Дело № 2-73/20225
25RS0017-01-2025-000031-79
Мотивированное решение изготовлено 03.02.2025
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 февраля 2025 года пгт Кавалерово
Кавалеровский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Маркелова М.Н.,
при секретаре Власовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кавалеровского района Приморского края в защиту прав ФИО22 Яны ФИО7, ФИО8, ФИО14, ФИО1, ФИО2, ФИО15, ФИО3, ФИО10, ФИО4, ФИО16, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО5 к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения ФИО17 края», администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО17 края, Министерству труда и социальной политики ФИО17 края, ФИО6 края об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона, о возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи,
установил:
<адрес> ФИО17 края обратился в суд с иском в защиту нарушенных прав ФИО7, ФИО8, ФИО14, ФИО1, ФИО2, ФИО15, ФИО3, ФИО10, ФИО4, ФИО4, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО5 к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения ФИО17 края» (далее – КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО17 края»), администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО17 края, Министерству труда и социальной политики ФИО17 края, ФИО6 края об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО17 края, о возложении обязанности на КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО17 края» включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
В обоснование требований прокурор <адрес> ФИО17 края указал, что ФИО7, ФИО8, ФИО14, ФИО1, ФИО2, ФИО15, ФИО21, ФИО10, ФИО4, ФИО4, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО5 проживающие на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО17 края обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО17 края» с заявлениями о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванной прохождением в декабре 2022 года на территории Кавалеровского муниципального района сильного снегопада. По результатам обследования жилых помещений заявителей, комиссией администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО17 края в заключениях установлены факты проживания заявителей в зоне чрезвычайной ситуации и два критерия, устанавливающие факты нарушения условий жизнедеятельности при возникновении чрезвычайной ситуации: отсутствие общественного транспорта в районе проживания заявителей, невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к гражданам остановочного пункта. Вместе с тем, данными заключениями не установлен факт нарушения условий жизнедеятельности истцов в результате чрезвычайной ситуации. Данный вывод, содержащийся в заключениях комиссии, противоречит их установочной части. Указанные заключения явились основанием для отказа КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО17 края» в предоставлении выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, что лишило истцов права на получение соответствующей выплаты.
Истцы ФИО7, ФИО8, ФИО14, ФИО1, ФИО2, ФИО15, ФИО21, ФИО10, ФИО4, ФИО4, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО6 ответчиков в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом. ФИО15, ФИО13, ФИО10, ФИО5, ФИО12, ФИО2, ФИО1, ФИО6 края, Министерства труда и социальной политики ФИО17 края, КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО17 края», администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО17 края письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
ФИО6 Министерства труда и социальной политики ФИО17 края и КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО17 края» представили письменные возражения, в которых просили в удовлетворении иска отказать. Считают, что поскольку одним из условий назначения единовременной материальной помощи является нарушение условий жизнедеятельности гражданина, которое комиссией не установлено, у истцов отсутствует право на данную выплату. Доказательств того, что в связи с невозможностью осуществления транспортного сообщения были нарушены условия жизнедеятельности, истцами не представлено. Полагают, что суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления при разрешении вопроса о нарушении условий жизнедеятельности, которые влияют на наличие права граждан на единовременную материальную помощь.
ФИО6 края в письменном отзыве на иск указал, что согласно заключениям комиссии ОМСУ фактов нарушения условий жизнедеятельности истцов не установлено.
ФИО6 администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО17 края в представленном суду ходатайстве указал, что не возражает против заявленных требований истцов.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО17 края ФИО19 поддержал иск по изложенным в нем основаниям.
Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено, истцы зарегистрированы и фактически проживают по адресам: ФИО7 и её несовершеннолетние дети ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - <адрес>; ФИО1, ФИО2 - <адрес>; ФИО15 - <адрес>; ФИО21 - <адрес>; ФИО10 и её несовершеннолетние дети ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - <адрес>; ФИО11 - <адрес>; ФИО12 - <адрес>; ФИО13 - <адрес>; ФИО5 - <адрес>;
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района ФИО17 края прошел снежный циклон.
Постановлением Губернатора ФИО17 края от ДД.ММ.ГГГГ №-пг «О чрезвычайной ситуации регионального характера», в связи с прохождением на территориях Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения, обстановка, сложившаяся на территории Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района, признана чрезвычайной ситуацией регионального характера.
С заявлениями в КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО17 края» о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением в декабре 2022 года на территории Кавалеровского муниципального района сильного снегопада, обратились: ДД.ММ.ГГГГ – ФИО15, ФИО21, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ – ФИО10 в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей ФИО4 и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ – ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ – ФИО7 в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО8, ФИО14, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ – ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ – ФИО1, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ – ФИО2
Решениями КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО17 края» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ указанным лицам отказано в назначении выплаты единовременной материальной помощи, поскольку факт нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен; условия жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.
Согласно ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе факты, имеющие юридическое значение.
В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в числе прочего, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
В силу п. п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, и на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в п. п. 1, 2 ст. 14 закона Приморского края от 2 декабря 1999 года № 74-КЗ «О защите населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп, утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок).
Согласно п. 1.4, пп. «а» п. 2.1 Порядка, единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тыс. руб. при условии проживания гражданина в зоне ЧС и нарушении условий его жизнедеятельности в результате поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Сроки и последовательность административных процедур и административных действий краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» при предоставлении государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены Административным регламентом министерства труда и социальной политики Приморскою края по предоставлению государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденным приказом министерства труда и социальной политики Приморского края от 30.06.2022 № 337.
Пунктом 11.2 указанного административного регламента установлено, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является, в частности неустановление факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка, подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края.
В силу п. 2.3 Порядка, факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2011 года № 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт».
Согласно пункту 3 Порядка от 30.12.2011 № 795, факт нарушения условий жизнедеятельности устанавливается исходя из следующих критериев: невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания); невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем: определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего; определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта. Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены (п.6 Порядка от 30.12.2011 № 795).
Согласно п. 4 Порядка от 30.12.2011 № 795, условия жизнедеятельности считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий.
В соответствии с п. п. п. п. 4.5 - 4.7 постановления ФИО6 края от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», структурные подразделения КГКУ формируют списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, и направляют их в КГКУ. КГКУ формирует сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, с указанием способов доставки выплат и направляет его в министерство труда и социальной политики ФИО17 края.
По факту поступивших заявлений ФИО7, ФИО8, ФИО14, ФИО1, ФИО2, ФИО15, ФИО3, ФИО10, ФИО4, ФИО4, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО5 комиссией, действующей на основании постановления администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО17 края от ДД.ММ.ГГГГ №, с целью установления факта проживания и нарушения условий жизнедеятельности, проведены обследования места жительства истцов по адресам: <адрес>, пгт. Кавалерово, <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>.
По результатам обследования жилых помещений подтвержден факт проживания заявителей по указанным адресам в период чрезвычайной ситуации, установлена недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителей (отсутствие общественного транспорта в районе проживания заявителей, невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к гражданам остановочного пункта).
Любой из критериев, предусмотренных пунктом 3 Порядка от 30.12.2011 № 795, является основанием для установления факта нарушения условий жизнедеятельности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в период чрезвычайной ситуации с 21.12.2022 по 23.12.2022 в местах жительства истцов имело место нарушение условий жизнедеятельности по одному критерию (отсутствие транспортного сообщения), что в соответствии с п. 4 порядка от 30.12.2011 № 795, подлежало оценке, как нарушение условия жизнедеятельности.
В этой связи доводы Правительства Приморского края о том, что суд не вправе устанавливать факты нарушения условий жизнедеятельности истцов, поскольку ими заключение комиссии не оспорено, не состоятельны. Само обращение истцов к прокурору за восстановлением нарушенного права свидетельствует о несогласии с заключениями комиссии администрации Кавалеровского муниципального округа Приморского края и оспаривании её выводов.
При этом выводы заключений комиссии о том, что нарушение условий жизнедеятельности заявителей не установлено, суд находит несостоятельным, поскольку указанный вывод противоречит положениям Порядка от 30.12.2011 № 795, которыми предусмотрено, что фактом нарушения условий жизнедеятельности, в том числе, является невозможность осуществления транспортного сообщения.
Учитывая, что указанный факт нарушения условий жизнедеятельности истцов был установлен, в том числе, и в заключениях комиссии, оснований для вывода об отсутствии нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации у комиссии не имелось.
Не обращение истцов в период чрезвычайной ситуации за помощью в администрацию, спасательные службы, нарушение условий их жизнедеятельности не исключает и не свидетельствует о том, что в период снегопада они не находились в тяжелой жизненной ситуации.
Доводы ответчиков о том, что отсутствие транспортного сообщения в период чрезвычайной ситуации не создало для истцов угрозу жизни и здоровью, какой-либо ущерб им не причинен, судом не принимаются во внимание, поскольку нарушение такого условия, исходя из приведенных норм права, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.
Таким образом, истцы являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа Приморского края и подлежат включению в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
При таких обстоятельствах, требования прокурора Кавалеровского района Приморского края подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Иск прокурора <адрес> ФИО17 края удовлетворить.
Признать факт нарушения условий жизнедеятельности ФИО22 Яны ФИО7 (паспорт серия 0520 №), ФИО8 (актовая запись о рождении II-ВС № от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО14 (актовая запись о рождении III-ВС № от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО1 (паспорт серия 0504 №), ФИО2 (паспорт серия 0501 №), ФИО15 (паспорт серия 0521 №), ФИО3 (паспорт серия 0510 №), ФИО10 (паспорт серия 0515 №), ФИО4 (актовая запись о рождении II-ВС № от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО16 (актовая запись о рождении II-ВС № от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО11 (паспорт серия 0507 №), ФИО12 (паспорт серия 0513 №), ФИО13 (паспорт серия 0503 №), ФИО5 (паспорт серия 0516 №) в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального района ФИО17 края в период с 21- ДД.ММ.ГГГГ, установленным.
Признать ФИО7 (паспорт серия 0520 №), ФИО8 (актовая запись о рождении II-ВС № от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО14 (актовая запись о рождении III-ВС № от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО1 (паспорт серия 0504 №), ФИО2 (паспорт серия 0501 №), ФИО9 (паспорт серия 0521 №), ФИО3 (паспорт серия 0510 №), ФИО10 (паспорт серия 0515 №), ФИО4 (актовая запись о рождении II-ВС № от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО16 (актовая запись о рождении II-ВС № от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО11 (паспорт серия 0507 №), ФИО12 (паспорт серия 0513 №), ФИО13 (паспорт серия 0503 №), ФИО5 (паспорт серия 0516 №) пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального района ФИО17 края в период с 21-ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО17 края» (ИНН 2537108468) включить ФИО7 (паспорт серия 0520 №), ФИО8 (актовая запись о рождении II-ВС № от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО14 (актовая запись о рождении III-ВС № от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО1 (паспорт серия 0504 №), ФИО2 (паспорт серия 0501 №), ФИО9 (паспорт серия 0521 №), ФИО3 (паспорт серия 0510 №), ФИО10 (паспорт серия 0515 №), ФИО4 (актовая запись о рождении II-ВС № от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО16 (актовая запись о рождении II-ВС № от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО11 (паспорт серия 0507 №), ФИО12 (паспорт серия 0513 №), ФИО13 (паспорт серия 0503 №), ФИО5 (паспорт серия 0516 №) в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, выплачиваемой из резервного фонда в соответствии с Постановлением ФИО6 края от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы или представления через Кавалеровский районный суд Приморского края.
Судья М.Н. Маркелов