Решение по делу № 33-6685/2022 от 12.10.2022

УИД 29RS0022-01-2022-000713-45

Судья Сараева Н.Е.

№2-1226/2022

Докладчик Рудь Т.Н.

№33-6685/2022

08 декабря 2022 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Мананниковой Т.А.,

судей Рассошенко Н.П., Рудь Т.Н.,

при секретаре Бородиной Е.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 08 декабря 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе Меньшикова А.В. на решение Приморского районного суда Архангельской области от 17 августа 2022 года по исковому заявлению Министерства имущественных отношений <адрес> к Меньшикову А.В. об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения путем продажи с публичных торгов.

Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия

установила:

Министерство имущественных отношений Архангельской области обратилось в суд с исковым заявлением к Меньшикову А.В. об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения путем продажи с публичных торгов.

В обоснование заявленных требований указано, что Североморское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в марте 2022 года направило в адрес истца копии материалов административных дел в отношении Меньшикова А.В., который является собственником земельного участка расположенного по адресу: Архангельская область, Приморский район, центральная часть Приморского кадастрового района с кадастровым номером площадью 31925 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, кадастровой стоимостью 15 324 руб. 48 коп. Данный участок не используется собственником для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности более 3 лет, что подтверждается актами обследования и протоколами осмотра территории от 27.06.2018, 21.10.2019, 27.09.2021. Вынесенные в отношении Меньшикова А.В. предписания об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства не исполнены.

Истец просил изъять для продажи с публичных торгов в связи с неиспользованием для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности спорный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и определить начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах кадастровую стоимость такого земельного участка.

В судебном заседании ответчик Меньшиков А.В. просил отказать в удовлетворении требований.

В судебное заседание представитель истца Министерства имущественных отношений Архангельской области, представитель третьего лица Североморского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Решением Приморского районного суда Архангельской области от 17.08.2022 постановлено:

«Исковые требования Министерства имущественных отношений Архангельской области к Меньшикову А.В. об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения путем продажи с публичных торгов - удовлетворить.

Изъять у Меньшикова А.В. путем продажи с публичных торгов земельный участок с кадастровым номером , площадью 31 925+/-1563 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир место впадения руч. Ильментов в реку Виткурья. Участок находится примерно в 1510 м. по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Архангельская область, Приморский район, центральная часть Приморского кадастрового района, в целях дальнейшей продажи с публичных торгов, установив начальную цену изъятого земельного участка, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 15 324 (пятнадцать тысяч триста двадцать четыре) руб. 00 коп.

Взыскать с Меньшикова А.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей».

С указанным решением не согласился ответчик, в апелляционной жалобе Меньшиков А.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на допущенное судом нарушение норм материального и процессуального права, неверное установление обстоятельств, имеющих значение для дела.

Указывает, что представленный истцом в обоснование заявленных требований акт административного обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не является частью мероприятий, осуществляемых органами государственного надзора при осуществлении земельного надзора в силу положений п. 24, 26, 37, 39, 59 «Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)» (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081). Считает, что в нарушение установленного порядка более года в отношении него уполномоченным органом государственного надзора не предпринималось каких-либо действий. При этом, по итогам выездной проверки на предмет соблюдения земельного законодательства 21.10.2019 были составлены акт проверки физического лица, протокол и выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Однако, на момент обращения в суд с настоящими требованиями право предъявления такого иска отсутствовало, поскольку трехгодичный срок, предусмотренный ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует исчислять не ранее, чем с 21.10.2019.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании подп. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Как предусмотрено ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, или на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в пункте 2 статьи 222 настоящего Кодекса, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями (ст. 285 ГК РФ).

В соответствии с ч.1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках федерального государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 6 названного Федерального закона).

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Как указано подп.1 ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного надзора, вынесший предписание направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 7 ст. 6 названного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пункте 6 статьи 6 данного Закона, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных частью 2 и части 3 указанной статьи.

Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению установлены в соответствии с Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации».

Согласно данному постановлению признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель; наличие признаков, указанных в абзаце втором настоящего пункта, на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного в установленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.

В соответствии с положениями статей 12, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Меньшиков А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 31 925+/-1563 кв.м., расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир место впадения руч. Ильментов в реку Виткурья. Участок находится примерно в 1510 м. по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Архангельская область, Приморский район, центральная часть Приморского кадастрового района, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, кадастровой стоимостью 15 324 руб. 48 коп., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Право собственности Меньшикова А.В. на указанный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением по Республике Карелия, Архангельской области и НАО Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Управление Россельхознадзора) составлен акт административного обследования объекта земельных отношений – земельного участка с кадастровым номером , согласно которому на данном участке не осуществляется сельскохозяйственное производство, а именно: не осуществляется вспашка земли и не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур, не проводится сенокошение и выпас скота. Из-за неиспользования земельного участка для сельскохозяйственного производства наблюдается дикорастущее зарастание его сорной растительностью.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора составлен акт проверки , в ходе которой также был установлен факт неиспользования указанного земельного участка по назначению.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора составлен протокол осмотра земельного участка с кадастровым номером .

По результатам проведенной проверки Управлением Россельхознадзора Меньшикову А.В. выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, срок исполнения определен до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора в отношении Меньшикова А.В. составлен протокол об административном правонарушении .

В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Меньшиков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора составлен протокол осмотра земельного участка с кадастровым номером , из которого следует, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером не осуществляется сельскохозяйственное производство, а именно: вспашка земли и возделывание сельскохозяйственных культур, не проводится выпас скота и сенокошение. Агротехнические и агрохимические мероприятия по борьбе с сорными растениями не проводятся, о чем свидетельствует зарастание на всей площади земельного участка: иван-чай узколистный, крапива двудомная, таволга, бодяк обыкновенный, осот полевой.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора составлен акт выездной внеплановой проверки , по результатам которого установлено невыполнение предписания об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства РФ от 21 октября 2019 года /А-09.1-43П.

По результатам проверки Управлением Россельхознадзора Меньшикову А.В. выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, срок исполнения определен до 25 июля 2022 года.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора в отношении Меньшикова А.В. составлен протокол об административном правонарушении .

Постановлением мирового судьи судебного участка Ломоносовского судебного района г. Архангельска от 08.11.2021 по делу Меньшиков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В связи с неисполнением предписания материалы Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и НАО для решения вопроса о принудительном изъятии спорного земельного участка в соответствии с п. 4 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» были направлены в Министерство имущественных отношений Архангельской области.

Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции, с учетом установленных обстоятельств дела о том, что представленными в дело доказательствами подтверждены факты неиспользования ответчиком более трех лет принадлежащего ему земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства, пришел к выводу о наличии достаточных оснований для принудительного изъятия у Меньшикова А.В. земельного участка и его продажи с публичных торгов.

Доводы апелляционной жалобы об исчислении трехгодичного срока, необходимого для изъятия земельного участка, только с проверки, проведенной в 2019 году, не принимаются.

В соответствии со ст. 286 ГК РФ орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством (ч. 1).

Целью административного обследования, являющегося отдельной мерой государственного земельного надзора, осуществляемого в порядке, предусмотренном положениями статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Правилами проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года № 251 и действовавшими на момент проведения обследования, является систематическое наблюдение за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области охраны земельных отношений, включая контроль за соблюдением обязательных требований и правил по надлежащему использованию земельного участка их собственниками, в том числе физическими лицами. Порядок проведения административного обследования земельного участка позволяет должностным лицам, осуществляющим государственный земельный надзор, самостоятельно и без взаимодействия с правообладателями земельных участков, осуществлять визуальный осмотр объектов земельных правоотношений без доступа на них (абзац 3 пункта 2 Правил).

Согласно пункту 8 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 года № 251, результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года № 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений" или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.

В случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

Результаты административного обследования объектов земельных отношений используются при составлении ежегодных планов проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства Российской Федерации (п. 10 Правил № 251).

По результатам проведенного в 2018 году административного обследования земельный участок Меньшикова А.В. включен в план проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства на 2019 год.

В соответствии с пунктом 12 Правил № 251 результаты административного обследования объекта земельных отношений подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое административное обследование, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации).

Результаты обследования опубликованы на сайте Управления, что подтверждено скрином сайта (п. 27 земельный участок с кадастровым номером 29:16:200501:215).

Таким образом, поскольку полномочия на проведение обследования земельного участка у уполномоченного органа имелись, его результаты зафиксированы надлежащим образом, личного присутствия и извещения Меньшикова А.В. не требовалось, информация о выявленных нарушениях размещена на сайте Управления, судебная коллегия считает подтвержденным факт нарушения, выразившегося в неиспользовании по назначению земельного участка в 2018 году.

Таким образом, в совокупности земельный участок не используется по целевому назначению в течение трех лет, у суда имелись основания для удовлетворения иска об изъятии земельного участка.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, исследованным доказательствам оценка дана в соответствии с требованиями процессуального закона, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Приморского районного суда Архангельской области от 17 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Меньшикова А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Т.А. Мананникова

Судьи

Н.П. Рассошенко

Т.Н. Рудь

УИД 29RS0022-01-2022-000713-45

Судья Сараева Н.Е.

№2-1226/2022

Докладчик Рудь Т.Н.

№33-6685/2022

08 декабря 2022 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Мананниковой Т.А.,

судей Рассошенко Н.П., Рудь Т.Н.,

при секретаре Бородиной Е.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 08 декабря 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе Меньшикова А.В. на решение Приморского районного суда Архангельской области от 17 августа 2022 года по исковому заявлению Министерства имущественных отношений <адрес> к Меньшикову А.В. об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения путем продажи с публичных торгов.

Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия

установила:

Министерство имущественных отношений Архангельской области обратилось в суд с исковым заявлением к Меньшикову А.В. об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения путем продажи с публичных торгов.

В обоснование заявленных требований указано, что Североморское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в марте 2022 года направило в адрес истца копии материалов административных дел в отношении Меньшикова А.В., который является собственником земельного участка расположенного по адресу: Архангельская область, Приморский район, центральная часть Приморского кадастрового района с кадастровым номером площадью 31925 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, кадастровой стоимостью 15 324 руб. 48 коп. Данный участок не используется собственником для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности более 3 лет, что подтверждается актами обследования и протоколами осмотра территории от 27.06.2018, 21.10.2019, 27.09.2021. Вынесенные в отношении Меньшикова А.В. предписания об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства не исполнены.

Истец просил изъять для продажи с публичных торгов в связи с неиспользованием для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности спорный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и определить начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах кадастровую стоимость такого земельного участка.

В судебном заседании ответчик Меньшиков А.В. просил отказать в удовлетворении требований.

В судебное заседание представитель истца Министерства имущественных отношений Архангельской области, представитель третьего лица Североморского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Решением Приморского районного суда Архангельской области от 17.08.2022 постановлено:

«Исковые требования Министерства имущественных отношений Архангельской области к Меньшикову А.В. об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения путем продажи с публичных торгов - удовлетворить.

Изъять у Меньшикова А.В. путем продажи с публичных торгов земельный участок с кадастровым номером , площадью 31 925+/-1563 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир место впадения руч. Ильментов в реку Виткурья. Участок находится примерно в 1510 м. по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Архангельская область, Приморский район, центральная часть Приморского кадастрового района, в целях дальнейшей продажи с публичных торгов, установив начальную цену изъятого земельного участка, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 15 324 (пятнадцать тысяч триста двадцать четыре) руб. 00 коп.

Взыскать с Меньшикова А.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей».

С указанным решением не согласился ответчик, в апелляционной жалобе Меньшиков А.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на допущенное судом нарушение норм материального и процессуального права, неверное установление обстоятельств, имеющих значение для дела.

Указывает, что представленный истцом в обоснование заявленных требований акт административного обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не является частью мероприятий, осуществляемых органами государственного надзора при осуществлении земельного надзора в силу положений п. 24, 26, 37, 39, 59 «Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)» (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081). Считает, что в нарушение установленного порядка более года в отношении него уполномоченным органом государственного надзора не предпринималось каких-либо действий. При этом, по итогам выездной проверки на предмет соблюдения земельного законодательства 21.10.2019 были составлены акт проверки физического лица, протокол и выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Однако, на момент обращения в суд с настоящими требованиями право предъявления такого иска отсутствовало, поскольку трехгодичный срок, предусмотренный ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует исчислять не ранее, чем с 21.10.2019.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании подп. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Как предусмотрено ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, или на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в пункте 2 статьи 222 настоящего Кодекса, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями (ст. 285 ГК РФ).

В соответствии с ч.1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках федерального государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 6 названного Федерального закона).

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Как указано подп.1 ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного надзора, вынесший предписание направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 7 ст. 6 названного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пункте 6 статьи 6 данного Закона, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных частью 2 и части 3 указанной статьи.

Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению установлены в соответствии с Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации».

Согласно данному постановлению признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель; наличие признаков, указанных в абзаце втором настоящего пункта, на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного в установленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.

В соответствии с положениями статей 12, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Меньшиков А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 31 925+/-1563 кв.м., расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир место впадения руч. Ильментов в реку Виткурья. Участок находится примерно в 1510 м. по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Архангельская область, Приморский район, центральная часть Приморского кадастрового района, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, кадастровой стоимостью 15 324 руб. 48 коп., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Право собственности Меньшикова А.В. на указанный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением по Республике Карелия, Архангельской области и НАО Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Управление Россельхознадзора) составлен акт административного обследования объекта земельных отношений – земельного участка с кадастровым номером , согласно которому на данном участке не осуществляется сельскохозяйственное производство, а именно: не осуществляется вспашка земли и не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур, не проводится сенокошение и выпас скота. Из-за неиспользования земельного участка для сельскохозяйственного производства наблюдается дикорастущее зарастание его сорной растительностью.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора составлен акт проверки , в ходе которой также был установлен факт неиспользования указанного земельного участка по назначению.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора составлен протокол осмотра земельного участка с кадастровым номером .

По результатам проведенной проверки Управлением Россельхознадзора Меньшикову А.В. выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, срок исполнения определен до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора в отношении Меньшикова А.В. составлен протокол об административном правонарушении .

В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Меньшиков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора составлен протокол осмотра земельного участка с кадастровым номером , из которого следует, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером не осуществляется сельскохозяйственное производство, а именно: вспашка земли и возделывание сельскохозяйственных культур, не проводится выпас скота и сенокошение. Агротехнические и агрохимические мероприятия по борьбе с сорными растениями не проводятся, о чем свидетельствует зарастание на всей площади земельного участка: иван-чай узколистный, крапива двудомная, таволга, бодяк обыкновенный, осот полевой.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора составлен акт выездной внеплановой проверки , по результатам которого установлено невыполнение предписания об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства РФ от 21 октября 2019 года /А-09.1-43П.

По результатам проверки Управлением Россельхознадзора Меньшикову А.В. выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, срок исполнения определен до 25 июля 2022 года.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора в отношении Меньшикова А.В. составлен протокол об административном правонарушении .

Постановлением мирового судьи судебного участка Ломоносовского судебного района г. Архангельска от 08.11.2021 по делу Меньшиков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В связи с неисполнением предписания материалы Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и НАО для решения вопроса о принудительном изъятии спорного земельного участка в соответствии с п. 4 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» были направлены в Министерство имущественных отношений Архангельской области.

Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции, с учетом установленных обстоятельств дела о том, что представленными в дело доказательствами подтверждены факты неиспользования ответчиком более трех лет принадлежащего ему земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства, пришел к выводу о наличии достаточных оснований для принудительного изъятия у Меньшикова А.В. земельного участка и его продажи с публичных торгов.

Доводы апелляционной жалобы об исчислении трехгодичного срока, необходимого для изъятия земельного участка, только с проверки, проведенной в 2019 году, не принимаются.

В соответствии со ст. 286 ГК РФ орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством (ч. 1).

Целью административного обследования, являющегося отдельной мерой государственного земельного надзора, осуществляемого в порядке, предусмотренном положениями статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Правилами проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года № 251 и действовавшими на момент проведения обследования, является систематическое наблюдение за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области охраны земельных отношений, включая контроль за соблюдением обязательных требований и правил по надлежащему использованию земельного участка их собственниками, в том числе физическими лицами. Порядок проведения административного обследования земельного участка позволяет должностным лицам, осуществляющим государственный земельный надзор, самостоятельно и без взаимодействия с правообладателями земельных участков, осуществлять визуальный осмотр объектов земельных правоотношений без доступа на них (абзац 3 пункта 2 Правил).

Согласно пункту 8 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 года № 251, результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года № 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений" или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.

В случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

Результаты административного обследования объектов земельных отношений используются при составлении ежегодных планов проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства Российской Федерации (п. 10 Правил № 251).

По результатам проведенного в 2018 году административного обследования земельный участок Меньшикова А.В. включен в план проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства на 2019 год.

В соответствии с пунктом 12 Правил № 251 результаты административного обследования объекта земельных отношений подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое административное обследование, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации).

Результаты обследования опубликованы на сайте Управления, что подтверждено скрином сайта (п. 27 земельный участок с кадастровым номером 29:16:200501:215).

Таким образом, поскольку полномочия на проведение обследования земельного участка у уполномоченного органа имелись, его результаты зафиксированы надлежащим образом, личного присутствия и извещения Меньшикова А.В. не требовалось, информация о выявленных нарушениях размещена на сайте Управления, судебная коллегия считает подтвержденным факт нарушения, выразившегося в неиспользовании по назначению земельного участка в 2018 году.

Таким образом, в совокупности земельный участок не используется по целевому назначению в течение трех лет, у суда имелись основания для удовлетворения иска об изъятии земельного участка.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, исследованным доказательствам оценка дана в соответствии с требованиями процессуального закона, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Приморского районного суда Архангельской области от 17 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Меньшикова А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Т.А. Мананникова

Судьи

Н.П. Рассошенко

Т.Н. Рудь

33-6685/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство имущественных отношений Архангельской области
Ответчики
Меньшиков Александр Валерьевич
Другие
Североморское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Рудь Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.arh.sudrf.ru
12.10.2022Передача дела судье
08.11.2022Судебное заседание
08.12.2022Судебное заседание
08.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее