дело № 2а- 51/2021
25 RS 0030-01-2021-001051-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2022 г. пгт. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Гурской А.Н.,
при секретаре Богач В.С.,
с участием представителя истца Лазаревой Т.П.,
представителя ответчика Абжалимова Р.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Львовой Натальи Владимировны к администрации Хасанского муниципального района о признании незаконным решения,
установил:
Львова Н.В. обратилась в суд с административным иском к администрации Хасанского муниципального района о признании незаконным решения.
В обоснование исковых требований указывает, что 25.04.2019 года между ней и Ясянкиным О.В. заключено соглашение об уступке прав и обязанностей по договору аренды №176 земельного участка с кадастровым номером № площадью 22810 кв.м; местоположение установлено примерно в 111 м по направлению на северо-восток от ориентира дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, о чем ответчик был уведомлен надлежащим образом. Изменения о правообладателе по договору аренды зарегистрированы в Управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес> 15.05.2019 года.
На момент заключения соглашения об уступке прав и обязанностей с первоначальным арендатором в отношении указанного земельного участка было выдано разрешение на строительство от 31 июля 2012 года № RU25517302-199 по объекту База отдыха «Лебяжья» общей площадью жилых зданий 1170 кв.м. Срок действия разрешения на строительство - 31 марта 2021г.
Истица подготовила земельный участок к производству строительных работ, получила ордер №30 на производство земельных работ по планировке земельного участка. Заключила договор на технологическое присоединение к сетям электроснабжения и приступила к строительству базы отдыха.
14.10.2020г. администрация Хасанского муниципального района заключила с истицей дополнительное соглашение к договору аренды №176, продлив срок его действия на 3 года.
В апреле 2021г. истица обратилась в администрацию Хасанского муниципального района с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство базы отдыха на земельном участке. В конце мая 2021г. ею был получен отказ, оформленный письмом от 22.04.2021 №2707, направленный простой почтовой корреспонденцией 12.05.2021.
В качестве оснований для отказа в продлении срока разрешения на строительство административный ответчик указал на непредставление откорректированного раздела 6 «Проект организации строительства, необходимый для продления разрешения на строительство»; подача заявления менее чем за 10 дней до окончания срока разрешения на строительство и заявление не соответствует форме, указанной в административном регламенте предоставления муниципальной услуги.
Административный истец полагает, что отказ в продлении срока разрешения на строительство не соответствует действующему законодательству и нарушает её права и законные интересы, поскольку ст. 51 ГрК определен исчерпывающий перечень оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство.
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. В соответствии с подпунктом "у" пункта 23 Положения N 87 текстовая часть раздела должна содержать обоснование принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов. Проектная документация, на основании которой было изначально выдано разрешение на строительство Ясянкину С.B., не содержала раздела 6 «Проект организации строительства».
Кроме того, согласно текста заявления о внесении изменений в разрешение на строительство истица просила продлить срок указывая на объективные обстоятельства невозможности построить объект в данный срок из-за введения на территории РФ и Приморского края режима повышенной готовности с конца марта 2020г. из-за распространения коронавирусной инфекции.
Административный истец просит: признать незаконным отказ администрации Хасанского муниципального района <адрес> в продлении срока действия разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № объекта База отдыха «Лебяжья Лагуна» общей площадью жилых зданий 1170 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> примерно в 111 м. по направлению на северо-восток относительно ориентира-дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, оформленный письмом от 22 апреля 2021 №2707; обязать администрацию Хасанского муниципального района <адрес> повторно рассмотреть заявление Львовой Натальи Владимировны вх.№3206 от 14.04.2021 о продлении срока действия разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № № объекта База отдыха «Лебяжья Лагуна» общей площадью жилых зданий 1170 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> примерно в 111 м. по направлению на северо-восток относительно ориентира-дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>
В судебном заседании административный истец на требованиях настаивала по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, предоставил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», особенности применения разрешительных режимов в отношении федеральных законов, указанных в пункте 12 части 1 статьи 17 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», устанавливаются согласно приложениям № 3 - 17. В приложении № 3 к Постановлению Правительства РФ № 440 установлены особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, в том числе, предусмотрено, что на один год продлевается срок действия разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 7 апреля 2020 года по 1 января 2021 года. Срок действия разрешения на строительство № № истек 31.03.2021 г., то есть за пределами сроков, указанных в приложении № 3 к Постановлению Правительства РФ № 440. Кроме того, в соответствии с пунктом 9.3.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» для внесения изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения заявитель должен предоставить самостоятельно заявление о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения (приложение № 4.2, приложение № 4.2.1 к административному регламенту). В указанной форме заявления предусмотрено заполнение строки «Проектная документация раздел «ПОС расчет продолжительности строительства, корректировка». Корректировки раздела ПОС заявителем не представлено.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Порядок, основания выдачи разрешения на строительство, внесения в него изменений предусмотрены статьей 51 ГрК РФ.
В соответствии с п.21 ст.51 Градостроительного кодекса срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи
В силу частей 1, 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Согласно части 21.5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора № 176 аренды земельного участка от 31.03.2011 года администрацией Хасанского муниципального района Ясянкину О.В. в аренду предоставлен земельный участок под строительство базы отдыха из земель особо охраняемых территорий и объектов (земли рекреационного назначения) с кадастровым номером № местоположение которого установлено примерно в 111 м по направлению на северо-восток от ориентира дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, площадью 22810 кв.м.
31.07.2012 года администрацией Безверховского сельского поселения Ясянкину О.В. выдано разpешение на строительство базы отдыха «Лебяжья Лагуна» №, общей площадью жилых зданий 1170 кв.м., со сроком действия данного разрешения до 31.03.2021 года.
25.04.2019 года между Львовой Н.В. и Ясянкиным О.В. заключено соглашение об уступке прав и обязанностей по договору аренды №176 земельного участка с кадастровым номером №
Львова Н.В. начала производство строительных работ на земельном участке с июня 2019 года, поскольку ей только 10.06.2019 года был выдан ордер №30 на производство планировки земельного участка, сроком до 31.12.2019 г.
Дополнительным соглашением от 14.10.2020 к договору аренды №176 от 31.03.2011, заключенного между администрацией Хасанского муниципального района и Львовой Н.В. был продлен срок действия договора аренды №176, до 07.02.2024 года предоставленного на цели строительства базы отдыха.
29.01.2020 года Львова Н.В. обратилась в администрацию Хасанского муниципального района о внесении изменений в разрешение на строительство, в связи с передачей прав и обязанностей по договору аренды № 176 от 31.03.2011 года.
Постановлением администрации Хасанского муниципального района № 142-па от 05.03.2020 года в разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, в части арендатора земельного участка.
09.04.2021 года Львова Н.В. обратилась к административному ответчику с заявлением о продлении разрешения на строительство базы отдыха на земельном участке, переданном ей на основании договора аренды.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией Хасанского муниципального района было отказано в продлении разрешения на строительство.
В качестве оснований для отказа административный ответчик указывает, что не предоставлен откорректированный раздел 6 «Проект организации строительства, необходимый для продления разрешения на строительство»; заявление подано менее чем за 10 дней до окончания срока разрешения на строительство и заявление не соответствует форме, указанной в административном регламенте предоставления муниципальной услуги.
С вышеуказанными основаниями для отказа в продлении разрешения на строительство суд не может согласиться по следующим основаниям.
Так, в письме № от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик сослался на нарушение административным истцом п.11.3 административного регламента, утвержденного постановлением администрации Хасанского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-па и п.21.15 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч.21.15 ст.51 Градостроительного кодекса РФ и п.11.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство», утвержденного постановлением администрации Хасанского муниципального района №671-па от 19.12.2019 г. определен исчерпывающий перечень оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство, в которых не содержится такого основания для отказа в продлении разрешения на строительство, как подача заявления по форме, не соответствующей форме, указанной в административном регламенте предоставления муниципальной услуги.
В возражениях на иск, административный ответчик сослался на нарушение истцом п.9.3.1 вышеуказанного Административного регламента.
Вместе с тем, в п.9.3. Административного регламента содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых для внесения изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого договора, к которым относятся: заявление о внесении изменений в разрешение на строительство и документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в случае обращения представителя заявителя.
Административным истцом было подано заявление по форме заявления, указанного в п.4.2. приложения к Административному регламенту.
Довод ответчика о не предоставлении откорректированного раздела 6 «Проекта организации строительства» (далее ПОС), является не обоснованным.
Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства (часть 19 статьи 51 ГрК РФ).
Согласно проектной документации по строительству объекта База отдыха «Лебяжья» общей площадью 1170 кв.м. 2012/11-ПОС, выполненном ООО Архитектурная мастерская «Пирамида», строк строительства обоснован расчетом в соответствии с СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Нормы продолжительности строительства и задела строительстве предприятий, зданий и сооружений». Пунктом 13 ПОС предусмотрены два срока окончания строительства объекта: 114 месяцев при параллельном строительстве этапов и 234 месяца при последовательном строительстве этапов.
Указанный срок не превышал срок строительства, предусмотренный ПОС, предоставленный административным истцом, в связи с чем необходимости корректировать раздел проектной документации у административного истца не имелось.
Оснований не доверять представленному Проекту организации строительства, не имеется.
Кроме того, судом учитывается, что на момент обращения административного истца в администрацию Хасанского муниципального района с заявлением о продлении разрешения на строительство, в администрации имелась проектная документация на объект «База отдыха «Лебяжья Лагуна», поскольку проектная документация направлялась в Инспекцию регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> для предоставления информации.
На основании п.8 ч.21.5 ст.51 Градостроительного кодекса РФ подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство, является основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство.
Вместе с тем, в соответствии с п.1 ч.10 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», до 1 января 2025 года в отношении объектов капитального строительства, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2022 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию, положения пункта 8 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются.
Таким образом, отказ в продлении срока разрешения на строительство в связи с подачей заявления менее чем за 10 дней до окончания срока разрешения на строительство также не соответствует требованиям законодательства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик незаконно отказал в продлении срока действия разрешения на строительство.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
решил:
административные исковые требования Львовой Натальи Владимировны к администрации Хасанского муниципального района о признании незаконным отказа в продлении срока действия разрешения на строительство – удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Хасанского муниципального района <адрес> в продлении срока действия разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № объекта База отдыха «Лебяжья Лагуна» общей площадью жилых зданий 1170 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> примерно в 111 м. по направлению на северо-восток относительно ориентира-дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать администрацию Хасанского муниципального района Приморского края повторно рассмотреть заявление Львовой Натальи Владимировны вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ о продлении срока действия разрешения на строительство от 31 июля 2012 № объекта База отдыха «Лебяжья Лагуна» общей площадью жилых зданий 1170 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> примерно в 111 м. по направлению на северо-восток относительно ориентира-дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд Приморского края в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в мотивированном виде.
Судья А.Н. Гурская
Решение в окончательной форме изготовлено 18.01.2022 г.