Решение по делу № 2-229/2022 от 06.07.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Еланцы                                ДД.ММ.ГГГГ 2022 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.В., при секретаре Орловой А.В., с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> В.Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «О» об обязании осуществить постановку на государственный кадастровый учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, разработать программу производственного экологического контроля,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Ольхонский районный суд <адрес> с иском к ООО «О» об обязании осуществить постановку на государственный кадастровый учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в органе исполнительной власти <адрес>, осуществляющий ведение государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, разработать программу производственного экологического контроля в течение одного календарного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска истец указал на неисполнение ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности по эксплуатации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В судебном заседании представитель истца В.Д.С. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явился, отзыва на иск суду не представил, исковые требования не оспорил.

Выслушав представителя истца, исследовав и оценив с учетом положений статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» загрязнением атмосферного воздуха является - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

В соответствии с п.1 ст.69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Согласно материалам дела ООО «О» осуществляет производственную деятельность в границах Байкальской природной территории, на земельных участках, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>.

Угольные котельные «Ш» и «Ц» переданы Обществу во владение и пользование на основании трехстороннего концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

В угольной котельной «Ш» установлены три водогрейных котла марки «КВр», выброс загрязняющих веществ осуществляется через организованный источник – дымовую трубу. Котельная эксплуатируется на твердом топливе – угле марки 3Бр, Др, Г, поставку которого осуществляет ООО «Ш», ИП К.Е.О., ООО «И» на основании договоров поставки угля.

В угольной котельной «Ц» установлены пять водогрейных котлов марки «КВр», выброс загрязняющих веществ осуществляется через организованный источник – дымовую трубу. Котельная эксплуатируется на твердом топливе – угле марки 3Бр, Др, Г, поставку которого осуществляет ООО «Ш», ИП К.Е.О., ООО «И» на основании договоров поставки угля.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха») в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

В силу п. 3 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (согласно ст.12 указанного Федерального закона в редакции от 01.01.2015) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Согласно ст.17 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории, осуществляется для каждой экологической зоны уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

В силу п. 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572, основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.

Порядок предоставления муниципальной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору регламентирован приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно экспертному заключению по проекту ПДВ от ДД.ММ.ГГГГ в выбросах от котлоагрегатов содержатся следующие загрязняющие вещества, подлежащие нормированию: диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, оксид углерода, бензапирен, керосин, пыль неорганическая с содержанием кремния 20-70 процентов, пыль неорганическая с содержанием кремния менее 20 процентов.

Согласно государственному реестру объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, размещенному на официальном портале Росприроднадзора в сети Интернет, сведения об объекте негативного воздействия на окружающую среду – ООО «О» отсутствуют.

Из информации от Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> природной территории от ДД.ММ.ГГГГ следует, что угольные котельные «Ц» и «Ш», расположенные по адресу: <адрес> и <адрес>, эксплуатируемые ответчиком, не включены в Федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее – Постановление) критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории являются наличие одновременно следующих критериев:

а) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 и 9 Постановления);

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Указанные в п.п. 8 и 9 Постановления исключения на ООО «Теплостроительная компания «Ольхон» не распространяются, по причине эксплуатации водогрейных котлов совокупной проектной тепловой мощностью более 2 Гкал/час (Обществом эксплуатируются 2 водогрейных котла марки «КВр-0,8 (КВр-0,93МВт)» мощностью 0,8 Гкал/час каждый; 3 водогрейных котла марки «КВр-0,8КБ (Гефест-0,8-95ТР)» мощностью 0,69 Гкал/час каждый и 3 водогрейных котла «КВр-0,7 КБ» мощностью 0,6 Гкал/час каждый) и неиспользовании оборудования исключительно для целей исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро).

В соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 «Классификация и общие требования безопасности» по степени воздействия на организм человека вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности: 1-й – вещества чрезвычайно опасные; 2-й – вещества высокоопасные; 3-й – вещества умеренно опасные; 4-й –вещества малоопасные.

Классы опасности загрязняющих веществ утверждены в санитарных правилах и норм Санпин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2, в том числе для бенз(а)пирена установлен 1 класс опасности (чрезвычайно опасные вещества).

Согласно методическим рекомендациям по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанным Научно-исследовательским институтом охраны атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера), введенных в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333, в выбросах, отходящих от котлоагрегатов содержится в том числе загрязняющее вещество: бенз(а)пирен.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание наличие на объекте стационарного источника загрязнения окружающей среды в составе выбросов вещества I класса опасности, котельная не подпадает под критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

Как установлено судом, ответчиком до настоящего времени не поставлены на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, программа производственного экологического контроля не разработана, производственный экологический контроль не осуществляется.

В силу ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

В силу части 1 статьи 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор (ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Таким образом, непостановка эксплуатируемых «ООО «О»» объектов в качестве оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и неосуществление на таких объектах производственного экологического контроля нарушает требования федерального законодательства и препятствует присвоению объектам соответствующей категории.

Кроме того, суд считает, что невыполнение ответчиком приведенных требований природоохранного законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятные окружающую среду и атмосферный воздух как жизненно важный компонент окружающей среды, а также противоречит интересам Российской Федерации в сфере охраны атмосферного воздуха на Байкальской природной территории и сохранения озера Байкал, являющегося уникальной экологической системой Российской Федерации, а также объектом всемирного природного наследия.

Данные обстоятельства ответчиком не оспорены, доказательств обратного суду не представлено, вследствие чего исковые требования подлежат удовлетворению.

В связи с чем, суд признает обоснованными доводы прокурора о необходимости возложения на ответчика ООО «О» обязанности принять меры к постановке в установленном порядке котельной, обязанности разработать и утвердить программу производственного экологического контроля на котельной.

Согласно статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, суд учитывает положения пункта 2 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которым постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В связи с чем, считает необходимым определить срок исполнения решений суда в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с указанным, суд полагает необходимым взыскать с ответчика на основании ст. 333.19 НК РФ госпошлину по требованию неимущественного характера в размере 6000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать ООО «О» (ИНН/ОГРН /) осуществить постановку на государственный кадастровый учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в органе исполнительной власти <адрес>, осуществляющий ведение государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, разработать программу производственного экологического контроля в течение одного календарного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ООО «О» (ИНН/ОГРН /) в доход местного бюджета государственную госпошлину в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                 Т.В. Афанасьева

2-229/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ольхонского района
Ответчики
ООО Теплостроительная компания Ольхон
Суд
Ольхонский районный суд Иркутской области
Судья
Афанасьева Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
olhonsky.irk.sudrf.ru
06.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.07.2022Передача материалов судье
07.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2022Судебное заседание
16.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее