66RS0016-01-2024-000478-78
Дело № 33-16740/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего судьи Зоновой А.Е.,
судей Ершовой Т.Е., Хрущевой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Спиридоновой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Усовой Галины Анатольевны к Управлению на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу об отмене решения жилищно-бытовой комиссии Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу от 08.12.2023, обязании выдать Усовой Г.А. с учетом права Усова В.А., <дата> г.р., в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,
по апелляционной жалобе истца на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 24.07.2024 (Дело №2-712/2024).
Заслушав доклад судьи Хрущевой О.В., объяснения представителя ответчика УТ МВД России по УрФО Яковлева Е.В., действующего на основании доверенности от 22.12.2023 года, судебная коллегия
установила:
Усова Г.А. обратилась в суд с иском к Управлению на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу (далее по тексту - УТ МВД России по УрФО) об отмене решения жилищно-бытовой комиссии Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу от 08.12.2023, обязании выдать Усовой Г.А. государственный жилищный сертификат с учетом права Усова Василия Алексеевича <дата> года рождения в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований истец указала, что Решением жилищно-бытовой комиссии УТ МВД России по УрФО от 08.12.2023 ей отказано в выдаче жилищного сертификата по мотиву незаконности постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в марте 1997 года жилищно-бытовой комиссией ЛОВД на ст. Егоршино при несоблюдении условий, предусмотренных п. а ст. 9 Закона Свердловской области от 04.05.1995 № 14-0З «О предоставлении жилища в Свердловской области» (обеспечение жилой площадью на одного члена семьи более 15 кв. метров).
Считает, что в предоставлении государственного жилищного сертификата ей отказано незаконно.
<дата> Усова Г.А. уволена со службы в органах внутренних дел с должности инженера группы информационных технологий, связи и защиты информации подразделения тылового обеспечения JIO МВД России на ст. Екатеринбург- Пассажирский по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограничении годности к службе в органах внутренних дел и невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью (приказ J10 МВД России на ст. Екатеринбург-Пассажирский от <дата> <№> л/с).
Находясь на службе в ЛОВД на <адрес> на основании договора купли-продажи от <дата>, зарегистрированного в Артемовском БТИ за <№> от <дата>, истцом приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ул. 8 марта <адрес> общей площадью 30.5 кв. метров (далее - Квартира).
Решением жилищно-бытовой комиссии от <дата> Усова Г.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в ЛОВД на станции Егоршино СУВДТ МВД РФ.
Указанное решение принято на основании предоставленных истцом в соответствии с действовавшими «Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Свердловской области», утвержденных решением Облисполкома в Свердловской области от <дата> <№>. На учет истец поставлена на основании п. «б» ст. 9 Закона Свердловской области от 04.05.1995 № 14- 0З «О предоставлении жилища в Свердловской области», а именно проживание в жилом помещении не соответствующем установленным санитарным и техническим требованиям.
Квартира не имеет водоснабжения, канализации, центрального отопления, газоснабжения, стационарных электрических плит, ванны (душа). Туалет с выгребной ямой находится в холодном пристрое и в общей площади жилого помещения не учитывается. Год постройки здания 1923.
Согласно выписке из протокола <№> заседания ЖБК ЛОВД наст. Егоршино от <дата> не указано, что истец была поставлена на учет на основании п. «а» ст. 9 Закона Свердловской области от 04.05.1995 № 14-03 «О предоставлении жилища в Свердловской области» (обеспечение жилой площадью на одного члена семьи более 15 кв. метров). Тем более, что на момент постановки на учет, истец проживала одна. Была в разводе. Сын истца - Усов Василий Алексеевич родился <дата>.
Для подтверждения неудовлетворительного технического состояния Квартиры и включения истца в список нуждающихся в улучшении жилищных условий ЛО МВД России на ст. Екатеринбург-Пассажирский истцу было предложено предоставить дополнительные документы. Согласно техническому паспорту на 15.10.2013 физический износ здания составил 65 процентов, что так же подтверждается справкой СОГУП «Артемовского бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от 17.05.2013. В 2015 году она заключила договор с ООО «Планета» на проведение технического обследования Квартиры. Согласно заключения по результатам технического обследования, процент физического износа жилого дома по состоянию на 05.06.2015 составляет 68 процентов.
На основании указанного заключения Распоряжением главы Администрации Артемовского городского округа <№>-РА от 18.02.2016 «О признании нежилого помещения непригодным для проживания» квартира признана непригодной для проживания.
Истец является матерью-одиночкой и возможности улучшить техническое состояние Квартиры не имеет. Фактически истец с сыном не проживают в Квартире с 2015 года, арендуют жилье. С <дата> истец проживает по договору найма жилого помещения в квартире по адресу: <адрес>.
Считает, что нарушений при постановке истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имелось, так как истец была принята на учет на основании п. «б» ст. 9 Закона Свердловской области от 04.05.1995 № 14- 03 «О предоставлении жилища в Свердловской области».
На основании решения ЖБК JIO МВД на ст. Екатеринбург-Пассажирский в 2016 году истец была включена в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программой «Жилище» согласно дате постановки на жилищный учет.
Истец была уверена, что у нее имеются все основания на получение жилищного сертификата по указанной программе. Тем более о том, за каким номером она занимает очередь на получение сертификата, ответчик уведомлял истца ежегодно (сохранившиеся уведомления прилагает)
Решением Артемовского городского суда Свердловской области от 24.07.2024 в удовлетворении иска отказано.
С решением не согласилась истец, подала на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что решение жилищно-бытовой комиссии от 22.01.1997 о принятии её на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий принято на основании предоставленных ею документов, поскольку она проживала в жилом помещении, которое не соответствовало установленным санитарным и техническим требованиям. Ею при подаче заявления о признании нуждающейся в комиссию предоставлялись справка-характеристика жилого помещения и акт обследования, но в личном деле этих документов не сохранилось. На момент покупки квартиры по адресу <адрес>, она находилась в составе жилого фонда Министерства путей сообщения, которое осуществляло его обслуживание и проводило техническое обследование. В муниципальную собственность квартира передана на основании постановления главы муниципального образования «<адрес>» от 09.12.1997 №913. Ответчиком не представлены документы, поданные истцом в 1997 году в комиссию вместе с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем нельзя говорить о том, что имеются документы не соответствующие действительности. Указание в решении жилищной комиссии, что она принята на учет нуждающихся на основании п. «а» ст. 9 Закона Свердловской области (обеспеченность жилое площадью более 15 кв.м.) противоречит материалам дела. Суд необоснованно пришел к выводу об отсутствии основания для признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий в 1997 году в соответствии с п. б. ст.9 Закона «Свердловской области» от 04.05.1995 №14-ОЗ «О предоставлении жилища в Свердловской области», поскольку принадлежащее ей жилое помещение построено в 1923 году в границах полосы отвода железнодорожного транспорта на станции Егоршино, из благоустройства имелось только электрическое освещение. При этом проживала она в г. Артемовске, где имеется центральное отопление, водоснабжение и канализация. Согласно техническому паспорту физический износ здания составляет 65 процентов на 15.10.2013. Распоряжением главы Администрации Артемовского городского округа квартира признана непригодной для проживания.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Истец, третье лицо Усов В.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третье лицо Администрация Артемовского городского округа, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции посредством заблаговременного размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет", а также путем направления извещения на адрес электронной почты, явку своего представителя, наделенного в установленном порядке полномочиями, не обеспечило.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб, и возражений на нее, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из совокупности представленных и исследованных в судебном заседании письменных материалов дела установлено, что Усова Галина Анатольевна в период с <дата> по <дата> проходила службу в органах внутренних дел УТ МВД России по УрФО.
Уволена со службы в органах внутренних дел с <дата> с должности инженера группы информационных технологий связи и защиты информации подразделения тылового обеспечения ЛО МВД России на ст. Екатеринбург-Пассажирский по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью (Приказ ЛО МВД России на ст. Екатеринбург-Пассажирский от <дата> <№> л/с).
На основании договора купли-продажи от <дата>, зарегистрированного в Артемовском БТИ за <№> от <дата>, Усовой Г.А. принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> общей площадью 30.5 кв. метров (далее - Квартира) (том 1 л.д. 94-95).
Решением жилищно-бытовой комиссии ЛОВД ст. Егоршино от 22.01.1997 года Усова Г.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в ЛОВД на станции Егоршино СУВДТ МВД РФ (далее по тексту – учет) (том 1 л.д. 20-21)..
В протоколе заседания жилищно-бытовой комиссии основание постановки истца на учет не указано. Из выписки из протокола № 2 заседания ЖБК ЛОВД на ст. Егоршино от 04.03.1997 года следует, что 22.01.1997 на рассмотрение ЖБК поступило заявление от инженера-программиста ЛОВД на <адрес> лейтенанта милиции Давыдовой Галины Анатольевны по поводу постановки ее на учет для улучшения жилищных условий. Давыдова Г.А. проживает в 1-комнатной неблагоустроенной квартире по адресу: <адрес>. Занимаемая ею должность финансируется за счет средств федерального бюджета. Рассмотрены все ее представленные документы, признано необходимым включить Давыдову Г.А. в список очередности ЛОВД на ст. Егоршино, так как она является нуждающейся на улучшение жилищных условий (л.д. 165-166 том 1).
Согласно протокола <№> от <дата> заседания жилищно-бытовой комиссии УТ МВД России по УрФО», рассмотрен вопрос о выдаче государственного жилищного сертификата Усовой Г.А. Комиссией принято решение отказать Усовой Г.А. в выдаче сертификата в связи с отсутствием права на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 5 Правил, утв. Постановлением Правительства от 21.03.2006 №153.
Разрешая требования Усовой Г.А. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания, указанные в протоколе от №31 от 08.12.2023, об отказе в получении государственного жилищного сертификата являются законными, поскольку они соответствуют пункту 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.
Оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном акте, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного закона) (далее по тексту - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрен порядок предоставления сотрудникам органов внутренних дел единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Частью 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Как следует из части 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 г., и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2014 г. N 505-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частью 1 статьи 44 Федерального закона "О полиции", частью 6 статьи 4, частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вводя новый порядок обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями - в виде предоставления им единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, федеральный законодатель предусмотрел распространение данной льготы и на граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, которые до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (т.е. до 1 марта 2005 г.) были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (статья 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют, в том числе, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники.
Согласно пункту 19 названных Правил для участия в ведомственной целевой программе граждане, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения), в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе с приложением документов.
Основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил (пункт "а"), непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил (пункт "б"), недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах (пункт "в"), реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета (пункт "г") (пункт 22 Правил).
Таким образом, из анализа действующего правового регулирования следует, что сотрудники, уволенные из органов внутренних дел и имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более, могут претендовать на меры государственной поддержки по обеспечению жилым помещением в случае признания за ними нуждаемости в улучшении жилищных условий, в связи с чем они должны состоять на соответствующем учете при соблюдений условий, в том числе при необеспеченности в установленном размере жилой площадью на состав семьи. При этом лицо, претендующее на меры социальной поддержки, как в виде предоставления государственного жилищного сертификата, так и в виде социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, должны представить документы, подтверждающие их нуждаемость в мерах социальной поддержки по обеспечению их жилым помещением. В том числе при постановке на учет лица в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, учитывается наличие у него в пользовании или собственности других жилых помещений, а также обстоятельства намеренного ухудшения им своих жилищных условий.
Из материалов дела следует, что Усовой Г.А. условия для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не соблюдены, судом первой инстанции дана надлежащая оценка установленным обстоятельствам и сделан обоснованным вывод о том, что фактически не имеется оснований считать истца нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях предоставления мер социальной поддержки.
В соответствии с со ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент принятия истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов (п. 1); проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям (п. 2); проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно (п. 3); проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений (п. 4); проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением (п. 5); проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади (п. 6).
Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 (далее - Правила от 31 июля 1984 года N 335, Правила) устанавливался единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. п. "б" п. 7 указанных выше Правил, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Таким образом, для подтверждения права постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо представить выданное уполномоченным органом соответствующее заключение о непригодности жилого помещения для проживания по санитарным или техническим требованиям.
Действующие в период постановки Усовой Г.А. на учет Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относило: - каменные дома с физическим износом свыше 70%; - деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Из пунктов 3.2 и 3.5 указанного Положения следует, что подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания производится межведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов. Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Утвержденные исполкомами акты служат основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке. В случае необходимости немедленного расселения граждан из-за аварийной ситуации или обнаружения факторов, особо опасных для здоровья людей, расселение необходимо оформлять в день получения акта комиссии или протокола обследования строительных конструкций.
Рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания должно возлагаться на междуведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов согласно обязательным Приложениям 6 и 7 (пункт 1.2 Положения).
Пунктом 3.4 Положения предусмотрено, что комиссия обязана уточнить величину физического износа жилых зданий и их элементов на основании соответствующего нормативного документа, наличие дефектов планировки и благоустройства, других условий, дающих основание признавать жилые дома и жилые помещения непригодными для постоянного проживания, а также относить их к следующим группам по качественным признакам: пригодные для постоянного проживания; непригодные для постоянного проживания на момент обследования, которые могут быть приведены в пригодное для постоянного проживания состояние при капитальном ремонте, модернизации или реконструкции, что подтверждается технико-экономическими обоснованиями; непригодные, дефекты которых не могут быть устранены технически или их устранение экономически нецелесообразно.
В результате работы комиссии оформляется акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания.
В соответствии с частью 4 статьи 15 ЖК РФ, вступившего в силу с 01 марта 2005 года, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
На основании приведенной нормы Правительство Российской Федерации Постановлением от 28 января 2006 года N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, действие которого согласно его пункту 2 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Пунктом 7 данного Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и многоквартирных муниципальных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции созданной уполномоченным органом местного самоуправления межведомственной комиссии.
В соответствии с пунктом 49 указанного Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.
Между тем, такое заключение истцом при постановке её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 04.03.1997 в жилищно-бытовую комиссию представлено не было.
Оснований полагать об обратном у судебной коллегии не имеется, поскольку в заявлении истца о постановке её на учет не указано, что она проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, к заявлению какие-либо документы относительно состояния жилого помещения не приложены.
Представленный в материалы дела технический паспорт жилого помещения на 17.05.2013 год, из которого следует, что в жилом доме по адресу: <адрес>4 отсутствует центральный водопровод, горячее водоснабжение, центральная и автономная канализация, центральное отопление, процент физического износа составляет 65% (том 1 л.д. 65-69) не подтверждает его не соответствие установленным санитарным и техническим требованиям (п. 2 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР) на момент постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в марте 1997 года; технический паспорт на 1997 год, акт проверки жилищных условий по данному дому на момент постановки истца на жилищный учет отсутствует.
Кроме того в силу пункта 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Процент износа дома, в котором находится квартира истца, на 2013 года составляет 65%, что не выше предусмотренного нормативным актом для признания его непригодным для проживания. О проценте износа жилого помещения на 1997 год сведений материалы дела не содержат.
Таким образом, на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий к лицам, указанным в п. 2 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР истец не относилась, поскольку доказательств проживания в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, не представлено.
Также на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий истец не относилась к лицам, указанным в п. 6 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР поскольку была обеспечена жилой площадью выше нормы жилой площади для принятия граждан на учет.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Указанная норма не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 01.03.2005 принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет. Однако, такое снятие с учета может быть осуществлено в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, поскольку такое основание предусматривалось Жилищным кодексом РСФСР.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Аналогичная норм была предусмотрена в пункте 3 части 1 статьи 32 ЖК РСФСР, согласно которой граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Поскольку на момент принятия на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий истец была обеспечена жилой площадью на одного члена семьи выше уровня, установленного на территории Свердловской области, документов о несоответствии жилого помещения техническим и санитарным нормам и правилам в жилищно-бытовую комиссию для правильного решения вопроса о принятии её на учет представлено не было, то у жилищно-бытовой комиссии имелись предусмотренные п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ основания для отказа Усовой Г.А. в выдаче сертификата в связи с отсутствием права на получение социальной выплаты на основании подп. "а" пункта 22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153.
Признание жилого дома по адресу: <адрес> Распоряжением Администрации Артемовского городского округа от 18.02.2016 непригодным для проживания правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку на дату постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий жилое помещение непригодным для проживания не признавалось.
Доводы апеллянта о том, что в решении комиссии от 08.12.2023 сделан неверный вывод о том, что она неправомерно поставлена на учет нуждающихся в связи с обеспеченностью жилой площадью на одного человека более 15 кв.м., правового значения для разрешения спора не имеют, поскольку при решении вопроса о законности или незаконности снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях и восстановлении на соответствующем учете суд должен выяснить, по какому основанию гражданин был поставлен на учет, имелись ли фактически предусмотренные законом основания для принятия его на учет, что и было выполнено судом первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Нарушений норм материального и процессуального законодательства, а также нарушений принципов состязательности и равноправия сторон судом не допущено, каких-либо данных, свидетельствующих об одностороннем рассмотрении дела, в материалах дела не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Артемовского городского суда Свердловской области от 24.07.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Зонова
Судьи Т.Е.Ершова
О.В.Хрущева