Решение по делу № 2-4006/2023 от 27.07.2023

55RS0003-01-2023-004171-35

Дело № 2-4006/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Омск                                                                                               29 августа 2023 года

Ленинский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Исматова Т.Б.,

помощника судьи Горновской А.В.,

при секретаре судебного заседания Турковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Ленинского АО г. Омска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Бюджетному дошкольному образовательному учреждению г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида», Департаменту образования Администрации г. Омска, Администрации г. Омска о возложении обязанности по обеспечению охраны,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Ленинского АО г. Омска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида», Департаменту образования Администрации г. Омска, Администрации г. Омска о возложении обязанности по обеспечению охраны в образовательной организации.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой округа, в деятельности БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида», расположенного по адресу: <адрес>, выявлены нарушения действующего федерального законодательства.

Согласно паспорту безопасности БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида», объекту присвоена третья категория опасности.

БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, вместе с тем проверкой установлено, что мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности здания и территории БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» должным образом не выполняются, пропускной и внутриобъектовый режим надлежащим образом не обеспечен, охрану объекта и территории осуществляют лица, не обладающие специальными навыками, не прошедшие специальной подготовки, в отсутствие спецсредств для охраны и защиты от преступных посягательств.

Кроме того, отсутствуют стационарный или ручные металлоискатели.

С учетом изложенного просит обязать БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» обеспечить охрану объекта по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а также стационарным или ручными металлоискателями; обязать Администрацию г. Омска и Департамент образования Администрации г. Омска осуществить финансирование БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» для обеспечения вышеуказанного мероприятия по охране объекта (территории).

В ходе рассмотрения дела в порядке ст. 39 ГПК РФ истец помощник прокурора Рамбиевская М.М. заявленные требования уточнила, просит обязать БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» обеспечить охрану объекта по адресу: г. Омск, ул. Кучерявенко, д. 10, сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В судебном заседании истец помощник прокурора ЛАО г. Омска Рамбиевская М.М. заявленные требования с учетом уточнений подержала.

Представитель ответчика БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» Букина И.А. уточненные исковые требования признала, не отрицала факт выявленных нарушений, указав, что денежные средства для финансирования в настоящее время выделены, договор на поставку металлоискателя заключен но договор на охрану объекта не заключен.

Представитель ответчика Департамента образования Администрации г. Омска по доверенности Сафронов Н.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом. В представленных возражениях на исковое заявление просил дело рассмотреть в его отсутствие. Указал, что финансирование Департамента образования Администрации г. Омска осуществляется исключительно из бюджета г. Омска, бюджет на 2023 год уже утвержден с предельным дефицитом.

Представитель ответчика Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил.

Заслушав доводы истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

По смыслу пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В силу пункта 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Как следует из Устава БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.

Функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования Администрации города Омска, собственником имущества является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Права собственника в отношении закрепленного за Учреждением имуществом осуществляет в пределах своей компетенции департамент имущественных отношений Администрации города Омска.

Прокуратурой Ленинского АО г. Омска по результатам проверки соблюдения требований законодательства об образовании в Российской Федерации в части соблюдения безопасных условий пребывания и обучения несовершеннолетних, а также в сфере противодействия терроризму в БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» выявлены нарушения, в том числе, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении пропускного и внутриобъектового режима, осуществлении охраны объекта лицами, не обладающими специальными навыками, не прошедшими специальной подготовки, в отсутствие спецсредств для охраны и защиты от преступных посягательств.

Так пропускной и внутриобъектовый режим во время образовательного процесса осуществляется вахтером, гардеробщиком, а в ночное время сторожем, в связи с чем комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность объекта не обеспечивается.

Кроме того, было выявлено отсутствие стационарного или ручных металлоискателей.

В соответствии с договором на поставку товара от ДД.ММ.ГГГГ БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» осуществлено приобретение ручного металлоискателя, в связи с чем истцом заявленные требования в данной части были уточнены. Кроме того, материалами дела подтверждается выделение средств на охрану объекта.

Разрешая заявленные требования, суд находит их подлежащими удовлетворению, поскольку отсутствие постоянной физической охраны объекта, организованной в соответствии с подпунктом «б» пункта 25 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательной организации, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на ее территории и может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении, в том числе в отношении несовершеннолетних обучающихся, в силу возраста нуждающихся в особой защите, противоречит принципам государственной власти в области обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

Администрация г. Омска как учредитель образовательного учреждения, а также департамент образования Администрации г. Омска как главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности, обязаны осуществить финансирование мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территории) школы.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Частью ч. 3.1 ст. 5 этого же Закона на юридических лиц, использующих принадлежащее им на законных основаниях имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, возложена обязанность выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта; под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ).

Указом Президента Российской Федерации № 215 от 15.05.2018 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.

Согласно паспорту безопасности, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, зданию БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида», расположенному по адресу: <адрес>, присвоена третья категория опасности.

Подпунктом «б» пункта 25 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, предусмотрено в отношении объектов (территорий), тождественных рассматриваемому по категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, обеспечение охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Требуемые в рамках настоящего спора мероприятия, связанные с физическим присутствием сотрудников охранных организаций, являются дополнительными, их необходимость обусловлена особым статусом образовательных учреждений и созданием условий для их большей антитеррористической защищенности, которая в силу пункта 17 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), что не может быть достигнуто без физического присутствия сотрудников охранных организаций.

Учредителем образовательной организации, согласно Уставу, является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области.

В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в целях минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

Одновременно с этим п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Пунктом 32 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

Из содержания приведенного нормативного регулирования следует, что на Администрацию города Омска как орган местного самоуправления возложена самостоятельная обязанность принимать необходимые меры в целях профилактики терроризма.

Деятельность департамента образования Администрации г. Омска регламентируется Положением о департаменте образования Администрации города Омска, утвержденным решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 413 «О департаменте образования Администрации города Омска», которым определено, что Департамент является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования и переданные отдельные государственные полномочия Омской области в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности департамента образования осуществляется за счет средств бюджета города Омска, в том числе субвенций, предоставленных из областного бюджета в установленном порядке (п. п. 1, 11).

Несмотря на то, что Департамент образования Администрации города Омска наделен полномочиями главного распорядителя бюджета города Омска и обязан обеспечивать БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» необходимыми средствами, это не исключает и ответственности Администрации города Омска, обязанность которой обеспечить соблюдение вышеуказанных требований антитеррористической безопасности вытекает из права собственности на переданное здание.

При этом осуществление функций собственника такого здания ни Уставом БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида», ни положением «О департаменте образования Администрации города Омска» к полномочиям этого департамента не отнесены.

Из представленной в материалах дела переписки следует, что в связи с недостаточностью бюджетных средств для самостоятельного выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» запрашивались необходимые дополнительные денежные средства, такие денежные средства учредителем не выделялись.

При указанных обстоятельствах обязанность по финансированию расходов на обеспечение физической охраны объекта, так как осуществление деятельности учреждения в отсутствие такой охраны не обеспечивает безопасность объекта в области антитеррористической защищенности, создает опасные условия для неопределенного круга лиц должна быть возложена на Администрацию г. Омска как орган местного самоуправления.

Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение и делегирование выполнения отдельных полномочий структурным подразделениям не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, заявленных к надлежащим ответчикам.

Отсутствие специализированной охраны в здании образовательного учреждения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, постоянный контроль и возможность своевременного предупреждения террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении, в том числе несовершеннолетних воспитанников.

Ссылка представителя ответчика о недостаточности средств в бюджете города Омска для финансирования всех мероприятий по содержанию муниципальных учреждений правового значения не имеет, так как отсутствие у должника достаточных собственных средств для исполнения обязательства не является обстоятельством, влекущим изменение срока его исполнения.

Руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, суд приходит к выводу о возложении обязанности по финансированию указанных мероприятий при недостаточности средств образовательного учреждения на Администрацию города Омска и Департамент образования Администрации города Омска как орган местного самоуправления, являющийся учредителем образовательного учреждения, и обязанный в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

С учетом изложенного суд считает необходимым взыскать с БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            Исковые требования и.о. прокурора Ленинского административного округа города Омска удовлетворить.

Возложить обязанность на Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» обеспечить охрану объекта по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Взыскать с Бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» государственную пошлину в бюджет г. Омска в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня приятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                            Т.Б. Исматов

Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2023 года

55RS0003-01-2023-004171-35

Дело № 2-4006/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Омск                                                                                               29 августа 2023 года

Ленинский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Исматова Т.Б.,

помощника судьи Горновской А.В.,

при секретаре судебного заседания Турковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Ленинского АО г. Омска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Бюджетному дошкольному образовательному учреждению г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида», Департаменту образования Администрации г. Омска, Администрации г. Омска о возложении обязанности по обеспечению охраны,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Ленинского АО г. Омска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида», Департаменту образования Администрации г. Омска, Администрации г. Омска о возложении обязанности по обеспечению охраны в образовательной организации.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой округа, в деятельности БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида», расположенного по адресу: <адрес>, выявлены нарушения действующего федерального законодательства.

Согласно паспорту безопасности БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида», объекту присвоена третья категория опасности.

БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, вместе с тем проверкой установлено, что мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности здания и территории БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» должным образом не выполняются, пропускной и внутриобъектовый режим надлежащим образом не обеспечен, охрану объекта и территории осуществляют лица, не обладающие специальными навыками, не прошедшие специальной подготовки, в отсутствие спецсредств для охраны и защиты от преступных посягательств.

Кроме того, отсутствуют стационарный или ручные металлоискатели.

С учетом изложенного просит обязать БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» обеспечить охрану объекта по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а также стационарным или ручными металлоискателями; обязать Администрацию г. Омска и Департамент образования Администрации г. Омска осуществить финансирование БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» для обеспечения вышеуказанного мероприятия по охране объекта (территории).

В ходе рассмотрения дела в порядке ст. 39 ГПК РФ истец помощник прокурора Рамбиевская М.М. заявленные требования уточнила, просит обязать БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» обеспечить охрану объекта по адресу: г. Омск, ул. Кучерявенко, д. 10, сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В судебном заседании истец помощник прокурора ЛАО г. Омска Рамбиевская М.М. заявленные требования с учетом уточнений подержала.

Представитель ответчика БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» Букина И.А. уточненные исковые требования признала, не отрицала факт выявленных нарушений, указав, что денежные средства для финансирования в настоящее время выделены, договор на поставку металлоискателя заключен но договор на охрану объекта не заключен.

Представитель ответчика Департамента образования Администрации г. Омска по доверенности Сафронов Н.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом. В представленных возражениях на исковое заявление просил дело рассмотреть в его отсутствие. Указал, что финансирование Департамента образования Администрации г. Омска осуществляется исключительно из бюджета г. Омска, бюджет на 2023 год уже утвержден с предельным дефицитом.

Представитель ответчика Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил.

Заслушав доводы истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

По смыслу пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В силу пункта 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Как следует из Устава БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.

Функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования Администрации города Омска, собственником имущества является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Права собственника в отношении закрепленного за Учреждением имуществом осуществляет в пределах своей компетенции департамент имущественных отношений Администрации города Омска.

Прокуратурой Ленинского АО г. Омска по результатам проверки соблюдения требований законодательства об образовании в Российской Федерации в части соблюдения безопасных условий пребывания и обучения несовершеннолетних, а также в сфере противодействия терроризму в БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» выявлены нарушения, в том числе, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении пропускного и внутриобъектового режима, осуществлении охраны объекта лицами, не обладающими специальными навыками, не прошедшими специальной подготовки, в отсутствие спецсредств для охраны и защиты от преступных посягательств.

Так пропускной и внутриобъектовый режим во время образовательного процесса осуществляется вахтером, гардеробщиком, а в ночное время сторожем, в связи с чем комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность объекта не обеспечивается.

Кроме того, было выявлено отсутствие стационарного или ручных металлоискателей.

В соответствии с договором на поставку товара от ДД.ММ.ГГГГ БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» осуществлено приобретение ручного металлоискателя, в связи с чем истцом заявленные требования в данной части были уточнены. Кроме того, материалами дела подтверждается выделение средств на охрану объекта.

Разрешая заявленные требования, суд находит их подлежащими удовлетворению, поскольку отсутствие постоянной физической охраны объекта, организованной в соответствии с подпунктом «б» пункта 25 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательной организации, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на ее территории и может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении, в том числе в отношении несовершеннолетних обучающихся, в силу возраста нуждающихся в особой защите, противоречит принципам государственной власти в области обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

Администрация г. Омска как учредитель образовательного учреждения, а также департамент образования Администрации г. Омска как главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности, обязаны осуществить финансирование мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территории) школы.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Частью ч. 3.1 ст. 5 этого же Закона на юридических лиц, использующих принадлежащее им на законных основаниях имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, возложена обязанность выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта; под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ).

Указом Президента Российской Федерации № 215 от 15.05.2018 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.

Согласно паспорту безопасности, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, зданию БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида», расположенному по адресу: <адрес>, присвоена третья категория опасности.

Подпунктом «б» пункта 25 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, предусмотрено в отношении объектов (территорий), тождественных рассматриваемому по категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, обеспечение охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Требуемые в рамках настоящего спора мероприятия, связанные с физическим присутствием сотрудников охранных организаций, являются дополнительными, их необходимость обусловлена особым статусом образовательных учреждений и созданием условий для их большей антитеррористической защищенности, которая в силу пункта 17 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), что не может быть достигнуто без физического присутствия сотрудников охранных организаций.

Учредителем образовательной организации, согласно Уставу, является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области.

В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в целях минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

Одновременно с этим п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Пунктом 32 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

Из содержания приведенного нормативного регулирования следует, что на Администрацию города Омска как орган местного самоуправления возложена самостоятельная обязанность принимать необходимые меры в целях профилактики терроризма.

Деятельность департамента образования Администрации г. Омска регламентируется Положением о департаменте образования Администрации города Омска, утвержденным решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 413 «О департаменте образования Администрации города Омска», которым определено, что Департамент является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования и переданные отдельные государственные полномочия Омской области в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности департамента образования осуществляется за счет средств бюджета города Омска, в том числе субвенций, предоставленных из областного бюджета в установленном порядке (п. п. 1, 11).

Несмотря на то, что Департамент образования Администрации города Омска наделен полномочиями главного распорядителя бюджета города Омска и обязан обеспечивать БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» необходимыми средствами, это не исключает и ответственности Администрации города Омска, обязанность которой обеспечить соблюдение вышеуказанных требований антитеррористической безопасности вытекает из права собственности на переданное здание.

При этом осуществление функций собственника такого здания ни Уставом БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида», ни положением «О департаменте образования Администрации города Омска» к полномочиям этого департамента не отнесены.

Из представленной в материалах дела переписки следует, что в связи с недостаточностью бюджетных средств для самостоятельного выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» запрашивались необходимые дополнительные денежные средства, такие денежные средства учредителем не выделялись.

При указанных обстоятельствах обязанность по финансированию расходов на обеспечение физической охраны объекта, так как осуществление деятельности учреждения в отсутствие такой охраны не обеспечивает безопасность объекта в области антитеррористической защищенности, создает опасные условия для неопределенного круга лиц должна быть возложена на Администрацию г. Омска как орган местного самоуправления.

Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение и делегирование выполнения отдельных полномочий структурным подразделениям не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, заявленных к надлежащим ответчикам.

Отсутствие специализированной охраны в здании образовательного учреждения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, постоянный контроль и возможность своевременного предупреждения террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении, в том числе несовершеннолетних воспитанников.

Ссылка представителя ответчика о недостаточности средств в бюджете города Омска для финансирования всех мероприятий по содержанию муниципальных учреждений правового значения не имеет, так как отсутствие у должника достаточных собственных средств для исполнения обязательства не является обстоятельством, влекущим изменение срока его исполнения.

Руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, суд приходит к выводу о возложении обязанности по финансированию указанных мероприятий при недостаточности средств образовательного учреждения на Администрацию города Омска и Департамент образования Администрации города Омска как орган местного самоуправления, являющийся учредителем образовательного учреждения, и обязанный в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

С учетом изложенного суд считает необходимым взыскать с БДОУ г. Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            Исковые требования и.о. прокурора Ленинского административного округа города Омска удовлетворить.

Возложить обязанность на Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» обеспечить охрану объекта по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Взыскать с Бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» государственную пошлину в бюджет г. Омска в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня приятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                            Т.Б. Исматов

Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2023 года

2-4006/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ленинского АО г. Омска
Ответчики
Администрация города Омска
БДОУ г. Омска "Детский сад №3 общеразвивающего вида"
Департамента образования Администрации г. Омска
Суд
Ленинский районный суд г. Омск
Судья
Исматов Тимур Бахромович
Дело на сайте суда
lenincourt.oms.sudrf.ru
27.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2023Передача материалов судье
31.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Судебное заседание
05.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее