Дело № 2-42/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2014 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,
с участием заявителя Карнаухова А.А., представителя заявителя Забара И.А., действующего на основании доверенности №113 от 30.01.2014 г.,
представителя заинтересованного лица Администрации с. Ванавара Черновой А.С., действующей на основании доверенности от 09.01.2014 г.,
при секретаре судебного заседания Третьяковой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края в с. Ванавара, Эвенкийского района Красноярского края гражданское дело № 2-42/2014 по заявлению Карнаухова Александра Александровича о признании незаконным бездействия Администрации села Ванавара,
УСТАНОВИЛ:
Карнаухов Александр Александрович обратился в Тунгусско-Чунский районный суд с заявлением (жалобой) на бездействие Администрации с. Ванавара, выразившее в следующем.
Заявитель обратился в Администрацию с. Ванавара с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилого фонда по договору социального найма для участия в программе «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012 – 2014 годы». Просил Администрацию с. Ванавара принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с целью участия в приведенной программе.
Совместно с первоначальным заявлением (входящий номер в Администрации с. Ванавара 401 от 24.10.2013 г.) заявитель предоставил необходимый перечень документов – справку о составе семьи, выписку из финансового лицевого счета, копии паспортов всех членов семьи (копия паспорта заявителя), договор купли-продажи жилого помещения, в котором состоит на регистрационном учете заявитель, справку из архива об отсутствии жилых помещений в собственности, уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений о том, что заявитель имеет в собственности какое-либо жилое помещение.
Исходя из извещения № 1324 от 29.10.2013 г., Администрация с. Ванавара – заявителю разъяснено, что с учетом протокола заседания № 10 и в соответствии с Законом Красноярского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории края», рассмотрение заявления отложено до выезда к месту «проживания» заявителя.
Извещением № 1422 от ноября 2013 г. (день не указан), Администрация с. Ванавара указала заявителю на то, что ему не представляется возможным оказать муниципальную услугу в виде признания нуждающимся в жилом помещении, поскольку, по мнению Администрации с. Ванавара, невозможно было определить общую площадь жилого помещения, в котором, как считала Администрация с. Ванавара, проживает заявитель. Данным извещением Администрация с. Ванавара также указала заявителю на необходимости предоставления технического паспорта занимаемого помещения.
Извещением № 1422 от 22.11.2013 г., имеющим тот же исходящий номер, что и предыдущее извещение, Администрация ставит заявителя в известность о том, что он является членом семьи собственника жилого помещения по адресу – <адрес> (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ) и поэтому, с учетом общей «фактической» площади помещения, в котором состоит на регистрационном учете заявитель, учитывая норму площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленную Решением Сельского совета депутатов сельского поселения с. Ванавара № 212 от 24.02.2009 г., заявитель не может быть признан нуждающимся в предоставлении ему жилого помещения.
Данное извещение было в том числе основано на акте осмотра жилого помещения (дома) от 05.11.2013 г., подписанным членами жилищной комиссии при Администрации с. Ванавара – Мялькиной Т.В., Аксеновой Е.И., которые определили, что «примерная общая площадь квартиры» по адресу <адрес> составляет 87 кв.м.
При этом, в обследовании квартиры один из членов комиссии (Мялькина Т.В.) не принимал участия, а просто подписал акт. Также, как считает заявитель, ни одно из лиц, проводивших «осмотр жилого помещения», не обладает ни полномочиями, ни образованием в сфере кадастровой инженерии.
Вместе с тем, указанный акт осмотра жилого помещения явился основанием для направления заявителю извещения № 1422 от 22.11.2013 г. о невозможности оказания муниципальной услуги.
Между тем, заявитель Карнаухов А.А. не имеет состава семьи (является одиноко проживающим),что подтверждается справкой Администрации с. Ванавара от 14.10.2013 г.
Как следует из выписки из финансового лицевого счета № 147 от 14.10.2013 г., выданной Администрацией с. Ванавара, в квартире по адресу: <адрес> заявитель состоит на регистрационном учете, всего в квартире зарегистрировано совместно с заявителем 5 лиц, общая площадь жилого помещения составляет 64 кв.м.
Договором купли-продажи от 26.05.1994 г. подтверждается, что Карнаухову Александру Валентиновичу – отцу заявителя продано жилое помещение – квартира по приведенному адресу площадью 64 кв.м., договор удостоверен нотариально. Из архивной справки № 217 от 21.10.2013 г., уведомления № 01/325/2013-5 от 18.10.203 г. следует, что заявитель не имеет в собственности никаких жилых помещений, в приватизации не участвовал.
17.12.2013 г. заявитель повторно обратился в Администрацию с. Ванавара с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Заявитель указал, что не имеет семьи, проживает отдельно от отца примерно с 2006 года, не является членом семьи собственника помещения - квартиры по адресу <адрес> 2006 года, состоит на регистрационном учете в данной квартире, полагал, что к нему не применима учетная норма жилой площади, установленная Решением Сельского совета депутатов сельского поселения с. Ванавара № 212 от 24.02.2009 г.
Обращаясь с настоящей жалобой в суд, заявитель полагает, что Администрацией с. Ванавара были существенно нарушены его права, а именно право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.
По мнению заявителя, он полностью соответствовал требованиям, установленным в том числе в Постановлении от 13 октября 2011 г. № 586-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012 - 2014 годы», иным нормативным документам и актам по данной программе. Требования заявителя о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении также были основаны на Законе Красноярского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края», иными нормами материального права.
Заявитель установленный порядок участия в программе полностью соблюдал, 24.10.2013 г., 17.12.2013 г., 21.01.2014 г. обращался в Администрацию с. Ванавара с заявлениями о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Администрацией с. Ванавара необоснованно не приняты во внимание документы, подтверждающие площадь жилого помещения, в котором на регистрационном учете состоит заявитель, необоснованно проведены «кадастровые - инженерные работы» по определению «примерной» площади жилого помещения, в котором состоит на регистрационном учете заявитель, необоснованно возлагаются на заявителя не понятные и не законные обязанности.
Не принимая во внимание доводы заявителя, Администрация с. Ванавара, как считает Карнаухов А.А., необоснованно ограничила его в правах, ввиду чего он полагает возможным удовлетворить его жалобу (заявление) об оспаривании допущенного бездействия (незаконных действий) и просит суд: признать бездействие Администрации села Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края, выразившееся в не постановке на учет Карнаухова Александра Александровича в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилого фонда по договору социального найма для участия в программе «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012 – 2014 годы» незаконным, обязать Администрацию села Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края поставить Карнаухова Александра Александровича на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилого фонда по договору социального найма для участия в программе «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012 – 2014 годы». Взыскать с Администрации села Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края в пользу Карнаухова Александра Александровича понесенные по делу судебные расходы – на оплату государственной пошлины в сумме 200 рублей.
В судебном заседании заявитель Карнаухов А.А. и его представитель Забара И.А. заявление поддержали в полном объеме, просили его удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Администрации с. Ванавара Чернова А.С., действующая на основании доверенности от 09.01.2014 г., заявление не признала, просила в удовлетворении заявления Карнаухову А.А. отказать.
В обоснование своих доводов представитель заинтересованного лица сообщила, что 24 октября 2013 года Карнаухов Александр Александрович обратился в Администрацию с. Ванавара с заявлением, входящий № 401 от 24.10.2013 г., о признании нуждающимся в жилом помещении для участия в программе «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012- 2014 годы».
25 октября 2013 года на жилищной комиссии рассмотрены заявление и пакет документов заявителя. По данным выписки из финансово-лицевого счета № 147 в <адрес> зарегистрировано пять человек. Согласно договору купли- продажи от 26.05.1994 г. обозначена площадь жилого помещения - 64,00 кв. м, общая это площадь или жилая в договоре не указано, что стало препятствием для расчета обеспеченности жилой площади на 1 человека.
Четыре члена жилищной комиссии проголосовали за признание заявителя нуждающимся в жилом помещении, четыре против. В соответствии с п. 3.4. раздела 3 Положения о жилищной комиссии при администрации села Ванавара, утвержденного
Постановлением администрации сельского поселения с. Ванавара от 19.01.2009 г. № 02 -п, решения жилищной комиссии принимаются открытым голосованием и считаются
правомочными, если на заседании присутствовало не менее двух третей членов от общего
состава жилищной комиссии и за решение проголосовало не менее половины от общего
состава комиссии, в случае равенства голосов голос председателя является решающим. В
результате чего, на основании п. 6.1. раздела 6. члены жилищной комиссии имеют право, принимать участие в проверке жилищных условий заявителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было принято решение отложить решение данного вопроса до выезда с осмотром жилого помещения: <адрес>2.
05 ноября 2013 года секретарем жилищной комиссии произведен осмотр жилого помещения: <адрес>2, при визуальном осмотре установлено, что площадь
осматриваемого жилого помещения превышает указанную в договоре купли-продажи от 26.05.1994 г.
Постановлением Совета Администрации Красноярского края от 04.08.2003 г. № 227-п «О создании Красноярского краевого государственного учреждения "Консультационно-
методический центр", в целях содействия эффективному осуществлению местного
самоуправления, оказания помощи в совершенствовании нормативной правовой базы муниципальных образований, качественному проведению реформы местного самоуправления в крае, создано Красноярское краевое государственное учреждение "Консультационно-методический центр".
Одной из целей создания Учреждения является содействие эффективному осуществлению местного самоуправления. Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: подготовка методических рекомендаций, типовых муниципальных правовых актов, типовых уставов муниципальных образований для органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; предоставление рекомендаций и консультаций представителям органов местного самоуправления по вопросам применения действующего законодательства; оказание помощи органам местного самоуправления в подготовке документов и материалов для представления их интересов в судах общей юрисдикции и арбитражных судах; разработка муниципальных правовых актов по заявке органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов; содействие в разработке и реализации краевой программы развития муниципальной службы; организация и проведение повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений и другие.
Так как жилищная комиссия не пришла к единому мнению в решении
вопроса по Карнаухову А.А., в устной консультации с представителем прокуратуры не было получено однозначного ответа, Администрация села Ванавара при рассмотрении заявления Карнаухова А.А. обратилась в Консультационно-методический центр с просьбой о разъяснении применения Закона Красноярского края от 23.05.2006 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в
жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края».
На заявление Администрации с. Ванавара был получен ответ из Красноярского краевого государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Институт муниципального развития» о том, что гражданин Карнаухов А.А. является членом семьи Карнаухова А.В. – собственника квартиры по адресу: <адрес>. На вопрос о том, являются ли граждане, проживающие в указанной квартире обеспеченными жилой площадью ответ не получен, так как по мнению Института муниципального развития из представленной информации установлено, что технический паспорт жилого помещения, а также свидетельство о регистрации права на недвижимое имущество отсутствуют. Собственнику жилого помещения необходимо привести правоутверждающие и правоустанавливающие документы в соответствие с нормами действующего законодательства, на основании которых появится возможность удостоверить юридический факт признания и подтверждения государством возникновения у него прав на недвижимое имущество и, соответственно, сделать вывод об обеспеченности граждан, проживающих в вышеуказанном помещении жилой площадью.
С учетом полученного ответа, на заседании жилищной комиссии 19 ноября 2013 года было принято решение вернуть Карнаухову А.А. пакет документов, как неполный.
Выслушав в судебном заседании доводы заявителя, его представителя и представителя заинтересованного лица, допросив в судебном заседании свидетелей, изучив материалы гражданского дела и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд приходит к следующему.
Исходя из положений статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (в данном случае это Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ЖК РФ, Уставом муниципального образования и др.).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу ст. 14 ЖК РФ относится, в том числе ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно п. 6 ч. 1 ст. 14 указывает на то, что к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно п. 6 ч.1 ст. 7 Устава сельского поселения «Село Ванавара» к вопросам местного значения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в сельском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Часть 3 статьи 54 ЖК РФ предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
Согласно статье 1 Закона РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
В соответствии с частью 2 статьи 1 вышеназванного Закона установленный данным Законом порядок рассмотрения обращений граждан не распространяется на обращения, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Поскольку порядок рассмотрения заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях урегулирован статьями 52 и 54 ЖК РФ, нормы Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" применению при разрешении настоящего спора не подлежат.
На момент обращения Карнаухова А.А. в Администрацию с. Ванавара с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, для участия в программе «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012 - 2014 годы», то есть на 24.10.2013 г., в Красноярском крае действительно действовала долгосрочная целевая программа «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012 - 2014 годы», утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 13.10.2011 года № 586-п.
По условиям указанной программы, согласно пункту 1 раздела 3.1 участником программы мог являться:
гражданин, являющийся членом молодой семьи, - гражданин Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет, заключивший брак в установленном законом порядке или воспитывающий своего (усыновленного) ребенка (детей) без регистрации брака,
работающий или изъявивший желание работать по трудовому договору (основное место
работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса, ветеринарии или
социальной сферы в сельской местности, постоянно проживающий или изъявивший желание постоянно проживать в сельской местности, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющий жилья в той сельской местности, в которой гражданин работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
молодой специалист - гражданин Российской Федерации в возрасте не старше 35 пет
(на дату подачи заявления о включении его в список участников программы), имеющий
законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся
последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального)
профессионального образования, работающий или изъявивший желание работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией, постоянно проживающий или изъявивший желание постоянно проживать в сельской местности, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющий жилья в той сельской местности, в которой гражданин работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.
В соответствии с пунктом 2 раздела 3.1 указанной программы гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
С 01.01.2014 г. согласно п.2 Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 506-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы" Постановление Правительства Красноярского края от 13.10.2011 года № 586-п признано утратившим силу. Вместе с тем, согласно Приложению № 12 к государственной программе Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы с указанной даты в крае действует подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» на 2014-2020 годы» в рамках которой министерством сельского хозяйства Красноярского края, как исполнителем, будет реализовываться мероприятие "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов", цель которого создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, укрепление кадрового потенциала сельских территорий и активизация инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе.
Согласно п. 4.2.1. Участниками подпрограммы указанного мероприятия являются:
гражданин - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий и осуществляющий трудовую деятельность (основное место работы) в сельской местности, имеющий в наличии собственные и (или) заемные средства на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, определяемой в соответствии с условиями настоящей подпрограммы, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий (далее - гражданин - участник подпрограммы). К членам семьи гражданина - участника подпрограммы, применительно к настоящей подпрограмме, относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке;молодая семья - гражданин (ка), являющийся (аяся) членом молодой семьи, состоящий (ая) в зарегистрированном браке, или член неполной семьи, состоящей из одного родителя, в возрасте на дату подачи заявления о включении в состав участников подпрограммы (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, воспитывающий (ая) одного или более детей без регистрации брака, в том числе усыновленных, работающий (ая) по трудовому договору или осуществляющий (ая) индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, постоянно проживающий (ая) в сельской местности, в которой он (она) работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, нуждающийся (аяся) в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья);
молодая семья - семья, изъявившая желание переехать в сельскую местность, под которой понимается гражданин (ка), являющийся (аяся) членом молодой семьи, состоящий (ая) в зарегистрированном браке, в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, или гражданин (ка), чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, воспитывающий (ая) одного или более детей без регистрации брака, изъявивший (ая) желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, переехавший (ая) в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального образования, проживающий на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования, либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - молодая семья, изъявившая желание переехать в сельскую местность). К членам молодой семьи и молодой семьи, изъявившей желание переехать в сельскую местность, относятся совместно проживающие супруг (супруга), дети супругов, в том числе усыновленные;
молодой специалист - специалист, изъявивший желание переехать в сельскую местность, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование или учащееся на последнем курсе образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, изъявившее желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, переехавшее в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере из другого муниципального образования, проживающее на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования, либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключившее соглашение с работодателем (органом местного самоуправления) о трудоустройстве в сельской местности, в которой изъявили желание постоянно проживать и работать по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность) в агропромышленном комплексе или социальной сфере по окончании образовательного учреждения (далее - молодой специалист, изъявивший желание переехать в сельскую местность).
Согласно п.4.2.2. указанного документа, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, по мнению суда, как старая программа «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012 - 2014 годы», так и действующая в настоящее время подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» на 2014-2020 годы» с мероприятием "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" имеют одинаковые цели, понятия, состав участников и условия участия.
Для участия в программе необходимо признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», (п.п.«а» п. 11) следует, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Также, согласно правовой позиции, изложенной в абз. 6 п. 11 этого же Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 указано, что регистрация лица или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Пунктом 2 статьи 6 Закона Красноярского края от 23.05.2006 № 18-4751 «О порядке
ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в
жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» предусмотрено предоставление заявителем следующих документов: С заявлением о принятии на учет должны быть представлены следующие документы,
подтверждающие право граждан состоять на учете:
1) паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства, в случае отсутствия паспорта
либо отсутствия в паспорте отметки о регистрации по месту жительства - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное соответствующим органом регистрационного учета;
2) документы, подтверждающие право проживания одной семьей (свидетельство о
рождении, свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи, об усыновлении (удочерении), другие документы);
3) решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим в
целях предоставления ему жилого помещения муниципального жилищного фонда по
договору социального найма в порядке, установленном законом края (для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 настоящего вышеуказанного Закона);
3.1) документы, подтверждающие отнесение заявителя к категории граждан, имеющих
право на получение жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с
частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (для иных определенных
федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края категорий граждан);
4) выписка из домовой книги (финансового лицевого счета);
5) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и
сделок с ним о правах заявителя и членов его семьи на имеющиеся у них объекты
недвижимого имущества;
7) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи:
а) наниматель жилого помещения по договору социального найма и члены его семьи представляют договор социального найма, а в случае его отсутствия иной документ, на основании которого может быть установлен факт проживания в жилом помещении на условиях социального найма (ордер, решение о предоставлении жилого помещения и др.);
б) гражданин, являющийся собственником жилого помещения, представляет свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо иной документ, подтверждающий регистрацию права собственности на жилое помещение.
Как усматривается из материалов дела, Карнаухов А.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, в квартире, принадлежащей по договору купли-продажи от 26.05.1994 г. Карнаухову Александру Валентиновичу – отцу заявителя.
Договор купли продажи от 26.05.1994 г. нотариально удостоверен в Тунгусско-Чунском сельском Совете народных депутатов в с. Ванавара под номером нотариальных действий 333 от 26.05.1994 г. Согласно п.1 указанного договора предметом купли-продажи является квартира, состоящая из 3 комнат, площадью 64 кв.м со всеми надворными постройками (гараж, сарай, 2 бани).
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" № 122-ФЗ принят Государственной думой 17.06.1997, официально опубликован в "Российской газете" 30.07.1997.
Согласно пункту 1 статьи 33 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество данный Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования, то есть фактически указанный закон вступил в силу с 31.01.1998 г.
Таким образом, учитывая приведенные выше положения Закона о регистрации прав на недвижимое имущество, у членов жилищной комиссии не было оснований сомневаться в правильности площади квартиры, указанной в договоре купли-продажи, а также в законности и действительности самого договора.
Из ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ следует, что - Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
По смыслу договора купли-продажи от 26.05.1994 г., исходя из его буквального толкования, площадь 64 кв.м. – это общая площадь квартиры по адресу - <адрес>. Пунктом 2 ст. 6 Закона Красноярского края от 23.05.2006 № 18-4751, статьей 51 Жилищного кодекса РФ на заявителя не возлагается обязанность предоставления в органы местного самоуправления технической документации (технический план, технический паспорт, кадастровый паспорт) на жилое помещение. Достаточным является предоставление свидетельства о государственной регистрации права или иного правоустанавливающего документа.
Договор купли-продажи от 26.05.1994 г. является правоустанавливающим документом.
Как видно из справки от 14.10.2013 г., заявитель Карнаухов А.А. не имеет состава семьи. Архивной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ г., уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается отсутствие у заявителя в собственности жилых помещений.
Как показали в судебном заседании свидетели ФИО11, ФИО12, ФИО13, заявитель Карнаухов А.А. фактически не проживает в данной квартире с 2006 года, а лишь сохраняет в ней регистрацию. По словам матери заявителя – ФИО11, сын не участвует в оплате коммунальных услуг и электроэнергии, в квартире нет его личных вещей, общее хозяйство с сыном они не ведут. ФИО12 в суде показала, что является соседкой семьи Карнауховых. Карнаухова Александра знает с его детства. Карнаухов А.А. с родителями не проживает, снимает в <адрес> жилье. ФИО13 показала, что она совместно проживает с Карнауховым А.А. по адресу: <адрес>. Эту квартиру они снимают. С Карнауховым А.А. вместе они совершают крупные покупки в дом, ведут общее хозяйство. К родителям Александр только заходит в гости.
Указанными свидетельскими показаниями доказано, что заявитель фактически не проживает совместно с собственником квартиры по адресу: <адрес>, следовательно, доказано, что Карнаухов А.А. не является членом семьи Карнаухова А.В.
Между тем, Администрацией с. Ванавара отказано заявителю в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий как по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, так и по п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, тогда как заявление Карнаухова А.А. возможно было удовлетворить и признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, как и исходя из того, что он мог являться членом семьи собственника жилого помещения по представленным документам (п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), так и исходя из того, что он не являлся членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
Также материалами дела подтверждается, что заявителем полностью соблюден порядок, предусмотренный для постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (заявление от 15.10.2013 г., зарегистрированное за входящим № 401 от 24.10.2013 г.). При обращении с заявлениями, Карнауховым А.А. предоставлен весь пакет документов, предусмотренный действующим законом.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Администрацией с. Ванавара нарушены права и интересы заявителя при постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ввиду чего, защита данных прав и интересов возможна только в судебном порядке.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.
С учетом изложенного, суд находит заявление Карнаухова А.А. законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд признает бездействие Администрации села Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края, выразившееся в не постановке на учет Карнаухова Александра Александровича в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилого фонда по договору социального найма для участия в программе «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012 – 2014 годы» незаконным и считает возможным возложить на Администрацию села Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края обязанность поставить Карнаухова Александра Александровича на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилого фонда по договору социального найма для участия в мероприятии "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 506-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы".
В части взыскания судебных расходов в виде оплаты государственной пошлины в сумме 200 рублей, суд установил, что, по общему правилу, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов и ответчиков.
Как указано в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ.
В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением.
С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.
Следовательно, с Администрации села Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края в пользу Карнаухова Александра Александровича надлежит взыскать понесенные по делу судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Карнаухова Александра Александровича о признании незаконным бездействия Администрации села Ванавара удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации села Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края, выразившееся в не постановке на учет Карнаухова Александра Александровича в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилого фонда по договору социального найма для участия в программе «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012 – 2014 годы».
Обязать Администрацию села Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края поставить Карнаухова Александра Александровича на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилого фонда по договору социального найма для участия в мероприятии "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 506-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы".
Взыскать с Администрации села Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края в пользу Карнаухова Александра Александровича понесенные по делу судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья подпись Е.П. Кирпиченко
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено с помощью технического средства – компьютера, подписано председательствующим по гражданскому делу судьей 17.02.2014 г.