Дело №12-156/2021
УИД <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ гор. Канаш
Судья Канашского районного суда Чувашской Республики Никифоров С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики жалобу
Русскова В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Российской Федерации, главы Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики (юр. адрес: Чувашская Республика, Канашский район, село Шихазаны, ул. Генерала Михайлова, д.15),
на постановление государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды К. № от ДД.ММ.ГГГГ, которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей,
у с т а н о в и л :
Постановлением государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды К. № от ДД.ММ.ГГГГ глава Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Руссков В.Д. признан виновным в нарушении положений Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которое выразилось в не постановке на государственный учет биологических очистных сооружений, расположенных на территории с.Шихазаны Канашского района Чувашской Республики, как объект негативного воздействия на окружающую среду. Указанное бездействие должностного лица квалифицировано по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Руссков В.Д., как должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу, обжаловал его в суд. Жалоба мотивирована тем, что согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию, выданному администрацией Канашского района, очистные сооружения на территории с.Шихазаны в эксплуатацию введены ДД.ММ.ГГГГ. Положениями части 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №219-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен шестимесячный срок для постановки объектов негативного воздействия на окружающую среду на государственный учет, то есть в данном случае до ДД.ММ.ГГГГ. С учетом указанного автор жалобы считает, что по делу срок для привлечения его к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ, а потому производство по делу подлежало прекращению
Судебное извещение, направленное в адрес главы Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Русскова В.Д. - должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, вернулось обратно с отметкой «истек срок хранения», что свидетельствует об извещении его о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Не явился в суд и государственный инспектор Чувашской Республики в области охраны окружающей среды К. - должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении. В ответ на судебное извещение заместитель министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Е.М.Дымза просила жалобу Русскова В.Д. рассмотреть без участия представителя Минприроды Чувашии и оставить указанную жалобу без удовлетворения, а постановление о назначении административного наказания - без удовлетворения.
При таких обстоятельствах неявка указанных лиц не является препятствием для рассмотрения и разрешения жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
На основании статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе:
- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
-виновность лица в совершении административного правонарушения;
-обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу требований статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статьей 8.46 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, Руссков В.Д. с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности главы Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики (постановление главы Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании поручения Главы Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № приказом Первого заместителя Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики - министра финансов Чувашской Республики за № от ДД.ММ.ГГГГ назначена проверка соблюдения требований законодательства при эксплуатации очистных сооружений в с.Шихазаны Канашского района Чувашской Республики. Срок проведения проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ
По результатам этой проверки государственным инспектором Чувашской Республики в области охраны окружающей среды К. ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы Шихазанского сельского поселения Русскова В.Д. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о наложении на него штрафа по делу об административном правонарушении №, в котором указано, что биологические очистные сооружения с. Шихазаны Канашского района Чувашской Республики в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в государственный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду не включены в связи с не поступлением в Минприроды Чувашии заявки от собственника биологических очистных сооружений. Данное бездействие главы Шихазанского сельского поселения Русскова В.Д. квалифицировано по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как было указано выше, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении Руссковым В.Д. мотивирована пропуском срока для привлечения его к административной ответственности.
Эти доводы он приводил должностному лицу при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Между тем, сведений о проверке этих доводов должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу, и о признании их необоснованными (поскольку он признан виновным в совершении правонарушения), обжалуемое постановление не содержит.
Кроме того, в обжалуемом постановлении о назначении административного наказания, не описано само событие административного правонарушения.
В постановлении в этой части указано, «ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Шихазанского сельского поселения Канашского района № утверждена схема водоснабжения и водоотведения на территории Шихазанского сельского поселения на период до ДД.ММ.ГГГГ, куда включены биологические очистные сооружения, рассчитанные на суточный расход сточных вод до <данные изъяты> куб. м./сут.» и далее, «главой Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Руссковым В.Д. не поставлен на государственный учет биологические очистные сооружения, используемые для очистки сточных вод централизованных систем водоотведения».
Согласно же части 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №219-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Постановление о назначении административного наказания доказательств нарушения указанного в законе шестимесячного срока не содержит. При этом указана только дата утверждения схемы водоснабжения и водоотведения на территории Шихазанского сельского поселения (ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, при производстве по делу доводы Русскова В.Д. о его невиновности не были проверены и им надлежащая оценка не дана, тем самым должностным лицом не выполнена обязанность по установлению всех обстоятельств дела, причинно-следственной связи между действиями Русскова В.Д. и наступившими последствиями, установлению виновности лица в совершении административного правонарушения.
Указанное свидетельствует, что при рассмотрении дела должностным лицом были допущены существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выразившиеся в несоблюдении требований статей 24.1 и 26.1 КоАП Российской Федерации, то есть в нарушении права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица признать законным нельзя.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с этим обжалуемое постановление подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
постановление государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды К. № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья