№ 12-87/2022
УИД № 44RS0028-01-2022-000585-27
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 26 апреля 2022 года
Судья Костромского районного суда Костромской области Еськова А.В.,
с участием заявителя Волхонского А.А.,
представителя Волхонского А.А. – ФИО6,
представителя Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Волхонского Алексея Анатольевича на постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям ФИО5 от 4 марта 2022 года №, которым
генеральный директор ООО «Минское» Волхонский Алексей Анатольевич, *****, привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,
установил:
Генеральный директор ООО «Минское» Волхонский А.А. постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям ФИО5 от 4 марта 2022 года № признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В постановлении указано, что по результатам проведенной внеплановой документарной проверки в период с 11 февраля 2022 года по 15 февраля 2022 года установлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером №, общей площадью 660666+/-2845 кв.м., расположенный по адресу: Костромская обл., Костромской р-н, в районе д. Руболдино, примерно в 350 м по направлению на северо-запад от ориентира ОМЗ №, в северо-восточной части очагово и единично зарастает борщевиком Сосновского, растения борщевика находятся на участке в засушенном виде с соцветиями зонтиками со сформированными семенами. Земельный участок сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером №, общей площадью 2215358+/-5337 кв.м., расположенный по адресу: Костромская обл., Костромской р-н, с. Минское, в юной части на площади 3,5 га зарастает многолетней сорной растительностью, сорные растения находятся на участке в засушенном виде со сформированными семенами, очагово и единично зарастает борщевиком Сосновского и древесно-кустарниковой растительностью. В сухом травостое сорных трав обнаружена свалка строительных и бытовых отходов, образованная деревянными конструкциями, металлической и пластиковой тарой, полиэтиленовыми пакетами и пр. Изложенные нарушения вызваны бездействием собственника земельного участка по использованию земельного участка и проведению предупредительных мер борьбы с зарастанием древесно-кустарниковой и многолетней сорной растительностью.
Не согласившись с указанным постановлением, Волхонский А.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что административным органом при вынесении постановления не была учтена ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и возможность назначения наказания в виде предупреждения, поскольку ООО «Минское» является субъектом малого предпринимательства. Полагает, что назначенное наказание является чрезмерно суровым и несоразмерным допущенному нарушению, не отвечает принципам публично-правовой ответственности, а также является существенной дополнительной финансовой нагрузкой. При вынесении штрафа не был учтен характер допущенных нарушений, нестабильная экономическая обстановка в стране, в том числе в связи с пандемией Covid-19 и военной операцией на Украине. На момент вынесения постановления несанкционированная свалка устранена. Зарастание сорной растительностью будет ликвидировано в ближайшее время. Кроме того, полагает, что имеются основания для признания деяния малозначительным в силу ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании Волхонский А.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме. Пояснил, что ООО «Минское» занимается выращиванием сельскохозяйственных культур – овощей, зерновых, а также животноводством и производством молочной продукции. В собственности ООО «Минское» находится примерно 30-40 земельных участков, проверить состояние которых затруднительно. После обнаружения на земельных участках свалки бытовых отходов, сорной травы, были предприняты меры к устранению выявленных нарушений. Свалка была удалена. Меры к удалению сорной растительности, в том числе борщевика Сосновского, не предпринимались ввиду снежного покрова, предприняты примерно две недели назад.
Представитель Волхонского А.А. – ФИО6, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала. Пояснила, что все нарушения были признаны Волхонским А.А. при проведении проверки. Свалка, обнаруженная на одном из участков, возникла не по вине юридического лица. Однако, меры к ее удалению были предприняты. На момент вынесения постановления свалки уже не было, в подтверждение чего были представлены фотоснимки. Устранить нарушение в виде удаления сорной растительности было невозможно ввиду снежного покрова. Полагает, что назначенное наказание при изложенных обстоятельствах суровое. Просила учесть нестабильную экономическую обстановку в стране, финансовое положение привлеченного лица, а также то, что Волхонский А.А. впервые привлекается к административной ответственности. ООО «Минское» является субъектом малого предпринимательства. В связи с чем просила применить положения ст.ст. 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ и заменить назначенное наказание на предупреждение. Ходатайство о применении данных положений подавалось при рассмотрении дела должностным лицом. Однако, не было принято во внимание.
Представитель Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям ФИО4 пояснил, что проверка проводилась в отношении двух земельных участков, на одном из которых было обнаружено наличие сорной растительности, в том числе борщевика Сосновского, а на втором – сорной растительности и свалки бытовых отходов. К моменту вынесения постановления свалка действительно была удалена, в подтверждение чего были представлены фотоснимки. Были ли устранены иные нарушения, ему не известно. В дальнейшем рассмотрение обоих дел объединено в одно производство, вынесено постановление о привлечении к административной ответственности с учетом всех данных. Полагает постановление правомерным и законным. Ходатайство о замене наказания на предупреждение действительно подавалось. Однако, должностное лицо, вынесшее постановление, пришло к выводу об отсутствии оснований для применения данных норм закона. наличие на участках сорной растительности влечет угрозу причинения вреда не только состоянию земель, но и угрозу пожарной опасности.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу ч. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В соответствии со ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
В ГОСТ 16265-89 «Государственный стандарт Союза ССР. Земледелие. Термины и определения», утвержденном и введенном в действие Постановлением Госстандарта СССР от 25 декабря 1989 года № 4093, под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество.
Зарастание земельного участка сорной растительностью, деревьями и кустарниками, захламление может препятствовать использованию сельскохозяйственных угодий по целевому назначению, оказывать негативное воздействие на окружающую среду и на плодородный слой почвы.
Вышеуказанный ГОСТ также определяет комплекс мероприятий по осуществлению сельскохозяйственного производства, основанный на рациональном использовании земли, к которым относится уничтожение сорняков, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и на плодородный слой почвы в целом.
Признаки неиспользования земельных участков с учётом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации установлены Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года № 369, согласно которому неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:
- на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;- на сенокосах не производится сенокошение;
- на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
- на пастбищах не производится выпас скота;
- на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждении и не осуществляется раскорчёвка списанных многолетних насаждений;
- залесенностъ и (или) закустаренностъ составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
- залесенностъ и (или) закустаренностъ на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
- закочкаренностъ и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка».
Согласно выпискам из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 2215358+/-5337 кв.м., местоположение: Костромская область, Костромской р-н, с. Минское, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, принадлежит на праве собственности ООО «Минское» с 11 января 2021 года.
Земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 660666+/-2845 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ОМЗ №. Участок находится примерно в 350 м по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Костромская область, Костромской р-н, д. Руболдино, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, принадлежит на праве собственности ООО «Минское» с 15 ноября 2016 года.
Как следует из материалов дела, на основании задания № 14 от 28 октября 2021 года на проведение в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) выездного обследования отделом государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановский областям произведен осмотр вышеуказанных земельных участков.
По результатам контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером № общей площадью 660666+/-2845 кв.м., расположенный по адресу: Костромская обл., Костромской р-н, в районе д. Руболдино, примерно в 350 м по направлению на северо-запад от ориентира ОМЗ №, в северо-восточной части очагово и единично зарастает борщевиком Сосновского, растения борщевика находятся на участке в засушенном виде с соцветиями зонтиками со сформированными семенами; земельный участок сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 44:07:072001:401, общей площадью 2215358 +/- 5337 кв.м., расположенный по адресу: Костромская обл., Костромской р-н, с. Минское, в южной части на площади 3,5 га зарастает многолетней сорной растительностью, сорные растения находятся на участке в засушенном виде со сформированными семенами, очагово и единично зарастает борщевиком Сосновского и древесно-кустарниковой растительностью. В сухом травостое сорных трав обнаружена свалка строительных и бытовых отходов, образованная деревянными конструкциями, металлической и пластиковой тарой, полиэтиленовыми пакетами и пр. зарастает многолетней сорной (видно из-под снежного покрова), древесно-кустарниковой растительностью единичными и групповыми экземплярами (березы, ивы).
По результатам проведения выездного обследования составлено заключение от 28 октября 2021 года № 14.
На основании мотивированного представления старшего государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановским областям ФИО8. от 25 января 2022 года принято решение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Минское».
По результатам проверки составлен акт документарной проверки №-К-22д, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 44:07:072002:196 очагово и единично зарастает борщевиком Сосновского, растения борщевика находятся на участке в засушенном виде с соцветиями зонтиками со сформированными семенами; земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:401 в южной части на площади 3,5 га зарастает многолетней сорной растительностью, сорные растения находятся на участке в засушенном виде со сформированными семенами, очагово и единично зарастает борщевиком Сосновского и древесно-кустарниковой растительностью. В сухом травостое сорных трав обнаружена свалка строительных и бытовых отходов, образованная деревянными конструкциями, металлической и пластиковой тарой, полэтиленовыми пакетами и пр.
На основании вышеуказанного акта проверки в отношении ООО «Минское» и генерального директора ООО «Минское» Волхонского А.А. были составлены протоколы об административном правонарушении от 21 февраля 2022 года № и № по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Определением от 4 марта 2022 года дела, возбужденные в отношении ООО «Минское» и Волхонского А.А. объединены в одно производство.
4 марта 2022 года заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям ФИО5 вынесено постановление о назначении генеральному директору ООО «Минское» Волхонскому А.А. административного наказания по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Факт совершения правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом осмотра с фотоматериалами, актом документарной проверки, протоколом об административном правонарушении; наличие на земельном участке многолетней сорной растительности и свалки на момент проведения проверки не оспаривается Волхонским А.А.
Оснований не доверять данным доказательствам у суда не имеется.
В силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников сельскохозяйственных земель.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, является формальным, наступление последствий в виде ухудшения качества земли в результате невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению и защите земель от негативного воздействия не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности.
В своей жалобе Волхонский А.А., не оспаривая факт совершения административного правонарушения, выражает несогласие с назначенным по делу наказанием, считает его чрезмерно строгим и не соответствующим совершенному деянию. Полагает возможным прекратить производство по делу ввиду малозначительности деяния, либо назначить наказание в виде предупреждения.
В ст. 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения лица от административной ответственности за малозначительные правонарушения, а предоставляет только право суду принять такое решение.
В п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
По смыслу приведенных разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Вместе с тем суд принимает во внимание, что Волхонским А.А. меры к устранению выявленных нарушений были предприняты незамедлительно, часть из нарушений с учетом погодных условий была устранена до вынесения постановления по делу, нарушения выявлены очагово на каждом земельном участке, отягчающие обстоятельства по делу отсутствуют. При таких обстоятельствах считаю, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава вмененного правонарушения, оно не причинило существенного вреда интересам общества и государства, поэтому совершенное правонарушение возможно признать малозначительным и освободить должностное лицо от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, которое не является наказанием, но служит мерой предупреждения совершения правонарушений, применяя к лицу положения ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения.
Каких-либо запретов на применение данной нормы в отношении ст. 8.7 КоАП РФ не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям ФИО5 от 4 марта 2022 года № о привлечении генерального директора ООО «Минское» Волхонского Алексея Анатольевича к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Волхонского Алексея Анатольевича прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Объявить Волхонскому А.А. устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи жалобы через Костромской районный суд Костромской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В.Еськова