Решение от 14.09.2022 по делу № 2-3885/2022 от 02.08.2022

Дело № 78RS0002-01-2022-001412-14            14 сентября 2022 года

Производство № 2-3885/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Ковалевой Е.В.,

при секретаре Махмудовой Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к СПб ГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» о признании права на постановку на регистрационный учет в качестве безработного, о признании права на получение пособия по безработице,

УСТАНОВИЛ:

    истец обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском о признании отказа ответчика в предоставлении государственной услуги неправомерным.

    Определением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.

    Истец после изменения исковых требований (л.д. 46, 47) просит признать за ней право состоять на учете в качестве безработной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать за истцом право на получение пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 661 руб. 29 коп., признать за истцом право на постановку на регистрационный учет в качестве безработной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика зарегистрировать истца в качестве безработной с назначением пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ.

     В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства.

    Она обратилась к ответчику за предоставлением государственной услуги по содействию в поиске работы через Единый портал государственных услуг ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик не разместил ответ на заявление истца, не зарегистрировал ее в качестве безработной, что незаконно. На обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ истец получила отказ в предоставлении услуги в связи с предоставлением документов, содержащих заведомо ложные сведения, по причине отсутствия регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге.

    В судебном заседании истец поддержала иск.

    Представитель ответчика ФИО2 возражал против удовлетворения иска, пояснил, что на момент обращения истца к ответчику у истца отсутствовала регистрация по месту жительства в Санкт-Петербурге, факт проживания истца в данном субъекте Федерации не мог быть установлен ответчиком без суда.

    Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

    Из материалов дела и пояснений сторон судом установлены следующие обстоятельства.

    Истец зарегистрирована в целях поиска подходящей работы с ДД.ММ.ГГГГ, признана ответчиком безработной с ДД.ММ.ГГГГ, ей назначено и выплачено пособие за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 806 руб. 45 коп.

    Приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57) подтверждается, что истец признана безработной, ей назначено пособие по безработице в соответствии с п. 4 ст. 31, п. 1 ст. 34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» в размере 1 500 руб. в месяц с установлением периода выплаты пособия по безработице 3 месяца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Истец трудоустроилась в ООО «Сланцевский цементный завод «ЦЕСЛА» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76).

    Приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу прекращена выплата пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 2 ст. 35 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с трудоустройством (л.д. 58).

    Приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истец снята с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ в связи с признанием занятой по основаниям, предусмотренным ст. 2 Закона о занятости населения, в связи с трудоустройством (л.д. 59).

    Истец ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировалась в целях поиска подходящей работы (л.д. 70).

    Ответчик при перерегистрации истца в качестве безработной установил факт отсутствия регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге на основании сведений, полученных через сайт ЕПГУ.

    В связи с установлением факта отсутствия регистрации по месту жительства в <адрес> ответчик ДД.ММ.ГГГГ издал приказ об отмене приказа о снятии истца с учета в качестве безработного (л.д. 60), приказ об отмене приказа о прекращении выплаты пособия (л.д. 61), приказ о предложении истцу возместить излишне выплаченное пособие в связи с отсутствием регистрации в <адрес> (л.д. 62), а также приказ о прекращении выплаты пособия истца с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63).

    Кроме того, приказом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик снял истца с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) с ДД.ММ.ГГГГ в связи с получением пособия по безработице обманным путем(л.д. 64).

    Ответчик ДД.ММ.ГГГГ отказал истцу в предоставлении услуги в связи с предоставлением документов, содержащих заведомо ложные сведения по причине отсутствия регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге (л.д. 10, 11).

    В связи с установлением факта трудоустройства истца с ДД.ММ.ГГГГ ответчик направлял истцу ДД.ММ.ГГГГ письмо о необходимости возврата пособия за период с 15 по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 145 руб. 16 коп. (л.д. 65).

    Установив факт неправомерного получения истцом пособия по безработице в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчик ДД.ММ.ГГГГ обратился к истцу с требованием о возврате пособия в сумме 2 806 руб. 45 коп., выплаченного истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66).

    Истец добровольно возместила ответчику пособие за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 145 руб. 16 коп.

    В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

При этом закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации мер социальной поддержки, в том числе в связи с потерей работы.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения).

В силу п. 1 ст. 5 указанного Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (п. 2 в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ).

Пунктом 3 ст. 3 Закона о занятости населения предусмотрено, что безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в ст. 2 данного Закона (занятые граждане).

Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения).

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона о занятости населения).

В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее также - Временные правила), в соответствии с п. 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно п. 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (п. 3 Временных правил).

Пунктом 4(1) Временных правил предусмотрено, что центры занятости населения с ДД.ММ.ГГГГ запрашивают в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы сведения о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.

В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с ДД.ММ.ГГГГ осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (п. 9 Временных правил).

Исходя из п. 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В силу подп. "д" п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае попытки получения либо получение пособия по безработице обманным путем.

Основанием для предъявления к истцу требования о возврате пособия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и невыплаты истцу пособия ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ послужило установление ответчиком факта отсутствия у истца регистрации места жительства в г. Санкт-Петербург.

Истец с ДД.ММ.ГГГГ проживает фактически в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета в <адрес>, регистрации по месту жительства не имеет.

Из пояснений истца следует, что она с ДД.ММ.ГГГГ по конец ДД.ММ.ГГГГ проживала по адресу: <адрес>, где была зарегистрирована по месту пребывания до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ она проживает по адресу: <адрес>, где зарегистрирована по месту пребывания на полгода.

Данные обстоятельства стороной ответчика в рамках настоящего дела не оспорены.

Разрешая спор и признавая за истцом право на постановку на регистрационный учет в качестве безработного в Санкт-Петербургском государственном автономном учреждении «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, право на получения пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 661 руб. 29 коп. и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из того, что на момент обращения за получением мер государственной поддержки в области содействия занятости истец сообщила достоверные данные относительно места своего фактического проживания, указав в заявлениях о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы адреса, по которым она в установленном порядке зарегистрирована по месту пребывания, а также адреса фактического проживания, в связи с чем истец имела право на постановку на учет в качестве безработного на территории <адрес> и на получение пособия по безработице.

При этом суд учитывает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» определение места жительства лица не связывается исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Толкование п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения соотносится с положениями ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации и ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которыми место жительства либо пребывания гражданина не связывается с местом его регистрации.

Кроме того, согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации само по себе не может являться формально непреодолимым препятствием для получения мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации его права на защиту от безработицы, при том условии, что в действиях такого гражданина не содержится признаков злоупотребления правом. При этом место жительства гражданина может быть установлено на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами, а также видом такой регистрации.

Сведений о том, что наряду с обращением к ответчику с заявлениями о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы истец также обращалась, либо имела намерение обратиться за предоставлением указанных мер социальной поддержки в какое-либо иное государственное учреждение службы занятости населения, расположенное вне места своего фактического проживания, материалы дела не содержат. Доказательств наличия в действиях истца злоупотребления правом иного рода Учреждением также не представлено.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░1 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░» ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 661 ░░░. 29 ░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░1 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░» ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

        ░░░░░

2-3885/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Щерба Татьяна Анатольевна
Ответчики
СПб ГАУ ЦЗН Санкт-Петербурга
Суд
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на сайте суда
oktibrsky.spb.sudrf.ru
02.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
02.08.2022Передача материалов судье
05.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2022Судебное заседание
14.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее