользователями недр могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальные предприниматели, являющиеся гражданами Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно п.8 «Положения о пользовании участками недр местного значения на территории Республики Коми», утв. Приказом Минприроды Республики Коми от 17.06.2020 №1045, предоставление права пользования участками недр местного значения оформляется уполномоченным органом специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование недрами. Основные права и обязанности пользователей недр установлены статьей 22 Закона РФ от 21.02.-1992 №2395-1 «О недрах».
На основании изложенного, при осуществлении ответчиком – индивидуальным предпринимателем Соболевым М.В. деятельности на земельном участке с кадастровым номером .... по адресу: ...., допущены нарушения законодательства о недропользовании при добыче подземных вод, нарушения ограничений хозяйственной и иной деятельности, установленных для водоохранной зоны водного объекта, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а так же может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории МОГО «Ухта».
При указанных обстоятельствах требования прокурора к ответчику Абакумовой С.В. как собственнику земельного участка и станции технического обслуживания и ответчику Соболеву М.В., как индивидуальному предпринимателю, осуществляющему предпринимательскую деятельность на вышеназванных объектах, принадлежащих на праве собственности Абакумовой С.В., подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Предложенный прокурором срок суд считает разумным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования прокурора г. Ухты в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Соболева М.В. и Абакумову С.В. на земельном участке с кадастровым номером 11:20:0602001:766 по адресу: ....:
1) в срок до 01.05.2024 ликвидировать места несанкционированного размещения отходов производства и потребления, в том числе, в водоохранной зоне ручья Турунвож;
2) с даты вступления решения суда в законную силу:
- прекратить пользование недрами для добычи подземных вод, используемых не для собственных нужд, по адресу: .....
- обеспечить соблюдение запретов и ограничений, установленных ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации: в водоохранной зоне ручья Турунвож ликвидировать навал грунта (песка); прекратить стоянку и движение транспортных средств (кроме специальных транспортных средств).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с 06 октября 2023 года.
Судья Ухтинского городского суда - Хазиева С.М.