Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 декабря 2021 года.
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Брижевской И.П.
При секретаре ФИО5
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Министерству здравоохранения <адрес>, 3-е лицо ГАУЗ МО «Химкинская областная больница», Министерство здравоохранения Российской Федерации об обеспечении медицинским препаратом,
у с т а н о в и л:
ФИО3 в обратилась в суд с исковыми требованиями интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1 к Министерству здравоохранения <адрес> о возложении обязанности обеспечить ФИО1 лекарственным препаратом «Betaine anhydrous» по медицинским (жизненным) показаниям в необходимом количестве в соответствии с рекомендациями консилиума.
В обоснование заявленных требований указывает, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-инвалидом с 2019 года в связи с дегенеративным заболеванием нервной системы, гомоцистинурия, обусловленная гетерозиготными мутациями в гене MTHFR, симптоматическая эпилепсия, атактико-полиневропатический синдром, нарушение психоречевого развития, гиперметропия слабая, хордальная дисфункция. В связи с имеющимся заболеванием, ФИО1 наблюдается у врача генетика по месту жительства в ГАУЗ МО «Химкинская областная больница», а также в медико-генетическом центре ГБУЗ МО МОНИКИ им. ФИО6, РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. ФИО2. В соответствии с решением врачебной комиссии РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по жизненным показаниям, в связи с абсолютной резистентностью (невосприимчивостью) ребенка ко всем получаемым АЭП (антиэпилептическим препаратам), тяжестью течения заболевания, наличия частых приступов, разрешен к индивидуальному ввозу и применению не зарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат «Betaine anhydrous» из расчета потребности в препарате: 7,5 г в сутки, 225 г в месяц, 2700 г в год до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заключения консилиума врачей РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обращалась в Министерство здравоохранения <адрес> для решения вопроса обеспечения ее сына вышеуказанным препаратом.
Однако до настоящего времени, ее сын остается без указанного лекарственного препарата, что нарушает право ее ребенка ФИО1 на охрану здоровья, влечет угрозу его жизни и здоровью.
Представитель ответчика Министерство здравоохранения <адрес> по доверенности ФИО7 в судебное заседание явился, заявленные требования не признал.
Представитель 3-го лица ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» по доверенности ФИО8 в судебное заседание явился, заявленные требования не признал.
Истец в судебное заседание не явилась. В поступившем в суд заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования поддержала.
Представитель 3-го лица Министерство здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом – судебными извещениями. Заявлений от ответчика с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, а также с указанием уважительности причин неявки в судебное заседание в суд не поступало.
Выслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 2019 года установлена категория инвалидности «ребенок-инвалид», что подтверждается справкой ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда ФИО2 БМСЭ № серии МСЭ-2018 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из медицинской карты №-с ФИО1 установлен диагноз дегенеративное заболевание нервной системы, гомоцистинурия, обусловленная гетерозиготными мутациями в гене MTHFR, симптоматическая эпилепсия, атактико-полиневропатический синдром, нарушение психоречевого развития, гиперметропия слабая, хордальная дисфункция.
В связи с имеющимся заболеванием, ФИО1 наблюдается у врача генетика по месту жительства в ГАУЗ МО «Химкинская областная больница», а также в медико-генетическом центре ГБУЗ МО МОНИКИ им. ФИО6, РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. ФИО2.
В соответствии с решением врачебной комиссии РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по жизненным показаниям, в связи с абсолютной резистентностью (невосприимчивостью) ребенка ко всем получаемым АЭП (антиэпилептическим препаратам), тяжестью течения заболевания, наличия частых приступов, разрешен к индивидуальному ввозу и применению не зарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат «Betaine anhydrous» из расчета потребности в препарате: 7,5 г в сутки, 225 г в месяц, 2700 г в год до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заключения консилиума врачей РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обращалась в Министерство здравоохранения <адрес> для решения вопроса обеспечения ее сына вышеуказанным препаратом.
Однако до настоящего времени, ее сын назначенным препаратом не обеспечен.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Согласно ст. 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В силу ст. 11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Исходя из положений статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного Федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.
В разъяснениях Министерства здравоохранения Российской Федерации «По вопросу подачи документов и заявления на ввоз незарегистрированных лекарственных средств» указано, что действующим законодательством установлена возможность ввоза на территорию Российской Федерации не имеющих государственной регистрации лекарственных препаратов, приобретенных за пределами территории Российской Федерации физическими лицами для личного использования и юридическими лицами для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента, и определен порядок осуществления такого ввоза.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года№ «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» утверждены Правила ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации.
Данный документ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждены новые Правила ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктами 12.10, 12.11 Положения о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, на Министерство возложена обязанность по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>; по организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства и доводы сторон суд приходит к выводу о том, что ФИО1 являясь ребенком-инвалидом имеет право на бесплатное обеспечение лекарственных препаратом «Betaine anhydrous», незарегистрированным на территории Российской Федерации и не имеющим аналогов в Российской Федерации, назначенным ему в установленным законом порядке по жизненным показания и разрешенным к ввозу в Российскую Федерацию, в связи чем исковые требования о возложении обязанности на Министерство здравоохранения <адрес>, как на исполнительный орган государственной власти, осуществляющий государственное регулирование в сфере здравоохранения на территории <адрес>, по обеспечению данным лекарственным средством в необходимом количестве, подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд, считает, что в соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, решение суда следует обратить к немедленному исполнению, так как лекарственный препарат необходим ребенку по жизненным показаниям и является дорогостоящим, с учетом характера заболевания, промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению его состояния здоровья, в связи с чем, имеется реальная необходимость незамедлительного исполнения решения суда в части возложения на ответчика обязанности обеспечить ребенка истца указанным лекарственным препаратом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения <адрес> ежегодно по медицинским показаниям обеспечивать бесплатно ребенка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственным препаратом «Betaine anhydrous» в количестве, рекомендованном консилиумом.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: И.П.Брижевская
Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: И.П.Брижевская