Решение по делу № 33-1181/2022 от 24.02.2022

Судья Глатенко Ю.В.                             Дело № 2-152/2021

УИД 35RS0002-01-2020-001436-15

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 мая 2022 года № 33-1181/2022

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.,

судей Белозеровой Л.В., Махиной Е.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кустовой Д.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ларионовой Т.И., Каменевой А.А., Зародовой В.А., Косенкова Ю.М. на решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 01 декабря 2021 года по иску Ларионовой Т.И., Каменевой А.А., Зародовой В.А., Косенкова Ю.М. к Представительному Собранию Чагодощенского муниципального района, администрации Чагодощенского муниципального района Вологодской области, Финансовому управлению Чагодощенского муниципального района Вологодской области об устранении нарушения пенсионных прав.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения истцов Ларионовой Т.И., Каменевой А.А., Зародовой В.А.,
Косенковой Ю.М., представителя ответчиков Представительного собрания Чагодощенского муниципального района, администрации Чагодощенского муниципального района, Финансового управления Чагодощенского муниципального района по доверенностям Бараусовой Т.М., судебная коллегия

установила:

Ларионова Т.И., Каменева А.А., Зародова В.А., Косенкова Ю.М. обратились в суд с иском к Представительному Собранию Чагодощенского муниципального района, администрации Чагодощенского муниципального района Вологодской области, Финансовому управлению Чагодощенского муниципального района Вологодской области, в котором с учетом уточнения просили взыскать с ответчика в пользу каждой сумму недоначисленной и невыплаченной пенсии за выслугу лет муниципальной службы в размере 400 000 рублей за период с 01 января 2007 года по декабрь 2020 года, установить каждой пенсию за выслугу лет муниципальной службы в размере 5 314 рублей, взыскать в пользу каждой расходы за услуги адвоката по оформлению иска, почтовые расходы, Ларионова Т.И. просила установить факт, что она на момент увольнения из администрации Белокрестского сельского совета занимала должность главного бухгалтера.

Исковые требования мотивированы тем, что Косенкова Ю.М. работала в финансовом отделе Чагодощенского райисполкома в должности главного бухгалтера, Зародова В.А. состояла в трудовых отношениях с администрацией Чагодощенского муниципального района в должности начальника общего отдела администрации, Каменева А.А. работала в Лукинском сельсовете в должности заместителя главы администрации Ларионова Т.П. состояла в трудовых отношениях с Белокрестским сельским советом в должности бухгалтера, их стаж составлял более 30 лет, стаж Зародовой В.А. более 25 лет. На пенсию они вышли до 01 января 2007 года. Органы местного самоуправления за счет средств местных бюджетов вправе определять условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим. Полагали, что должности, которые они занимали, относятся к должностям муниципальной службы. Постановлением Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района от <ДАТА> установлен порядок назначения и уплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, согласно которому муниципальным служащим устанавливается пенсия при непрерывном стаже для женщин 10 лет и тем лицам, чья служба прекратилась после 01 января 2007 года. В соответствии с указанным Положением право на пенсию не было признано за истцами, что они посчитали дискриминацией. Решением Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района №... от <ДАТА> установлены новые минимальные и максимальные пределы муниципальной пенсии от 1000 рублей до 9000 рублей, в дальнейшем размеры пенсии изменялись. Решением Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района от <ДАТА> №... утратило силу Положение от 2006 года, принято новое Положение, которым установлен новый порядок установления пенсии за выслугу лицам, замещавшим должности муниципальной службы, договор с которыми прекращен после 01 января 2007 года. После рассмотрения представления прокурора от <ДАТА> решением представительного органа от <ДАТА> №... за истцами было признано право на пенсию за выслугу лет на муниципальной службе. На основании заявлений с августа и сентября 2020 года истцы получают пенсию в размере, который менее минимально установленного предела в 2000 рублей, что не соответствует группам должностей, которые они занимали. Истцы ввиду юридической неграмотности были вынуждены заключить соглашение с адвокатом Кузнецовым Е.М., за услуги которого им выплачена испрашиваемая сумма. Также ими понесены почтовые расходы на отправку корреспонденции ответчикам.

Решением Бабаевского районного суда Вологодской области от 01 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены частично.

Установлен факт того, что Ларионова Т.И. на момент увольнения 30 июня 2003 года из администрации Белокрестского сельсовета занимала должность главного бухгалтера.

В остальной части иска отказано.

С администрации Чагодощенского муниципального района в пользу Ларионовой Т.И. взысканы судебные расходы в размере 1236 рублей 69 копеек.

Ссылаясь на доводы иска, в апелляционной жалобе Ларионова Т.И., Каменева А.А., Зародова В.А., Косенкова Ю.М. ставят вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной пенсии за выслугу лет муниципальной службы в размере 400 000 рублей за период с 01 января 2007 года по декабрь 2020 года, установлении каждой пенсии за выслугу лет муниципальной службы в размере 5 314 рублей, взыскании расходов по оплате услуг представителя и почтовых расходов с принятием в указанной части нового судебного акта об удовлетворении иска. Указывают, что на момент выхода на пенсию имели право не пенсионное обеспечение муниципальных служащих. Полагают, что положения о сроке исковой давности в данном случае не применимы, поскольку пенсия не была доначислена и выплачена по вине выплачивающих её органов, размер пенсии не может быть менее 5317 рублей, установленных статьей 4 Закона Вологодской области
от 05 июля 1996 года.

В возражениях на апелляционную жалобу Представительное Собрание Чагодощенского муниципального района просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Определением от 22 марта 2022 года судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы Ларионова Т.И., Каменева А.А., Зародова В.А., Косенкова Ю.М. уточненные исковые требования поддержали, просили удовлетворить, пояснили, что задолженности выплате доплаты к пенсии у ответчиков перед ними не имеется.

Представитель ответчиков Представительного собрания Чагодощенского муниципального района, администрации Чагодощенского муниципального района, Финансового управления Чагодощенского муниципального района по доверенностям Бараусова Т.М. возражала против удовлетворения иска о взыскании недоначисленной и невыплаченной им пенсии за выслугу лет муниципальной службы в размере 400 000 рублей каждому истцу.

Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия полагает исковые требования Ларионовой Т.И. об установлении факта ее работы в должности главного бухгалтера подлежащими удовлетворению.

Согласно положениям статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, условиями, необходимыми для установления фактов, имеющих юридическое значение, являются такие обстоятельства, когда заявителю невозможно получение в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.

Согласно записи в трудовой книжке, <ДАТА> Ларионова Т.И. была принята на работу в Белокрестский сельский совет на должность бухгалтера, уволена <ДАТА>.

Из пояснений Ларионовой Т.И. следует, что ее должность значилась «главный бухгалтер».

Из представленных суду штатных расписаний работников администрации Белокрестского сельского совета следует, что в 2000 и 2001 годах числилась должность бухгалтера, а в 2002 году – только главного бухгалтера.

Согласно аттестационному листу Ларионовой Т.И и отзыву на подлежащего аттестации муниципального служащего, на момент аттестации в 2003 году истец занимала должность главного бухгалтера администрации Белокрестского сельсовета.

При этом судебной коллегией принимается во внимание отсутствие возражений представителя ответчиков по поводу установления факта занятия Ларионовой Т.И. должности главного бухгалтера на момент увольнения.

При установленных по делу обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что на момент увольнения из администрации Белокрестского сельского совета Ларионова Т.И. занимала должность главного бухгалтера.

Рассматривая исковые требования о взыскании с ответчиков недоначисленной и невыплаченной пенсии за выслугу лет муниципальной службы в размере 400 000 рублей за период с 01 января 2007 года по декабрь 2020 года, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении их без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ) муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Приведенные нормативные положения Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года
№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон в спорный период принят не был, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года
№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Понятия «муниципальная служба» и «муниципальный служащий» впервые были закреплены Федеральным законом от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ).

Статьей 21 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ предусматривалось, что лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определялись уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом (при этом, перечень таких должностей Федеральным законом № 154-ФЗ определен не был).

Согласно разъяснениям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 августа 2014 года № 18-1/В-595 под «временем работы на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы)» понимаются периоды замещения должностей в соответствии с Федеральными законами № 8-ФЗ и № 25-ФЗ, предусмотренных соответствующим реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Требование о необходимости принятия субъектами Российской Федерации законов, утверждающих реестры муниципальных должностей муниципальной службы, было закреплено статьей 8 Федерального закона от 8 января 1998 года
№ 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ).

Впервые на территории Вологодской области должности муниципальной службы были предусмотрены в Реестре муниципальных должностей, введенным в действие Законом области от 27 октября 1999 года № 421-ОЗ «О реестре муниципальных должностей» (далее - Закон Вологодской области № 421-ОЗ).

Позднее должности муниципальной службы были предусмотрены законом Вологодской области от 28 ноября 2005 года № 1366-ОЗ «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы» (далее - закон Вологодской области № 1366-ОЗ) и, в настоящее время, - законом Вологодской области от 09 октября 2007 года № 1663-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области" (далее закон Вологодской области № 1663-ОЗ).

Таким образом, к муниципальным служащим органов местного самоуправления области относятся лица, замещавшие должности, предусмотренные реестрами должностей, введенными законами Вологодской области № 421-ОЗ, № 1366-ОЗ и № 1663-ОЗ.

Как следует из материалов дела, в период с 03 мая 1984 года по 06 июня 1997 года Косенкова Ю.М. работала в финансовом отделе Чагодощенского райисполкома в должности главного бухгалтера.

В период с 11 января 1994 года по 10 апреля 1998 года Зародова В.А. состояла в трудовых отношениях с администрацией Чагодощенского муниципального района в должности начальника общего отдела администрации.

Косенкова Ю.М., Зародова В.А. просят взыскать недоначисленную и невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с 2007 года по 2020 год, ссылаясь на Положение о порядке установления пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы, утвержденное постановлением Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района от <ДАТА> №... (далее – Положение 2006 года).

Указанное постановление Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района вступило в законную силу с 01 января 2007 года и действовало до принятия Представительным Собранием Чагодощенского муниципального района решения от <ДАТА> №....

В соответствии с преамбулой Положения 2006 года оно определяло порядок установления и выплаты пенсии лицам, замещавшим выборные и иные муниципальные должности органов местного самоуправления Чагодощенскому муниципального района, должности муниципальной службы, предусмотренные законами Вологодской области № 1366-ОЗ и № 1663-ОЗ, к которым должности Косенковой Ю.М. и Зародовой В.А. не относятся.

Кроме того, действие Положения распространялось на лиц, замещавших выборные и иные муниципальные должности района, должности муниципальной службы района, полномочия которых прекращены и (или) трудовой договор с которыми прекращен после 01 января 2007 года (п. 17 Положения 2006 года).

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований у администрации Чагодощенского района для назначения пенсии Косёнковой Ю.М. и Зародовой В.А., поскольку они были уволены до принятия Положения о порядке установления пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также в связи с тем, что их должности не относятся должностям муниципальной службы.

В период с 12 октября 1993 года по 08 октября 2001 года Каменева А.А. работала в Лукинском сельсовете в должности заместителя главы администрации, которая в соответствии с законом Вологодской области от 27 октября 1999 года
№ 421-ОЗ «О реестре муниципальных должностей» относится к ведущим муниципальным должностям муниципальной службы.

В период с 7 мая 1969 года по 30 июня 2003 года Ларионова Т.П. состояла в трудовых отношениях с Белокрестским сельским советом в должности бухгалтера, которая в соответствии с законом Вологодской области от 27 октября 1999 года
№ 421-03 «О реестре муниципальных должностей» относится к младшим муниципальным должностям муниципальной службы.

Поскольку, как указано выше, преамбулой Положения 2006 года предусмотрено, что оно определяет порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим в органах местного самоуправления Чагодощенского муниципального района должности муниципальной службы, предусмотренные законами Вологодской области № 1366-ОЗ и № 1663-ОЗ, к которым должности Ларионовой Т.И и Каменевой А.А. не относятся, кроме того, действие Положения распространялось на лиц, замещавших выборные и иные муниципальные должности района, должности муниципальной службы района, полномочия которых прекращены и (или) трудовой договор с которыми прекращен после 01 января 2007 года, оснований у администрации Чагодощенского района для назначения пенсии Ларионовой Т.И. и Каменевой А.А. на основании Положения от 2006 года не имелось.

Бездействие администрации Чагодощенского района и иных органов местного управления в части не издания нормативного правового акта, который бы регулировал отношения в сфере установления пенсий иным категориям лиц, к которым относились истицы, не было обжаловано Ларионовой Т.И. и Каменевой А.А. в судебном порядке в отсутствие к этому объективных препятствий. Положение 2006 года, ограничивавшее право истцов на назначение муниципальной пенсии сроком их увольнения, также ими в судебном порядке обжаловано не было и незаконным в этой части не признавалось, в связи с чем, а также с учетом заявления представителя ответчиков о применении срока исковой давности, суд не находит оснований для взыскания недоначисленной и недополученной истицами пенсии на основании действовавшего на тот момент и утратившего в настоящее время силу Положения 2006 года.

Доводы истцов о дискриминационном характере указанного Положения 2006 года судебной коллегией отклоняются, поскольку правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления, которые с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок, условия и размеры выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Решением Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района от <ДАТА> №... было утверждено Положение об установлении доплаты к пенсии бывшим работникам законодательной и исполнительной власти Чагодощенского муниципального района (далее – Положение 2008 года), которым истцам установлена доплата к пенсии.

<ДАТА> прокурором Чагодощенского района был принесен протест, согласно которому решение Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района от <ДАТА> №... не соответствует действующему законодательству и подлежит отмене, поскольку в нарушение положений статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает выплаты доплаты к пенсии бывшим работникам законодательной и исполнительной власти Чагодощенского муниципального района за счет средств бюджета района и не содержит указания на источник финансирования новых расходных обязательств, не учтены возможности местного бюджета и ограничения, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Прокурор в протесте от <ДАТА> требует отменить решение Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района от <ДАТА> №....

В ответе №... прокурору председатель Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района сообщает, что протест от <ДАТА> удовлетворен, при этом судебная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что решение законодательного органа №... изначально было принято необоснованно, в нарушение действовавшего на тот момент законодательства.

Решением Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района от <ДАТА> №... отменено решение Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района от <ДАТА> №..., в связи с чем доплата к пенсии истцам была прекращена, действия администрации Чагодощенского муниципального района также как и решение от <ДАТА> №... не были обжалованы в установленном законом порядке, поэтому судебная коллегия, приняв во внимание так же заявление представителя истцов о начислении доплат к пенсии на основании Положения 2006 года полагает, что поводы для взыскания не начисленной и недополученной истцами пенсии на основании действовавшего на тот момент и утратившего силу в настоящее время Положения от 2008 года отсутствуют.

Решением Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района от <ДАТА> №... утверждено Положение о порядке установления на основании личного заявления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Чагодощенского муниципального района (далее Положение 2019 года).

Согласно пункту 17 Положения 2019 года, оно распространяется на лиц, замещающих должности муниципальной службы района, полномочия которых прекращены и (или) трудовой договор с которым прекращен после 01 января
2007 года.

Оснований полагать, что указанный пункт Положения носит дискриминационный характер, у судебной коллегии не имеется, поскольку установление пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Чагодощенского муниципального района в силу норм закона является правом органов местного самоуправления, которые с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок, условия и размеры выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Решением Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района от <ДАТА> №... во исполнение представления прокурора Чагодощенского муниципального района от <ДАТА> №... «Об устранении нарушений закона» внесены изменения в Положение 2019 года, в соответствии с которыми право на муниципальную пенсию за выслугу лет получили лица, работавшие в Чагодощенском муниципальном районе на постоянной основе на должностях руководителей и специалистов и вышедшим на пенсию из нижеперечисленных органов:

- в исполнительном комитете районного Совета народных депутатов;

- в районном комитет КПСС;

- в органах местного самоуправления района до вступления в силу настоящего Положения.

На основании заявления распоряжением администрации Чагодощенского района от <ДАТА> №... с 10 августа 2020 года Ларионовой Т.И. установлена ежемесячная пенсия за выслугу лет в размере 500 рублей.

Распоряжением от <ДАТА> №... размер ежемесячной пенсии Ларионовой Т.И. увеличен до 1000 руб.

Распоряжением администрации Чагодощенского района от <ДАТА> №... на основании заявления с 14 сентября 2020 года Каменевой А.А. установлена ежемесячная пенсия за выслугу лет в размере 1000 рублей.

С 14 октября 2020 года Зародовой В.А. на основании заявления распоряжением администрации Чагодощенского района от <ДАТА>
№... установлена ежемесячная пенсия за выслугу лет в размере 1000 рублей.

На основании заявления Косенковой Ю.М. распоряжением администрации Чагодощенского района от <ДАТА> №... с 04 сентября 2020 года ей установлена ежемесячная пенсия за выслугу лет в размере 1 000 рублей.

Решением Вологодского областного суда от 06 мая 2021 года по гражданскому делу № 3а-268/2021 признан не действующим со дня его принятия абзац 2 пункта 1.4. решения Представительного собрания Чагодощенского муниципального района от <ДАТА> №... «О внесении изменений в решение Представительного собрания района от <ДАТА> №...», согласно которому для лиц, замещавших должности в органах, перечисленных в пункте 1.3. решения Представительного собрания Чагодощенского муниципального района от <ДАТА> №... «О внесении изменений в решение Представительного собрания района от <ДАТА> №...» доплата к пенсии установлена в размере меньшем (не ниже 500 рублей и не выше 1000 рублей), чем иным служащим (не ниже 1000 рублей и не выше 2000 рублей).

Признан не действующим со дня его принятия абзац 1 пункта 1.4. решения Представительного собрания Чагодощенского муниципального района от <ДАТА> №... «О внесении изменений в решение Представительного собрания района от <ДАТА> №...», в той мере, в которой предельный размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Чагодощенского муниципального района установлен без учета их стажа муниципальной службы и среднемесячного денежного содержания.

В удовлетворении требований о признании не действующим со дня его принятия пункта 1.3. решения Представительного собрания Чагодощенского муниципального района от <ДАТА> №... «О внесении изменений в решение Представительного собрания района от <ДАТА> №...» Каменевой А.А., Зародовой В.А., Косенковой Ю.М., Ларионовой Т.И. отказано.

Во исполнение указанного выше решения суда решением Представительного Собрания от <ДАТА> №... внесены изменения в Положение 2019 года, которым установлено, что размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 1000 рублей. При этом убраны ограничения в виде верхнего предела размера муниципальной пенсии.

В связи с этим, распоряжением администрации Чагодощенского муниципального района от <ДАТА> №... Косенковой Ю.М. установлен размер пенсии 1268 рублей 30 копеек, Зародовой В.А. – 1097 рублей 30 копеек.

Право на указанную пенсию у истцов возникло с момента внесения в Положение 2019 года соответствующих изменений в связи с принятием решения Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района от <ДАТА>, поэтому оснований для установления пенсии в указанном размере за весь период действия Положения 2019 года не имеется.

Кроме того, назначение пенсии в соответствии с Положением 2019 года носит заявительный характер, поэтому соответствующие заявления были поданы истцами в августе-октябре 2020 года.

Доводы иска о наличии задолженности по выплате пенсии перед истцами в испрашиваемом ими размере опровергаются пояснениями самих истцов, данными в суде апелляционной инстанции, согласно которым Ларионова Т.И., Каменева А.А., Зародова В.А., Косенкова Ю.М. подтвердили, что с даты подачи соответствующего заявления они получают доплату к пенсии в установленном размере, при этом задолженности со стороны администрации района не имеется.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что истцам недоначислена, не получена ими пенсия, не имеется, поэтому исковые требования о взыскании в пользу истцов пенсии по 400 000 рублей в пользу каждой удовлетворению не подлежат.

Рассматривая исковые требования об установлении пенсии в размере 5314 рублей, судебная коллегия полагает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Рассматривая вопрос о правовой природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектом Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21 октября 2008 года №643-О-О пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 1 декабря 1999 года № 189-О, от 11 мая 2006 года N 88-О и от 3 апреля 2007 года N 332-О-П).

Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу и членов их семей вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, и само по себе это не противоречит предписаниям статей 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Изложенное в полной мере можно отнести и к вопросу компетенции органов местного самоуправления по определению порядка установления и изменения пенсионного обеспечения, осуществляемого за счет средств местных бюджетов, в отношении муниципальных служащих.

В соответствии с Положением 2019 года установлено, что размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 1000 рублей.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действующим законодательством предусмотрено право представительного органа местного самоуправления регулировать вопросы определения условий предоставления права на пенсию за выслугу лет, порядка ее назначения и выплаты лицам, замещавшим должности муниципальной службы. Правовое регулирование вопросов дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, относится к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем, порядок и условия выплаты пенсии за выслугу лет должны определяться с учетом возможностей местного бюджета, поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить порядок и условия выплаты, такой пенсии, устанавливать ее размер.

Установление минимального размера пенсии, предоставляемой за счет средств бюджета района ниже, чем размер пенсии, установленный законом Вологодской области № 87-ОЗ для лиц, замещавших государственные должности Вологодской области, не является нарушением прав на пенсионное обеспечение муниципальных служащих, и не свидетельствует о снижении уровня правовых гарантий, предусмотренных федеральным законодательством.

При таких обстоятельствах оснований для установления истцам пенсии в размере 5413 рублей не имеется, при этом представителем ответчика подтверждается, а истцами не опровергнуто, что выплата муниципальной пенсии за выслугу лет производится им в полном объеме в соответствии с нормативными правовыми актами Чагодощенского муниципального района, задолженность отсутствует.

Разрешая исковые требования в части взыскания судебных издержек, судебная коллегия полагает, что они не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу абзаца пятого статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.

Правила распределения судебных расходов между сторонами определены в статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 того же Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Учитывая то обстоятельство, что Ларионовой Т.И., Каменевой А.А., Зародовой В.А., Косенковой Ю.М. отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчиков в пользу каждой суммы недоначисленной и невыплаченной пенсии за выслугу лет муниципальной службы в размере 400 000 рублей за период с 01 января 2007 года по декабрь 2020 года, установлении каждой пенсии за выслугу лет муниципальной службы в размере 5 314 рублей, поводы для взыскания в их пользу расходов за услуги адвоката по оформлению иска и почтовых расходов не имеется.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», по смыслу статей 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные издержки возмещаются при разрешении судами материально-правовых споров. Поскольку рассмотрение дел, предусмотренных главами 28 - 30, 32 - 34, 36, 38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, направлено на установление юридических фактов, определение правового статуса привлеченных к участию в деле лиц или правового режима объектов права, а не на разрешение материально-правового спора, издержки, понесенные в связи с рассмотрением указанных категорий дел, относятся на лиц, участвующих в деле, которые их понесли, и не подлежат распределению по правилам главы 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Ларионова Т.И. просила установить факт, что она на момент увольнения из администрации Белокрестского сельского совета занимала должность главного бухгалтера.

В указанной части исковые требования Ларионовой Т.И. удовлетворены, при этом судебная коллегия полагает, что оснований для взыскания в её пользу судебных издержек не имеется, поскольку по делам особого производства, в которых материально-правовой спор разрешению не подлежит и к которым относятся заявленные Ларионовой Т.И. требования, все судебные расходы относятся на лиц, которые их понесли.

Учитывая изложенное, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 01 декабря 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Ларионовой Т.И. удовлетворить частично.

Установить факт того, что Ларионова Т.И. на момент увольнения 30 июня 2003 года из администрации Белокрестского сельского совета занимала должность главного бухгалтера.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Председательствующий                          О.В. Образцов

Судьи: Л.В. Белозерова

Е.С. Махина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 23 мая 2022 года.

33-1181/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Зародова Вера Андреевна
Косенкова Юлия Михайловна
Ларионова Татьяна Ивановна
Каменева Антонина Андреевна
Ответчики
Представительное собрание Чагодощенского муниципального района
Финансовое управление Чагодощенского муниципального района
администрация Чагодощенского муниципального района
Суд
Вологодский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
25.02.2022Передача дела судье
22.03.2022Судебное заседание
22.03.2022Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
05.04.2022Судебное заседание
05.05.2022Судебное заседание
16.05.2022Судебное заседание
16.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее