Судья Сасин В.С. УИД 38RS0036-01-2023-008027-44
Судья-докладчик Солодкова У.С. № 33-5108/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июня 2024 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Рудковской И.А.,
судей Егоровой О.В., Солодковой У.С.,
при секретаре Каттерфельд А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-565/2024 по исковому заявлению прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Иркутская электросетевая компания» о понуждении устранить нарушения законодательства об электроэнергетике
по апелляционной жалобе АО «Иркутская электросетевая компания»
на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 27 февраля 2024 г.,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Казачинско-Ленского района совместно с Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) проведена проверка деятельности филиала ОАО «Иркутская электросетевая компания» «Северные электрические сети» (далее- Филиал).
В соответствии с п.2.2 Устава ОАО «Иркутская электросетевая компания" (далее-Предприятие) предприятие осуществляет следующие виды деятельности: передача и распределение электроэнергии, деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей.
В соответствии с приложением № 1 к Уставу одним из филиалов Предприятия является филиал «Северные электрические сети».
Фактически филиал занимается обслуживанием следующей электрической сети, которая включает в себя в том числе: высоковольтная линия 35 кВ ПС Киренга-ПС Небель, протяженностью 36,2 км.; высоковольтная линия 35 кВ по адресу: <адрес изъят>, отходящая от ПС Киренга Магистральный до ТП-19, расположенной на территории УК 272/51 <адрес изъят>, протяженностью 20,4 км., принадлежащие на праве собственности ОАО «Иркутская электросетевая компания», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от Дата изъята
При этом электроснабжение <адрес изъят> осуществляется от линии - высоковольтная линия 35 кВ ПС Киренга-ПС Небель, протяженностью 36,2 км., электроснабжение населения, проживающего в <адрес изъят>, осуществляется от линии высоковольтная линия 35 кВ по адресу: <адрес изъят>, отходящая от ПС Киренга Магистральный до ТП-19, расположенной на территории УК 272/51 <адрес изъят>, протяженностью 20,4 км.
По результатам проведенной проверки установлены нарушения законодательства в сфере электроэнергетики, суммарно с мая по август 2023 г. продолжительность отключений электрической энергии жителям <адрес изъят> составила порядка 384 часов, что превышает, установленный законодателем 72-х часовой минимум отключений в год, без согласования со службой Ростехнадзора и является нарушением пункта 31(6) Правил утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2004.
Ненадлежащее содержание и эксплуатация филиалом ОАО «Иркутская электросетевая компания» «Северные электрические сети» объектов электросетевого хозяйства влечет за собой появление технологических нарушений, опасность возникновения чрезвычайной ситуации, нарушение нормальной работы объектов ЖКХ, обеспечение населения <адрес изъят> электроэнергией, и может служить причиной возникновения пожаров в пожароопасный период.
На основании изложенного, прокурор просил суд:
обязать ОАО «Иркутская электросетевая компания» привести просеки высоковольтной линии 35 кВ ПС Киренга-ПС Небель, протяженностью 36,2 км., в соответствие с требованиями правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», путем проведения вырубки и опиловки деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубки деревьев, угрожающих падением в пролетах опор №№ 47-55, 71-98, 145-149, 156-158, в охранной зоне шириной не менее 15 метров по обе стороны линий электропередач от крайних проводов при неотклоненном их положении;
привести в соответствие с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждённых приказом Минэнерго России от 04.10.2022 № 1070, опоры № А1, АУ2,6, 7, АУ8,10/1, АК11, 13, 33, 39, 41, 42, 47, 53, А58, 64, 71, 75, А120, 154, их элементы - траверсы опор № 5, 7, А87, ветровые (раскос) опор № 38, 47, 57, 74, А80, 156, путем проведения ремонта таких опор, замены загнивающих элементов опор;
привести в соответствие с п.4.5.1.4 типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередач напряжением 35-800 кВ РД 34.20.504-94 следующие опоры высоковольтной линии 35 кВ ПС Киренга-ПС Небель, протяженностью 36,2 км., №№ № А1, АУ2, 3-7, АУ8, 8/1, 9, 10, 10/1, АУ11, 12, 13, А14, 29-36, 42, 44, А45, 47, 71, А93, 159;
привести в соответствие с п.4.5.1.4 типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередач напряжением 35-800 кВ РД 34.20.504-94 следующие опоры высоковольтной линии 35 кВ по адресу: <адрес изъят>, отходящая от ПС Киренга Магистральный до ТП-19, №№ 10, 12, 17-19, 21, 30;
установить (нанести) на опорах высоковольтной линии 35 кВ по адресу: <адрес изъят>, отходящая от ПС Киренга Магистральный до ТП-19, высоковольтной линии 35 кВ ПС Киренга-ПС Небель, протяженностью 36,2 км., постоянные знаки (номер ВЛ или ее условное обозначение, информационные знаки с указанием ширины охранной зоны ВЛ, предупреждающие плакаты).
установить срок исполнения судебного решения – 1 октября 2024 г.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 27.02.2024 суд исковые требования удовлетворил, обязал АО «Иркутская электросетевая компания» в срок по 28.02.2025 включительно:
привести просеки высоковольтной линии 35 кВ ПС <адрес изъят>, протяженностью 36,2 км., в соответствие с требованиями правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», путем проведения вырубки и опиловки деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубки деревьев, угрожающих падением в пролетах опор №№ 47-55, 71-98, 145-149, 156-158, в охранной зоне шириной не менее 14 метров по обе стороны линий электропередач от крайних проводов при неотклоненном их положении;
привести в соответствие с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждённых приказом Минэнерго России от 4 октября 2022 г. № 1070, опоры № А1, АУ2, 6, 7, АУ8, 10/1, АК11, 13, 33, 39, 41, 42, 47, 53, А58, 64, 71, 75, А120, 154, их элементы - траверсы опор № 5, 7, А87, ветровые (раскос) опор № 38, 47, 57, 74, А80, 156, путем проведения ремонта таких опор, замены загнивающих элементов опор.
привести в соответствие с п.4.5.1.4 типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередач напряжением 35-800 кВ РД 34.20.504-94, утвержденной Департаментом электрических сетей РАО «ЕЭС России» 19 сентября 1994 г. следующие опоры высоковольтной линии 35 кВ ПС Киренга-ПС Небель, протяженностью 36,2 км.: №№ № А1, АУ2, 3-7, АУ8, 8/1, 9, 10, 10/1, АУ11, 12, 13, А14, 29-36, 42, 44, А45, 47, 71, А93, 159;
привести в соответствие с п.4.5.1.4 типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередач напряжением 35-800 кВ РД 34.20.504-94 утвержденной Департаментом электрических сетей РАО «ЕЭС России» 19 сентября 1994 г. следующие опоры высоковольтной линии 35 кВ по адресу: <адрес изъят>, отходящая от ПС Киренга Магистральный до ТП-19: №№ 10, 12, 17-19, 21, 30;
установить (нанести) на опорах высоковольтной линии 35 кВ по адресу: <адрес изъят>, отходящая от ПС Киренга Магистральный до ТП-19, высоковольтной линии 35 кВ ПС Киренга-ПС Небель, протяженностью 36,2 км., постоянные знаки (номер ВЛ или ее условное обозначение, информационные знаки с указанием ширины охранной зоны ВЛ, предупреждающие плакаты).
Этим же решением суда, АО «Иркутская электросетевая компания» в доход местного бюджета муниципального образования город Иркутск взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб.
В апелляционной жалобе представитель АО «Иркутская электросетевая компания» Надин Р.А. просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы приводит доводы об отсутствии доказательств наличия выявленных дефектах на опорах ВЛ-35 кВ (их элементах), так как материалы проверки Ростехнадзора, имеющие значение для объективного и всестороннего решения спора, суду представлены не были. Указывает на то, что в представленной справки Ростехнодзора от 04.09.2023 о выявленных нарушениях обязательных требований при эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, отсутствуют сведения о дате проведения проверки, составе комиссии, проводившей проверку, в связи с чем, такая справка не может служить доказательством обоснованности заявленных истцом требований.
Полагает, что выводы суда первой инстанции о том, что заявленные истцом требования обеспечивают защиту неопределенного круга лиц (жителей поселков Небель и Окунайский) на беспрепятственный доступ к электроэнергии не соответствует обстоятельствам дела. Возлагая на ответчика обязанность произвести ремонт участков сооружений опор ВЛ 35-кВ, суд первой инстанции не указал, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределенному кругу лиц не выполнило АО «ИСЭК» либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, а также почему восстановление прав неопределенного круга лиц должно быть произведено именно путем осуществления ремонта ответчиком своего имущества. Ссылается на то, что судом не обоснована позиция в части того, каким именно образом осуществление ответчиком мероприятий по расширению просеки спорных ВЛ-35 кВ защитит право неопределенного круга лиц на беспрепятственный и бесперебойный доступ к электроэнергии.
Указывает на то, что требования, заявленные истцом, являются неисполнимыми, т.к. ремонт BJI и расчистку просек в охранной зоне невозможно осуществить в срок, указанный в иске.
Техническими специалистами АО «ИЭСК» осуществлены усредненные расчеты временных затрат на реализацию требований Прокурора Казачинско-Ленского района.
Истец заявляет требования в части анкерных (6 шт.) и промежуточных (24 шт.) опор спорных ВЛ, а также по расчистке просеки в охранной зоне.
При наиболее оптимальных условиях (отсутствие аварийных отключений, благоприятные погодные условия) ремонт участков сооружений двух спорных ВЛ-35 кВ минимально потребует 384 часа, т.е. это время, в течение которых спорные ВЛ будут отключены от электроснабжения на период проведения ремонтных работ. С учетом запрета на отключение ВЛ на срок, более чем 72 часа в год, общий срок, необходимый для удовлетворения требований истца, необходимый ответчику, превышает пять лет. Также, месторасположение спорных ВЛ характеризуется сложным рельефом местности (большое количество болот) и практическим отсутствием дорожной инфраструктуры, что делает спорные ВЛ труднодоступными для аварийных бригад ответчика.
Относительно доводов апелляционной жалобы от представителя Енисейского управления Ростехнадзора Муравьевой Н.В. поступили письменные возражения, в которых последняя просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела третьи лица, не сообщившие о возражениях о рассмотрении дела в их отсутствие.
Участник процесса считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в том случае, когда повестка направлена по месту нахождения стороны или указанному ею адресу, и у суда имеется доказательство, подтверждающее получение отправленного уведомления адресатом, в том числе с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Иркутского областного суда, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Солодковой У.С., изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя АО «ИЭСК» Надина Р.А., просившего об отмене решения суда первой инстанции, заключение прокурора Альбрехт О.А., поддержавшую возражения Енисейского управления Ростехнадзора на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим вывода.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно сведений из ЕГРЮЛ АО «ИЭСК» зарегистрировано в качестве юридического лица 02.09.2009, основной вид деятельности указан: «Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям».
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права на недвижимое имущество Номер изъят от 20 сентября 2009 г., Номер изъят от 20 сентября 2009 г. высоковольтная линия 35 кВ, протяженностью 20,432 км, инв. Номер изъят, лит. А, по адресу: <адрес изъят>, отходящая от ПС Киренга <адрес изъят> до ТП № 19, расположенной на территории УК 272/51 <адрес изъят> и высоковольтная линия 35 кВ ПС Киренга-ПС Небель, протяженностью 36 200 м., инв. Номер изъят, лит. А. по адресу: <адрес изъят>, являются собственностью ОАО «ИЭСК» с 20 сентября 2009 г.
В п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (абзац 2 п. 2 ст. 21 указанного Федерального закона).
Согласно п. 3 ст. 543 ГК РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 №937 утверждены правила технологического функционирования электроэнергетических систем (правила №937).
Пунктом 1 ст. 1 Правил №937 устанавливают: порядок технологического функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;
порядок и условия обеспечения параллельной работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии в составе электроэнергетической системы (далее - энергосистема), общие требования к планированию развития энергосистемы, планированию и управлению режимами работы энергосистем, организации и осуществлению оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее - оперативно-диспетчерское управление) и оперативно-технологического управления;
общие условия взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии в целях обеспечения надежности и устойчивости энергосистемы, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией;
общие системные требования к релейной защите и автоматике, линиям электропередачи, оборудованию электрических станций и сетей, электроустановкам потребителей электрической энергии как элементам энергосистемы, организации и осуществлению их эксплуатации, выполнение которых необходимо для обеспечения технологической совместимости указанных элементов энергосистемы, обеспечения надежности и устойчивости энергосистемы, обеспечения возможности надежной и безопасной работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок в ее составе.
Согласно п. 138 Правил №937 владельцы объектов электроэнергетики в том числе обязаны организовать и осуществлять:
эксплуатацию принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании линий электропередачи, оборудования, комплексов релейной защиты и автоматики и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, обеспечивающую их надежную работу в течение всего жизненного цикла, в том числе в гололедный и грозовой периоды, период экстремально высоких температур и при прохождении паводка, в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
проведение ремонта и технического обслуживания, обеспечивающих поддержание линий электропередачи, оборудования, комплексов релейной защиты и автоматики и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и ехнологического управления, зданий и сооружений объектов электроэнергетики в исправном и работоспособном состоянии, в соответствии с правилами организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики и правилами технического обслуживания устройств и комплексов релейной защиты и автоматики, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэнерго России от 25.10.2017 № 1013 утверждены Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики.
Правила №1013 устанавливают требования к организации технического обслуживания, планирования, подготовки, производства ремонта и приемки из ремонта (далее - ТОиР) объектов электроэнергетики (за исключением атомных электростанций), входящих в электроэнергетические системы, а также требования по контролю за организацией ремонтной деятельности указанных объектов субъектами электроэнергетики.
Приказом Минэнерго России от 04.10.2022 № 1070 утверждены Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации.
Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования к эксплуатации объектов по производству электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства, функционирующих в составе Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, в части обеспечения надежности функционирования указанных электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и возможности их использования по функциональному назначению в составе указанных электроэнергетических систем.
Требования Правил распространяются на собственников и иных законных владельцев объектов по производству электрической энергии, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и (или) объектов электросетевого хозяйства (далее - владелец объекта электроэнергетики) и принадлежащие им объекты по производству электрической энергии и объекты электросетевого хозяйства (далее - объекты электроэнергетики), за исключением принадлежащих потребителям электрической энергии объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 0,4 кВ и ниже, присоединенных к электрическим сетям на уровне напряжения 0,4 кВ; системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах (далее - субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике) - в части учета требований Правил при планировании и изменении технологического режима работы и эксплуатационного состояния объектов электроэнергетики в соответствии с Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 854 <10> (далее - Правила ОДУ), а также в части требований к взаимодействию субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике с владельцами объектов электроэнергетики при эксплуатации автоматических систем диспетчерского управления и каналов связи, технологически связанных с автоматизированными системами управления (далее - АСУ) и каналами связи, эксплуатируемыми такими владельцами.
В соответствии с п. 538 Правил №1070 при эксплуатации ВЛ должны проводиться их техническое обслуживание и ремонт.
При техническом обслуживании ВЛ должен проводиться комплекс работ, включающий в себя работы по выявлению дефектов и отклонений от нормативов путем осмотров, профилактических проверок, измерений, работы по предохранению ВЛ и ее элементов от преждевременного износа и повреждений.
При ремонте ВЛ должны выполняться работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их элементов путем ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики ВЛ.
При планово-предупредительном ремонте ВЛ капитальный ремонт ВЛ на металлических и (или) железобетонных опорах должен проводиться не реже 1 раза в 12 лет, на ВЛ с деревянными опорами не реже 1 раза в 6 лет.
При ремонте ВЛ по техническому состоянию сроки проведения работ должны определяться владельцем объекта электроэнергетики.
Для ВЛ, отдельные участки которых находятся в собственности двух и более организаций, должны быть оформлены границы эксплуатационной ответственности.
Плановый ремонт ВЛ с совместной подвеской проводов должен проводиться в сроки, согласованные с собственниками или иными законными владельцами ВЛ или участков ВЛ (далее - владельцы ВЛ). В аварийных случаях ремонтные работы на таких ВЛ должны проводиться с предварительным (до начала работ) уведомлением другого владельца ВЛ.
Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 №187 утверждены главы правил устройства электроустановок.
Главы Правил распространяется на воздушные линии электропередачи переменного тока напряжением до 1 кВ, выполняемые с применением изолированных или неизолированных проводов.
Согласно абз. 6 п. 2.5.136 Правил устройства электроустановок, анкерные опоры следует применять в местах, определяемых условиями работ на ВЛ при ее сооружении и эксплуатации, а также условиями работы конструкции опоры.
На ВЛ, проходящих по горной или сильно пересеченной местности в районах по гололеду III и более, рекомендуется устанавливать опоры анкерного типа на перевалах и в других точках, резко возвышающихся над окружающей местностью.
В соответствии с п. 2.5.207 Правил устройства электроустановок для прохождения ВЛ по насаждениям должны быть прорублены просеки.
Подпунктом 5 установлено, что отдельные деревья или группы деревьев, растущие вне просеки и угрожающие падением на провода или опоры ВЛ, должны вырубаться.
Как усматривается из материалов дела и верно установлено судом, в период с июля 2022 г. по 30 августа 2023 г. имели место аварийные отключения электроэнергии на территории п. Небель Казачинско-Ленского района Иркутской области.
На основании обращения жильцов Казачинско-Ленского муниципального района решением прокурора Казачинско-Ленского района №32 от 15 августа 2023 г. постановлено провести проверку в отношении филиала «Северные электрические сети» ОАО «Иркутская электросетевая компания», цель проверки: оценка исполнения АО «ИЭСК» требований федерального законодательства при эксплуатации высоковольтной воздушных линий ВЛ-35 кВ Киренга-Небель и ВЛ-35 кВ Киренга-Окунайский, в том числе при проведении прочистки просек под воздушными линиями.
Согласно справке Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в ходе проведенной проверки деятельности субъекта электроэнергетики филиала АО «ИЭСК» «Северные электрические сети» установлены следующие нарушения:
в отношении ВЛ-35 кВ Киренга-Небель:
визуально наблюдается недопустимое загнивание деревянных стоек опор (ее элементов) №№ А1, АУ2, 6, 7. АУ8, 10/1, АУ11,13, 33, 39, 41, 42, 47. 53, А58, 64, 71, 75, А120, 154 в нарушение п.п. 29, 538 Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 4 октября 2022 г. № 1070(далее - ПТЭЭСиС); пп. 3.7 типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35 - 800 кВ РД 34.20.504-94 (утверждена Департаментом электрических сетей РАО «ЕЭС России» 19 сентября 1994 г.) (далее - РД 34.20.504-94); п. 407 Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденными приказом Минэнерго России от 25 октября 2017 г. № 1013 (далее - Правила ТОиР) ;
визуально наблюдается недопустимое загнивание деревянных элементов опор: траверсы: опор №№ 5, 7, А87, ветровые связи (раскос): опор №№ 38, 47. 57, 74, А80, 156 в нарушение п.п. 29, 538 Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 4 октября 2022 г. № 1070(далее - ПТЭЭСиС); п. 3.7 РД 34.20.504-94; п. 407 Правил ТОиР;
отклонение опор ВЛ №№ А1, АУ2, 3-7. АУ8, 8/1. 9, 10. 10/1. ЛУП. 12, 13, А14, 29-36. 42, 44. А45, 47, 71, А93, 159 от вертикальной оси на величину, превышающую допустимые нормы в нарушение п.п. 29. 538 ПТЭЭСиС, п. 3.7, пп. 4.5.1.4 РД 34.20.504-94; п. 407 Правил ТОиР;
не обеспечивается вырубка или обрезка крон деревьев (лесных насаждений), высота которых превышает 4 метра, произрастающих в охранной зоне в пролетах опор №№ 47-55. №№ 71-98, №№ 156-158. №№ 149-145 в нарушение п. 543 ПТЭЭСиС, п. 23 Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»;
на опорах ВЛ не установлены (не нанесены) постоянные знаки (номер ВЛ или ее условное обозначение, информационные знаки с указанием ширины охранной зоны ВЛ, предупреждающие плакаты) в нарушение п.п. 10, 548 ПТЭЭСиС; п. 2.5.23 Правил устройства электроустановок. 7-е издание. Глава 2.5. Воздушные линии электропередачи напряжением выше 1 кВ, утверждена Приказом Минэнерго РФ от 20 мая 2003 г. № 187; № 5, 6 знака, приложения № 9 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утверждённой приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. №261.
в отношении ВЛ-35 кВ Киренга-Окунайский:
отклонение опор ВЛ №№ 10,12, 17-19, 21. 30 от вертикальной оси на величину, превышающую допустимые нормы в нарушение п.п. 29, 538 ПТЭЭСиС, п. 3.7, пп. 4.5.1.4 РД 34.20.504-94, п. 407 Правил ТОиР;
на опорах ВЛ не установлены (не нанесены) постоянные знаки (номер ВЛ или ее условное обозначение, информационные знаки с указанием ширины охранной зоны ВЛ, предупреждающие плакаты) в нарушение п.п 10, 548 ПТЭЭСиС; п. 2.5.23 Правил устройства электроустановок, 7-е издание. Глава 2.5. Воздушные линии электропередачи напряжением выше 1 кВ, утверждена Приказом Минэнерго РФ от 20 мая 2003 г. № 187; № 5, 6 знака, приложения № 9 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утверждённой приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 261.
В соответствии с письмом ОАО «ИЭСК в адрес прокурора Казачинско-Ленского района №ИЭСК-исх-СЭС-23-1575 от 21 августа 2023 г. поскольку ВЛ 35 кВ <адрес изъят> имеет большую степень износа, в 2020 г. в инвестиционную программу АО «ИЭСК» (ИПР-2021-2024) были включены мероприятия по модернизации ВЛ 35кВ <адрес изъят> со сроком реализации в 2024 г., однако в последующем были перенесены на более поздний срок.
В нарушение положений ст. 56,57 ГПК РФ ответчиком в материалы дела не представлено доказательств нахождения линий электропередач в надлежащем состоянии и отсутствии недостатков, указанных в справке от 4 сентября 2023 г.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался положениями ст. 210 ГК РФ, Федерального Закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", оценил представленные в материалы дела доказательства, в числе которых, представленный истцом анализ текущего состояния сетей электроснабжения, обеспечивающих электроснабжение <адрес изъят> с привлечением специалиста Енисейского управления Ростехнадзора, по результатам проверки поступившей в августе 2023 г. информации от граждан и органов местного самоуправления <адрес изъят> о многочисленных фактах отключения электроэнергии в <адрес изъят>, в ходе которого выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации и составлен перечень нарушений по состоянию на 4 сентября 2023 г., пришел к выводу об частичном удовлетворении требований прокурора, при этом исходил из тех обстоятельств, что на АО «ИЭСК», как на собственнике лежит бремя содержания в надлежащем состоянии электросетевого хозяйства с учетом требований специальных нормативно-правовых актов, включая Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Возлагая на АО «ИЭСК» обязанность привести просеки высоковольтной линии 35 кВ ПС <адрес изъят>, протяженностью 36,2 км., в соответствие с требованиями правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», путем проведения вырубки и опиловки деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубки деревьев, угрожающих падением в пролетах опор №№ 47-55, 71-98, 145-149, 156-158, в охранной зоне шириной не менее 14 метров по обе стороны линий электропередач от крайних проводов при неотклоненном их положении; суд согласился с доводами ответчика, что размер ширины просеки должен составлять 14 метров, а не 15 метров как заявлено прокурором, исходя из того, что ведомостью разрубки просеки проекта строительства ВЛ-35 кВ Киренга-Окунайка КИ 450-158П.1. – ВЛ 1984 г. ширина просеки по проекту составляет 14 метров, следовательно, с учетом п. 23 постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 ширина просеки не может превышать проектное значение.
Оснований не согласится с приведенными выводами суда, у судебной коллегии не имеется.
Доводы ответчика о том, что иск прокурором был подан с нарушением положений действующего законодательства, так как «неопределенный круг лиц» по конкретному гражданскому делу является определенным, несостоятельны по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор в ходе осуществления надзора за исполнением законов вправе обратиться с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц. Учитывая, что прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц - граждан, усмотрев в действиях ответчика нарушение прав потребителей, определить круг лиц не представляется возможным ввиду его многочисленности.
Установив нарушение закона, прокурор вправе обратиться в суд с указанным иском в защиту прав неопределенного круга лиц, которыми являются, как жители поселка, так люди, временно пребывающие в поселок.
Не могут быть признаны состоятельными доводы ответчика о том, что справка государственного инспектора Братского территориального отдела технологического и энергетического надзора Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не является доказательством по делу, как основанные на неверном толковании норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов выделение специалистов для выяснения возникших вопросов.
Прокуратурой Казачинско-Ленского района Иркутской области с участием должностного лица Енисейского управления Ростехнадзора была проведена проверка деятельности субъекта электроэнергетики филиала ОАО «Иркутская электросетевая компания» «Северные электрические сети» при эксплуатации воздушной линии электропередачи с напряжением 35 кВ <адрес изъят>.
Специалистом Енисейском управлении Ростехнадзора по результатам работы составлена справка, в которой отражены выявленные нарушения
Указанная справка отвечает требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ, наличие выявленных нарушений ответчиком не оспорено, доказательств обратного в материалы дела в нарушении ст. 56 ГПК РФ не представлено, а более того, наличие повреждений на опорах, выявленных специалистом Енисейском управлении Ростехнадзора подтверждаются дефектными ведомостями, из которых усматривается производство работ на опорах ВЛ.
Доводы апелляционной жалобы относительно невозможности исполнения решения суда, не могут быть приняты во внимание.
Возлагая на АО «ИЭСК» обязанность исполнить решение суда по 28.02.2025 включительно, суд руководствуясь положениями, содержащиеся в постановлении правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", учитывая время проведения ремонтных работ, климатические условия иркутской области, пришел к выводу, что установление ответчику срока в размере одного года является разумным и справедливым.
Эксплуатация высоковольтной линии 35 кВ ПС <адрес изъят> и воздушной линии электропередач протяженностью 36.2 км без проведения планово-предупредительных ремонтов не обеспечивает в полной мере исполнение действующего законодательства в области электроэнергетики, а также может повлечь неблагоприятные последствия, создает опасные условия для неопределенного круга лиц. При этом обеспечение безопасности неопределенного круга лиц в данном случае является приоритетным.
Таким образом, АО «ИЭСК» как организация, осуществляющая деятельность по поставке выработанной электроэнергии потребителям, эксплуатирующая принадлежащее ему имущество в виде электросетевых комплексов ВЛ-35 кВ <адрес изъят> и ВЛ-35 кВ Киренга - Окунайский, фактически являющееся монополистом на и рынке поставки электроэнергии, обязана содержать данное имущество в соответствии с требованиями нормативных актов в соответствующем работоспособном состоянии во избежание возникновения аварийных ситуаций, которые могут возникнуть, в том числе, и в труднодоступных участках, при неблагоприятных погодных условиях, при которых бесперебойная подача электрической энергии может быть прекращена на длительный срок.
Электроэнергия обеспечивает любой производственный процесс во всех отраслях экономической деятельности: в промышленности, в сельском хозяйстве, на о транспорте, все виды коммунально-бытового и социального обслуживания населения.
Поэтому неисполнение или ненадлежащее исполнение требований нормативных актов нарушает публичную гарантию надежного и бесперебойного энергоснабжения, гарантированного государством.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» целями государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций и несвязанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
Из положений статьи 38 указанного Закона следует, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям и электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и её качество в соответствии с требованиями (ч.1).
Исковые требования предусматривают условия к обеспечению надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.
Судебная коллегия, полагая, что судом установлен достаточный срок для исполнения решения суда, при этом, ст. 434 ПК РФ предусматривает при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления право должника поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения.
Фактически доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к несогласию с данной судом оценкой представленным доказательствам, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений на заявленные исковые требования, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им была дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, которые могли бы повлечь отмену постановленного решения, так как обстоятельствам, с которыми не соглашается сторона ответчик, была дана верная оценка, основанная на материалах дела.
Правовых оснований, влекущих в пределах действия статьи 330 ГПК РФ отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией при рассмотрении жалобы не установлено, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 27 февраля 2024 г. по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий | И.А. Рудковская |
Судьи | О.В. Егорова |
У.С. Солодкова |
Мотивированное решение изготовлено 21.06.2024