Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес>, ЧР 01 апреля 2019 года
Гудермесский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Хамзатова Р.Б.,
при секретаре ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО2-М.,
представителя муниципального учреждения «Управление образования <адрес>» (МУ «Управление образования <адрес> ЧР») ФИО3, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора <адрес> ЧР в порядке ст. 45 ГПК РФ к МБОУ «Ново-Энгенойская СШ» обязании устранить допущенные нарушения законодательства о промышленной безопасности, законодательства об образовании в РФ и противодействия терроризму,
у с т а н о в и л:
<адрес> ЧР обратился в суд с заявлением об обязании МБОУ «Ново-Энгенойская СШ» заключить договор по установке сигнализатора загазованности по метану и оксиду углерода, срабатывающего при достижении определенного уровня загазованности в помещении, обосновав его следующими доводами.
<адрес> в соответствии с заданием прокуратуры республики проведена проверка исполнения МБОУ «Ново-Энгенойская СШ» требований законодательства о промышленной безопасности, законодательства об образовании в РФ и противодействия терроризму, в ходе которой выявлены нарушения законов, требующие принятия конкретных мер, направленных на их устранение и недопущение впредь.
Так, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № - ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Пунктами 2, 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № - ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № - ФЗ), требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу ст. 37 Федерального закона № - ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Так, ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О промышленной безопасности» определено, что требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе, и в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента РФ, нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно- эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ № – ст. утвержден межгосударственный стандарт ГОСТ 34011-2016 «Системы газораспределительные. Пункты газорегуляторные блочные. Пункты редуцирования газа шкафные. Общие технические требования» (далее - стандарт системы газораспределения).
Стандарт системы газораспределения устанавливает общие технические требования к пунктам редуцирования газа, предназначенным для применения в сетях газораспределения и газопотребления при транспортировании горючих газов по ГОСТ 5542 (газы горючие природные промышленного и коммунально-бытового назначения).
Согласно п.п. 4.6.7 стандарта систем газораспределения в состав комплекса технических средств газорегуляторных пунктов для решения задач автоматизации должны входить: первичные преобразователи, датчики, сигнализаторы, функционирующие в автоматическом режиме и имеющие стандартные интерфейсы связи (цифровые и аналоговые).
Все сигнализаторы, в том числе охранные, а также быстродействующие запорные клапаны, устанавливаемые в помещении линии редуцирования, должны быть во взрывобезопасном исполнении (пп.ДД.ММ.ГГГГ стандарта газораспределения).
Национальный стандарт РФ ФИО5 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ № – ст.) (далее - Стандарт) устанавливает общие технические требования к эксплуатации сетей газопотребления в жилых и многоквартирных домах, общественных и административных зданиях, на предприятиях и в котельных, составу и оформлению эксплуатационной документации в процессе их эксплуатации.
Согласно п. 4.7 Стандарта система технологических защит газоиспользующего оборудования должна обеспечивать прекращение подачи газа в случае отсутствия факела на защитно-запальном устройстве, погасания факела горелки, отклонения давления газа перед горелкой за пределы ее устойчивой работы, уменьшения разряжения в топке (кроме топок, работающих под наддувом), понижения давления воздуха ниже допустимого (для двухпроводных горелок), прекращения подачи электроэнергии или отсутствия напряжения на устройствах управления технологическим процессом и средствах измерения.
Согласно п. 6.5.7 Свода правил 60.13330.2012 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003 (утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от ДД.ММ.ГГГГ № и введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ), В помещениях, в которых устанавливаются газовые теплогенераторы и другое газовое оборудование, следует предусматривать сигнализаторы загазованности по метану и оксиду углерода, срабатывающие при достижении загазованности помещения, равной 10% НКПРП или ПДК природного газа. Сигнализаторы загазованности должны быть сблокированы с быстродействующими запорными клапанами, установленными на вводе газа в помещение и отключающими подачу газа по сигналу загазованности.
Сигнализатор загазованности по метану служит датчиком утечки бытового природного или сжиженного газа из газового оборудования. Сигнализатор по оксиду углерода срабатывает в случае нарушений в работе системы дымоотвода и поступления дымовых газов в помещение.
Между тем, проверкой установлено, что в котельном помещении МБОУ «Ново-Энгенойская СШ» где находится газовое оборудование, не установлены сигнализаторы загазованности по метану и оксиду углерода, срабатывающие при достижении определенного уровня загазованности в помещении.
По результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки по указанным нарушениям закона прокуратурой района в адрес директора Учреждения было внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих, при этом нарушения закона по настоящее время не устранены.
Согласно п.п. 1 и 12 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О противодействии терроризму», основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Непринятие мер по обеспечению безопасности в Учреждении создаёт условия для террористических актов, последствиями которых являются массовая гибель людей, в том числе несовершеннолетних и уничтожение имущества.
Одним из негативных последствий выявленных нарушений является то, что во время функционирования газоиспользующего оборудования, при слабой вентиляции и дымоудалении, воздух в помещении насыщается оксидом углерода и метаном, что может стать причиной отравления и угрозой возникновения взрывоопасной концентрации газа, что угрожает личной безопасности посещающих данное учреждение лиц, в том числе несовершеннолетних и нарушают положения законодательства о пожарной безопасности и противодействия терроризму.
Установленные в ходе прокурорской проверки факты нарушений законов, в значительной степени стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей ответственными лицами Учреждения, при отсутствии должного контроля со стороны руководства, в связи с чем подвергли к реальной угрозе жизнь и здоровье работников и учащихся, в случае совершения террористического акта, возникновения пожара и иных непредвиденных чрезвычайных ситуациях, что свидетельствует об отсутствии надлежащей антитеррористической защиты.
Помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО2-М. в судебном заседании просил удовлетворить заявление по изложенным в нём доводам и основаниям. Заявление подано по результатам прокурорской проверки исполнения требований законодательства о промышленной безопасности, законодательства об образовании в РФ и противодействия терроризму.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании заявление прокурора признала обоснованным и против его удовлетворения не возражала. Правовые последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.
Выслушав помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО2-М., представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, дав им надлежащую правовую оценку, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
Суд принимает признание представителем заинтересованного лица заявленных прокурором требований, поскольку это не противоречит правам и законным интересам МБОУ «Ново-Энгенойская СШ» соответствует требованиям федерального законодательства и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.
В соответствии с абз.2 ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятия его судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
1. Заявление прокурора <адрес> ЧР к МБОУ «Ново-Энгенойская СШ» об обязании устранить допущенные нарушения законодательства о промышленной безопасности, законодательства об образовании в РФ и противодействия терроризму, удовлетворить.
2. Обязать МБОУ «Ново-Энгенойская СШ» обязать заключить договор по установке сигнализатора загазованности по метану и оксиду углерода, срабатывающего при достижении определенного уровня загазованности помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд ЧР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Р.Б. Хамзатов