Решение по делу № 2-237/2020 от 01.11.2019

Дело № 2-237/2020

44RS0001-01-2019-004174-52

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июня 2020 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе

председательствующего судьи         Скрябиной О.Г.,

при секретаре                     Секановой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Грибова Александра Владимировича, Грибовой Татьяны Вадимовны и Грибова Артема Александровича к Администрации города Костромы о предоставлении жилого помещения,

установил:

Истцы Грибов А.В., Грибова Т.В. и Грибов А.А. обратились в суд с указанным иском к Администрации города Костромы. С учетом уточнений просят обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы предоставить на состав семьи из трех человек: Грибову Александру Владимировичу, Грибовой Татьяне Вадимовне, Грибову Артему Александровичу, благоустроенное жилое помещение, во внеочередном порядке в пределах города Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью: из расчета на Грибову Татьяну Вадимовну и Грибова Артема Александровича на одного человека не менее нормы предоставления жилья, и из расчета 5,6 кв.м, на Грибова Александра Владимировича (согласно решение Свердловского суда города Костромы от 03 июля 2018 года).

Свои требования мотивировали тем, что Грибов А.В. является собственником квартиры <адрес>). Грибов А.В. и члены его семьи - Грибова Т.В., Грибов А.А. признаны нуждающимся в жилом помещении до <дата> и стоят на учете за с <дата> во внеочередном порядке, в связи с непригодностью для проживания жилого дома <адрес>. Супруги Грибовы и их сын проживают совместно. Согласно заключения межведомственной комиссии от <дата>, по результатам рассмотренных документов - ответа ООО «Строительная лаборатория» от <дата> по обследованию технического состояния конструкций дома <адрес>, технического паспорта и на основании акта межведомственной комиссии от <дата>, составленного по результатам обследования, выявлены основания для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции, и признании непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»). Постановлением Администрации г. Костромы от 18 февраля 2015 года №368 «О дальнейшем использовании многоквартирного дома <адрес>» дом <адрес> признан~аварийным и подлежащим реконструкции. С целью предоставления Грибову А.В. и членам его семьи жилого помещения с учетом нормы предоставления <дата> Грибов А.В. обратился в Администрацию г. Костромы с соответствующим заявлением. Как следует из ответа заместителя главы Администрации - начальника Управления финансов Администрации г. Костромы Смирнова И.В. от <дата> , предоставить Грибову А.В. и членам его семьи жилое помещение с учетом нормы предоставления, установленной на территории г. Костромы, основания не имеется по причине того, что заключение межведомственной комиссии от <дата> по результатам обследования жилого дома <адрес> не содержит выводов о том, что объект культурного наследия, расположенный по указанному адресу, не подлежит ремонту или реконструкции. Вместе с тем, при рассмотрении заявления Грибова А.В. ответчиком не было учтено, что Грибов А.В. и члены его семьи имеют право на получение жилого помещения на праве собственности вне очереди в силу следующего. Жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Постановлением администрации Костромской области от <дата> дом <адрес> из указанной региональной адресной программы был исключен. Причиной исключения дома из региональной адресной программы послужило то, что на момент признания дома аварийным он не являлся многоквартирным, так как находился в общей долевой собственности граждан. Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 06 мая 2016 года по делу № 2-440/2016 на администрацию Костромской области возложена обязана восстановить многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы». Администрация Костромской области во исполнении судебного решения вынесла распоряжение от 21 ноября 2016 года №229-ра «О восстановлении многоквартирного дома в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области», чем фактически исполнила решение суда. Срок действия указанной программы истек в августе 2017 года. Срок отселения установлен до 30 июня 2018 года. Вместе с тем, до настоящего времени мероприятия по переселению Истцов не произведены. В связи с этим, Истцы полагают, что у них возникло право на предоставление другого жилого помещения по норме предоставления взамен аварийного. Следовательно, основания для предоставления Грибову А.В. и членам его семьи, которые не являются собственниками жилого помещения, другого жилого помещения не имеют и признаны нуждающимися в нем, другого жилого помещения, в соответствии с нормами предоставления имеются в полном объеме.

В судебном заседании истцы не участвуют, извещались, в деле имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии истцов.

Представитель истцов Грибова А.В., Грибовой Т.В. и Грибова А.А. по ордеру адвокат Данченко А.А. в судебном заседании уточненные требования истцов поддержал по указанным основаниям, просит требования удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации города Костромы по доверенности Мальцева И.В. в судебном заседании требования истцов не признала, полагала их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что ответчик не оспаривает факт постановки истцов на учет как малоимущих для предоставления жилого помещения. Однако, данное обстоятельство, с учетом того, что истцы Грибова Т.В. и Грибов А.А. являются членами семьи собственника жилого помещения, признанного аварийным, а требования истца о предоставлении жилого помещения взамен аварийного разрешены судом ранее в соответствии с предусмотренным законом порядком, оснований для предоставления истцам жилого помещения по нормам предоставления по договору социального найма во внеочередном порядке не имеется. Просит в удовлетворении требований истцов отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Грибов Александр Владимирович является собственником квартиры по адресу: <адрес> (комната 2).

Согласно заключения межведомственной комиссии от <дата>, по результатам рассмотренных документов - отчета ООО «Строительная лаборатория» от <дата> по обследованию технического состояния конструкций дома <адрес>, технического паспорта и на основании акта межведомственной комиссии от <дата>, составленного по результатам гбследования, выявлены основания для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции, и признании непригодным для проживания «согласно пункту 34 раздела 111 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или геконструкции»).

Постановлением Администрации города Костромы от <дата> «О дальнейшем использовании многоквартирного дома <адрес>» дом <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.

03 июля 2018 года Свердловским районным судом города Костромы (дело № 2-783/2018) вынесено решение по делу № 2-783/2018 по иску Коваль Елизаветы Константиновны, Хотленко Татьяны Николаевны, Капустиной Галины Владимировны, Капустиной Людмилы Григорьевны, Богдановой Марины Николаевны, Малининой Александры Владимировны, Савиновой Екатерины Михайловны, Красавиной Юлии Александровны, Смирновой Надежды Александровны, Грибова Александра Владимировича, Морозовой Марии Вадимовны, Болдыревой Ольги Викторовны к Администрации Костромской области, Администрации города Костромы, Департаменту топливно-энергетического комплекса жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, Департаменту строительства Костромской области о предоставлении жилого помещения.

Согласно резолютивной части указанного решения суд возложил обязанность на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы предоставить Грибову Александру Владимировичу на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: Кострома, <адрес>.

По делу № 2-783/2018 были заявлены требования о предоставлении собственникам, включая Грибова А.В., в собственность жилых помещений, равноценных (равнозначных ранее занимаемым жилым помещениям). В настоящем иске Грибовыми А.В., Т.В. и А.А. предъявлены требования о предоставлении им жилого помещения по норме предоставления, основанные в том числе на том, что Грибовы признаны нуждающимися в жилых помещениях до <дата>, состоят на соответствующем учете и имеют право на предоставление жилого помещения по нормам предоставления во внеочередном порядке.

Решением городской жилищной комиссии (протокол от <дата>) семья Грибова А.В. из 3-х человек поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в список «общего учета» за .

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно статье 91 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения в случаях, если: 1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; 2) дом (жилое помещение) грозит обвалом; 3) дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой.В соответствии со ст. 8 ЖК РФСР периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (ст. 33 ЖК РСФСР).

В соответствии с частью 4 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется в случаях предусмотренных законодательством РСФСР.

В силу статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.

Исходя из того, что отношения, регулируемые жилищным законодательством, носят длящийся характер, то к данному спору применимы положения статей 57 и 87 Жилищного кодекса Российской Федерации в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Признание дома <адрес> аварийным происходило уже после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно заключением межведомственной комиссии от <дата>.

В силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Как указал Верховный Суд РФ в разделе II «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года) собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Судом по делу установлено, что жилое помещение, принадлежащее Грибову А.В. на праве собственности, находится в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, а так же, что Грибова Т.В. и Грибов А.А. вселены в жилое помещение по адресу: <адрес> качестве членов семьи собственника жилого помещения Грибова А.В.

Постановлением администрации Костромской области от <дата> дом <адрес> из указанной региональной адресной программы был исключен. Причиной исключения дома из региональной адресной программы послужило то, что на момент признания дома аварийным он не являлся многоквартирным, так как находился в общей долевой собственности граждан.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 06 мая 2016 года по делу № 2-440/2016 на администрацию Костромской области возложена обязана восстановить многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы».

Администрация Костромской области во исполнении судебного решения вынесла распоряжение от <дата> -ра «О восстановлении многоквартирного дома в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области», чем фактически исполнила решение суда.

С целью переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до <дата> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации Постановлением Администрации города Костромы от <дата> утверждена муниципальная программа города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома».

В соответствии с п.3.1 Программы, обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу (реконструкции), осуществляется в соответствии со ст. 32 ЖК РФ. Размер возмещения за жилое помещение, сроки и другие условия выкупа определяются действующим законодательством и соглашением.

Исходя из содержания приведенных выше норм Грибова Т.В. и Грибов А.А. права на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с признанием жилого дома аварийным, в котором Грибову А.В. (соответственно, супругу и отцу) принадлежит на праве собственности жилое помещение, не имеют, а правом на получение возмещения за жилое помещение в соответствии с требованиями ст. 32 ЖК РФ обладает только собственник жилого помещения, то есть Грибов А.В., который реализовал свое право, обратившись с исковым заявлением в суд о предоставлении жилого помещения равнозначного ранее занимаемому.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований истцов надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,

решил:

В удовлетворении исковых требований Грибова Александра Владимировича, Грибовой Татьяны Вадимовны и Грибова Артема Александровича к Администрации города Костромы о предоставлении жилого помещения отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Костромской областной суд путем подачи жалобы через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца с момента изготовления полного текста решения суда.

Судья -

Полный текст решения изготовлен 25 июня 2020 года.

2-237/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Грибов Александр Владимирович
Грибов Александр Владимирович, Грибов Артем Александрович, Грибова Татьяна Вадимовна
Грибов Артем Александрович
Грибова Татьяна Вадимовна
Ответчики
Администрация города Костромы
Другие
Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы
Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Скрябина Ольга Геннадьевна 154
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
26.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.11.2019Передача материалов судье
26.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2019Подготовка дела (собеседование)
28.11.2019Подготовка дела (собеседование)
20.12.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.12.2019Предварительное судебное заседание
10.02.2020Судебное заседание
05.03.2020Судебное заседание
14.05.2020Судебное заседание
19.05.2020Судебное заседание
23.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее