дело № 2а-763/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 марта 2021 г. Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего – судьи Крикуновой А.В.,
при секретаре Дега К.В.,
помощник судьи Незнанова А.Н.,
с участием
представителя административного истца помощника прокурора Меленчук Ф.О.,
представителя административного ответчика Бебек В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному иску прокурора Томского района Томской области к администрации Итатского сельского поселения о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия,
у с т а н о в и л:
прокурор Томского района Томской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Итатского сельского поселения, просит:
признать незаконным бездействие администрации Итатского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по организации холодного водоснабжения;
обязать администрацию Итатского сельского поселения организовать холодное водоснабжение на улице Таёжной села Итатка Томского района в течении 3 месяцев со дня вступления в законную силу.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения Администрацией Итатского сельского поселения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в части организации водоснабжения жителей ул. Таежная с. Итатка Томского района установлено, что администрацией поселения полномочия в названной сфере надлежащим образом не реализуются. Проверкой установлено, что на территории <адрес>, централизованное водоснабжение отсутствует. Водоснабжение жителей ул. Таежная с. Итатка осуществляется посредством шахтного колодца, расположенного в окр. д. № 11 по ул. <адрес>. Колодец на балансе Администрации Итатского сельского поселения не стоит, в муниципальную собственность не оформлен, сведения о качестве воды в колодце у администрации отсутствуют. По результатам лабораторно-инструментальных исследований установлено, что вода в шахтном колодце по адресу окр. д. № 11 по <адрес> по показателям «общие колиформные бактерии», «мутность», «железо» не соответствует требованиям п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02.2.1.4. В адрес Администрации Итатского сельского поселения внесено представление, по результатам рассмотрения которого администрацией обустроен новый шахтный колодец в окр. д. № 9 по <адрес>. Однако по результатам проведенных испытаний по инициативе Администрации Итатского сельского поселения испытаний установлено, что вода в данном колодце по показателям «цветность», «железо» также не соответствует требованиям п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02.2.1.4, п. 1.3 ГН 2.1.5.1315-03, что подтверждается протоколом испытаний подземной воды № 851 от 24.12.2020, письмом Управления Роспотребнадзора по Томской области от 03.02.2021 № 70-00-07/05-166-2021. Отсутствие холодного водоснабжения на ул. Таежной с. Итатка нарушает права неопределенного круга лиц, постоянно и временно проживающих и пребывающих на <адрес>, на обеспечение питьевой водой, безопасной в эпидемиологическом, безвредной по химическому составу, имеющей благоприятные органолептические свойства. В качестве правового обоснования своих требований сослался на Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 07.12.2011 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644, Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1175-02.2.1.4.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Томского района Томской области исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Глава администрации Итатского сельского поселения Бебек В.Ю. в судебном заседании указал на намерение подвести воду.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обращаясь с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга, прокурор Томского района Томской области ссылается на то, что отсутствие холодного водоснабжения на <адрес> нарушает права неопределенного круга лиц, постоянно и временно проживающих и пребывающих на ул. Таежной с. Итатка Томского района, на обеспечение питьевой водой, безопасной в эпидемиологическом, безвредной по химическому составу, имеющей благоприятные органолептические свойства.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 5 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131- ФЗ), статьей 1 Закона Томской области от 17.11.2014 № 152-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» (далее — Закон Томской области № 152-03) на территории Томской области к вопросам местного значения сельских поселений относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
При этом частью 9 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 72, 73 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила), нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории подлежит организации органами местного самоуправления с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе посредством проведения разведки и разработки таких источников. Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным Приложением № 3 (пункт 74 Правил).
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
При этом в силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Решением прокурора района от 17.09.2020 №03/17-2020 прокуратурой Томского района установлен срок проведения проверки исполнения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в части обеспечения транспортной доступности, водоснабжения жителей ул. Таёжной с. Итатка с 17.09.2020 по 16.10.2020.
В связи с проведением вышеуказанной проверки в адрес администрации Итатского сельского поселения направлено требование прокурора о предоставлении документов и информации.
В ответ на требование прокурора Глава Итатского сельского поселения проинформировал о том, что транспортная доступность для жителей ул. Таежный- осуществляется через <адрес>. Улица <адрес> внесена в реестр дорог (реестр прилагается). Пешеходный мостик не является единственным местом доступа к домам ул. Таежной. Пешеходный мостик построен без проекта и сметы по инициативе жителей, поэтому на балансе не стоит. Централизованное водоснабжение в <адрес> отсутствует в том числе по <адрес>, водоснабжение организовано через шахтный колодец по адресу: <адрес>. В настоящие время рассматривается вопрос об обустройстве еще одного колодца по данному адресу из бетонных колец, глубиной до 7 м., сметной стоимостью 75000 рублей. До 01.10.2020 будут завершены работы по ремонту пешеходного мостика, выполнены работы по грейдированию дороги по <адрес>. Мостик к <адрес> является не единственным доступом к ней, еще есть 2 дороги (карта прилагается). Самое большое расстояние от домов к колодцу 120 м. На ул. Таежной расположено 10 жилых домов 2 из них двухквартирники.
Из акта проверки прокуратуры Томского района Томской области от 13.10.2020, следует, что старшим помощником прокурора Томского района Томской области Суховеевой Д.А., совместно с ведущим специалистом-экспертом Отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Томской области Воронковой Т.А., помощника врача по общей гигиене ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» Чащиной О.В., при участии специалиста 1 категории Администрации Итатского сельского поселения Кузьменко М.А. 13.10.2020 в период времени с 10 часов 40 минут до 11 часов 30 минут 13.10.2020 совершен выезд на территорию с. Итатка в целях проверки осуществления Администрацией Итатского сельского поселения полномочий по содержанию <адрес>, исполнения обязанности по организации водоснабжения жителей <адрес>. Установлено, что на момент проверки проезжая часть <адрес> сильно загрязнена, возможность проезда транспортных средств отсутствует. При проведении проверочных мероприятий транспортное средство ВАЗ 21015, которое пыталось проехать по <адрес>, застряло в грязи, самостоятельно водитель транспортного средства выехать не смог. Также установлено, что в окр. д. 11 по <адрес> расположен шахтный колодец. Оголовок и ствол (шахта) колодца выполнены из дерева. На стенках шахты имеются грибы. Помощником врача по общей гигиене ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» Чащиной О.В. произведен отбор проб воды в вышеуказанном колодце.
Указанное подтверждается также представленной в материалы дела фототаблицей.
13.10.2020 специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ТО» произведен отбор пробы питьевой воды из шахтного колодца, по адресу: <адрес> (около <адрес>), на микробиологические, органолептические, санитарно-химические показатели.
В соответствии с экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» № от 22.10.2020, по протоколу лабораторных исследований № 9675 от 20.10.2020г., проба воды питьевой, отобранная из шахтного колодца по адресу: Томская область, Томский район, с.Итатка (около ул.Таёжной, д. 11), по показателям: «общие колиформные бактерии» (ОКБ), «мутность», «железо» не соответствуют требованиям п.4.1 СанПиН 2.1.4.1175- 02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», п.1,3 ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».
11.11.2020 и.о. прокурора района в адрес Администрации Итатского сельского поселения внесено представление, по результатам рассмотрения которого администрацией обустроен новый шахтный колодец в окр. д. № 9 по <адрес>, ООО Томскгеомониторинг произведен отбор проб воды, что подтверждается протоколом испытаний подземной воды № 851 от 24.12.2020.
Между тем согласно сообщения Управления Роспотребнадзора по Томской области от 03.02.2021 № 70-00-07/05-166-2021 отобранная проба воды 23.12.2020 в 08:00 час. из нецентрализованного источника (колодец, расположенный по адресу: с. Итатка, ул.Таежная, 9) по органолептическому показателю «цветность», не соответствует р.4 требований санитарных правил и нормативов СанПиН 2.1.41175-02 «Гигиенические требования к качеству нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», а именно: «цветность», результат исследований - 91,6 ± 18,3 (гигиенический норматив -30 градусов». По химическому показателю «железо» не соответствует требованиям ГН 2.1.5,1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, а именно: «железо», результат исследований-0,65± 0,15 (гигиенический норматив 0,3 мг/дм. куб.).
Таким образом, в нарушение пункта 5 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального Закона № 131-Ф3, статьи 1 Закона Томской области № 152-03 пункта 1 части 1 статьи 6, статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ, пунктов 72- 74 Правил холодное водоснабжение на ул. Таежной с. Итатка Томского района до настоящего времени не организовано. При этом по смыслу п. 3 ст. 32 Устава муниципального образования «Итатское сельское поселение», принятого решением Совета Итатского сельского поселения от 02.12.2020 № 157, организация холодного водоснабжения на указанной территории является обязанностью Администрации Итатского сельского поселения.
Отсутствие холодного водоснабжения на ул. Таежной с. Итатка нарушает права неопределенного круга лиц, постоянно и временно проживающих и пребывающих на ул. Таежной с. Итатка Томского района, на обеспечение питьевой водой, безопасной в эпидемиологическом, безвредной по химическому составу, имеющей благоприятные органолептические свойства.
Учитывая изложенное, суд полагает, что исковые требования о признании бездействия административного ответчика по непринятию мер по организации холодного водоснабжения, подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.1 ч. 3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Суд полагает, что исковые требования о возложение обязанности на Итатского сельского поселения организовать холодное водоснабжение на улице Таёжной села Итатка Томского района основаны на законе и установленных судом фактических обстоятельствах, поэтому иск в данной части также подлежит удовлетворению. При этом суд считает необходимым установить срок выполнения административным ответчиком вышеуказанной обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая его достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административный иск прокурора Томского района Томской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Итатского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по организации холодного водоснабжения.
Обязать администрацию Итатского сельского поселения организовать холодное водоснабжение на улице Таёжной села Итатка Томского района в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня изготовления текста судебного решения в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ А.В. Крикунова
Копия верна
Судья А.В.Крикунова
Секретарь К.В.Дега
Подлинник подшит в гражданском деле №2а-763/2021
в Томском районном суде Томской области
УИД 70RS0005-01-2021-000365-76
Мотивированный текст решения суда изготовлен 23 марта 2021 года.
Судья А.В.Крикунова