Дело № 2-2485/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«04» сентября 2018 г. г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Попова С.В.
при секретаре Востряковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Барнаула в интересах Поповой Тамары Александровны, Хузяевой Анны Николаевны, Сафонова Ильи Дмитриевича, Хузяева Тимура Евгеньевича к администрации г. Барнаула о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Барнаула обратился в суд с указанным иском, ссылясь на то, что на основании договора социального найма жилого помещения от 04.02.2015 г. № 542 Поповой Т.А. предоставлена квартира №4 по адресу: г. .... общей площадью 48,7 кв.м. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены: Хузяева А.Н. – дочь, внуки - Сафонов И.Д., Хузяев Т.Е. 13.02.2013 г. межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. На основании решения комиссии администрацией г. Барнаула издано распоряжение от 05.04.2013 г. №87-р «Об отселении физических лиц из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу», которым установлен срок отселения физических лиц из многоквартирного дома по .... до 13.02.2015 г. До настоящего времени администрацией г. Барнаула истцам не предоставлено жилое помещение на условиях социального найма, соответствующее установленным Жилищным кодексом Рроссийской Федерации требованиям. Поскольку дальнейшее проживание в аварийном доме создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, истцы подлежат обеспечению другим благоустроенным жилым помещением во внеочередном порядке.
Основываясь на приведенных доводах и обстоятельствах, прокурор г.Барнаула просит обязать администрацию г.Барнаула предоставить на основании договора социального найма Поповой Т.А., Хузяевой А.Н., Сафонову И.Д., Хузяеву Т.Е. другое благоустроенное равнозначное жилое помещение, отвечающее установленным и техническим требованиям и находящееся в границах г.Барнаула, общей площадью не менее 48,7 кв.м, установил ответчику срок для совершения указанных действий в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
В судебном заседании представитель процессуального истца Ефимова О.Н. требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации города Барнаула Меркушева Т.В. возражала против удовлетворения требований, пояснив, что истцы на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны. В настоящее время разработана краевая программа по переселению из аварийного жилья, в которую также будет включен жилой дом по адресу: ....
Представитель третьего лица Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула Саморукова А.В. исковые доводы не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому администрацией г.Барнаула проведены все мероприятия в пределах полномочий, предусмотренные законодательством: определен статус жилого дома как аварийного и подлежащего сносу, принято решение об отселении жильцов из аварийного дома и установлен срок такого отселения (до 13.02.2015г.) В действующем законодательстве отсутствуют сроки для предоставления жилья по договорам найма, в том числе при признании дома аварийным и подлежащим сноса. Следовательно, определение срока исполнения названных действий является компетенцией органа местного самоуправления, а не суда. Кроме того, по настоящему делу орган местного самоуправления с иском о выселении истцом из спорного жилого дома не обращался.
Материальные истцы, третье лицо администрация Ленинского района г.Барнаула в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище является одним из основных конституционных прав гражданина Российской Федерации.
В силу ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. N47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Однако само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Судом установлено, что 04.02.2015г. между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула (наймодатель) и Поповой Т.А. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование передана квартира общей площадью 48,70 кв.м, находящаяся в муниципальной собственности, по адресу: ....
Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: Хузяева А.Н., Сафонов И.Д., Хузяев Т.Е.
Согласно выписки из домовой книги по адресу: г. Барнаул, проезд Заводской 9-й 14-4, в указанной квартире зарегистрированы: Попова Т.А., Сафонов И.Д., Хузяев Т.Е., Хузяева А.Н. Постоянное проживание истцов в данной квартире подтверждено актом проверки от 13.08.2018г., составленным прокуратурой г.Барнаула.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 20.08.2018г., у истцов в собственности отсутствуют жилые помещения.
Решением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от 13.02.2013г. жилой дом по пр...., признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно ответу администрации г.Барнаула от 27.07.2016г. переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными (предоставление жилых помещений либо выплата денежного возмещения) будет производится за счет средств городского бюджета исходя из даты признания дома аварийным, технического состояния и возможности доходной части бюджета. На отселение граждан из аварийного жилищного фонда иное жилое помещение для переселения семьи Поповых не приобреталось. Попова Т.А. не обращалась с заявлением о предоставлении ежемесячных выплат на оплату расходов по найму арендуемого жилого помещения или о предоставлении помещения маневренного фонда. В конце 2014 года в подъезде дома № по ...., было отремонтировано потолочное перекрытие, установлено потолочное раскрепление. Управляющей организацией МУП «ДЕЗ№1» Ленинского района г. Барнаула осуществляется постоянный контроль за техническим состоянием дома. На трещины на фасаде дома 20.05.2016г. установлены маяки из цементного раствора, расхождения маяков не наблюдается.
Постановлением администрации г. Барнаула от 20.04.2016г. №660 изъят в установленном законом порядке у собственников жилых помещений многоквартирного дома № по ...., земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 858 кв.м и жилые помещения №1,2,3,4,5,6,7,8 в указанном многоквартирном доме для муниципальных нужд.
В соответствии с техническим паспортом по состоянию на 02.06.2014г. общая площадь квартиры истцов составляет 48,7 кв.м.
Согласно отчету по визуальному обследованию строительных конструкций жилого дома по адресу: г.... выполненному АКУПИ «Алтайкоммунпроект» установлено, что здание имеет деформации фундаментов, стен и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций. Физический износ строительных конструкций и здания в целом составляет от 21 до 80%.
Как установлено заключением судебной строительно-технической экспертизы, сток бытовой канализации выполнен в местный выгреб, что является нарушением санитарно-защитной зоны реки Обь. Выгребная яма завалена грунтом и мусором, переполнена, сток бытовой канализации происходит под откос берега Оби, имеет место обрушение берега реки Обь в 23 м от исследуемого многоквартирного жилого дома. Существующее техническое состояние исследуемого многоквартирного жилого дома не отвечает требованиям механической безопасности, т.к. основные несущие конструкции: фундаменты, стены, перекрытие, лестница, крыша находятся в недопустимом, а кровля в аварийном состоянии, имеют потерю несущей способности и эксплуатационной пригодности. Эксплуатация данного многоквартирного жилого дома представляет угрозу жизни и здоровью граждан, исходя из условий механической безопасности. Ограждающие конструкции наружных стен не соответствуют требованиям по тепловой защите зданий п.5.1 СП 50.13330.2012 г. Техническое состояние ограждающих конструкций наружных стен и чердачного покрытия по эксплуатационным показателям недопустимое. Ограждающие конструкции наружных стен не в состоянии обеспечить оптимальные и допустимые нормы температуры внутреннего воздуха в квартире №4 и в остальных квартирах исследуемого многоквартирного жилого дома в зимний период года. На дату проведения экспертного осмотра действительный физический износ многоквартирного жилого дома по .... в г. Барнауле составляет 66%. Общая оценка технического состояния, исследуемого многоквартирного жилого согласно методики определения физического износа гражданских зданий – ветхое, состояние несущих конструктивных элементов негодное и аварийное, а ненесущих - ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций, эксплуатация возможна лишь при полной смене конструктивных элементов. Сроки минимальной эффективной эксплуатации конструктивных элементов и инженерного оборудования исследуемого многоквартирного жилого дома до замены исчерпаны. На дату проведения экспертного осмотра установлены следующие недостатки многоквартирного жилого дома по ....
1) техническое состояние домостроения не отвечает требованиям механической безопасности;
2) при существующем физическом износе состояние несущих конструктивных элементов негодное и аварийное, а ненесущих - весьма ветхое;
3) состояние ограждающих конструкций не в состоянии обеспечить соблюдение параметров микроклимата жилого помещения действующим санитарно-эпдемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам;
4) находится в оползневой зоне без отступа от бровки неустойчивого склона берега реки Обь;
5) расположен в зоне производственных и коммунально-складских объектов.
Исходя из выявленных недостатков, эксплуатация данного многоквартирного жилого дома, в т.ч. квартиры №4, представляет угрозу жизни и здоровью граждан.Основанием для признания непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан в исследуемом многоквартирном жилом доме, согласно требованиям п. 33, 34, 35, 36 МДС 13-21.2007, а именно:
- естественный физический износ основного строения лит. А - 66 %;
- несоответствие параметров микроклимата жилых помещений в зимний период года;
- недопустимый уровень надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, наступивший в результате деформации несущих конструкций (фундаментов, стен, перекрытия, крыши, кровли), которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения;
- жилой дом расположен в опасной зоне схода оползней, на бровке неустойчивого склона берега реки Обь;
- расположен в зоне производственных и коммунально-складских объектов.
На основании проведенного анализа данных, полученных при проведении экспертного осмотра и действующих нормативных требований установлено, что многоквартирный жилой дом по .... является аварийным и подлежит сносу. Приведение многоквартирного жилого дома по ...., в технически исправное состояние путем проведения капитального ремонта не представляется возможным в связи с тем, что требуется полная замена фундаментов, перекрытия, лестницы, крыши и кровли. Кроме того, отсутствуют инженерные и проектные решения, которые могли бы предотвратить оползни и укрепить неустойчивый склон берега реки Обь в месте расположения исследуемого жилого дома. Многоквартирный жилой дом по ул. .... подлежит сносу, т.к. представляет опасность для жизни и здоровья граждан. Эксплуатировать исследуемый объект по назначению не представляется возможным, требуется незамедлительное решение вопроса о переселении.
Принимая во внимание, что заключение ООО «АлтайСтройЭксперт» представляет собой полный и последовательный ответ на поставленные перед экспертом вопросы, неясностей и противоречий не содержит, исполнен экспертом, имеющим соответствующие стаж работы и образование, необходимые для производства данного вида работ, предупрежденным об ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, оснований не доверять указанному заключению у суда не имеется, в связи с чем его результаты принимаются судом за основу.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что техническое состояние дома оценено как недопустимое, однако с момента признания дома аварийным и подлежащим сносу прошло значительное время, доказательств того, что администрацией города Барнаула предприняты конкретные действия по отселению из аварийного дома истцов, занимающих жилое помещение по договору социального найма, суду не предоставлено.
Таким образом, наличествует бездействие компетентного органа по предоставлению материальным истцам другого жилого помещения.
Жилищный кодекс Российской Федерации наделяет правом получить жилое помещение из муниципального жилищного фонда по договору социального найма малоимущих граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в таких жилых помещениях по установленным данным Кодексом основаниям (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно статье 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания (пункты 1, 3).
В силу статьи 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного Кодекса).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Таким образом, предоставление гражданам жилого помещения, обусловленное признанием жилого дома аварийным, занимаемого жилого помещения непригодным для проживания, носит компенсационный характер и направлено на улучшение гражданам жилищных условий только с точки зрения безопасности.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014г. разъяснено, что в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, то истцы подлежат обеспечению другим благоустроенным жилым помещением во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Указанное подтверждается руководящими разъяснениями, данными Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года.
Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Анализ норм жилищного законодательства с учетом разъяснений, содержащихся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" свидетельствует о том, что возможность получения вне очереди жилого помещения муниципального жилого фонда по договорам социального найма лицами, проживающими в жилом помещении, которое не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и которые не являются его собственниками, не находится в зависимости от признания указанных граждан малоимущими и нахождения их на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Жилое помещение предоставляется в данном случае не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием прежнего жилья, которое не находится в собственности гражданина, непригодным для проживания, и носит компенсационных характер.
Доказательств того, что материальные истцы обеспечены жильем на каком-либо праве, в судебное заседание ответчиком не представлено.
В соответствии со ст.ст. 86, 89 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Аналогичные положения о равнозначности жилого помещения предусмотрены в Положении о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу.
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений ст. 89 Жилищного Кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Определяя иное равнозначное жилое помещение, подлежащее предоставлению материальным истцам, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.
Истцы занимают квартиру площадью 48,70 кв.м. С учетом изложенного, материальным истцам подлежит предоставлению другое благоустроенное жилое помещение не менее указанной общей площади.
Суд не принимает во внимание довод ответчика о том, что истцы должны быть признаны нуждающимися и малоимущими, поскольку предоставление другого жилого помещения носит компенсационный характер взамен занимаемого, а не в связи с улучшением жилищных условий, следовательно, установление данного факта не имеет правового значения.
В соответствии со ст. 13 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятым Решением Барнаульской городской Думы от 28.02.2018 N 71, к вопросам местного значения относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Решением Барнаульской городской Думы от 30.03.2012г. № 720 утверждено Положение о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов – аварийными и подлежащими сносу.
В соответствии с названным Положением основанием для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, является заключение межведомственной комиссии города Барнаула для оценки жилых помещений о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее - заключение) и распоряжение администрации города о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, сроках отселения граждан.
В целях принятия постановления администрации города о предоставлении жилых помещений гражданам по договорам социального найма наниматели в течение месяца с момента принятия распоряжения, предусмотренного пунктом 1.3 Положения, представляют в комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула документы по перечню (п.2.4 Положения).
Комитет ЖКХ в течение шести месяцев с момента принятия администрацией города Барнаула решения об изъятии земельного участка, готовит проект постановления администрации города о предоставлении жилых помещений (с указанием адреса и характеристик предоставляемого жилого помещения) Договор социального найма заключается комитетом ЖКХ и нанимателем в течение 5 рабочих дней с момента представления всех документов, указанных в настоящем пункте (п.2.5, 2.7 Положения).
В связи с чем обязанность по выделению и предоставлению жилого помещения лежит на администрации города.
Таким образом, суд обязывает администрацию города Барнаула предоставить Поповой Т.А., Хузяевой А.Н., Сафонову И.Д., Хузяеву Т.Е. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в пределах черты муниципального образования городской округ г. Барнаула общей площадью не менее 48,70 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание необходимость соблюдения административной процедуры предоставления жилого помещения, обеспечения баланса интересов сторон, суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда – не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Барнаула в интересах Поповой Тамары Александровны, Хузяевой Анны Николаевны, Сафонова Ильи Дмитриевича, Хузяева Тимура Евгеньевича удовлетворить.
Обязать администрацию г. Барнаула в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Поповой Тамаре Александровне, Хузяевой Анне Николаевне, Сафонову Илье Дмитриевичу, Хузяеву Тимуру Евгеньевичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в пределах черты муниципального образования городской округ г. Барнаул общей площадью не менее 48,7 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.В. Попов