Решение по делу № 2а-384/2018 от 30.01.2018

Дело № 2а-384/2018                                         

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    19 февраля 2018 года г.Гусь–Хрустальный

Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Петровой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Катковой Е.В., с участием административного истца – помощника прокурора Пантелеева И.А., представителя заинтересованного лица Управления образования администрации муниципального образования Гусь-Хрустального района, муниципального казенного общеобразовательного учреждения Неклюдовской основной общеобразовательной школы – Богомоловой К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Гусь–Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (далее – Администрация) с требованиями о признании бездействия Администрации по не обеспечению физической охраны, а также каналом передачи тревожных сообщений МКОУ Неклюдовская ООШ, расположенной по адресу: <адрес>, незаконным, возложении на Администрацию обязанности установить в здании МКОУ Неклюдовская ООШ канал передачи тревожных сообщений, а также обязанности обеспечить физическую охрану школы путем заключения договора со специализированной организацией.

В обоснование требований указано, что в ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой выявлено отсутствие физической охраны в МКОУ Неклюдовская ООШ, расположенной по адресу: <адрес>, а также канала передачи тревожных сообщений, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, а также нарушает требования действующего законодательства в сфере противодействия терроризму и законодательства об образовании.

Прокурор Пантелеев И.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, полагал возможным установить срок, в течении которого должны быть исполнены требования – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о получении судебной повестки. Об отложении дела не просили, об уважительности причин неявки представителя суду не сообщили.

Представитель заинтересованных лиц - Управления образования администрации МО Гусь-Хрустальный район и МКОУ Неклюдовская ООШ, Богомолова К.Н. в судебном заседании полагала исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению частично. При этом указала, что в настоящее время охрана в школе осуществляется силами сторожей. Управление образования направило в Администрацию, как учредителю МКОУ Неклюдовская ООШ и распределителю бюджетных средств, ходатайство о выделении средств на осуществление квалифицированной охраны в школах района. Полагала, что в течение 6 месяцев, требование прокурора об обеспечении физической охраны в школе будет исполнено. По поводу установления в здании школы канала тревожных сообщений, пояснила, что данное требование будет неисполнимо, поскольку школа находится на значительном удалении от маршрутов патрулирования групп задержания ОВО.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика, поскольку его явка не признана обязательной.

Выслушав прокурора, представителя заинтересованных лиц Богомолову К.Н., исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, детство находится под особой защитой государства. Приведенное взаимосвязано с положением п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка об обеспечении государством - участником Конвенции (Российская Федерация - участник Конвенции) того, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г. (далее - Концепция), одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

На основании п. 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» предусмотрено, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-Ф3).

В целях обеспечения безопасности в учреждениях для детей и в силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в них должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Образовательные учреждения - общеобразовательные школы являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних (детей), то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Пунктом 6.48 Свода правил СП 118.13330 2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12. 2011 № 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее - Требования), которые устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения террористической защищенности мест массового пребывания людей.

Согласно пункту 22 Требований в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

Пунктом 24 Требований предусмотрено, что в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. В силу п. 26 Требований к обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В рамках использования сил и средств органов внутренних дел и войск национальной гвардии Российской Федерации по обеспечению правопорядка патрули должны быть максимально приближены к местам массового пребывания людей с целью оперативного реагирования на изменение оперативной обстановки (п. 25 Требований).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В судебном заседании установлено, что согласно пунктам 1.5, 1.6 устава МКОУ Неклюдовская ООШ, утвержденного приказом Управления образования Администрации от 28.10.2015 № 534-р (далее - Устав) МКОУ Неклюдовская ООШ является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области для оказания муниципальных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере дошкольного, начального, основного и среднего общего образования.

Учредителем данного учреждения является муниципальное образование Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области.

В соответствии с п. 2.14.2, 2.14.3, 2.15 Устава школа обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за детьми, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся работников школы. Соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников Школы. Школа несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников Школы.

Согласно п. 6.1.1 Устава финансирование школы осуществляется за счет средств субвенций федерального, областного бюджетов и средств бюджета муниципального района.

В силу ст. 6 Устава муниципального образования Гусь-Хрустальный район, принятого решением Совета народных депутатов Гусь-Хрустального района от 22.06.2005 № 324 к вопросам местного значения Гусь-Хрустального района относятся, в том числе:

- составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района;

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Гусь-Хрустального района;

- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района;

- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Владимирской области), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Из ответа Управления образования администрации МО
Гусь-Хрустальный район от ДД.ММ.ГГГГ за следует, что в здании МКОУ Неклюдовская ООШ отсутствует кнопка экстренного вызова сотрудников охранной организации. Физическая охрана в данном образовательном учреждении осуществляется силами сторожей в количестве 3 человек.

Вместе с тем указанное не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательного учреждения, так как сторожа, состоящие в штате школы не могут обеспечить надлежащую защиту образовательного учреждения по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий, а группе быстрого реагирования полиции требуется время для прибытия в школу.

Отсутствие кнопки экстренного вызова сотрудников охранной организации, а также отсутствие физической охраны не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в сфере противодействия терроризму и законодательства об образовании.

При этом в материалах дела не представлено доказательств, достоверно свидетельствующие о наличии принятых всех необходимых мер безопасности, регламентированных пунктами 22, 24 Требований. Не представлено паспорта безопасности объекта (территории) - информационно-справочного документа, который отражает состояние антитеррористической защищенности объекта (территории) и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на объекте (территории) (п. 14 Требований).

Вопреки доводам представителя заинтересованного лица, ОВО по г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальному району - филиал ФГКУ «Управление ВО войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области» в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ, не указывает на отсутствие технической возможности для оборудования школы каналом передачи тревожных сообщений.

Правило о выполнении всех требований к антитеррористической защищенности образовательных учреждений как объектов массового пребывания людей согласуется с положением п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников и посетителей учреждения. А также соответствует положениям п. 7 ст. 2 и ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" о приоритете мер предупреждения терроризма и обязанности юридических лиц обеспечивать выполнение требований антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых ими для осуществления образовательной деятельности и принадлежащих им на вещном праве.

Правовое регулирование в сфере обеспечения антитеррористической защищенности является комплексным и включает в себя нормы различной отраслевой принадлежности. Однако независимо от уровня нормативной регламентации обязанность по обеспечению безопасности пребывания людей в тех или иных объектах является императивной.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"), к которым относится как решение вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), так и участие в профилактике терроризма и экстремизма, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования (п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

При этом в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только муниципальных образовательных учреждений как титульных владельцев зданий, но и органов местного самоуправления как их учредителей и собственников имущества этих учреждений, а так же как органов, наделенных публичными функциями защиты пребывающих в нем людей от различных незаконных посягательств.

Установленная ст. 38 Конституции Российской Федерации обязанность приоритетного обеспечения интересов детей, в том числе в сфере обеспечения их безопасности, составляет содержание деятельности всех без исключения государственных и муниципальных органов, в полной мере реализуется вышеизложенным применением положений законодательства, регулирующего деятельность по противодействию терроризму.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.

При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, поскольку оборудование кнопки экстренного вызова сотрудников охранной организации, и обеспечение квалифицированной физической охраны в образовательном учреждении является обязательным мероприятием антитеррористической направленности и мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников, работников и посетителей этого учреждения.

Кроме того, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого должны быть исполнены возложенные на административного ответчика обязанности, полагая, что достаточным и разумным будет исполнение возложенных обязанностей в течении 6 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу,

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гусь–Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.

    Признать бездействие администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район, выразившееся в не обеспечении физической охраной и каналом передачи тревожных сообщений муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Неклюдовской основной общеобразовательной школы, незаконным.

    Обязать администрацию муниципального образования Гусь-Хрустальный район в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, установить в здании муниципального казенного общеобразовательного учреждения Неклюдовская основная общеобразовательная школа, расположенном по адресу: <адрес>, канал передачи тревожных сообщений.

Обязать администрацию муниципального образования Гусь-Хрустальный район в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, обеспечить физическую охрану муниципального казенного общеобразовательного учреждения Неклюдовская основная общеобразовательная школа, расположенного по адресу: <адрес>, путем заключения договора со специализированной организацией.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Петрова

    Мотивированное решение суда изготовлено 24 февраля 2018 года.

2а-384/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор
МРП
Ответчики
Администрация МО Гусь-Хрустальный район
Другие
МКОУ Неклюдовская ООШ
Управление образования администрации МО Гусь-Хрустльный района
Суд
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области
Дело на сайте суда
gus-hrustalsky.wld.sudrf.ru
30.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
31.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
01.02.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.02.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
13.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2018[Адм.] Судебное заседание
24.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2020Регистрация административного искового заявления
12.04.2020Передача материалов судье
12.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2020Подготовка дела (собеседование)
12.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее