К делу №
УИД-23RS0№-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2024 года г. Краснодар
Ленинский районный суд города Краснодара в составе:
председательствующего Мотько Д.Ю.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к государственному казенному учреждению Краснодарского края «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» о восстановлении срока подачи заявления и возложении на ответчика обязанности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» о восстановлении срока подачи заявления о перечислении социальной выплаты и возложении обязанности на ответчика предоставить меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № получила в Министерстве труда и социальной защиты <адрес> государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Выбрав территорию Краснодарского края для постоянного места проживания, истец прибыла в <адрес> Краснодарского края и заключила договор купли-продажи жилого дома и земельного участка с оплатой по государственному жилищному сертификату от ДД.ММ.ГГГГ, согласно условиям которого ФИО1 приобрела в собственность жилой дом с кадастровым номером 23:11:0202084:63. На основании заключенного договора истцом была получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая переход права собственности.
В силу юридической неграмотности истца и на основании устной договоренности, ФИО1 полагала, что агент по недвижимости, осуществляющий деятельность по подбору, окажет ей соответствующую юридическую помощь. Однако указанный агент не уведомил истца о необходимости осуществить подачу документов на получение социальной выплаты, в связи с чем, документы на перечисление выплаты по государственному жилищному сертификату ни агентом, ни ФИО1 поданы не были.
В связи с тем, что прием заявлений о перечислении социальной выплаты был окончен ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 обратилась в суд с целью восстановления срока подачи заявления о перечислении социальной выплаты.
Лица, участвующие в деле, в зал судебного заседания не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Истец просил рассмотреть дело в ее отсутствие.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истец является гражданином Российской Федерации, что подтверждается паспортом, выданным ДД.ММ.ГГГГ. Из пояснений истца следует, что истец до момента вынужденной эвакуации проживала в <адрес> по адресу регистрации, указанному в паспорте гражданина Российской Федерации. После событий февраля 2022 года истец покинула территорию <адрес>.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации мероприятий по переселению жителей <адрес> и части <адрес>, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации» утверждены Правила предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства (далее – Правила).
ФИО1 обратилась в уполномоченный орган <адрес> с заявлением о предоставлении ей государственного жилищного сертификата. В результате проведенной проверки заявления на соответствие требованиям законодательства, министерство труда и социальной защиты ДД.ММ.ГГГГ предоставило ФИО1 государственный жилищный сертификат №. Указанным сертификатом удостоверено, что истец имеет право на получение за счет средств бюджета <адрес> социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации мероприятий по переселению жителей <адрес> и части <адрес>, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации».
После получения государственного жилищного сертификата на территории <адрес> истец прибыла на территорию Краснодарского края на постоянное место жительства.
В целях реализации мероприятия, установленного постановлением Правительства Российской Федерации, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Краснодарского края на постоянное место жительства» утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Краснодарского края на постоянное место жительства (далее – Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что социальная выплата используется для приобретения одного или нескольких жилых помещений на первичном или вторичном рынках жилья на территории Российской Федерации у физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких). Жилое помещение (жилые помещения) должно (должны) отвечать требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, быть благоустроенным(и) применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек).
В соответствии с пунктом 3 Порядка уполномоченным органом на предоставление сертификата и соответственно на предоставление социальной выплаты является министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края. Предоставление сертификата осуществляется уполномоченным органом с участием государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка».
Пунктом 8 Порядка закреплены условия, при соблюдении которых возможно получение социальной выплаты:
1) приобретенное с использованием сертификата жилое помещение (жилые помещения) отвечает требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроено применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек);
2) исключен. Постановление Губернатора Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №;
3) гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) приобрел(и) жилое помещение по договору купли-продажи и переход права собственности зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
4) жилое(ые) помещение(я) приобретено(ы) на основании одного или нескольких сертификатов в долевую собственность всех граждан и членов их семей, указанных в сертификате (сертификатах), и переход права собственности зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке (в случае использования социальной выплаты, причитающейся нескольким гражданам). При этом размер долей в праве общей долевой собственности на такое жилое помещение должен быть пропорционален размеру части покупной цены, уплачиваемой каждым из лиц, приобретших жилое помещение за счет средств социальных выплат и (или) иных источников;
5) общая площадь приобретенного жилого помещения в расчете на каждого члена семьи, учтенная при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Порядка перечисление социальной выплаты осуществляется при наличии у получателя сертификата и членов его семьи гражданства Российской Федерации в пределах размера, указанного в сертификате.
Согласно пункту 13 Порядка в целях перечисления социальной выплаты гражданин или его (их) представитель (при наличии доверенности, выданной и оформленной в установленном законодательством Российской Федерации порядке) представляет(ют) в учреждение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление о перечислении социальной выплаты по форме, утвержденной приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.
Абзацем вторым указанного пункта установлен срок для подачи заявления о перечислении социальной выплаты – до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Порядком установлен регламент предоставления социальной выплаты, устанавливающий состав, последовательность и сроки выполнения действий и принятия решений по предоставлению социальной выплаты, осуществляемых по запросу (заявлению) физического лица либо его уполномоченного представителя.
Во исполнение вышеуказанных норм Порядка ФИО1 заключила договор купли-продажи, согласно которому жилой дом переходит в собственность истца и оплата за который осуществляется на основании полученного ФИО1 государственного жилищного сертификата. По результатам рассмотрения договора купли-продажи, уполномоченным государственным органом был произведен переход права собственности на жилой дом от продавца к истцу и в подтверждение указанного действия выдана выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
Из пояснений истца следует, что в целях оказания правовой помощи при перечислении денежных средств государственного сертификата ФИО1 обратилась к ФИО4, который устно пообещал истцу помочь сформировать пакет документов для предоставления ответчику. От знакомых, проживающих в <адрес>, истец знала, что ФИО4 помогал по данным вопросам таким же владельцам жилищных сертификатов. По этим причинам, а также в силу своей юридической неграмотности, на основании устной договоренности ФИО1 полагала, что ФИО4 окажет ей соответствующую юридическую помощь, за что передала ему наличные денежные средства. Вместе с тем, истец не получила юридическую помощь, а также пропустила срок для подачи заявления о перечислении социальной выплаты. Узнав об этом, истец направляла в адрес третьего лица обращение и, согласно полученному ответу, срок для подачи заявления о перечислении социальной выплаты завершен.
Достоверность указанных сведений подтверждается документами, имеющимися в материалах дела: обращением к прокурору <адрес>, старшему советнику юстиции, ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ; объяснением истца, данным лейтенанту полиции ФИО6 УУП Отдела МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; актом опроса истца и.о. прокурора <адрес> советником юстиции ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением Отдела МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому ФИО1 отказано в возбуждении уголовного дела на основании ее обращения; постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела в котором уполномоченным дознавателем УУП ОМВД России по <адрес> подробно описаны вышеуказанные доводы истца.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (части 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что нормы, закрепленные в Правилах и Порядке, не содержат указания на возможность восстановления срока для подачи заявления о перечислении социальной выплаты. Однако в материалах дела имеется письмо ответчика в адрес ФИО1, согласно которому уполномоченный орган рекомендовал обратиться в суд в целях разрешения возникшего обстоятельства у истца с целью восстановить срок подачи заявления о перечислении социальной выплаты.
Кроме того, письмом публично-правовой компании «Фонд развития территорий» ответчику также рекомендовано обратиться в судебные органы для восстановления срока ввиду завершения мероприятий по предоставлению социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 1 Правил, они устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» для предоставления финансовой поддержки в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства.
Согласно пункту 2 Правил субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения осуществляемых субъектами Российской Федерации мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат.
Вместе с тем непоследовательная правовая позиция органов государственной власти подрывает доверие граждан и не способствует укреплению законности.
В целях обеспечения правовой определенности, а также учитывая наличие действующего государственного жилищного сертификата, подтверждающего право ФИО1 на получение социальной выплаты, суд считает необходимым обеспечить истцу условия для реализации меры социальной поддержки, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
При таких обстоятельствах требование иска о восстановлении срока для предоставления заявления в компетентный орган подлежит удовлетворению. Вместе с тем исковое требование о предоставлении меры социальной поддержки является преждевременным и не может быть удовлетворено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░