Решение по делу № 33-163/2015 (33-7085/2014;) от 23.12.2014

Дело № 33-163/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

г.Тюмень

<.......>

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи    Григорьевой Ф.М.,              

судей                        Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.,        при секретаре                Абдуряшитовой Р.И.,

с участием прокурора            Сипиной С.Ю.,            

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области на решение Вагайского районного суда Тюменской области от <.......>, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Вагайского района Тюменской области Р.И. Федоренко, действующего в интересах Курбатова Ф.В., <.......> года рождения к администрации Вагайского муниципального района Тюменской области, Правительству Тюменской области об обязании Правительства Тюменской области обеспечить предоставление Курбатову Ф.В., <.......> года рождения, благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области отвечающего установленным законом требованиям, находящегося на территории Вагайского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., обязании администрации Вагайского муниципального района Тюменской области принять решение о заключении с Курбатовым Ф.В., <.......> года рождения, договора найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области - удовлетворить.

Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Курбатову Ф.В. благоустроенного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Вагайского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров.

Обязать Администрацию Вагайского муниципального района принять решение о заключении с Курбатовым Ф.В. договора найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения истца Курбатова Ф.В., возражавшего против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, представителя ответчика Прохоровой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,

у с т а н о в и л а :

Прокурор Вагайского района Тюменской области действующий в интересах Курбатова Ф.В. обратился в суд с иском к Правительству Тюменской области и администрации Вагайского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности на Правительство Тюменской предоставить Курбатову Ф.В. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Вагайского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., возложении обязанности на администрацию Вагайского муниципального района заключить договор найма специализированного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что Курбатов Ф.В., <.......> года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Вагайского района Тюменской области. Однако до настоящего времени жильем не обеспечен.

В судебном заседании помощник прокурор Вагайского района настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель Правительства Тюменской с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что специализированное жилое помещение должно предоставляться в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года № 583-п «Порядком предоставления жилых помещений лицам, принадлежащим к названной категории граждан и ведения указанного списка» с соблюдением принципа последовательности при ведении соответствующего списка.

Истец и представитель администрации Вагайского муниципального района в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Ссылаясь на статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», из которой следует, что вопрос определения порядка предоставления жилых помещений лицам, относящимся к указанной категории граждан, федеральный законодатель делегировал субъектам Российской Федерации, указывает, что согласно статье 30.2 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма, и представления жилых помещений в Тюменской области» в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа формируется специальный список, а Порядком предоставления жилых помещений лицам, принадлежащим к названной категории граждан, и ведения указанного списка (п.2.12, п.4.1), утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года № 583-п, предусмотрен принцип последовательности при ведении списка и предоставлении жилых помещений. Полагает, что предоставление истцу жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области вне порядка, установленного законодательством Тюменской области, нарушит жилищные права других лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Указывает на отсутствие в жилищном законодательстве Российской Федерации положений, предусматривающих внеочередное предоставление жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На апелляционную жалобу от прокурора участвующего в деле поступили возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, как это предусмотрено ч.1 ст.327 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Как следует из материалов дела, Курбатов Ф.В., <.......> года рождения является лицом из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители мать Ширыкалова Н.В., отец Курбатов В.Ф. умерли <.......>.

Приказом Департамента социального развития сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Вагайского района от <.......> <.......> Курбатов Ф.В., <.......> года рождения включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Вагайского муниципального района.

Уведомлением Управления Росреестра по Тюменской области от <.......>, сведениями ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Вагайского района от <.......> года подтверждается отсутствие у Курбатова Ф.В. в собственности недвижимого имущества.

Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» у истца возникло право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда Тюменской области.Согласно ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В пункте 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться после наступления обстоятельств, предусмотренных в Федеральном закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации.

Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на пункт 4.1 «Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений», утверждённый Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года № 583-п, в действующей на момент рассмотрения дела редакции, утверждённой Постановлением Правительства Тюменской области от 22 апреля 2014 года № 198-п, является несостоятельной, поскольку определением Верховного Суда Российской Федерации от 03 сентября 2014 года признаны недействующими пункт 4.1 в части слов: «В случае возникновения на момент предоставления жилых помещений указанных оснований более чем у одного лица из указанных в пункте 2.1. настоящего Порядка, жилые помещения предоставляются последовательно исходя из даты включения указанных лиц в список», абзац 5 пункта 4.2 указанного Порядка со дня вступления решения в законную силу, то есть с 03 сентября 2014 года.

С учётом изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба Правительства Тюменской области удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия Тюменского областного суда,

определила:

Решение Вагайского районного суда Тюменской области от <.......> оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тюменской области - без удовлетворения.

Председательствующий                  

Судьи:            

33-163/2015 (33-7085/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Вагайского района Тюменской области в защиту интересов Курбатова (Курбатов) Федора Викторовича
Ответчики
Правительство Т.о.
Администрация В.М.
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Пуминова Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
14.01.2015Судебное заседание
23.01.2015Передано в экспедицию
23.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее